9. Комментарии к Книге Откровение. Посмертная участь (20:4-6, 11-15)

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Vladilen
    Ветеран

    • 09 November 2006
    • 71757

    #1

    9. Комментарии к Книге Откровение. Посмертная участь (20:4-6, 11-15)

    "И кто не был записан в книге жизни, тот
    был брошен в озеро огненное" (Отк.20:15)

    1. Вступление

    Одной из главных тем почти всех ветхозаветных пророческих книг является особый эсхатологический "день Господень". Он связан с карами небесными, которые прольются на все народы, а также с массовой гибелью людей.
    В Новом Завете такой пророческой Книгой, описывающей события "великой скорби", служит Откровение Иоанна.

    Однако в отличие от иных библейских пророчеств Апокалипсис содержит уникальные видения посмертной участи погибших. Пшеницу соберут в житницу на небесах, а плевелы сожгут в озере огненном, п
    ри кончине рода сего, после молотьбы и жатвы.

    Композиция ст.20:4-6, 11-15. 1. Судьбы христиан и прочих умерших (20:4-6).
    2. Последний суд у великого белого престола (20:11-13).
    3. Огненное озеро (20:14, 15).

    Главная тема. Смерть и воскресение в последние дни разных категорий людей.
    Цель написания. Утешить христиан, которые могут погибнуть в дни великой скорби, а также предупредить всех живущих на земле о второй смерти.

    Содержание. Вне созданной физической вселенной, в ином мире, на небесах пророку открывается видение посмертной участи двух категорий людей. Первая, христиане (20:4), над ними вторая смерть не имеет власти (ст.6). Вторая категория, "прочие" из умерших, они не оживут пока не окончится тысяча лет (ст.5).

    Одно из видений касается Божьего суда у белого престола (20:11), где будут судимы по делам все "прочие" умершие (ст.12). На этот последний суд поступят души из всех хранилищ (ст.13), а смерть и ад бросят в озеро огненное (ст.14), куда попадут все, кто не записан в книге жизни (ст.15). Это смерть вторая.

    Проблемы толкования. Кто именно воскреснет при первом воскресении и кто - при втором. Откуда конкретно попадут души умерших на суд, чьи имена записаны или не записаны в книге жизни. Что означает смерть вторая.


    2. Посмертная участь христиан (20:4)

    На протяжении трёх с половиной лет периода великой скорби умрёт великое множество людей (6:8, 8:11, 9:18, 13:15, 19:21). В том числе христиан (6:9-11, 7:9-14, 12:17, 13:7, 15). Какая участь их ожидает в трансцендентном мире?

    "И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса (за истину об Иисусе) и за слово Божие, которые не поклонились (ни) зверю, ни образу (изображению) его, и не приняли начертания (изображения) на чело своё и на руку свою. Они ожили (возродились к жизни) и царствовали со Христом тысячу лет" (20:4; в скобках, текст из [Л.1]).

    "Отчёт на суде от нас потребуют в нынешнем смертном теле, ибо именно в нём мы живём, веруем, служим"
    [Л.28, стр. 1197]. Однако Иоанн видит в потустороннем мире не подсудимых, а сидящих на судейских престолах, причём видит их живые "души", а не смертные тела.

    Следовательно к Богу возвращаются именно души, не тела
    (Еккл.12:7). Поэтому апостол Павел утверждает "лучше выйти из тела и водвориться ("поселиться"
    [Л.18- 20])у Господа" (2Кор.5:8, "покинуть наши тела и отправиться жить с Господом" [Л.1]).

    Необходимо заметить, душа человеческая и дух от Бога не синонимы, вопреки мнению автора
    [Л.36]. Но имея сходные функции они представляют собой единую сущность [Л.37].

    Сидящие на небесных престолах
    [Л.35], по-видимому, представляют Церковь [Л.2-8] либо "это святые всех времён" [Л.9-12]. Среди них находятся и апостолы Иисуса Христа [Л.6], по обетованию (Лк.22:28-30).

    Вторую группу душ составляют обезглавленные "за свидетельство об Иисусе" (Отк.20:4). "Это все мученики всей истории Церкви" [Л.13]. Нет. Не логично, ибо о них написано, "которые не поклонились зверю" (ст.4), т.е. мученики будут убиты во время пребывания зверей на земле (13:7, 15).

    "Иоанн видел не всех ушедших когда-либо на небо ..." [Л.14], но "убиенных во время великой скорби" [Л.12], "это мученики времени великой скорби" [Л.4; Л.3, 8, 9, 14-16]. Такое мнение подтверждается пророческим видением (7:9-17), в нём массы стоящих перед престолом Божьим "пришли от великой скорби" (ст.14, б), они олицетворяют всемирную Церковь.

    3. Небесное Царство

    Среди великого неисчислимого множества пришедших (7:9), некоторые богословы видят как "души обезглавленных" (20:4), так души тех, кто "не поклонялся зверю и не принял его знак на чело своё" [Л.17, стр.390; Л.38, стр. 720].



    Погиб, но не был мученически убит [Л.3].
    Все они из царства смерти (архетип "Шеол") немедленно перейдут в вечное Царство Небесное (Лк.23:43, [Л.36]; рис.1).

    Автор
    [Л.38] считает ошибочным мнение "между смертью и воскресением душа погружена в сон" (стр. 635).
    Он прав, так как
    "после смерти праведники тут же попадают к Иисусу в рай", "сразу после смерти верующий должен встретиться со Христом"
    [Л.27, стр. 805].

    Потому что врата Шеола, мира умерших, не могут удержать Церковь,"силам преисподней её не одолеть" (Мт.16:18, пер.
    [Л.18]).

    Псалмопевец так говорит об участи праведника. "Но Бог избавит душу мою от власти преисподней (, "из плена могильного"
    [Л.41]; в оригинале "Шеола" [Л.18]), когда примет меня (к Себе)" (Пс.48:16; 15:10).

    Избавленные от уз Шеола устремятся из его тьмы к жилищу света, как написано. "Стезя праведных подобна первому свету зари, светит она всё ярче и ярче - до полного света дня" (Пр.4:18, пер.
    [Л.19]).

    Они оживут, возродятся, воскреснут "в новый вид жизни, не подверженной болезням, старению, дряхлению и смерти"
    [Л.36, стр. 1395]. Как обещает Избавляющий от тела смерти каждому, верующему в Пославшего Его. Такой "на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь" (Ин.5:24).

    Что же делают возрождённые к новому виду жизни на небесах перед престолом Бога? Непрестанно служат Ему, а "Сидящий на престоле будет обитать в них" (Отк.7:15
    ).

    Продолжительность служения Иисусу Христу пришедших от великой скорби - тысяча лет (20:4). Очень древняя еврейская традиция
    "гласит, что царство Мессии будет длиться 1 000 лет" [Л.33, стр. 972]. Именно столько времени отведено на существование царства Сына Божьего на земле (ст.4-7). И "Царству Его не будет конца" в вечности (Лк.1:31-33; Отк.11:15).


    - Библейские пророчества о Втором пришествии
  • Vladilen
    Ветеран

    • 09 November 2006
    • 71757

    #2
    4. Два разных воскресения (20:5)

    Говоря о немедленном воскресении христиан, погибших во время великой скорби (20:4, 6), апостол делает небольшое отступление об участи других душ.

    "Прочие же из умерших не ожили (Остальные же мёртвые не возродились к жизни), доколе не окончится (пока не завершились) тысяча лет. Это - первое воскресение (воскрешение мёртвых)" (20:5; в скобках, текст из [Л.1]).

