Масленица и Великий пост

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • rvel
    Участник

    • 20 March 2013
    • 4

    #1

    Масленица и Великий пост

    Помогите разобраться. Услышала мнение, что Масленица - это языческий праздник и заканчивается он в день весеннего равноденствия 20 марта. В тоже время мы празднует Масленицу и она у нас заканчивается прощеным воскресеньем. в этом году 17 марта. Справедливо ли такое мнение? Если да, то какое отношение православные имеют к Масленице?
  • Тимофей-64
    Ветеран

    • 14 October 2011
    • 11282

    #2
    Сообщение от rvel
    Помогите разобраться. Услышала мнение, что Масленица - это языческий праздник и заканчивается он в день весеннего равноденствия 20 марта. В тоже время мы празднует Масленицу и она у нас заканчивается прощеным воскресеньем. в этом году 17 марта. Справедливо ли такое мнение? Если да, то какое отношение православные имеют к Масленице?
    Есть народное, так сказать, православие, есть классическое.
    Классическое (от соответствующей латыни) - это так, как по школе, так как правильно.
    А антоним этому же слову (в том же языке) - это пролетарское, это поделка абы как.
    Так вот, в пролетарском православии - блины жарят, а то и чучело жгут. Это языческая смесь православия с шаманизмом.

    А по классическому православному календарю - никаких маслениц нет, есть СЫРНАЯ неделя. Для постепенного вхождения в пост мясное в эту неделю уже запрещается, остается только блинки подъесть - молочно-яичное. И богослужение в эту неделю очень характерное, с постоянным напоминанием о посте. В сырную неделю православные ОСОБО ПРИЗЫВАЮТСЯ к примирению с ближними и к делам милосердия. На этой неделе (как и на светлой, пасхальной) - время, когда цари в тюрьмы ходят и на базаре нищих одаривают.

    Ну, а хронологически по календарю, масленица и сырная неделя совпадают - всегда привязываются к православной пасхалии, соединяющей солнечный и лунный календарь.
    День равноденствия, кстати, по старому юлианскому календарю (вследствие на несколько минут длиннейшего в нем года, чем чистый солнечный год) - немного скользит. Так что 22 марта - это условно.
    Спаси, Боже, люди Твоя....

    Комментарий

    • chibuk
      Я живу.

      • 07 October 2005
      • 868

      #3
      На Ваш вопрос ответили сполна
      Вот я христианин, не православный. Масленница для меня - повод поесть вкусных блинчиков. И всё. Понятия поста, милосердия и прощения ни куда не пропали.

      Комментарий

      • rvel
        Участник

        • 20 March 2013
        • 4

        #4
        Спасибо Вам за ответ. Предполагала, что Масленица особого отношения к православию не имеет. Прижилась в народе с дохристианских времён.

        Комментарий

        • Тимофей-64
          Ветеран

          • 14 October 2011
          • 11282

          #5
          Сообщение от rvel
          Спасибо Вам за ответ. Предполагала, что Масленица особого отношения к православию не имеет. Прижилась в народе с дохристианских времён.
          Само слово "масленица" - напоминание о том сыре, который в масле, то есть оно, действительно, церковного происхождения. А праздник в честь Ярилы (божества солнца, вид которого и должен напоминать каждый блин) - это языческое и более раннее.
          Просто у Церкви (и не только, кстати, в христианстве) есть миссионерская стратегия:
          в культуре просвещаемого христианской верой народа не нужно ломать и отрицать все. Некоторые "туземные" культурные элементы сохраняются, но наполняются новым смыслом.
          Вот масленица. Давний праздник встречи весны получил новое смысловое содержание.
          Вместо бога Велеса, покровителя скотины, поминается священномученик Власий Севастийский - и тоже в народе был осмыслен в качестве небесного покровителя скота.
          Празднество в честь Коляды (тоже древний славянский божок, от имени которого происходят и колядки и колдовство) - заменено прославлением родившегося Христа. Да и само Рождество установлено в 4 веке на день солнцестояния, как противовес языческим сатурналиям и рождеству Митры в Древнем Риме.
          А в Африке миссионеры слагают гимны в честь Христа на народные мелодии, с специфическими ритмами. Да, пляшут почти рок - во славу Христа.
          Хорошо это или плохо? Есть и плюсы и минусы. Важно, что примерно так во всех конфессиях и во все века. Это просто факт миссии, так сложилось, так людям проще принимать новую для них веру.
          Спаси, Боже, люди Твоя....

          Комментарий

          • rvel
            Участник

            • 20 March 2013
            • 4

            #6
            Сообщение от Тимофей-64
            ...есть миссионерская стратегия:
            в культуре просвещаемого христианской верой народа не нужно ломать и отрицать все. Некоторые "туземные" культурные элементы сохраняются, но наполняются новым смыслом.
            Да, ассимиляция. Спасибо Вам за ответ.

            Комментарий

            • Тимофей-64
              Ветеран

              • 14 October 2011
              • 11282

              #7
              Сообщение от rvel
              Да, ассимиляция. Спасибо Вам за ответ.
              Нет, не ассимиляция.
              Ассимиляция - это когда одна из столкнувшихся культур исчезает.
              Для этого процесса давно придуман другой термин: инкультурация. Ну, а смысл я вкратце набросал.
              Спаси, Боже, люди Твоя....

              Комментарий

              Обработка...