"Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю
Навуходоносору, что будет в последние дни ..." (Дан.2:28)
Навуходоносору, что будет в последние дни ..." (Дан.2:28)
1. Вступление
С первой группой пленных евреев в 605 году Даниил был уведен в Вавилон [Л.1-4], в возрасте 15-и [Л.2] или 16-и [Л.1, 5] лет. После трёхлетнего обучения языку, литературе, математике и музыке [Л.6], юноша стал успешно служить при царском дворе, его служба продолжалась почти 70 лет [Л.1].
Даниэйл жил в годы правлений Навуходоносора, Валтасара, Дария Мидянина, Кира персидского, пережив царей Нововавилонской империи [Л.7], окончив жизнь в Мидо-Персидском царстве. Пророк умер очевидно в первые годы правления царя Кира, т.е. в возрасте около 90 лет [Л.7], 85 лет [Л.5] или более [Л.2].
Книга пророка Даниила необычна во всех отношениях. Она написана на двух языках, еврейском (1:1-2:4, а; 8:1-12:13), а также арамейском - 2:4, б - 7:28 [Л.1, 3, 8]. Состоит из двух заметно отличающихся частей: исторического повествования в гл.1-6 и пророческих видений гл.7-12 [Л.9]. Книга является родоночальницей особого жанра - апокалиптической литературы, широко использующей символы, аллегории, архетипы [Л.5, 8, 20].
Более того не утихают споры об авторе этой книги, времени создания, исторической достоверности [Л.9]. Консервативные учёные придерживаются традиционного мнения об авторстве (Даниил) и времени написания (VI век до Р.Х.).
Либеральные скептически настроенные богословы полагают,- книга написана примерно в 165 г. до Р.Х. неизвестным автором, очевидцем исторических событий, в том числе времени правления Антиоха IV Епифана [Л.1, 2, 4, 5, 8, 10]. Однако такой точке зрения не хватает убедительных аргументов.
Время написания книги. Учёные консервативной школы, считающие Даниила исторической личностью и автором пророческой книги, настаивают на ранней дате написания. А именно в VI веке [Л.2, 5, 8], во второй его половине [Л.1], вскоре после захвата Вавилона Киром в 539 г. [Л.10], возможно до 530 года [Л.2].
Композиция ст. 2:31-35, 44, 45. 1. Сон царя Навуходоносора (2:31-33).
2. Камень, разбивающий истукан (2:34, 35).
3. Возникновение нового царства (2:44, 45).
Главная тема. Гибель последней цивилизации "в последние дни", образование совершенно новой общественно-экономической и политической формации.
Цель написания. Предупредить царя, слушателей, все последующие поколения людей о будущем разрушении старого мира и возникновении Божьего царства на земле.
Содержание. Вавилонскому царю Навуходоносору II приснился огромный истукан (2:31) из золота, серебра, меди, железа, глины (ст.32, 33). Внезапно в него ударил камень, оторвавшийся от горы без чьей-либо помощи (ст.34). Из-за чего истукан раздробился в пыль, унесённую ветром, а камень сделался великой горой (ст.35).
После крушения истукана Всемогущий воздвигнет на земле Своё несокрушимое царство (2:44). Именно такое будущее показал языческому царю Великий Бог (ст.45).
Проблемы толкования.Какие именно государства подразумеваются под грудью (серебро), чревом (медь) и ногами (железо, глина) истукана. Что имел в виду пророк под горой и всесокрушающим камнем. Сбылось или нет пророчество ст. 2:34, 35. Как истолковать стих 2:44.
2. Сон Навуходоносора (2:31)
Могущественный вавилонский монарх Навуходоносор II (время правления 605 - 562 г.г. до Р.Х.) являлся сыном царя Набопаласара (625 - 605 г.г.) основателя Нововавилонского царства [Л.3, 4].
Однажды ему приснилось нечто сильно встревожившее его (2:1). В древности на Ближнем Востоке "сны считались посланиями от богов, они нередко вызывали озабоченность и даже повергали людей в панику" [Л.6, стр. 845].
