"И кто не был записан в книге жизни, тот
был брошен в озеро огненное" (Отк.20:15)
1. Вступление
Одной из главных тем почти всех ветхозаветных пророческих книг является особый эсхатологический "день Господень". Он связан с карами небесными, которые прольются на все народы, а также с массовой гибелью людей.
В Новом Завете такой пророческой Книгой, описывающей события "великой скорби", служит Откровение Иоанна.
Однако в отличие от иных библейских пророчеств Апокалипсис содержит уникальные видения посмертной участи погибших. Пшеницу соберут в житницу на небесах, а плевелы сожгут в озере огненном, при кончине рода сего, после молотьбы и жатвы.
Композиция ст.20:4-6, 11-15. 1. Судьбы христиан и прочих умерших (20:4-6).
2. Последний суд у великого белого престола (20:11-13).
3. Огненное озеро (20:14, 15).
Главная тема. Смерть и воскресение в последние дни разных категорий людей.
Цель написания. Утешить христиан, которые могут погибнуть в дни великой скорби, а также предупредить всех живущих на земле о второй смерти.
Содержание. Вне созданной физической вселенной, в ином мире, на небесах пророку открывается видение посмертной участи двух категорий людей. Первая, христиане (20:4), над ними вторая смерть не имеет власти (ст.6). Вторая категория, "прочие" из умерших, они не оживут пока не окончится тысяча лет (ст.5).
Одно из видений касается Божьего суда у белого престола (20:11), где будут судимы по делам все "прочие" умершие (ст.12). На этот последний суд поступят души из всех хранилищ (ст.13), а смерть и ад бросят в озеро огненное (ст.14), куда попадут все, кто не записан в книге жизни (ст.15). Это смерть вторая.
Проблемы толкования. Кто именно воскреснет при первом воскресении и кто - при втором. Откуда конкретно попадут души умерших на суд, чьи имена записаны или не записаны в книге жизни. Что означает смерть вторая.
2. Посмертная участь христиан (20:4)
"И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса (за истину об Иисусе) и за слово Божие, которые не поклонились (ни) зверю, ни образу (изображению) его, и не приняли начертания (изображения) на чело своё и на руку свою. Они ожили (возродились к жизни) и царствовали со Христом тысячу лет" (20:4; в скобках, текст из [Л.1]).
"Отчёт на суде от нас потребуют в нынешнем смертном теле, ибо именно в нём мы живём, веруем, служим" [Л.28, стр. 1197]. Однако Иоанн видит в потустороннем мире не подсудимых, а сидящих на судейских престолах, причём видит их живые "души", а не смертные тела.
Следовательно к Богу возвращаются именно души, не тела (Еккл.12:7). Поэтому апостол Павел утверждает "лучше выйти из тела и водвориться ("поселиться" [Л.18- 20])у Господа" (2Кор.5:8, "покинуть наши тела и отправиться жить с Господом" [Л.1]).
Необходимо заметить, душа человеческая и дух от Бога не синонимы, вопреки мнению автора [Л.36]. Но имея сходные функции они представляют собой единую сущность [Л.37].
Сидящие на небесных престолах [Л.35], по-видимому, представляют Церковь [Л.2-8] либо "это святые всех времён" [Л.9-12]. Среди них находятся и апостолы Иисуса Христа [Л.6], по обетованию (Лк.22:28-30).
Вторую группу душ составляют обезглавленные "за свидетельство об Иисусе" (Отк.20:4). "Это все мученики всей истории Церкви" [Л.13]. Нет. Не логично, ибо о них написано, "которые не поклонились зверю" (ст.4), т.е. мученики будут убиты во время пребывания зверей на земле (13:7, 15).
"Иоанн видел не всех ушедших когда-либо на небо ..." [Л.14], но "убиенных во время великой скорби" [Л.12], "это мученики времени великой скорби" [Л.4; Л.3, 8, 9, 14-16]. Такое мнение подтверждается пророческим видением (7:9-17), в нём массы стоящих перед престолом Божьим "пришли от великой скорби" (ст.14, б), они олицетворяют всемирную Церковь.
3. Небесное Царство
Среди великого неисчислимого множества пришедших (7:9), некоторые богословы видят как "души обезглавленных" (20:4), так души тех, кто "не поклонялся зверю и не принял его знак на чело своё" [Л.17, стр.390; Л.38, стр. 720].
Погиб, но не был мученически убит [Л.3]. Все они из царства смерти (архетип "Шеол") немедленно перейдут в вечное Царство Небесное (Лк.23:43, [Л.36]; рис.1).
Автор [Л.38] считает ошибочным мнение "между смертью и воскресением душа погружена в сон" (стр. 635).
Он прав, так как "после смерти праведники тут же попадают к Иисусу в рай", "сразу после смерти верующий должен встретиться со Христом" [Л.27, стр. 805].
Потому что врата Шеола, мира умерших, не могут удержать Церковь,"силам преисподней её не одолеть" (Мт.16:18, пер.[Л.18]).
Псалмопевец так говорит об участи праведника. "Но Бог избавит душу мою от власти преисподней (, "из плена могильного" [Л.41]; в оригинале "Шеола" [Л.18]), когда примет меня (к Себе)" (Пс.48:16; 15:10).
Избавленные от уз Шеола устремятся из его тьмы к жилищу света, как написано. "Стезя праведных подобна первому свету зари, светит она всё ярче и ярче - до полного света дня" (Пр.4:18, пер. [Л.19]).
Они оживут, возродятся, воскреснут "в новый вид жизни, не подверженной болезням, старению, дряхлению и смерти" [Л.36, стр. 1395]. Как обещает Избавляющий от тела смерти каждому, верующему в Пославшего Его. Такой "на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь" (Ин.5:24).
Что же делают возрождённые к новому виду жизни на небесах перед престолом Бога? Непрестанно служат Ему, а "Сидящий на престоле будет обитать в них" (Отк.7:15).
Продолжительность служения Иисусу Христу пришедших от великой скорби - тысяча лет (20:4). Очень древняя еврейская традиция "гласит, что царство Мессии будет длиться 1 000 лет" [Л.33, стр. 972]. Именно столько времени отведено на существование царства Сына Божьего на земле (ст.4-7). И "Царству Его не будет конца" в вечности (Лк.1:31-33; Отк.11:15).

Комментарий