    "Фраза "прочие из умерших" говорит о неспасённых, нечестивых мёртвых людях, которые отвергли Христа" [Л.9], "все неспасённые всех времён и народов"
    [Л.36], "необращённые и непрощённые грешники" [Л.2; Л.33], "нечестивые" [Л.5, 13, 14]. "Тела неверующих всех времён не будут воскрешены до суда у Великого Белого престола" [Л.16; Л.8].

    Однако в ст.5 ничего не говорится об отвергнувших Христа, неспасённых всех времён, нечестивых или просто неверующих. Как считается в [Л.4], "Это неверующие мёртвые". Однако авторы толкования [Л.6] относят к "прочим из умерших" как не христиан, так и христиан.

    Наиболее взвешенное мнение содержится в работе [Л.11]. "Это, вне всякого сомнения, относится к тем, кто умер без Христа". Жил по совести, умер в дни скорби, но по разным причинам так и не прилепился к Господу всем сердцем своим.

    Все они "не ожили, доколе не окончится тысяча лет" (ст.5, "не возвратились к жизни, пока не пройдёт тысяча лет" [Л.18]). Ибо тысячу лет, по земным меркам, "прочие" души будут пребывать в царстве смерти, мире умерших, в Шеоле (греч. "гадес" - невидимое; рус. "преисподняя"). Месте удалённом как от рая, так и ада.

    Там "в мире мёртвых (Букв. "в Шеоле". Шеол - место, где пребывают души умерших), куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл.9:10, пер. и примечание [Л.19]).

    Иными словами, в темнице смерти, стране тьмы да сени смертной, выходящей за пределы человеческого опыта, "нет устройства" (Иов.10:21, 22). Нет Бога, нельзя познать чудеса и правду Его (Пс.87:11-13), отсутствует полнокровная жизнь (ст.4-7, Пс.93:17, Ис.38:18).

    "Шеол - это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там всё же присутствует"
    [Л.39, стр. 13]. Потому что Иисус Христос, между Своей смертью и воскресением, "проповедывал душам умерших при потопе" [Л.19, стр. 1046], заключённым в темнице (1Пет.3:18-20).

    От уз темницы смерти нельзя освободиться самому (Пс.17:6, 48:15). Только Господь может позвать находящуюся в Шеоле душу (Иов.14:13-15), вывести её из мира умерших (1Цар.2:6).

    "Смерть означала уход из этого мира и начало существования в виде тени в шеоле, месте пребывания "мертвецов" или теней, месте безнадёжности" [Л.27, стр. 259]. При этом нечестивые души не задерживаются в Шеоле, они "попадают в ад сразу после смерти" (стр. 805).

    5. За гранью смерти

    Состояние души в таком полусонном месте как Шеол, где исчезает ощущение времени, не является воскресением. Согласно Писания воскресение это переход души из мира умерших (рус. архетип "могила") в райские обители или на суд Божий.

    Так Господь говорит о находящихся в Шеоле, ожидающих всеобщего суда по делам (Ин.5:25-29). Они услышат голос Христа (ст.28) "и выйдут из могил ("покинут могилы" [Л.18]). Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить, и те, кто делал зло, поднимутся, чтобы получить осуждение" ст.29, пер. [Л.19, 20]).

    Пророк Даниил назвал такой процесс пробуждением (Дан.12:2), как позднее скажет апостол Павел. "Проснись, спящий! Воскресни из мёртвых! И Христос осветит тебя" (Еф.5:14, пер. [Л.20]).

    Таким образом, духовные воскресения ("пробуждения") не являются воссоединением души с атомами бывшего тела, с физическим телом похожим на умершее, как считают некоторые богословы [Л.21, стр. 138-141; Л.2, стр. 857; Л.36, стр. 942].

    Например, "воскрешённые тела будут материальными, физическими, в определённой степени связанными с телами, которые опускаются в могилы"
    [Л.36, стр. 943], "изменённое тело будет создано из физических составляющих нынешнего тела" [Л.37, стр. 459].

    Нет, Павел ясно пишет. "Погребается тело земное, воскрешается - духовное" (1Кор.15:44, пер.
    [Л.41]; "сеется физическое тело, а воскресает - духовное" ([Л.19]). Во Втором послании коринфянам (2Кор.5:8) "Павел говорит о смерти как о выходе из тела, чтобы "водвориться у Господа" [Л.27, стр. 1191].

    Об участи души и тленного тела апостол сообщает нам так. "Мы знаем, что когда наша земная палатка (дом) - наше тело (временное пристанище) - будет уничтожена, тогда на небе (небесах) нас ждёт вечный (Богом приголовленный) дом - духовное тело ..." (2Кор.5:1, пер. [Л.19]; в скобках, текст из [Л.41]).

    "Иисус учил, что воскресшие люди будут подобны ангелам"
    [Л.27, стр. 1271]. Более того, мы уподобимся самому Богу! "потому что увидим Его, как (каков) Он есть" (1Ин.3:2, в). "В воскресении же мы обретём новую, небесную, духовную телесность, которая позволит нам узреть Бога" [Л.39, стр. 969].

    Невесомое духовное тело приспособлено для существования на небесах, оно не подвластно разложению (1Кор.15:50). Следовательно мнение авторов [Л.35] "первое воскресение Откр.20:4-6, очевидно, указывает на духовное воскресение святых, после этого, позднее, совершается окончательное, телесное воскресение" (стр. 567) является не библейским.
    Как и предположение
    "после смерти ... душа и дух "подключаются" к промежуточному небесному телу и пользуются им вплоть до воскресения собственного тела" [Л.37,стр. 896, 454].

    - Библейские пророчества о Втором пришествии

    Комментарий

    • Vladilen
      Ветеран

      • 09 November 2006
      • 71757

      #3
      6. Первое воскресение (20:6)

      Слова апостола "Это - первое воскресение" (20:5, б) относятся не к "прочим", но к христианам предыдущего стиха [Л.10], что хорошо видно из ст.6.

      "Блажен (Счастлив) и свят имеющий участие (тот, кто получит жизнь) в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать (вместе) с Ним тысячу лет" (20:6; в скобках, текст из [Л.18]).

      Судя по данному откровению, первое воскресение относится не только к христианам, которые погибнут во время великой скорби (20:4). С наступлением эпохи Церкви счастлив и свят любой, принявший жертву Христа за свои грехи, ибо уже имеет "участие в воскресении первом" (рис.2).
      .

      "Итак, к "первому воскресению" можно отнести все случаи воскресения, которые произойдут до "Тысячелетнего царства"
      [Л.15; Л.2, 8, 14].

      Или уже произошли [Л.7, 12], как воскресение ветхозаветных святых (Мт.8:11, [Л.36]) и "спасённых периода Церкви" [Л.16]. Ибо написано.

      "Ты не оставишь в Шеоле меня, не дашь праведнику видеть мир тлена" (Пс.15:10, пер. [Л.18]).

      Или ещё произойдут в тысячелетнем царстве, потому что первая смерть будет существовать на земле "и после второго пришествия Мессии" [Л.22, стр. 111, 124], "в период тысячелетнего царства люди будут умирать" [Л.38, стр. 720].

      Ведь главная особенность первого воскресения в том, что между смертью верующего и его воскресением для райских обителей на небесах отсутствует какой-либо значительный промежуток времени (Лк.23:40-43, 16:22).

      "Души верующих немедленно отправляются к Господу" [Л.36, стр. 922]. Как написано "лучше выйти из тела и водвориться у Господа" (2Кор.5:8; Фил.1:23). Поэтому не нужно умножать сущности введением новых не библейских понятий.

      Нет ни чистилища, ни промежуточного Неба, ни промежуточных небесных тел, ни переходного состояния, ни духовного сна души. К
      ак правильно отмечает автор [Л.36], нет состояния "бессознательного существования" в ожидании воскресения (стр. 1410, 1415).

