"И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат
солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня" (Ам.8:9)
солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня" (Ам.8:9)
1. Вступление
Пророк Амос, в евр. транскрипции "Амоц" (означает "несущий бремя"), родом из города Фекоя (Текоя), расположенном в Иудее, 16 км на юг от Иерусалима [Л.1-10]. Однако как и пророк Осия он проповедывал в Израиле (Северном царстве), в городе Вефиль, 19 км на север от Иерусалима [Л.2, 5, 7].
Амос до призвания Богом на пророческое служение был человеком простым, связанным с землёй. Пастухом овец, возможно скотоводом [Л.6, 8] или сборщиком сикимор [Л.1, 2, 5, 8]. Он не входил в религиозные или политические круги [Л.1-3].
Пророк жил во времена правления иудейского царя Озии (792-740 г.г. до Р.Х.) и израильского царя Иеровоама II (793-753). При них страны переживали период экономического подъёма, политического расцвета, военного могущества [Л.1, 3-5, 7, 8]. Амос являлся современником пророков Осии и Исаии [Л.5].
Время написания книги. В точности неизвестно. По-видимому в 762 г. до Р.Х. [Л.8], около 760 года [Л.3, 4, 7], возможно в 752 г., но не позже 738 года [Л.10]. Книга могла быть написана позднее, чем устная пророческая деятельность Амоса около 760 года [Л.2].
Композиция восьмой главы. 1. Видение корзины со спелыми плодами (8:1).
2. Разъяснение видения пророку (8:2-7).
3. Время эсхатологического суда:
а) колебание земли (8:8);
б) солнечное затмение (8:9);
в) плач (8:10).
4. Последствия наказания (8:11-14).
Главная тема. Суд над Израилем, а также народами, противостоящими Богу.
Цель написания. Обличить израильтян в нечестии, объявить о наказании от Господа.
Содержание. Амос рассказывает слушателям о видении (8:1), оно означает,- пришёл конец народу израильскому (8:2, 3), за обман и злые дела (8:4-7).
Время суда наступит после солнечного затмения в полдень (8:9), ещё один признак это колебания земли словно речной волны (8:8). В те дни, праздники превратятся в скорбь, а песни - в плач, рыдания, вопли (8:10).
После стихийных бедствий на земле наступит голод и нехватка питьевой воды (8:13). В том числе голод да жажда слышания слов от Господа (8:11, 12). Но отступники упадут, они уже не встанут (8:14).
Проблема толкования. К какому времени следует отнести исполнение пророчества.
2. Видения Амоса (8:1-3)
Господь Бог открыл пророку 5 видений (7:1, 4, 7; 8:1; 9:1). Они относятся ко времени суда над Его народом (3:4-6), над всеми жителями земли (1:2 - 2:3). Четвёртое откровение касается непосредственно Йисраэля.
"Такое видение открыл ("показал") мне Господь Бог: вот, корзина с спелыми плодами. И сказал ("спросил") Он: что ты видишь, Амос? Я ответил: корзину с (летними) спелыми плодами. Тогда Господь сказал мне: приспел ("пришёл") конец народу Моему, Израилю; не буду более прощать ему (и щадить их не буду)" (8:1, 2; в скобках: текст из [Л.20], в кавычках - из [Л.11]).
В этих стихах, "где фигурирует корзина со спелыми плодами, использована игра слов, основанная на сходстве еврейских слов кайиц ("фрукты") и кец ("конец")" [Л.7, стр. 1015].
Корзина со спелыми "летними" [Л.12, 20] плодами, готовыми для употребления в пищу [Л.1], означает конец сезона урожая. Так и видение Амоца свидетельствует об окончании благополучного существования его морально развращённого народа.
Из игры слов, использованных пророком, следует, "народ "созрел для наказания" [Л.3, стр. 54]. "Израиль сделался "спелым", "созрел" в грехах своих для страшной жатвы: казнь, назначенная ему, более отложена не будет" [Л.8, стр. 455].
Эль Шаддай больше не станет откладывать Свои суды. Содержание наказаний Он открыл нави в первом и втором видениях. Наступит время для саранчи, съедающей позднюю весеннюю траву (7:1, 2), а также огня, пожирающего "великую пучину" да "часть земли" (ст.4).

Исполнится слово Элохим, с которым Он обратился к пророку Цефанйа. "Всё истреблю с лица земли ... истреблю людей с лица земли, говорит Господь" (Соф.1:2, 3).
Истребление коснётся не только Израиля, но также Палестины, Сирии, Иордании, Египта (Ам.1:2 -2:3; Иер.25:15-38), всех стран в мире (Ис.13:5-12, 24:1-22; Мт.13:38-42, 2Пет. 3:6-10).
Трупы не погребённых людей словно отбросы заполнят землю (Ис.5:25, Отк.19:17-21, рис 1). Как провидит Амос.
