"И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам:
идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю" (Отк.16:1)
1. Вступление
Эсхатологический суд Вседержителя над миром возвещается со снятием печатей (архетип тайны), перечислением его персонажей [Л.1, 2]. Картины самого суда открываются Иоанну под звуки ангельских труб (архетип суда [Л.3]), а его последствия - через излияние чаш (архетип гнева Божьего, Отк. гл.16).
Поэтому семь чаш гнева не являются ни отдельным особенно ужасным заключительным видом судов, ни повторением, аналогией или усилением наказаний 7-и труб, ни развитием суда седьмой трубы, как считается в работах [Л.4-7].
Композиция ст. 16:1-12, 18-21. 1. Введение (16:1), сообщающее о приказе на небесах.
2. Изложение главной темы - последствия исполнения судебного решения на земле:
а) болезни людей (16:2);
б) превращение воды в кровь (16:3, 7);
в) невыносимая жара, пересыхание рек (16:8-12);
г) великое землетрясение (6:17-20).
3. Заключение (16:21) о реакции людей.
Главная тема. Катастрофические результаты излияния семи чаш гнева Божьего на землю в последнее время.
Цель написания. Предупредить всех живущих на земле о последствиях грядущего наказания, побудить их к покаянию.
Содержание. Сигналом для излияния чаш гнева послужит приказ из храма на небесах (16:1), отчего нечестивых поразят ужасные язвы да болезненные нарывы (ст.2). Пресная вода и морская вода превратятся в кровь (ст.3, 4), что послужит справедливым возмездием за пролитую кровь праведников (ст.5-7).
Ещё одним суровым наказанием для проклинающих Бога явится небывалая жара (16:8, 9) в круглосуточной многодневной тьме (ст.10, 11), после великого землетрясения (ст.18). Из-за него рухнут все города (ст.19), убегут острова, обрушатся горы (ст.20), высохнут полноводные реки (ст.12).
На уцелевших от бедствий будут падать с неба глыбы льда, но даже это несчастье не заставит их изменить своего отношения к Богу (16:21).
Проблемы толкования. Видение чаш гнева нужно воспринимать аллегорически или буквально. Каковы физические причины возникновения нарывов и язв, превращения воды в кровь, невыносимого зноя во тьме, великого небывалого землетрясения, массового падения огромных градин.
2. Поражение земли (16:1, 2)
Божий суд происходит на небесах, а события на земле являются следствиями суда. Эта истина открылась Иоанну в видениях 7 ангельских чаш, они же "семь язв" (15:6, 7).
В Ветхом Завете чаша часто является образом Божьего гнева и суда над грехом [Л.33, стр. 1306], она служит пророку архетипом [Л.1]. Как выливание священником крови животных к подножию жертвенника "знаменовало собой очищение скинии от осквернения грехом, так выливание чаш очищает землю от осквернения грехом через суд" [Л.31, стр. 546].
"И (тогда) услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте (выплесните) семь чаш ("сосудов") гнева Божия (с Божьим гневом) на землю" (16:1; в скобках: текст из [Л.8], в кавычках - из [Л.9]).
"Несомненно, это был голос Самого Бога, говорившего из Своего небесного храма" [Л.5; Л.10, 11]. "Голос из храма - это голос Бога ..." [Л.12; Л.13, 31]. Возможно, голос архангела Михаила или одного из четырёх херувимов, считает автор [Л.14]. Голос принадлежит ангелу-посланнику [Л.15] или одному из животных [Л.16]. Кому бы ни принадлежал "громкий голос", ангелы выполнили приказ.
"Пошёл первый Ангел и вылил ("свой сосуд") чашу свою (содержимое) на землю (сушу): и сделались жестокие (ужасные) и отвратительные (болезненные, "мучительные") гнойные раны (нарывы, "язвы") на людях, имеющих начертание (печать) зверя и поклоняющихся образу ("изображению") его" (16:2; в скобках: текст из [Л.6], в кавычках - из [Л.9]).
"Богословы, придерживающиеся символического толкования, объясняют эти раны, как "моральные язвы" [Л.17], "в данном случае язва - это, скорее, нечто духовное ... нежели физическое поражение тела" [Л.18].
