У Матфея и Марка притча о сеятеле имеет в целом схожий вид.
3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; 4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. 6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Мат. 13
Давайте, если вы не против, рассмотрим случай с каменистой почвой.
Итак, упоминаются места каменистые, где земля имеет небольшую глубину.
Соответственно семя, попадая в такую землю, всходит быстро, как в теплице.
Далее и Марк, и Матфей вставляют в текст притчи солнце. Увядает посеянное семя не просто так, как у Луки, - но в связи с восходом солнца: когда солнце взошло, семя увяло.
Давайте сравним с Лукой:
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
Лук. 8
Лука считает, что причина увядания посеянного семени не в солнце, а в недостатке влаги.
Да и почвы у Луки как таковой мы не видим. У Луки семя падает не в землю, а прямиком на камень.
Лука и объясняет эту притчу (в части каменистой земли) так:
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
Лук. 8
А что же Марк с Матфеем? Какое толкование каменистой почвы они оставляют за господом Иисусом?
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
Мат. 13
Давайте сравним теперь притчу с её толкованием - у Марка и Матфея.
Итак, солнце всходит, и семя увядает, - настаёт скорбь или гонение за слово, и соблазняются.
Мне кажется, довольно очевидно, что скорбь и гонения сравниваются с восходом солнца.
И это весьма необычно, потому что мы склонны рассматривать солнце как некий образ для подателя благ: солнце и светит, и греет, и способствует росту растений, фотосинтезу и т.п.
Марк и Матфей же считают, что взошедшее солнце - это как скорби и гонения.
Почему они так считают и почему так не считает Лука?
Можно предположить, что Лука - самый эллинистический изо всех евангелистов.
Лука во многом исходит из быта народов, живущих в условиях эллинизма.
Марк и Матфей исходят из иудейских писаний и видят в солнце эсхатологию, которую формулирует ярче всех Иоанн в Книге Откровение: солнце и мрачное, и немилосердно палит, и жжёт, - а в конце-концов (или в конце веков) и вовсе пропадает из небесного Иерусалима.
Что скажете?
3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; 4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. 6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Мат. 13
Давайте, если вы не против, рассмотрим случай с каменистой почвой.
Итак, упоминаются места каменистые, где земля имеет небольшую глубину.
Соответственно семя, попадая в такую землю, всходит быстро, как в теплице.
Далее и Марк, и Матфей вставляют в текст притчи солнце. Увядает посеянное семя не просто так, как у Луки, - но в связи с восходом солнца: когда солнце взошло, семя увяло.
Давайте сравним с Лукой:
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
Лук. 8
Лука считает, что причина увядания посеянного семени не в солнце, а в недостатке влаги.
Да и почвы у Луки как таковой мы не видим. У Луки семя падает не в землю, а прямиком на камень.
Лука и объясняет эту притчу (в части каменистой земли) так:
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
Лук. 8
А что же Марк с Матфеем? Какое толкование каменистой почвы они оставляют за господом Иисусом?
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
Мат. 13
Давайте сравним теперь притчу с её толкованием - у Марка и Матфея.
Итак, солнце всходит, и семя увядает, - настаёт скорбь или гонение за слово, и соблазняются.
Мне кажется, довольно очевидно, что скорбь и гонения сравниваются с восходом солнца.
И это весьма необычно, потому что мы склонны рассматривать солнце как некий образ для подателя благ: солнце и светит, и греет, и способствует росту растений, фотосинтезу и т.п.
Марк и Матфей же считают, что взошедшее солнце - это как скорби и гонения.
Почему они так считают и почему так не считает Лука?
Можно предположить, что Лука - самый эллинистический изо всех евангелистов.
Лука во многом исходит из быта народов, живущих в условиях эллинизма.
Марк и Матфей исходят из иудейских писаний и видят в солнце эсхатологию, которую формулирует ярче всех Иоанн в Книге Откровение: солнце и мрачное, и немилосердно палит, и жжёт, - а в конце-концов (или в конце веков) и вовсе пропадает из небесного Иерусалима.
Что скажете?
Комментарий