      Все христиане эпохи Церкви живы, а не где-то в промежуточном состоянии ждут оживления, когда Христос "вернётся за Его Церковью в конце нынешнего века"
      [Л.37, стр. 458].

      Ещё одна особенность первого массового воскресения - над всеми, избавленными от смертного тела, "смерть вторая не имеет власти" (Отк.20:6, б). Первая смерть данной ей властью разрушает тело, а вторая может уничтожить душу (21:8). Однако небожителям она не страшна, потому что там "смерти не будет уже" (ст.4, б), "смертное облечётся в бессмертие" (1Кор.15:54, пер. [Л.18]).

      Души, участвующие в первом воскресении, становятся "священниками Бога и Христа" (Отк.20:6). Они предназначены для служения Отцу духов, Который "будет обитать в них" (7:15). Бог и Его народ станут одним целым (21:3, Ин.14:20), составляя одно тело во Христе (Рим.12:5).

      Поэтому когда Господь начнёт управлять Своим царством на земле [Л.23], они "будут царствовать с Ним тысячу лет" (Отк.20:6). Почему так мало по сравнению с вечностью? потому что через тысячу лет завершится история человечества (ст.7-10).

      В дни великой скорби души умерших христиан воскреснут для вечного Царства Небесного сразу (20:4), в духовных телах (1Кор.15:44). Прочие души в сознательном состоянии будут пребывать в Шеоле или аду до окончания тысячелетнего правления Христа на земле (Отк.20:5). Затем их воскресят для последнего суда, суда по делам у белого престола (ст.11-13).

      7. Великий белый престол (20:11)

      Новозаветный пророк получил откровения как о последних днях существования лукавого рода сего (гл.6-19), так и о том, что случится через тысячу лет после этого. Произойдёт на земле (20:7-9), а также на небесах (ст.11).

      (Затем) увидел я великий (огромный) белый престол (трон) и Сидящего на нём, от лица Которого бежало (скрылись) небо и земля, и не нашлось им места ("и уже не найти их!")" (20:11; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.18]).

      "Некоторые толкователи понимают сказанное в ст.11 как свидетельство об уничтожении наших земли и неба" [Л.14]. По окончании тысячелетнего царства
      "перестала существовать поражённая грехом вселенная" [Л.16]. "Небо и земля исчезнут" [Л.6], "первое небо и первая земля будут устранены" [Л.7, стр. 317, 322; Л.2, 3, 8, 10, 12-14, 20].

      Даже в одном из современных переводов нарушена логическая связность. "Земля и небо бесследно исчезли в Его присутствии" [Л.1]. Но это не обязательно должно означать физическое исчезновение нашей планеты. Просто рядом с Богом "не нашлось им места" (Синод пер.), "для них больше не было места"
      [Л.41].

      Ибо речь идёт о трансцендентном мире, о небесах, рае Божием (2:7, 4:-1-5). Где отсутствуют привычные для Иоанна небо, земля, море; "прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет" (21:1, б). Там ВСЁ новое (ст.1а, 5, 10-27; [Л.23]).

      Именно в Царстве Небесном, а не "в воздухе", по версии авторов [Л.14], или на "особой планете" [Л.7] находится "великий белый престол" (20:11). О нём Иоанн упоминает около 40 раз, особенно подробно описывая престол на небе в одном из видений (гл.4).

      Пророк видит "престол и Сидящего на нём" (20:11). "Хотя и не сказано, кто именно этот "Сидящий", речь, по-видимому, идёт о Христе ..." [Л.14]. С таким мнением согласны практически все толкователи да комментаторы, ссылаясь на следующие слова Иисуса Христа.

      "Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ин.5:22). Апостол Пётр говорит над кем имеет право производить суд Христос. "Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых" (Деян.10:42, б), в том числе согрешивших ангелов (2Пет.2:4, Иуд.6).

      Апостол Павел солидаризуется с Петром (2Тим.4:1). Он предупреждает не покаявшихся о специально назначенном Богом дне суда (Деян.17:30, 31), "чрез Иисуса Христа" (Рим.2:16).

      Речь апостол ведёт о великом последнем суде "в конце истории, когда Бог будет судить дела всего человечества"
      [Л.27, стр. 1004]. Однако "этот суд не коснётся верующих" [Л.39, стр. 174].


      - Библейские пророчества о Втором пришествии

      Комментарий

      • Vladilen
        Ветеран

        • 09 November 2006
        • 71757

        #4
        8. Суд над мёртвыми (20:12)

        Судьба всех участников второго массового воскресения открывается Иоанну в виде грандиозного зрелища огромной толпы из сотен миллионов предстоящих (Дан.7:10). Из сущностей человеческих, вернувшихся к Сущему.

        "И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих (у престола) пред Богом, и книги раскрыты были, и (затем) иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному (согласно записям) в книгах, сообразно (согласно) с делами своими" (20:12; в скобках, текст из [Л.18]).



        Великие, знатные и не знатные души умерших всех времён, призванные на суд (рис.3), кто они?

        Понятно это не христиане, которые воскресли в первое воскресение (20:4-6). Тем более, обещано им "верующий ... на суд не приходит ("Не предстанет он перед Судом" [Л.18]), но перешёл от смерти в жизнь" (Ин.5:24; 3:18).

        "Тот факт, что упоминаемые здесь мёртвые не воскресли прежде, свидетельствует сам по себе, что жизни вечной они не наследуют" [Л.14; Л.24].

        Это "нечестивые" [Л.5, 9, 13],
        "осуждённые пленники" [Л.16], "все неверующие" [Л.36], "неспасённые" [Л37], "неверующие всех веков" [Л.8; Л.33], "духовно для Бога мертві через переступи та гріхи" [Л.25; Л.2, 15]. Однако широко распространённое мнение "всех их ждёт одна и та же участь" [Л.37] алогично.

        Оно
        не подтверждается содержанием Отк.20:12-15, где говорится о разделении человечества на "спасённых и погибших"
        [Л.39, стр. 788]. Такое мнение также противоречит другим местам Писания. Например, не согласуется со словами Христа о ДВУХ категориях людей (из всех народов), которых Он будет судить по делам "на престоле славы Своей" (Мт.25:31-33).

        "Последний суд, охватывающий все народы, описан в Мф.25:31-36. Также последний суд ... описан в Откровении 20:11-15"
        [Л.32, стр. 345; Л.36, стр. 1288, 1289], "на последнем суде (Мф.25:31-36) Христос отделяет овец от козлов и вознаграждает тех, кто получает Его благословение" [Л.36, стр. 1291
        ].

        В результате всеобщего справедливого Суда по делам Господь осудит на вечный огонь только "козлов" (ст.41-45). Но "овцы" не знавшие Пастыря наследуют вечное Царство, будут оправданы за дела милосердия (ст.34-40), за жизнь по совести (Рим.2:14-16). Покаявшиеся ниневитяне и многие иные уверовавшие окажутся праведнее отвергнувших Христа иудеев (Мт.12:41, 8:10-12).

        На суде по делам сбудется обещание всем находящимся в Шеоле, они услышат голос Иисуса Христа (Ин.5:28). "И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (ст.29), согласно записям в раскрытых книгах.

        "На этом Суде мы видим присутствие "книг" - подробных биографий жизни и всех человеческих дел в виде кинолент, которые запечатлят не только содержание жизни, но даже все движения души и духа, намерения и побуждения сердечные" [Л.7; Л.4, 13, 15].