Другие, считают иначе. "Под этою казнью нельзя понимать только символический образ" [Л.11], придерживаясь буквального толкования [Л.5, 19, 20, 31, 32]. Например, "Відгнивати будуть руки, ноги; вигниватимуть очі, нищимуть слух ..." [Л.14].
Но чем будут вызваны такие загадочные физические поражения тел? по какой причине появятся "гнойные раны"? (ст.2; точнее, нарывы и язвы). Для ответа нужно вспомнить о причинно-следственной связи событий Откровения.
В данном случае о первой трубе (причина) и первой чаше (следствие). Падения небесных тел (8:5-7) приведут к поступлению в атмосферу огромных объёмов дыма (ст.7), сажи, золы, минеральной пыли, вулканического пепла, прочее [Л.3].
Во время последующих многодневных пеплопадов ультрамелкие частицы могут попадать и накапливаться в дыхательных путях, даже в кровеносной системе человека [Л.21]. Вызывая воспаления с ужасными гнойными нарывами, отвратительные мокнущие язвы, воспаления слизистой оболочки глаз, гниение плоти (16:2; Зах.14:12, Ис.1:6, Втор. 28:59-61).
3. Поражение воды (16:3, 4)
После звуков второй трубы в море упала "как-бы большая ("огромная" [Л.9])гора, пылающая огнём" (8:8). Теперь во всей полноте Иоанну открываются последствия этой всемирной катастрофы (16:3-12, 18-21).
"Вторый Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь (она превратилась в кровь), как-бы мертвеца (подобную крови мертвеца), и всё одушевлённое (живое) умерло в море.
Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь (обратились они в кровь)" (16:3, 4; в скобках, текст из [Л.8]).
При толковании ст.3, 4 богословы делятся на две группы. Сторонники аллегорического толкования воспринимают данные архетипы духовно [Л.15]. Например, "море означает большую толпу народа" [Л.18; Л.7]. "Море" - обычный символ языческого мира" [Л.20; Л.4], это "правосудие и владычество папы" [Л.13] и т.д.
Немало авторов придерживаются буквального толкования. "Мы же верим, что это осуществится в самом буквальном смысле" [Л.16; Л.11, 14, 19, 22]. "Вода в мировом океане станет густой (плотной), тёмной и свернётся, как кровь мертвеца" [Л.23].

Логично. Но почему "море" (ст.3), "реки и источники вод" (ст.4), т.е. все открытые водоёмы превратятся в кровь? точнее "станут" кровью [Л.24]; рис.1.
"Едва ли химический состав океана сделается идентичным химическому составу крови; более вероятно, что вода в нём сделается похожей на кровь по виду ..." [Л.5].
Верно, "по виду". Но в результате каких физико-химических процессов вода "сделается похожей на кровь" ?
Ответ находится в стихах 8:5 - 9:2, - бомбардировка Земли небесными телами, в частности железными и железо-каменными.
Испаряясь при полёте через атмосферу или в результате импакта, они образуют огромное количество микрочастиц свободного железа. Немедленно вступающего в химическую реакцию с водой и кислородом. Образуются красно-бурые гидратированные оксиды железа, окрашивающие воду во всех открытых водоёмах в цвет крови.
Кроме того, по причине пеплопадов увеличится вязкость морской воды, а её поверхность приобретёт тёмно-красный оттенок [Л.25]. Будет по слову пророка "сделалась кровь, как-бы мертвеца" (16:3), густая да тёмная.
Часть рыбы, животных, морских организмов погибнет из-за такой кровавой жидкой "каши", другие - от высокой температуры воды и гидродинамических ударных волн [Л.25]. Оттого Иоанн видит как "всё живое в море умерло" (ст.3, пер. [Л.6]).
4. Справедливость судов (16:5-7)
За излиянием третьей чаши, архетипа суда Божьего, в своём рассказе Иоанн делает небольшое отступление от главной темы.
"Я слышал, как ангел, имеющий власть над водами, сказал: - Справедлив Ты ("в приговорах, которые вынес" [Л.8]), Тот, Кто есть и Кто был, Святой, потому что Ты так судил" (16:5, пер. [Л.26]).
"Ангел вод, как управитель определённою стихиею, восхваляет Господа за Его правосудие, за Его неизменяемость и за Его верность Своему существу всесвятому и правосудному" [Л.11].
Истинно так, ибо написано. "Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои" (Пс.118:137). Но в данном случае, в чём проявится справедливость судов Его?
