Фил. 2:6: "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу"
Как связано хищение, кража, со словами Павла?
Кража понимается буквально как похищение материальных ценностей одной личностью у другой (хотя тут уместен вопрос о том, что же человек имеет своего, ибо все тварное принадлежит Творцу, и человек не исключение из этого правила).
Но очевидно, что в данном случае Павел пишет о совершенно ином разумении кражи, потому что по букве здесь выходит полная бессмыслица: кто здесь что у кого украл?
Однако не будем сомневаться в мудрости и исполненности Духом Апостола, и попробуем разрешить эту проблему.
Вопрос стоит так: что можно украсть в невидимом, там, где сокровище наше нетленное, где обитает Бог? Опять же, разве не все принадлежит Ему?
И вот выясняется, что кража является следствием отделения человека от Бога: человек почитает что-либо своим, индивидуальным, собственным.
Где еще мы встречаемся с воровством? Ну конечно же: "Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали."
Спрашивается, с какого апостол назвал Иуду вором? Да потому что он копил деньги, богатство, знание об Иисусе, знания о Боге. И копил он их для себя, не делясь, скрывая знание (что самое интересное, что человек, изучая что-либо, в том числе и Священное Писание, всегда поступает в точности как Иуда, только не отдает себе отчета в этом).
Но "нет ничего тайного, что не стало бы явным". Когда расселось чрево его, то выпали все внутренности его. И сделалось то известным всем жителям Иерусалима.
Кажущаяся простота и безобидность такого объяснения заповеди "не кради" скрывает за собой поистине грандиозный смысл: нет ничего твоего, что ты считаешь своим: абсолютно все Божье и все твое.
Ведь одним из первых следствий греха вкушения запретного плода было утаение от Бога. Адам, осознав что-то, скрыл себя, почел что-то недостойным демонстрации, сакральным, скрытым. Не напоминает хотя бы отдаленно тот же смысл кражи, разобранный выше?
Так вот что хотел донести Павел: хоть и всякий человек создан по образу Божьему и является образом Божьим, но если он не очищает этот образ и не уподобляется, не познает, не становится этим образом, продолжает отделять себя от Бога, почитать что-то своим личным, то есть мыслить по-человечески, по-плотски - он крадет.
Человек может провозгласить себя богоподобным, но у него будет долг перед Богом, если он не познал Бога в совершенстве: тот долг, который в притче прощается должникам. И одно дело знать о долге и отрабатывать его - познавать Бога, другое дело знать о долге, но ничего не предпринимать: это будет расцениваться как кража.
И еще интересно то, что отсюда видно, как человек сам себя наказывает, не познавая Бога в себе.
Как связано хищение, кража, со словами Павла?
Кража понимается буквально как похищение материальных ценностей одной личностью у другой (хотя тут уместен вопрос о том, что же человек имеет своего, ибо все тварное принадлежит Творцу, и человек не исключение из этого правила).
Но очевидно, что в данном случае Павел пишет о совершенно ином разумении кражи, потому что по букве здесь выходит полная бессмыслица: кто здесь что у кого украл?
Однако не будем сомневаться в мудрости и исполненности Духом Апостола, и попробуем разрешить эту проблему.
Вопрос стоит так: что можно украсть в невидимом, там, где сокровище наше нетленное, где обитает Бог? Опять же, разве не все принадлежит Ему?
И вот выясняется, что кража является следствием отделения человека от Бога: человек почитает что-либо своим, индивидуальным, собственным.
Где еще мы встречаемся с воровством? Ну конечно же: "Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали."
Спрашивается, с какого апостол назвал Иуду вором? Да потому что он копил деньги, богатство, знание об Иисусе, знания о Боге. И копил он их для себя, не делясь, скрывая знание (что самое интересное, что человек, изучая что-либо, в том числе и Священное Писание, всегда поступает в точности как Иуда, только не отдает себе отчета в этом).
Но "нет ничего тайного, что не стало бы явным". Когда расселось чрево его, то выпали все внутренности его. И сделалось то известным всем жителям Иерусалима.
Кажущаяся простота и безобидность такого объяснения заповеди "не кради" скрывает за собой поистине грандиозный смысл: нет ничего твоего, что ты считаешь своим: абсолютно все Божье и все твое.
Ведь одним из первых следствий греха вкушения запретного плода было утаение от Бога. Адам, осознав что-то, скрыл себя, почел что-то недостойным демонстрации, сакральным, скрытым. Не напоминает хотя бы отдаленно тот же смысл кражи, разобранный выше?
Так вот что хотел донести Павел: хоть и всякий человек создан по образу Божьему и является образом Божьим, но если он не очищает этот образ и не уподобляется, не познает, не становится этим образом, продолжает отделять себя от Бога, почитать что-то своим личным, то есть мыслить по-человечески, по-плотски - он крадет.
Человек может провозгласить себя богоподобным, но у него будет долг перед Богом, если он не познал Бога в совершенстве: тот долг, который в притче прощается должникам. И одно дело знать о долге и отрабатывать его - познавать Бога, другое дело знать о долге, но ничего не предпринимать: это будет расцениваться как кража.
И еще интересно то, что отсюда видно, как человек сам себя наказывает, не познавая Бога в себе.
Комментарий