"4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои." ( РСЃСРѕРґ в РРёРєРёСека)
"8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, 9 не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 10 и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои." ( РСРѕСозаконие в РРёРєРёСека )
1.
Я спрашивал знакомых из праволавных христиан, не нарушает ли иконопочитание второю заповедь. На что наиболее частным ответом был: "имея перед глазами образ молится легче"
Но является ли "легче" оправданием нарушения заповеди? А если кому легче прелюбодействовать чем противостоять желанию? или кому-то легче воровать чем работать? И вообще разве в заповедях предписания о том, как делать легче, как раз наоборот, иначе зачем бы нужны были заповеди?
2.
Вторым вариантом ответа был "мы поклоняемся и молимся не самому изображению, а тому чей лик на иконе"
По поводу самой возможности молиться и поклоняться кому либо иному кроме того кто вывел евреев из египта вопрос был в предыдущей теме ("первая заповедь ...")
Но ведь и язычники поклоняются не самим изображениям, а тому кого они изображают. И следует полагать что во время Иисуса заповедь сию понимали по иудейской традиции так что вообще не следует использовать в богослужебной практике изображения, и Иисус не высказывал никаких поучений относительно неправильного понимания этой заповеди своими современниками. Мы видим что в том случае, когда он счиал нужным истолковать заповеди неправильно понимаемые он это делал. См. Нагорную проповедь, формула: "Вы слышали, что сказано древним: .... А Я говорю вам ..." встречается несколько раз"
Следовательно он не видел ничего неправильно в религиозной практике иудеев строго запрещавших какое либо изображение Бога равно как и архангелов и т.п. в религиозной практике.
3.
Говорят (наиболее продвинутые): изваяние херувимов были на ковчеге завета.
Но ведь, очевидно что наличие исключения из правила (а это было опраданное исключение ибо было предписано тем же кто дал заповеди) не отменяет самого правила.
К тому же следует заметить херувимам никто и не думал поклоняться.
4. Говорят: был нерукотворный лик христа на некоем полотенце.
Но очевидно, что заповедь не запрещает появления нерукотворных ликов, заповедь запрежает а) создавать изображения для поклонения, и б) поклонятся изображениям.
Так что тот факт, что где-то отразился лик Иисуса (в воде, в зеркале, в картине художника-язычника заповедью не связанного, и т.п.) не является основанием для нарушения заповеди запрещающей таким изображениям поклоняться.
Цитата в заключение:
"17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном." (РС РР°ССея СЃРІСЏСРѕРµ благовесСвование в РРёРєРёСека)
Хотелось бы услышать мнения христиан присуствующих на форуме, по поводу второй заповеди и иконопочитания: не считаете ли вы что иконопочитание нарушает вторую заповедь? и если считаете что не нарушает, то почему?
Я также исхожу из того, что и заповеди данные на горе Синай и Нагорная проповедь были обращены к присуствовавшим там простым людям, это не было нечто произносимое на кафедре богословия и доступное для понимания исключительно людям с высшим богословским образованием. Т.е. мне кажеться что это надо понимать просто и буквально, как слова обращенные к простому народу. Или я не прав?
"8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, 9 не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 10 и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои." ( РСРѕСозаконие в РРёРєРёСека )
1.
Я спрашивал знакомых из праволавных христиан, не нарушает ли иконопочитание второю заповедь. На что наиболее частным ответом был: "имея перед глазами образ молится легче"
Но является ли "легче" оправданием нарушения заповеди? А если кому легче прелюбодействовать чем противостоять желанию? или кому-то легче воровать чем работать? И вообще разве в заповедях предписания о том, как делать легче, как раз наоборот, иначе зачем бы нужны были заповеди?
2.
Вторым вариантом ответа был "мы поклоняемся и молимся не самому изображению, а тому чей лик на иконе"
По поводу самой возможности молиться и поклоняться кому либо иному кроме того кто вывел евреев из египта вопрос был в предыдущей теме ("первая заповедь ...")
Но ведь и язычники поклоняются не самим изображениям, а тому кого они изображают. И следует полагать что во время Иисуса заповедь сию понимали по иудейской традиции так что вообще не следует использовать в богослужебной практике изображения, и Иисус не высказывал никаких поучений относительно неправильного понимания этой заповеди своими современниками. Мы видим что в том случае, когда он счиал нужным истолковать заповеди неправильно понимаемые он это делал. См. Нагорную проповедь, формула: "Вы слышали, что сказано древним: .... А Я говорю вам ..." встречается несколько раз"
Следовательно он не видел ничего неправильно в религиозной практике иудеев строго запрещавших какое либо изображение Бога равно как и архангелов и т.п. в религиозной практике.
3.
Говорят (наиболее продвинутые): изваяние херувимов были на ковчеге завета.
Но ведь, очевидно что наличие исключения из правила (а это было опраданное исключение ибо было предписано тем же кто дал заповеди) не отменяет самого правила.
К тому же следует заметить херувимам никто и не думал поклоняться.
4. Говорят: был нерукотворный лик христа на некоем полотенце.
Но очевидно, что заповедь не запрещает появления нерукотворных ликов, заповедь запрежает а) создавать изображения для поклонения, и б) поклонятся изображениям.
Так что тот факт, что где-то отразился лик Иисуса (в воде, в зеркале, в картине художника-язычника заповедью не связанного, и т.п.) не является основанием для нарушения заповеди запрещающей таким изображениям поклоняться.
Цитата в заключение:
"17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном." (РС РР°ССея СЃРІСЏСРѕРµ благовесСвование в РРёРєРёСека)
Хотелось бы услышать мнения христиан присуствующих на форуме, по поводу второй заповеди и иконопочитания: не считаете ли вы что иконопочитание нарушает вторую заповедь? и если считаете что не нарушает, то почему?
Я также исхожу из того, что и заповеди данные на горе Синай и Нагорная проповедь были обращены к присуствовавшим там простым людям, это не было нечто произносимое на кафедре богословия и доступное для понимания исключительно людям с высшим богословским образованием. Т.е. мне кажеться что это надо понимать просто и буквально, как слова обращенные к простому народу. Или я не прав?
Комментарий