Поэтому царь, притязавший на мировое господство, потребовал от придворных халдеев да чародеев (тайноведцев) раскрыть тайну своего сна (ст.2-9). Халдеями назывались мудрецы, "изрекавшие предсказания личных и исторических судеб на основании движения звёзд" [Л.5, стр. 349], т.е. древние астрологи.
Однако "Божественная тайна недоступна человеческому сознанию, она может быть раскрыта только в Божьем откровении ..." [Л.3, стр. 963]. Оттого никто из призванных магов, волшебников, колдунов, халдеев не смог рассказать даже содержание сна (2:9-11).
Тем самым подвергнув смертельной опасности себя (ст.12) и других советников царя (ст.13). Только Даниилу мужу молитвы открылась тайна странного пророческого сна Навуходоносора. За это нави вознёс благодарность Богу (2:19-23), он так ответил своему повелителю.

"Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан (статуя); огромный был этот истукан (статуя), в чрезвычайном блеске (сияющая ослепительным блеском) стоял он пред тобою, и страшен был вид его (ужасная на вид статуя)" (2:31; в скобках, текст из [Л.11]).
Когда монарх огромной империи лежал в постели, размышляя о будущем (2:28, 29), ему приснились сны (2:1), т.е. "разные части сновидения прерывались краткими пробуждениями" [Л.12, стр. 22].
Встревоживший царя тягостный сон-откровение касался сверхъестественного истукана (рис.1). Огромной статуи устрашающего вида, сияющей ослепительным блеском (2:31), возвышавшейся над маленьким человеком.
3. Четыре царства (2:32, 33)
Чрезвычайный блеск статуе, удивляющей своей необычностью, придавали металлы. "Она была огромна и отполирована до блеска" (2:31, пер. [Л.13]). Разные части идола состояли из различных металлов.
"У этого истукана (статуи) голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево (живот) его и бёдра его - медные (из бронзы),
Голени его железные, ноги (ступни) его частью железные, частью глиняные (из обожжённой глины)" (2:32, 33; в скобках, текст из [Л.11]).
В толковании нави (2:36-43), Навуходоносор, точнее Нововавилонская монархия отождествляется с золотой головой. Далее мнения комментаторов расходятся. Грудь и руки из серебра это Мидо-Персия, бронзовый живот - Греция, а Римскую империю олицетворяют ноги из железа с обожжённой глиной [Л.2, 4, 5, 10, 12, 14, 15].
Другие авторы, например [Л.7, 16] имеют иное мнение: Вавилон, Мидия, Персия и Греция. Третьи, считают обе версии равновероятными [Л.1, 6, 17]. К сожалению, в гл. 2 отсутствуют сведения, позволяющие уверенно идентифицировать части архетипа истукана с теми или иными государствами.
Однако в 2:28 Богом, открывающим тайны, внимательному читателю дана подсказка относительно последнего царства. "Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни" (2:28, или "в конце времён" [Л.16]).
Последние дни это "выражение, которое используется в Писании применительно к последнему периоду существования известного нам мира" [Л.1, стр. 1003]. "События конца истории будут происходить в огромных масштабах, создавая впечатления стихийного массового бедствия, ведущего к страшной катастрофе" [Л.20, стр. 869].
Таким образом дальнейшие события (2:34, 35) произойдут во время существования последнего (четвёртого) царства на земле. Уже поэтому оно не может быть ни древней Римской империей, ни государствами Александра Македонского и его преемников.
4. Крушение четвёртого царства (2:34)
Вавилонскую монархию завоевала Мидо-Персия, затем павшая под ударами Греко-Македонского царства Александра Великого, покорённого Римской империей [Л.1, 3]).
Последняя является только прообразом (архетипом) сообщества государств в конце времён. Четвёртое царство, в котором мы живём "крепко, как железо" (2:40). Однако оно "царство разделённое" (ст.41), поэтому "частью крепкое, частью хрупкое" (ст.42).