"За то, что они пролили кровь (Твоих) святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они (заслужили это) достойны того" (Отк.16:6; в скобках, текст из [Л.8]).
"Люди всего лишь получают возмездие за свои греховные дела. Они в изобилии пролили кровь, а теперь в наказание за это будут пить кровь вместо воды" [Л.27]. "Необходимость пить кровь вместо воды - казнь страшная и непредставимая ..." [Л.11].
Нет. Мучимые жаждой конечно же не станут буквально "пить кровь вместо воды". Утверждение ангела "Ты дал им пить кровь" (ст.6) не означает, что люди будут её употреблять вместо воды. Они попытаются очистить кровеобразную воду от оксидов железа, иных примесей, кислот, мусора, болезнетворных бактерий, неприятного запаха и вкуса.
В случае неудачи с фильтрацией воды, уцелевшие в стихийных бедствиях станут копать у водоёмов, чтобы добыть воду, пригодную для питья [Л.21]. Подобно древним египтянам во времена Шемот, после первой казни (Исх.7:24).
Грешникам это наказание может показаться жестоким и несправедливым. Оттого понадобились слова оправдания ещё одного ангела, олицетворяющего жертвенник [Л.23].
"И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей (Да), Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны (справедливы) суды (приговоры) Твои" (16:7; в скобках, текст из [Л.8]).
5. Поражение неба (16:8, 9)
Основы древнего понимания мироустройства характеризовали 4-е архетипа стихии: земля, вода, воздух, огонь. Гнев Божий поразил первые две из них (16:1-4), наступает очередь воздуха (неба).
"Четвёртый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнём. И жег людей сильный зной ..." (16:8, 9; "Их жгла невыносимая жара" [Л.26], "Люди сгорали от сильного жара" [Л.9]).
"Некоторые считают, что под солнцем подразумевается некий великий царь папистского вероисповедания ..." [Л.13], "народы стонут под палящими лучами угнетающей власти" [Л.18]. "Бог является на пророческом языке солнцем ..." [Л.7].
Однако подавляющее большинство богословов толкуют эти загадочные стихи буквально, жечь людей станет Солнце [Л.4, 12, 14-17, 19, 22, 23, 27 и др.]. "Сущность этого суда будет состоять в необычном зное, который станет источать солнце" [Л.5]. Это "усиление солнечной радиации" [Л.32, стр. 769], "палящий жар солнца, обжигающий грешников" [Л.33, стр. 1122].
Существует ряд гипотез об этом "необычном зное", объясняющих "палящий жар". Исчезновение защитного озонового слоя вокруг земного шара [Л.15, 19, 22], резкое повышение температуры Солнца [Л.4, 10] или, наоборот, его затмение [Л.28].

Однако объяснение выражения "жег людей сильный зной" нужно искать в самом Откровении.
Ибо видение 4-й чаши (16:8, 9) является картиной последствий действия 4-й трубы (8:12). А именно, "затмилась третья часть" светил, день и ночь лишились трети света [Л.3], рис.2.
Иоанн видит как с излиянием пятой чаши, "сделалось царство его (зверя) мрачно" (16:10). В таком мраке, собственно Солнце не может жечь людей; но будет жечь огонь, исходящий от него. Как написано "и разрешено ему было сжечь людей огнём" (ст.8, пер. [Л.8]).
Под "огнём" имеются в виду падающие небесные тела: кадильница, наполненная огнём (8:5), "как-бы большая гора, пылающая огнём" (ст.8), "большая звезда, горящая подобно светильнику (факелу)" (ст.10), звезда (9:1). По-научному: метеоры, астероиды, метеороиды. Также высокотемпературная (до 700 000 °С) ударная волна на земле и пылающие продукты импактных выбросов, возвращающиеся с неба на землю.
Одним из последствий массового падения небеных тел и возвращения пылающих импактных выбросов явится чрезвычайно высокая температура воздуха (до 400°С) в условиях полумрака дней великой скорби [Л.1]. Оттого пророк видит такое ужасающее положение не раскаявшихся грешников.
"И жёг людей сильный зной (Их жгла невыносимая жара); и они хулили (проклинали) имя Бога, имеющего власть над сими язвами (бедствиями), и (Но они) не вразумились (не раскаялись), чтобы воздать Ему славу" (16:9; в скобках, текст из [Л.26]).
Комментарий