"Да приидет Царствие Твоё, да будет воля
Твоя на земле, как на небе" (Мт.6:10)
"царство мира соделалось царством Господа
нашего и Христа Его, и будет царствовать
во веки веков" (Отк.11:15)
Эпоха тысячелетнего царства Иисуса Христа, после Его возвращения на землю,- время теократии. Будущего прямого правления Господа над жителями зеили, уцелевшими после трагедии Великой скорби (Мт.24:21, 22).Твоя на земле, как на небе" (Мт.6:10)
"царство мира соделалось царством Господа
нашего и Христа Его, и будет царствовать
во веки веков" (Отк.11:15)
Тогда "за эту тысячу лет Иисус установит новый порядок, которому будут подчиняться все жители земли" [Л.1, стр. 984]. В мессианском царстве именно Бог правит всеми народами (Отк.11:15, Дан.7:14), по Писанию.
"От Меня ученье придёт, станет Моё правосудие светом для народов" (Ис.51:4, б; пер. [Л.2]). "Богом всей земли назовётся Он" (54:5, в; Зах.9:10). Сатана же будет скован, чтобы тысячу лет не мог обманывать народы (Отк.20:1-3, [Л.36, стр. 1039]).
Многочисленные предсказания появления эсхатологического царства Божьего на земле содержатся не только в ТаНаХе (Дан.7:13, 14; Зах.8:3-5, 9:10, 14:9; Ис.9:6,7, 35:1-4, 65:17-21; Мих.4:1-3; Иоил.3:17-21; Соф.3:14-17 и т.д.), но также в Новом Завете, например, Мт.6:10; Лк.1:33; Деян.3:19-21; 1Кор.15:24, 25; Отк.11:15, 20:4-6.
Сбудется всё, записанное в Законе (Мт.5:18), царство обязательно придёт (Отк.11:15, 20:4-6). Наконец исполнится воля Божья на земле, как она осуществляется на небе (Мт.6:10).
Когда же наступит долгожданное Царство Господа на земле? (Лк.1:31-33, Ам.9:13-15, Ис.11:4, а). Не раньше, чем Он "жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого" (11:4, б). Царство начнётся по завершении семидесятой седьмины (Дан.9:24-27), второй её половины, т.е. по окончании Великой скорби.
"Считать, что Царство установлено при первом пришествии Христа - богословская ошибка ... Царство Мессии будет установлено только после Его второго пришествия" [Л.29, стр. 610].
Согласно Систематической библейской эсхатологии, мировая теократия возникнет с возвращением Царя царей на праздник Кущей, тогда Христос заключит новый завет с покаявшимся израильским народом, последний завет.
Ветхозаветные пророки указывают где именно поселится Господь: в городе истины Иерусалиме, на горе святыни (г. Мория), восстановленном Храме (Иез.43:7, 37:27, 28; Зах.2:10-12, 8:3, 12:10-14, 14:9; Мал.3:1; Иоил.3:17, Соф.3:15). "А кроткие унаследуют землю и насладятся благополучием" (Пс.36:11, пер. [Л.9]).
1. На обновлённой Земле
Что же произойдёт с нашей планетой после катастрофических событий Великой скорби? [Л.3, 4].
В результате глобальных стихийных бедствий существенно изменятся нынешние состояния геосферы (земли), гидросферы (морей, океанов, озёр, рек), атмосферы, особенно тропосферы и стратосферы.
Пережившие велико скорбные дни, спасённые Господом, скоро забудут о существовавших прежде геоморфологических особенностях своей местности (Ис.42:14-16). Они начнут привыкать ко всему новому (Еккл.1:11).
"Ибо вот, Я творю ("сотворю" [Л.2]) новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце" (Ис.65:17, "Я сотворю новую землю и новое небо, ничего из прошлого люди не будут помнить" [Л.7]). Иисус Христос обещает, Он сядет на престоле Своей славы, "когда весь мир обновится" (Мт.19:28, пер. [Л.9]).
Авторы работы [Л.5], ссылаясь на публикацию Mooze G.F., пишут. "В раввинистической литературе говорится, что мир будет обновлён и изменён так, что вернётся в первоначальное состояние после сотворения, будучи очищен от греха и зла.