        Зримо представит Господь явные да тайные дела каждой души. Там "не будет допросов, не понадобятся свидетели, никто не станет оспаривать и доказывать свою невиновность, просить помилования" [Л.2, стр. 806, 807]. Более того, не Сам Иисус осудит непокорных, а нечто иное.

        "Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе (у того уже есть судья): слово, которое Я говорил (возвестил), оно будет судить (осудит) его в последний день" (Ин.12:48; в скобках, текст из [Л.18]).

        9. Море, смерть, ад (20:13)

        В последний день, на великий последний суд "соберутся пред Ним все народы" (Мт.25:32). Но откуда попадут на Суд души всех умерших? за исключением избранных (Ин.5:24, 3:18), которые сами судят мир да ангелов (1Кор.6:2, 3). Иоанн видит как.

        "Море отдало мертвецов, что были в нём, а смерть и ад отдали мертвецов, что были у них, и каждого судили по его делам"(20:13, пер. [Л.18]).

        "По поводу хранилища душ умерших, состоящего из "моря", "смерти" и "ада", не существует единого мнения в христианском богословии" [Л.7]. Например, таинственное "море" считается буквальной морской стихией [Л.6, 9, 13, 17 и др.], в ней утонули тела [Л.2, 3, 8, 14, 15, 18]. Странное мнение, ведь люди тонут также в реках, озёрах, иных водоёмах. Кроме того, захороненных в земле гораздо больше, чем утопленников.

        Для правильного толкования ст.13 следует учесть, видение пророка относится не к земле или морю физической вселенной, но к трансцендентному миру. Там происходят: воскрешение душ умерших, царствование со Христом, суд по делам, уничтожение смерти и ада (20:4-6, 11-15).

        Поэтому верным, в принципе, является следующее мнение. "Море" - это, конечно же, не естественное море, но обширное отделение преисподней, где помещена основная масса душ умерших грешников" [Л.7]. "У моря есть синонимы - бездна, преисподняя, пропасть" [Л.28, стр. 551].

        В древнееврейской космологии, "морские воды" это "остаток бездны на земле" [Л.26, стр. 582], а слово "бездна" - "в буквальном переводе "глубина" [Л.27]. Глубины моря да земли ассоциировались "с шеолом, могилой, преисподней, пропастью, бездонной ямой", подразумевая "смерть и/или ад (наказание после смерти)" [Л.28, стр. 216].

        Новозаветный образ "бездна" (греч. "тартар") "обозначает нижнюю часть ада" [Л.29, стр. 34]. Вместилище "нематериальных частей человеческой природы неспасённых людей после их физической смерти" [Л.37, стр. 796].
        Следует также учесть, Шеол НЕ равен аду (греч. "геенна"), хотя именно так переводится в Синод. переводе (или "могила", "преисподняя"). Если шеол это ад, тогда Иов, Авраам, Моисей, Давид, пророки и многие иные Божьи избранники после смерти попали в АД? Нет, понятие ада возникло только в период между двумя заветами [Л.27, стр. 804].

        Ветхозаветный архетип "шеол никогда не ассоциируется с муками ада" [Л.30, стр. 584, 692], Шеол "не место наказания" [Л.38, стр.216]. Потому что "Ад - это место, где пребывают и подвергаются наказанию умершие грешники" [Л.29; Л.36]. "Место наказания не раскаявшихся грешников" [Л.27], в узах адского мрака.

        В Новом Завете евр. Шеол - "синоним греческого "гадес", означающего "невидимый мир духов", а не "ад" или "могила" [Л.31]. Важно знать: "ад" и "шеол" ("гадес") - понятия разные" [Л.14].

        Под термином "смерть", отдавшая мёртвых (20:13), тайновидец подразумевает её царство [Л.40, стр. 422], невидимый мир умерших, Шеол. "В LXX (Септуагинте) слова "Смерть" и "Гадес" (шеол) используются часто как синонимы, обозначая царство мёртвых" [Л.35, стр. 494].

        Смерть и царство мёртвых "понятия тождественные"
        [Л.39, стр. 13]. "Смерть" - это тоже одно из больших отделений преисподней ..." [Л.7]. Иными словами, в Отк.20:13 архетип смерти является хранилищем, отделением, местом [Л.32, 37, 3], а не состоянием, по версии [Л.16], или личностью [Л.2].

        Первое толкование (хранилище, место) подтверждается словами Господа. "У Меня ключи от смерти и ада!" (1:18, пер. [Л.19, 20]). "Христос обладает властью отворять царство мёртвых ..." [Л.39, стр. 460].

        Итак на Страшный суд у белого престола отдадут души умерших все хранилища. Шеол ("смерть" в 20:13), ад и его нижняя часть бездна (20:3, "море" в ст.13); "и судим был каждый по делам своим".

        - Библейские пророчества о Втором пришествии

        Комментарий

        • Vladilen
          Ветеран

          • 09 November 2006
          • 71757

          #5
          10. Огненное озеро (20:14, 15)

          Что же произойдёт с хранилищами душ умерших после того как они опустеют? Иоанн видит такую загадочную картину.

          "Затем смерть и ад были брошены в огненное озеро. Это и есть вторая смерть - огненное озеро" (20:14, пер. [Л.18]).
          Почему в "озеро огненное" не брошено море? но только "смерть и ад".

          Потому что море-бездна есть часть ада, в противном случае, придётся признать,- у Господа нет ключей от её врат (1:18). Смерть же (Шеол) и ад, на глазах тайновидца, повержены в озеро огня (рис.4).



          Ненадобность хранилищ душ умерших указывает, косвенно, на исчезновение людей с лица земли по окончании тысячелетнего царства (20:7-9, 21:1). Однако нет полной уверенности в правильности такого предположения.

          Нам также не открыто содержание понятия "озеро огненное". Поэтому невозможно однозначно уразуметь смысл слов пророка. "Это и есть вторая смерть - огненное озеро" (ст.14, пер. [Л.18]). "Физическая смерть, или "первая смерть",- это отделение души от тела"
          [Л.27, стр. 1417]. Что же тогда означает вторая смерть?

          Идёт речь об уничтожении душ грешников Богом? согласно слов Иисуса "бойтесь более Того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мт.10:28, глагол губить "означает "уничтожать", "истреблять"
          [Л.39]).

          Ведь душа согрешающая, та погибнет (Ин.3:16, Иез.18:4), "Ибо возмездие за грех - смерть ..." (Рим.6:23). Господь мякину "сожжёт огнём неугасимым", как утверждает Иоанн Креститель (3:12) и вторит Павел (2Фес.1:9).

          Или имеется в виду бесконечное осознанное мучение в огне вечном? (Мт.25:41, 46). "Через это событие они войдут в вечное состояние безысходного страдания и абсолютной отчуждённости от Бога" [Л.37, стр. 453]. К такой версии склоняется большинство толкователей [Л.2, 3, 6, 9, 10, 12-14, 25, 27, 36], не смотря на её алогичность.

          Зачем из ада, места вечных мучений да страданий
          [Л.27, 29, 37], отправлять души в озеро огненное? такое же место вечного "безысходного страдания" [Л.37]. Напротив, в раввинистических учениях о загробном мире утверждается, некоторые "будут осуждены на вечное уничтожение, что и является второй смертью" [Л.33, стр. 972].

          11. Судьба участников последнего суда

          Божий суд в вечности, у великого белого престола, справедливый суд по делам человека оканчивается так.

          "И кто не был записан (если чьё имя не было записано) в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (20:15; в скобках, текст из [Л.1]).

          Иоанн видит раскрытую книгу жизни на последнем Суде (ст.12), "в эту книгу внесены только имена спасённых, записанные в неё, от начала мира" (Отк.17:8)" [Л.14, стр. 585].