"Песни чертога (песнопения в храмах) в тот день обратятся в (похоронные) рыдание, говорит Господь Бог; много (повсюду) будет трупов, на всяком месте будут бросать их молча (в молчании люди будут выносить мёртвые тела и сваливать их в кучу)" (8:3; в скобках, текст из [Л.13]; концовка стиха "на всё снизойдёт тишина" [Л.12]).
Слова "в тот день" тождественны ранее использованному пророком выражению "день Господень". Времени горя, плача и тьмы (5:17-20), дни посещения Адонаем земли (ст.17; Авв.3:3-12) для мщения врагам Своим (Наум.1:2-6). Живые пожнут то, что посеяли мёртвые. На земле воцарится гробовое молчание, "молчание отчаяния" [Л.21].
3. Обличения пророка (8:4-6)
Обращаясь к слушателям (3:1), провидец Амоц, как его современник Йешайа (Ис.42:9), сообщает им истину важную во все времена.
"Ибо Господь Бог ничего не делает (не совершает), не открыв Своей тайны (планов) рабам Своим пророкам" (Ам.3:7; в скобках, уточнения из [Л.14]).
Теперь, открыв тайну Яхве Цеваот "приспел конец народу Моему, Израилю" (8:2, в), пастух-пророк имеет моральное право обличить народ в нечестии. В первую очередь, богатых купцов.
"Выслушайте это, алчущие поглотить ("топчущие") бедных (обездоленных) и погубить (истребляющие) нищих" (8:4; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.11]).
К элите израильского общества с обличениями будет обращаться Цефанйа (Соф.3:1-4), упрекая её в неуёмном стяжательстве. Ради наживы правители грабят ближнего, поглощая его словно рыкающие львы, а судьи истребляют его будто вечерние волки (ст.3).
Но в чём конкретно обвиняет Амоц зажиточных жителей Йисраэля? топчущих обездоленных, истребляющих неимущих.
"(Вы говорите) говорящие: Когда же пройдёт праздник Новолуния, чтобы нам продавать зерно, и суббота закончится, чтобы нам торговать пшеницей?- урезающие меру (убавим эфу), завышающие цену (увеличим шекель) и обманывающие неточными весами (подделаем гири, будем обвешивать!)" (8:5, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.14]).
В праздничные дни, например, новолуние или субботу нельзя торговать, что вызывало у торговцев недовольство, желание обойти этот запрет [Л.15]. Жажда наживы толкала их уменьшать меры объёма, использовать неверные (поддельные) меры веса, искусственно завышать цены.
Дух торгашества, охвативший Йисраэль, сделал предметом торговли не только зерно, но также людей (!), неимущих и бедных. Даже за небольшие долги их отдавали в рабство (2:6; [Л.1, 2, 4, 6]). Богатые покупали своих нищих сограждан за бесценок, а беднякам продавали товары низкого качества.
"Чтобы покупать неимущих за (эти деньги) серебро и бедных за пару обуви (сандалий), а высевки из хлеба ("шелуху от зерна") продавать" (8:6; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.11]; концовка стиха в [Л.14] "Мы сумеем продать и мякину!").
С тех пор в мире стало только хуже, ибо нет ни любви к ближнему, ни любви к Богу, ни благоговения перед Ним. Остались только своеволие, лицемерие, жадность. Но что есть богатство?
Ярмо рабства, если человек теряет свободу духа; беда, когда душа его слепа, глуха к советам Отца. Скука и пустота, если не творит добра да ходит путями неправедными. У богатого много друзей, но всё-таки он одинок; у бедного - один Отец, а он несказанно богат.
4. Время суда (8:7, 8)
Творец вселенной, дарующий человеку дух его, помнит все деяния Своего творения как праведные, так и нечестивые.
"Клянётся Господь тем, что было гордостью Иакова: "Вовек не забуду ничего из того, что они сделали!" (8:7, пер. [Л.20]).
Господь клянётся Своим именем - гордостью и славою потомков Иакова. Он не только помнит всё сделанное людьми, но также наказывает за злые поступки, нечестивые помыслы их (Мих.7:1-4, Ис.5:20-25, Пс.33:17).
Поэтому пророк советует. "Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых ..." (Ам.5:14, 15). "Ненавидьте зло, любите добро, утверждайте в судах правосудие" [Л.11].
Увы! современная цивилизация извратила путь, указанный Творцом (Мих.6:8, Мт.22:36-40); "весь мир лежит во зле" (1Ин.5:19), побеждённый грехом (Рим.3:23), оттого подлежит суду Божьему.
Всемогущий предупреждает живущих в последние дни. "Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их ..." (Ис.13:11; "Покараю Я мир за грехи, злодеев - за их преступленья!" [Л.13]). Что же произойдёт в кульминационный момент наказания?