Крепкое невиданными ранее научно-техническими достижениями и объединением наций, а хрупкое разделённостью, отсутствием между нациями единства (слияния). Как предсказано:
"они смешаются чрез семя человеческое, но не сольются одно с другим" (2:43, б; "народ четвёртого царства будет смешанным. Они не будут едины, как один народ" [Л.13]).
Что же произойдёт "в последние дни" с истуканом? олицетворяющим империи на земле, сменившие друг друга.

"Когда ты смотрел на эту статую, ты увидел камень, и камень этот (отдуда-то сам собой) оторвался (от горы), но его оторвал не человек. Пролетев по воздуху, камень (упал на истукана) ударил по железным и глиняным ногам статуи и разбил (раздробил) их" (2:34, пер. [Л.13]; в скобках, текст из [Л.16]).
Истукан (рис.2) рухнет "под действием сверхъестественной силы" ([Л.10]. Современная цивилизация частью крепкая как железо, а частью очень уязвимая и хрупкая словно обожжённая глина, будет полностью разрушена [Л.18].
Её уничтожит камень, появившийся "откуда-то сам собой", упавший без помощи рук человеческих (ст.34). Как во время войны Йеошуа бен Нуна с царями аммонитскими, когда "Господь бросал на них с небес большие камни" (Иис.Н.10:11, б).
Что же имеет в виду пророк под горой (ст.45) и камнем? В большинстве английских переводов слово "эбен" переведено как "скала" [Л.20, стр. 612]. Эта скала раздробит ВСЁ на земле (ст.35).
5. Необычные камень да гора
Многие богословы почему-то считают камень ("эбен") из сна языческого царя: Христом, или Царством Божьим, или антихристом, а гору - Храмовой горой в Иерусалиме.
Четвёртая империя будет разрушена, "по всей видимости, Господом Иисусом Христом, сокрушающим Камнем" [Л.5, стр. 352]. "Камень в Писании часто символизирует Бога, а в особенности Мессию, Иисуса Христа, Сына Божьего" [Л.14, стр. 852; Л.8, стр. 383]. "Камень это Мессия" [Л.2, стр. 1216].
"Камень, разбивший истукан и сделавшийся великою горою,- Христос и Его царство" [Л.19, стр. 736], "камень означает Царство Божье" [Л.12, стр. 47; Л.1]. "Этот сверхъестественный камень ... это несокрушимое Божье Царство" [Л.20, стр. 467; Л.17].
Однако ветхозаветным пророчествам нельзя произвольно придавать иносказательный смысл, тем более необоснованно толковать в новозаветном духе. Нет серьёзных оснований считать, что под камнем, оторвавшемся от горы, Даниэйл имел в виду Христа, Его царство или антихриста. Тогда о чём говорил пророк языческому царю?

Конечно же о куске твёрдой горной породы, как написано. "Ты видел его (Пока ты смотрел), доколе камень не оторвался (сорвался) от горы без содействия (помощи) рук, ударил в истукан ..." (3:34; в скобках, уточнения из [Л.21]).
В таком случае неужели, камень сорвётся с Храмовой горы? как утверждает автор [Л.12, стр. 48].
Нет. Образ горы во сне Навуходоносора, как "трансформации древа мирового", является архетипом, отражением космологии древних народов [Л.22, стр. 311-315].
Одним из главных элементов космологии служила Ось мира или мировое (космическое) Древо, священная гора (реальная или мифическая), столб, лестница.
В месопотамских мифах такая ось мира связывала 3-и сферы мироздания: небо, землю, преисподнюю ([Л.6, стр. 829], рис. 3).
Священная высокая гора на далёком севере, поддерживающая небо, в шумерской и вавилоно-ассирийской мифологиях служила местом собрания богов (Ис.14:13, [Л.23, стр. 207]).
Именно такая мировая гора с прилегающей к ней территорией, составляющей наш мир, приснилась вавилонскому царю. Камень же имеет божественное происхождение, служит орудием Великого Бога (2:45-47), пребывающего на вершине священной горы [Л.6, стр. 77] .
Комментарий