          Одни богословы считают, что ВСЕ подсудимые не записаны в этот свиток. "Никто из представших на этот суд не записан в книгу жизни" [Л.8], их участь - вторая смерть в огненном озере [Л.9, 12, 14, 15, 24]. Другие возражают, НЕ все имена участников второго воскресения отсутствуют в книге жизни [Л.2, 3, 7, 25].

          Последнее мнение подтверждается словами апостола "если чьё имя не было записано ..." (20:15, пер. [Л.1]). "Стих не исключает возможности того, что там будет кто-то, кто не будет брошен в озеро огненное" [Л.3]. Именно "они, хотя и понесут наказание, но не будут брошены в озеро огненное" [Л.2, стр. 854].

          Следовательно найдутся имена, записанные в книге (Дан.12:1, 2). Например, язычников (Отк.21:24, Лк.13:29), милосердных "овец" (Мт.25:31-40) и всех, отвернувшихся от зла, живших по совести, побеждавших добром, однако не имевших возможности познать Господа Иисус Христа (Рим.2:14-16).

          "Очевидно, что спасённых окажется намного больше, чем мы предполагаем"
          [Л.39, стр. 956]. Потому что написано "Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить ..." (Ин.5:29, пер. [Л.19, 20]).

          В списке помилованных могут оказаться духовно проспавшие свою жизнь "тёплые" христиане (Отк.3:14-19) и "неразумные девы" (Мт.25:5-9). Забывшие елей святости, не готовые к первому воскресению, к встрече с Женихом (ст.10-13).

          Чьих же имён не будет в книге жизни? По-видимому, отданных на Суд из ада и бездны ("море" в Отк.20:13). Побеждённые злом никогда не попадут в вечное Царство Небесное (21:27, 22:15), не облекутся в бессмертие, но окажутся в озере огненном. "Это - смерть вторая" (20:14, б).

          "Вторая смерть есть окончательная смерть, духовная по своей природе"
          [Л.34, стр. 1739]. "Только Бог бессмертен" [Л.27, стр. 1183], а души человеческие - нет (Мт.10:28, Отк.21:8, 1Тим.6:16).
          Однако смертная душа может облечься в бессмертие (1Кор.15:54) благодаря Богу, "даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (ст.57).

          - Библейские пророчества о Втором пришествии

          Комментарий

          • Vladilen
            Ветеран

            • 09 November 2006
            • 71757

            #6
            ЛИТЕРАТУРА

            1. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
            2. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
            3. Хэдинг Д. От времени в вечность. Книга Откровение.- Ровно: Живое слово, 2008.- 328 с.
            4. Стэдмен Р. Последнее слово Бога. Постигая Откровение.- Новосибирск: Посох, 2004.- 416с.
            5.
            Мэтью Генри. Толкование на книги Нового Завета. Том 6. - Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2004.- 405 с.
            6
            . Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
            7. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе Пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
            8. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
            9. Кастэр С. От Патмоса до Рая. Толкование книги Откровение.- Greenvill, BJU Press, 2006.- 255 с.
            10. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
            11. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
            12. Бэйнс Т.Б. Откровение Иисуса Христа.- Germany, Dillenburg: GBV, 1994.- 300 с.
            13. Грюнцвейг Ф. Откровение Иоанна.- Корнталь: Свет на Востоке, 1992.- 597 с.
            14. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
            15. Рогозин П. Тайны Апокалипсиса.- Корнталь: Свет на Востоке, 2003.- 432 с.
            16. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
            17. Баркли У. Толкование Откровения Иоанна.- Всем. Союз баптистов, 1986.- 439 с.
            18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
            19. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
            20. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687 с.
            21. Джон Ф. Мак-Артур. Слава Небес: истина о Небе, ангелах и вечной жизни.- Киев: Grace Publishing International, 2008.- 320 с.
            22. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд, Коннектикут, США, Славянское миссионерское издательство, 1996.- 602 с.
            23. Статья № 11 "Спасение".
            24. Каргель И.В. Толкователь Откровения святого Иоанна Богослова. Собрание сочинений.- СПб.: Библия для всех, 2000.- 703 с.
            25. Барчук І. Пояснення на книгу Обявлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
            26. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
            27. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1503 с.
            28. Словарь библейских образов. СПб.: Библия для всех, 2005.- 1423 с.



            - Библейские пророчества о Втором пришествии

            Комментарий

            • Vladilen
              Ветеран

              • 09 November 2006
              • 71757

              #7
              29. Евангельский словарь Библейского богословия.- СПб: Библия для всех, 2000.- 1 232 с.
              30. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1: Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
              31. Айронсайд Г.А. Комментарии на книги малых пророков.- Ровно: Живое слово, 2008.- 308с.
              32. Стагг Ф. Богословие Нового Завета.- Киев: КБС, 1999.- 384 с.
              33. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1 008 с.
              34. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
              35. Ветхий Завет на страницах Нового. Т.3. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
              36. Грудем Уэйн. Систематическое богословие: Введение в библейское учение.- СПб.: Мирт, 2004.- 1453 с.
              37. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958с.
              38. Лэдд Д. Богословие Нового Завета.- СПб.: Библия для всех, 2003.- 800 с.
              39. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
              40. Нюстрем Э. Библейский Словарь.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
              41.
              Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.

              - Библейские пророчества о Втором пришествии

              Комментарий

              • Vladilen
                Ветеран

                • 09 November 2006
                • 71757

                #8
                Друзья,
                какие есть вопросы по данной теме?
                - Библейские пророчества о Втором пришествии

                Комментарий

                • Vladilen
                  Ветеран

                  • 09 November 2006
                  • 71757

                  #9
                  Сообщение от Vladilen
                  Друзья,
                  какие есть вопросы по данной теме?
                  ... или мнения.
                  - Библейские пророчества о Втором пришествии

                  Комментарий

                  • Vladilen
                    Ветеран

                    • 09 November 2006
                    • 71757

                    #10
                    Сообщение от Vladilen
                    ... или мнения.
                    Или возражения.
                    - Библейские пророчества о Втором пришествии

                    Комментарий

                    • Vladilen
                      Ветеран

                      • 09 November 2006
                      • 71757

                      #11
                      Сообщение от Vladilen
                      Или возражения.
                      Возможно,
                      дельные советы?
                      - Библейские пророчества о Втором пришествии

                      Комментарий

                      • Vladilen
                        Ветеран

                        • 09 November 2006
                        • 71757

                        #12
                        Сообщение от Vladilen
                        Возможно,
                        дельные советы?
                        Или воспоминания о посмертном состоянии.
                        - Библейские пророчества о Втором пришествии

                        Комментарий

                        • Vladilen
                          Ветеран

                          • 09 November 2006
                          • 71757

                          #13
                          Сообщение от Vladilen
                          Или воспоминания о посмертном состоянии.
                          Если кто-то ещё помнит.
                          - Библейские пророчества о Втором пришествии

                          Комментарий

                          • Vladilen
                            Ветеран

                            • 09 November 2006
                            • 71757

                            #14
                            Друзья,
                            предлагаю вашему вниманию обновлённый дополненный текст статьи:

                            Комментарии к Книге Откровение. Посмертная участь (20:4-6, 11-15)


                            "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и

                            верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на
                            суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь" (Ин.5:24).

                            "И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен
                            в озеро огненное" (Отк.20:15)


                            1. Вступление


                            Главная тема почти всех ветхозаветных пророческих книг - эсхатологический "День Господень". Вызывающий чувство страха Йом Адонай связан с карами небесными, изливающимися на все народы, с массовой гибелью жителей земли.

                            В Новом Завете пророческой Книгой, описывающей события "Великой скорби" (День Господень), служит Апокалипсис. "Ведь Откровение - книга пророческая и по замыслу и по исполнению" [Л.43, стр. 16].