Другие говорили, что земля вернётся к первоначальному хаосу, а затем будет воссоздана в новом качестве. Есть также мнение, что земля будет полностью уничтожена, а новое небо и новая земля - совершенно новый результат творения" (стр. 973).
В каждом из приведенных мнений есть доля истины. Так земля действительно "уничтожится", однако далеко не полностью. Она пройдёт через беспорядок, но к изначальному хаосу не вернётся. Мир обновится, тем не менее в первоначальное состояние после сотворения не возвратится. На Земле останутся люди, уцелевшие в стихийных бедствиях периода Великой скорби.
"По сути, на земле будут жить два типа людей - те, кто остался в живых после Армагеддона, и святые, вернувшиеся вместе с Иисусом. У святых будут прославленные тела, подобные Царю Иисусу ... Прославленные святые будут разговаривать, ходить, питаться и общаться с теми, у кого обычные тела" [Л.34, стр. 223]. Это "воскресшие прославленные верующие в Евангелие других веков" [Л.6, стр. 790; Л.29, стр. 612].
Однако данный сказочный сценарий, по сути, не подтверждается Писанием, ни буквально, ни косвенно. Да, в будущем мессианском царстве сохранится остаток. Но там не будут жить "верующие в Евангелие других веков", останется место для смерти (Ис.65:20), присутствует ложь.
Так Иисус предупреждает, после Великой скорби (Мт.24:21) "восстанут (появятся) лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса" (ст. 24). Они скажут. "Вот здесь Христос" (ст.23), "Смотрите! Он в пустыне! ... Смотрите, Он скрывается в одной из дальних комнат" (ст. 26, пер. [Л.7]).
Нельзя верить им, нужно ждать видимого явления Господа в силе и славе (ст. 30). Через пророка Софонию, Господь даёт указание ждать явления Его. Когда Он соберёт непокорные народы, чтобы излить негодование, явить ярость гнева Своего, "ибо огнём ревности Моей пожрана будет вся земля" (Соф.3:8).
Всемогущий в огне очистит сердца людей, подобно тому как плавят серебряные руды или выплавляют золото. Только затем народы получат уста чистые (ст.9, а), "чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно" (буквально "плечом к плечу")" (ст.9, б).
По окончании Великой скорби [Л.3, 10] останутся люди смиренные да простые (3:12). Даже "блуждающие духом познают мудрость (придут к пониманию), и непокорные научатся послушанию (примут наставление)" (Ис.29:24).
Познавшим логику смерти откроется смысл жизни. Через катастрофические события последних дней, обещает Господь, "страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали ("не отвернулись" [Л.9]) от Меня" (Иер.32:40, б). "Ибо "страх Божий проистекает из опыта познания Его трансцендентности и силы" Л.36, стр. 1164].
2. Собирание Израиля
Что же произойдёт по окончании Великой скорби с теми, кто оста*нется на разорённой, распаханной словно весеннее поле земледельца планете? [Л.3, 4].
После того как Господь сокрушил жезл, поражавший народы, сломал трость притеснителя, снял ярмо, тяготившее их, в Библии предсказываются следующие события, относящиеся к Израилю, а также иным странам.
Йахвэ Элохим возвратит Свой народ в Эрец Йисраэль (Ис.11:11). Через святое семя возродит его. "Но десятой части людей суждено остаться на земле, они не будут уничтожены, ибо они возвратятся к Богу. Они, как корни срубленного дуба, и эти корни святое семя» (6:13, пер. [Л.7]).
Адонай соберёт в единый народ хромых, изгнанных и всех, на кого навёл бедствие (Мих.4:6). Своей не приносящей плоды смоковнице Господь даёт обетование.
"В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветёт (раскинет ветви) Израиль; и наполнится плодами вселенная" (Ис.27:6, "плодами своими весь мир наполнит" [Л.8]).
Обещание исполнится после того как "Господь потрясёт ("Он начнёт молотить" [Л.7], "обмолотит все колосья" [Л.2]) всё от великой реки (Евфрат) до потока Египетского" (27:12, а). Произойдёт это, когда "вострубит великая труба" (ст.13, а).