"Не поколеблется (не содрогнётся) ли от этого земля ("не задрожит ли от этого земля и все, кто живёт на ней?"), и не восплачет (заплачет) ли каждый живущий на ней? Взволнуется (поднимется) вся она как река (Нил), и будет подниматься (вздыматься) и опускаться ("осядет" [Л.14]) как река Египетская" (8:8; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.13]).

Амос видит как во время суда Яхве ("тот день" в 8:1-3) задрожит земля со всеми, кто на ней живёт. Земля "взволнуется", т.е. её поверхность покроется волнами, поднимаясь и опускаясь (рис.2), словно "река Египетская".
Провидец сравнивает видение колеблющейся земли с движением вздымаемых волн на поверхности полноводной реки Нил. Следовательно высота земляных волн составит от нескольких десятков сантиметров до 1 метра и более.
Причиной данного геофизического явления послужит глобальное импактное землетрясение (Ис.13:13) с магнитудой от 9 до 13 единиц. Его интенсивность проявления ХI-ХII баллов по шкале ЕМS-98, так как только такие мощные землетрясения сопровождаются заметными колебаниями поверхности суши [Л.16].
Риторический вопрос Амоца (8:8) не нуждается в ответе. Конечно же от этих великих невиданных сейсмических колебаний вселенского масштаба (Наум.1:7, Отк.16:18-20, Авв.3:6) "восплачет каждый живущий на ней". Всякий не только восплачет, но также задрожит вместе с землёй; вострепещет со всем, что наполняет её (Иез.38:20).
Вибрация органов и частей тела завершится реактивным ступором, когда человек не может нормально ни бежать, ни ходить, ни стоять [Л.18].
"И у проворного не станет силы бежать (убежать не сможет), и крепкий (могучий) не удержит крепости своей (всякой силы лишится), и храбрый не спасёт своей жизни" (Ам.2:14; в скобках, текст из [Л.20]).
5. Затмение солнца (8:9)
Господь, Бог Всемогущий всегда предупреждал о наказании. Например, жителей крупного ассирийского города Ниневия; египетского фараона перед началом Шемот; развращённое поколение Ноя; содомлян, сограждан Лота; нечестивых царей Йисраэля да Йеуды, мятежный народ Свой.

Не явится исключением и "тот день" (день Господень), время суда над лукавым родом. Перед наступлением дней скорби Адонай Цеваот пошлёт небесные знамения (рис.3).
"Солнце превратится во тьму (обернётся тьмою) и луна - в кровь, прежде (пред тем) нежели (как) наступит день Господень, великий и страшный (ужасный)" (Иоил.2:31; в скобках, Масоретский текст [Л.12]).
"Омрачение луны (и солнца) - знамение изменения порядка вселенной в последние времена" [Л.3, стр. 753].
Видение эсхатологического солнечного затмения, его можно наблюдать с территории Израиля в полдень, Элохим открыл также нави Амоцу (речь именно о затмении [Л.4, 8, 10, 15]).
"И будет в тот день, говорит (объявляет) Господь Бог: произведу закат солнца ("зайти заставлю") в полдень и омрачу землю среди светлого дня (среди дня на землю опустится мрак)" (8:9; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.14]).
"Предсказанная Амосом тьма подразумевает не просто какие-то бедствия местного значения, но и катастрофы вселенского масштаба, что следует из слов многих других пророков ВЗ" [Л.7, стр. 233], "день Господень описывается как день разрушения вселенского (мирового) порядка и превращения света во тьму" [Л.21, стр. 535].
Мрак, заменяющий видения лжепророкам, да тьму, вместо их предвещаний, предсказывает Михей "зайдёт солнце над пророками и потемнеет день над ними" (Мих.3:5-7). После чего Сион покроется трещинами как распаханное поле бороздами, а Йерушалаим превратится в груду развалин (ст.12).
В Брит Хадаша об астрономических грозных признаках кончины века свидетельствует Иисус Христос. "И будут знамения в солнце, луне и звёздах ..." (Лк.21:25), предшествующие унынию недоумению народов, точнее "на земле народы будут в трепете и отчаянии" [Л.11; Л.14]. От небесных знамений, опережающих грохот да буйство морских волн.
"Но в те дни, после скорби той (после того, как случится беда), солнце померкнет, и луна не даст (не будет светить) света своего" (Мк.13:24; в скобках, текст из [Л.13]). Затем небесные тела потеряют устойчивость ("поколеблются" в ст.25), "спадут с неба".
Эсхатологические затмения солнца и луны уже видел Иоханан в полученном откровении [Л.17, стр. 547]. Он узрел как "солнце стало мрачно (чёрным) как власяница (рубище из козьего волоса), и луна сделалась (стала красной) как кровь" (Отк.6:12; в скобках, текст из [Л.11].
Всё это сделает Всемогущий в День Свой [Л.16]. Превратит ночную тьму в яркую зарю, а ясный день - в тёмную ночь, разольёт воды морские по лицу всей земли; наведёт гибель и разрушит города (Ам.5:8, 9; пер. [Л.11]).
Комментарий