                            Но, в отличие от иных библейских пророчеств, Апокалипсис содержит уникальные видения посмертной участи погибших. Пшеницу соберут в житницу на небесах, плевелы сожгут в озере огненном, при кончине рода сего, после молотьбы, жатвы, суда.

                            "Несомненность посмертной жизни как для верующего, так и для неверующего - одно из основополагающих начал Нового Завета" [Л.28, стр. 352].

                            Композиция ст.20:4-6, 11-15. 1. Судьбы христиан, участь прочих умерших (20:4-6).
                            2. Последний суд у великого белого престола (20:11-13).
                            3. Огненное озеро (20:14, 15).

                            Главная тема. Смерть и воскресение разных категорий людей, живущих в последние дни.
                            Цель написания. Утешить христиан, которые могут погибнуть в дни Великой скорби, также предупредить всех о существовании второй смерти.

                            Содержание. Вне созданной физической вселенной, в ином мире, на небесах пророку открывается видение посмертной участи двух категорий жителей. Первая, христиане (20:4), над ними вторая смерть не имеет власти (ст.6); вторая категория, "прочие" из умерших, они не оживут пока не окончится тысяча лет (ст.5).

                            Одно из видений касается последнего Божьего суда у белого престола (20:11), где будут судить по делам "прочих" умерших (ст.12). На последний суд поступят души из всех хранилищ (ст.13), смерть и ад бросят в озеро огненное (ст.14), куда попадут те, кто не записан в Книге жизни (ст.15). Это смерть вторая.

                            Проблемы толкования. Кто именно воскреснет при первом воскресении, кто при втором. Откуда конкретно попадут души умерших на суд, чьи имена записаны или не записаны в Книге жизни, что означает вторая смерть. Увы, "сегодня у церкви нет чёткого представления о том, что происходит с человеком после смерти" [Л.45, стр. 188].

                            2. Посмертная участь христиан (20:4)

                            На протяжении трёх с половиной лет периода Великой скорби умрёт великое множество жителей (6:8, 8:11, 9:18, 13:15, 19:21), в т. ч. христиан (6:9-11, 7:9-14, 12:17, 13:7, 15). Какая участь ожидает послушных Христу в ином, трансцендентном мире? в каком состоянии они там пребывают? Иоанн отвечает.

                            "И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса (за истину об Иисусе) и за слово Божие, которые не поклонились (ни) зверю, ни образу (изображению) его, и не приняли начертания (изображения) на чело своё и на руку свою. Они ожили (возродились к жизни) и царствовали со Христом тысячу лет" (20:4; в скобках, текст из [Л.1]).

                            По мнению авторов [Л.28]. "Отчёт на суде от нас потребуют в нынешнем смертном теле, ибо именно в нём мы живём, веруем, служим" (стр. 1197). Однако Иоанн видит в потустороннем духовном мире не подсудимых христиан, напротив, они сидят на судейских престолах; причём видит их живые "души", не смертные обезглавленные тела.

                            Следовательно к Богу возвращается именно духовная составляющая человека (6:9, 20:4), не физическое тело (Еккл.12:7). "Даже когда спадёт с меня кожа, лишаясь плоти, я увижу Бога" (Иов.19:26, пер. [Л.18]), уверен праведный Ийов в посмертной участи.

                            Апостол Павел утверждает, "лучше выйти из тела и водвориться ("поселиться" [Л.18- 20]) у Господа" (2Кор.5:8, "покинуть наши тела и отправиться жить с Господом", пер. [Л.1]). В царстве Духа стать подобным образу Сына Божьего (Рим.8:29), а "Господь есть Дух" (2Кор.3:17, 18).

                            Необходимо заметить, дух человеческий, получаемый от Бога в начале жизни, и душа, она формируется на протяжении жизни, не синонимы, вопреки мнению автора [Л.36]. Тем не менее, они представляют собой единую сущность [Л.37].
                            Сидящие на небесных престолах [Л.35], по-видимому, представляют Церковь [Л.2-8] либо "это святые всех времён" [Л.9-12]. Среди них находятся апостолы Иисуса Христа [Л.6], по обетованию (Лк.22:28-30).

                            Кроме сидящих на престолах, вторую группу душ составляют обезглавленные "за свидетельство об Иисусе" (Отк.20:4). "Это все мученики всей истории Церкви" [Л.13]. Нет, не логично, о них написано, "которые не поклонились зверю" (ст.4), т.е. мучеников убьют во время пребывания зверей на земле (13:7, 15).

                            "Иоанн видел не всех ушедших когда-либо на небо ..." [Л.14], но "убиенных во время великой скорби" [Л.12], "мученики времени великой скорби" [Л.4; Л.3, 8, 9, 14-16]. Данные мнения подтверждаются пророческим видением (7:9-17), массы стоящих перед престолом Божьим "пришли от великой скорби" (ст.14, б).

                            "Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (20:4, в). Выражение "тысяча лет" встречается шесть раз в Откровении 20:1-7. Этот период известен как "тысячелетнее царство", или тысяча лет правления Христа на земле" [Л.46,стр. 686].

                            3. Небесное Царство

                            Среди великого неисчислимого множества пришедших (7:9), некоторые богословы видят как "души обезглавленных" (20:4), так души тех, кто "не поклонялся зверю и не принял его знак на чело своё" [Л.17, стр.390; Л.38, стр. 720]. Умер, но мученически не убит [Л.3].



                            Запечатлённые Духом Святым из царства смерти (архетип "Шеол") немедленно перейдут в вечное Царство Небесное (Лк.23:43, [Л.36]; рис.1).

                            В Синод. издании Библии евр. слово Шеол (греч. "гадес") неточно переведено несколькими словами: преисподняя (43 раза), ад (15 раз), гроб (4 раза), могила (3 раза), греческое же "гадес" неудачно переведено как "ад".

                            В каком состоянии пребывают праведники, праведностью Христовой, после смерти?

                            Одни комментаторы полагают, в переходном положении во временном теле [Л.14, 48]; другие, в промежуточном состоянии без тел [Л.42, 49], пребывая во сне, дожидаясь воскресения [Л.45] при конце света [Л.49].

                            Напротив, автор [Л.38] считает ошибочным предположение "между смертью и воскресением душа погружена в сон" (стр. 635). Он прав, "после смерти праведники тут же попадают к Иисусу в рай", "сразу после смерти верующий должен встретиться со Христом" [Л.27, стр. 805].

                            Врата Шеола, мира умерших, не могут удержать Церковь, "силам преисподней её не одолеть" (Мт.16:18, пер. [Л.18]). У праведного милость Господа ценнее жизни, оттого для него "день смерти лучше дня рождения" (Еккл.7:1, пер. [Л.18, 19]).

                            Псалмопевец так говорит о своей участи. "Но Бог избавит душу мою от власти преисподней ("из плена могильного" [Л.41]; в оригинале, "Шеола" [Л.18]), когда примет меня (к Себе)" (Пс.48:16; 15:10). Избавленные от уз Шеола устремятся из его тьмы к жилищу Света, как написано. "Стезя праведных подобна первому свету зари, светит она всё ярче и ярче - до полного света дня" (Пр.4:18, пер. [Л.19]).

                            Все праведные оживают, возрождаются, воскресают "в новый вид жизни, не подверженной болезням, старению, дряхлению и смерти" [Л.36, стр. 1395]. Так обещает Избавляющий от тела смерти каждому, верующему в Бога Отца, пославшего Его, он "на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь" (Ин.5:24).