Тогда, утверждает пророк Исаия, "вы, сыны Израиля, будете собраны (все вместе) один к другому ("все до одного" [Л.2])" (ст.12, б) для поклонения Господу в Иерусалиме (ст.13).

Потому что "Кто рассеял Израиля" в пламенном гневе Своём, "Тот и соберёт его" (Иер.31:10, б). Кто разрушил города, Тот восстановит да заселит их (Иез.36:35-38).
Господь обещает уцелевшему остатку Иакова "они отстроят разрушенные города и будут в них жить" (Ам.9:8-15, пер. [Л.9]), в мессианском царстве (Ис.65:17-21). Ибо окончилось время разрушений, наступило время строить.
Распятием Иеhoшуа ха Машиах (рис.1), Йисраэль посеял ветер, поэтому в День Господень пожнёт "яростный вихрь ... вихрь грозный" (Иер.30:23).
Однако не вечно гневается Бог, простирая гнев на народ Свой из рода в род (Пс.84:5-7). В пылу гнева, скрывая лицо Своё от мятежного дома, оставляя его на малое время (Ис.54:6-8).
Уцелевший скажет в тот день "славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня" (12:1).
3. Возрождение
Устами пророка Иезекииля, Благословенный обещает утешить рассеянный народ после мрачных дней скорби. Соберёт остаток:
"вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны ("куда их забросило в день бури и мглы" [Л.2]) в день облачный и мрачный ("в тёмные мрачные дни" [Л.7]).
"Бог станет их Пастырем - соберёт и приведёт в землю, где будет править ими (в период тысячелетнего царства)" [Л.31, стр. 1016].
"И выведу их из народов и соберу их из (разных) стран, и приведу их (назад) в землю их и (Я) буду пасти их на горах Израилевых" (Иез.34:11-13).
Сам Господь окропит сухие кости живой водой; очистит от грехов глухих, у слепых заменит необрезанное сердце, из хромых изгонит неверный Богу дух. Как обещано.
"Бог сказал: "Я вселю в вас новый дух и изменю ваш разум. Я отберу у вас каменные сердца и взамен их дам нежные человеческие сердца. И вселю в вас Мой Дух, изменю вас так, что вы подчинитесь законам Моим и будете слушать все Мои повеления (Синод. пер. - "уставы Мои будете соблюдать и выполнять").
И тогда вы будете жить на земле, которую Я дал вашим предкам ("отцам вашим"), будете Моими людьми ("народом"), и Я буду вашим Богом" (Иез.36:26-28, пер. [Л.7]). Дух Божий вселится в людей для заключения нового завета. Ибо не имея Духа Его человеческий дух существовать не может, он угасает без дыхания Создателя своего.
Собирание домов Иуды, Иосифа, Ефрема (Ос.11:9-11, Зах.10:6-10, Иез.37:16-23), возвращение Господом остатка из всех стран, "от четырёх концов земли" (Ис.11:11, 12; 43:5-7) придётся на период катастрофических природных явлений.
В те дни горы сдвинутся, холмы поколеблются (Ис.54:10), высохнет залив моря Египетского, пересохнут полноводные знаменитые реки Евфрат (11:15) да Нил (19:5) по причине глобального бедствия.
"И пройдёт бедствие по морю и поразит (в Масоретском тексте «вздыбит») волны морские, и иссякнут все глубины реки " (Зах.10:11). Люди же временно ослепнут да оглохнут (Ис.43:8, [Л.3]).
По окончании же дней скорби все народы соберутся вместе, сойдутся племена (ст. 9). Адонай укрепит народ Свой, они начнут жить во имя Его (Зах.10:12).
"В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: (Давайте) пойдём и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил (растерзал) - и Он исцелит нас, поразил (изранил) - и перевяжет наши раны ... и мы будем жить пред лицем Его" (Ос.6:1, 2).
Истинно так. Уцелевшие в День Господень получат новое сердце, обретут новый дух (Иез.36:26). Смирятся, отвернутся от злых путей, начнут молиться, искать лица Бога. И найдут Его, если станут искать всем сердцем, душой, всем разумением своим.
Комментарий