                            Что же делают возрождённые к новому виду жизни в темпоральной вечности перед престолом Бога? Непрестанно служат Ему, а "Сидящий на престоле будет обитать в них" (Отк.7:15). Продолжительность служения Иисусу Христу пришедших от Великой скорби тысяча лет (20:4).

                            Очень древняя еврейская традиция "гласит, что царство Мессии будет длиться 1 000 лет" [Л.33, стр. 972]. Столько времени отведено на существование царства Сына Божьего на земле (ст.4-7) и "Царству Его не будет конца" в вечности (Лк.1:31-33; Отк.11:15).

                            4. Воскресение прочих (20:5)

                            Сообщая о воскресении христиан, погибших во время Великой скорби (20:4, 6), апостол даёт ремарку об участи прочих душ.

                            "(Другие мёртвые не ожили (Остальные же мёртвые не возродились к жизни), пока не окончилась (пока не завершились) тысяча лет). Это первое воскресение" (20:5, пер. [Л.19]; в скобках, текст из [Л.1]).

                            "Фраза "прочие из умерших" говорит о неспасённых, нечестивых мёртвых людях, которые отвергли Христа" [Л.9], "все неспасённые всех времён и народов" [Л.36], "необращённые и непрощённые грешники" [Л.2; Л.33], "нечестивые" [Л.5, 13, 14]. "Тела неверующих всех времён не будут воскрешены до суда у Великого Белого престола" [Л.16; Л.8].

                            Но в ст.5 нет упоминаний об отвергнувших Христа, не спасённых всех времён, нечестивых или просто неверующих. Вопреки предположению автора [Л.4], здесь "неверующие мёртвые". Наоборот, в толковании [Л.6], относят к "прочим из умерших" не христиан и христиан.

                            Наиболее взвешенное мнение содержится в работе [Л.11]. "Это, вне всякого сомнения, относится к тем, кто умер без Христа". Умер в дни Великой скорби; жил по совести, но по разным причинам не прилепился к Господу Иисусу Христу всем сердцем своим, не поверил Отцу, не запечатлён Святым Духом, т.е. "душевные" (1Кор.2:14).

                            Душевные "не ожили, доколе не окончится тысяча лет" (ст.5, "не возвратились к жизни, пока не пройдёт тысяча лет" [Л.18]). На протяжении всего 1000-летнего правления Христа на земле (ст.6), "прочие" заблудившиеся духом будут находиться в царстве смерти, мире умерших, в Шеоле (греч. "гадес" - невидимое).

                            Ведь "гадес" - это не ад. Слово гадес относится к царству неверующих мёртвых - временному месту, в котором они ждут воскресения" [Л.44, стр. 677]. Месту удалённому от ада и рая. Там "в мире мёртвых (Букв. "в Шеоле". Шеол - место, где пребывают души умерших), куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл.9:10, пер. и примеч. [Л.19]).

                            Иными словами, в темнице смерти, стране тьмы да тени смертной, выходящей за пределы человеческого опыта, "нет устройства" (Иов.10:21, 22). Нет Бога, не познать чудеса и правду Его (Пс.87:11-13), отсутствует полнокровная жизнь (ст.4-7, Пс.93:17, Ис.38:18).

                            "Шеол - это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там всё же присутствует" [Л.39, стр. 13]. Потому что Иисус Христос, между Своей смертью и воскресением, "проповедывал душам умерших при потопе" [Л.19, стр. 1046], заключённым в темнице (1Пет.3:18-20).

                            От уз темницы смерти нельзя освободиться самому (Пс.17:6, 48:15), один Господь может позвать находящуюся в Шеоле душу (Иов.14:13-15), вывести её из мира умерших (1Цар.2:6).

                            "Смерть означала уход из этого мира и начало существования в виде тени в шеоле, месте пребывания "мертвецов" или теней, месте безнадёжности" [Л.27, стр. 259]. Нечестивые души не задерживаются в Шеоле, они из мира умерших "попадают в ад сразу после смерти" (стр. 805).
                            - Библейские пророчества о Втором пришествии

                            Комментарий

                            • Vladilen
                              Ветеран

                              • 09 November 2006
                              • 71757

                              #15
                              5. За гранью смерти

                              Состояние души в полусонном Шеоле, где исчезает ощущение времени, ещё не воскресение. Согласно Писания, воскресение есть переход души из мира умерших (рус. архетип "могила") в райские обители или на суд Божий.

                              Судьбы воскресших христиан и прочих различны, но сущность воскресения одна и та же. Мнение "должны быть не просто два воскресения, а два разных вида воскресения", первое духовное при крещении, второе телесное, по версии автора [Л.42, стр. 531, 579], не соответствует Писанию.

                              В одном и том же тексте, одинаковыми словами, без упоминания второго воскресения, Иоанн описывает ОДИН процесс (20:5), вовсе не два (духовный и телесный). Иисус Христос тоже говорит об одном по содержанию воскресении находящихся в Шеоле, ожидающих всеобщего суда по делам (Ин.5:25-29).

                              Жители мира умерших услышат голос Христа (ст.28) "и выйдут из могил ("покинут могилы" [Л.18]). Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить, и те, кто делал зло, поднимутся, чтобы получить осуждение" (ст.29, пер. [Л.19, 20]).

                              Пророк Даниил назвал такой, один и тот же процесс, пробуждением (Дан.12:2), так позднее скажет апостол Павел. "Проснись, спящий! Воскресни из мёртвых! И Христос осветит тебя" (Еф.5:14, пер. [Л.20]).

                              "Воскресение - это не восстановление жизни, какой мы знаем её, а вступление в новую, иную жизнь" [Л.44, стр. 168]. В отличие от телесного воскрешения, все воскресения духовные. Ни одно из них не является воссоединением души с атомами бывшего тела, с физическим телом похожим на умершее, как предполагают некоторые богословы [Л.21, стр. 138-141; Л.2, стр. 857; Л.36, стр. 942].

                              Например, "тела будут материальными, физическими, в определённой степени связанными с телами, которые опускаются в могилы" [Л.36, стр. 943], "изменённое тело будет создано из физических составляющих нынешнего тела" [Л.37, стр. 459].

                              Нет, Павел выражается ясно. "Погребается тело земное, воскрешается - духовное" (1Кор.15:44, пер. [Л.41]; "сеется физическое тело, а воскресает - духовное" ([Л.19]). Во Втором послании коринфянам (2Кор.5:8) "Павел говорит о смерти как о выходе из тела, чтобы "водвориться у Господа" [Л.27, стр. 1191].

                              Об участи нетленной души и тленного тела апостол пишет. "Мы знаем, что когда наша земная палатка (дом) - наше тело (временное пристанище) - будет уничтожена, тогда на небе (небесах) нас ждёт вечный (Богом приготовленный) дом - духовное тело ..." (2Кор.5:1, пер. [Л.19]; в скобках, текст из [Л.41]).

                              "Иисус учил, что воскресшие люди будут подобны ангелам" ([Л.27, стр. 1271], ангелы - бесплотные духи). Сверх того, в царстве духов, мы уподобимся самому Богу! "потому что увидим Его, как (каков) Он есть" (1Ин.3:2, в), а "Бог есть Дух" (Ин.4:24).

                              "В воскресении же мы обретём новую, небесную, духовную телесность, которая позволит нам узреть Бога" [Л.39, стр. 969]. Невесомое "духовное тело" приспособлено для существования на небесах, оно не подвластно разложению (1Кор.15:50).

                              Следовательно, мнение авторов [Л.35] "первое воскресение Откр.20:4-6, очевидно, указывает на духовное воскресение святых, после этого, позднее, совершается окончательное, телесное воскресение" (стр. 567) в Библии не подтверждается. Подобно версии, "после смерти ... душа и дух "подключаются" к промежуточному небесному телу и пользуются им вплоть до воскресения собственного тела" [Л.37, стр. 896, 454].

                              6. Первое воскресение (20:6)

                              Слова апостола "Это - первое воскресение" (20:5, б) относятся не к "прочим", но к христианам предыдущего стиха [Л.10], что хорошо видно из ст.6.

                              "Блажен (Счастлив) и свят имеющий участие (тот, кто получит жизнь) в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать (вместе) с Ним тысячу лет" (20:6; в скобках, текст из [Л.18]).

                              Судя по данному откровению, первое воскресение касается не только христиан, многие из них погибнут во время Великой скорби (20:4). С наступлением эпохи Церкви счастлив и свят любой, принявший искупительную жертву Христа за свои грехи, он уже имеет "участие в воскресении первом" (рис.2).



                              "Итак, к "первому воскресению" можно отнести все случаи воскресения, которые произойдут до "Тысячелетнего царства"
                              [Л.15; Л.2, 8, 14]. Или уже произошли [Л.7, 12], подобно воскресению ветхозаветных праведников (Лк.13:28, [Л.36]) и "спасённых периода Церкви" [Л.16], по Писанию.

                              "Ты не оставишь в Шеоле меня, не дашь праведнику видеть мир тлена" (Пс.15:10, пер. [Л.18]).

                              Или ещё произойдут в Тысячелетнем царстве, т. к. первая смерть будет существовать на земле "и после второго пришествия Мессии" [Л.22, стр. 111, 124], "в период тысячелетнего царства люди будут умирать" [Л.38, стр. 720].

                              Главная особенность первого воскресения, между смертью верующего и его воскресением для райских обителей на небесах отсутствует какой-либо значительный промежуток времени (Лк.23:40-43, 16:22).

                              "Души верующих немедленно отправляются к Господу" [Л.36, стр. 922], как написано, "лучше выйти из тела и водвориться у Господа" (2Кор.5:8; Фил.1:23), придти в Церковь первенцев. Приступить к Богу, "к духам праведников, ставших совершенными" (Евр.12:23, пер. [Л.19]), пребывающих в Царстве Отца духов (ст.9).

                              Поэтому не нужно умножать сущности введением новых не библейских понятий. Нет ни чистилища, ни промежуточного Неба, промежуточных небесных тел верующих, переходного состояния, ни духовного сна или смерти души. В том числе, как правильно отмечает автор [Л.36], нет состояния "бессознательного существования" в ожидании воскресения (стр. 1410, 1415).

                              Все истинные христиане эпохи Церкви живы, а не где-то в промежуточном состоянии во сне ждут оживления, когда Христос "вернётся за Его Церковью в конце нынешнего века" [Л.37, стр. 458]. Ещё одна особенность первого массового воскресения. Над всеми, избавленными от смертного тела, кто уподобился образу Сына Божьего (Рим.8:29, 1Ин.3:2), "смерть вторая не имеет власти" (Отк.20:6, б).

                              Первая смерть данной ей властью разрушает тело, вторая может уничтожить душу (21:8). Однако небожителям она не страшна, там "смерти не будет уже" (ст.4, б), "смертное облечётся в бессмертие" (1Кор.15:54, пер. [Л.18]).

                              Души, участвующие в первом воскресении, становятся "священниками Бога и Христа" (Отк.20:6), предназначенными для служения "Отцу наших духов" (Евр.12:9, пер.[Л.19]), Который "будет обитать в них" (7:15). Бог и Его народ станут одним целым (21:3, Ин.14:20), составляя ОДНО тело во Христе (Рим.12:5).

                              Когда Господь начнёт управлять Своим царством на земле [Л.23], христиане "будут царствовать с Ним тысячу лет" (Отк.20:6). Почему так мало по сравнению с вечностью? потому что через тысячу лет завершится история человечества (ст.7-10).

                              В дни Великой скорби души умерших христиан сразу воскреснут в духовных телах (1Кор.15:44) для вечного Царства Небесного (Отк.20:4). Прочие души в сознательном состоянии пребывают в Шеоле или аду до окончания тысячелетнего правления Христа на земле (ст.5). Затем состоится второе массовое воскресение для последнего суда, Суда по делам у белого престола (ст.11-13).

                              7. Великий белый престол (20:11)

                              Иоанн получил откровения о последних днях существования лукавого рода сего (гл.6-19); вместе с тем, что случится ещё через тысячу лет.

                              Произойдёт на земле (20:7-9) и на небесах (ст.11), где Господь поставил Свой престол (Пс.102:19, а). "Состоится второе воскресение. Неспасённые воскреснут и предстанут перед Божьим судом" [Л.46, стр. 688].

                              (Затем) увидел я великий (огромный) белый престол (трон) и Сидящего на нём, от лица Которого бежало (От Его присутствия скрылись) небо и земля, и не нашлось им места ("уже не найти их!")" (20:11; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.18]).

                              "Некоторые толкователи понимают сказанное в ст.11 как свидетельство об уничтожении наших земли и неба" [Л.14]. По окончании Тысячелетнего царства "перестала существовать поражённая грехом вселенная" [Л.16]. "Небо и земля исчезнут" [Л.6], "первое небо и первая земля будут устранены" [Л.7, стр. 317, 322; Л.2, 3, 8, 10, 12-14, 20].

                              Даже в одном из переводов нарушена логическая связность. "Земля и небо бесследно исчезли в Его присутствии" [Л.1]. Но ст.11 не обязательно должен означать физическое исчезновение нашей планеты. Просто рядом с Богом "не нашлось им места" (Синод. пер.), "для них больше не было места" [Л.41].

                              Здесь речь о трансцендентном духовном мире, небесах, рае Божьем (2:7, 4:-1-5). Где отсутствуют привычные для Иоанна небо, земля, море; "прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет" (21:1, б). Там ВСЁ новое: пространство, время, знания, жизнь (ст.1а, 5, 10-27; [Л.23]).

                              В Царстве Небесном, а не "в воздухе", по версии авторов [Л.14], на "особой планете" [Л.7], или "где-то в космосе" [Л.43] находится "великий белый престол" (20:11). О нём Иоанн упоминает около 40 раз, особенно подробно описывая престол на небе в одном из видений (4:1-10).

                              Пророк видит "престол и Сидящего на нём" (20:11). "Хотя и не сказано, кто именно этот "Сидящий", речь, по-видимому, идёт о Христе ..." [Л.14]. С таким мнением согласны практически все толкователи да комментаторы, ссылаясь на слова Иисуса Христа.

                              "Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ин.5:22). Апостол Пётр извещает над кем имеет право производить суд Христос. "Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых" (Деян.10:42, б), в т. ч. согрешивших ангелов (2Пет.2:4, Иуд.6). Бог приведёт на суд каждое дело (Еккл.12:14).

                              Павел солидаризуется с Петром (2Тим.4:1). Он предупреждает не покаявшихся грешников о специально назначенном Богом дне суда (Деян.17:30, 31) "чрез Иисуса Христа" (Рим.2:11-16), суда по делам (ст.2-8).

                              Апостол говорит о восстановлении справедливости, великом последнем суде "в конце истории, когда Бог будет судить дела всего человечества" [Л.27, стр. 1004]. "В этом суде будут участвовать только неверующие ..." [Л.46, стр. 688], "суд не коснётся верующих" [Л.39, стр. 174].

                              Вопреки не библейскому мнению, "перед троном Божьим стоят и христиане и неверующие" [Л.43, стр. 86]. "Никто не избежит этого суда (ст.12-13)" [Л.42, стр. 588 - 593].


                              - Библейские пророчества о Втором пришествии

                              Комментарий

                              Обработка...