Добрый день!
Наткнулся в "Золотой ветви" Фрэзера (точнее, в статье Преображенского, помещенной в сборнике) на интересное свидетельство о том, что в древнейших христианских представлениях первых веков нашей эры третье лицо Троицы - Святой Дух - имел женский род и символизировался женским символом (например, голубем - который во всех сирийских культах олицетворял все материнское).
Это весьма странное, по текущим представлениям, свидетельство имеет и некоторое объяснение: в христианстве Рождество совпадает с днем зимнего солнцестояния, а Пасха - с днем весеннего равноденствия, и поэтому в праздниках Рождества и Пасхи можно прочесть древние аграрные праздники. Основу этих праздников, как известно, составляло событие смерти/воскресения Бога (культы Осириса, Таммуза, Аттиса и тд). Но во всех аграрных культах подобная цикличность смерти и воскресения всегда порождала троичность пантеона, и в троицу богов входили
1) старый Бог - Бог-Отец
2) новый (воскресающий) Бог-Сын
3) третье, материнское начало (Исида, Иштар, Кибела и тд).
Получается, что "аграрное" прочтение христианских праздников вне зависимости от того, принимаем ли мы его или нет, приводит к мысли, что третье лицо в Троице должно иметь женский род и представлять из себя некоторую материнскую ипостась.
Вопрос в том, есть ли конкретные тексты в апологетике/патристике/апокрифах, где этот вопрос обсуждается более подробно? Есть ли подтверждение в текстах Писания на иврите (в Синоидальном переводе род везде мужской)?
Наткнулся в "Золотой ветви" Фрэзера (точнее, в статье Преображенского, помещенной в сборнике) на интересное свидетельство о том, что в древнейших христианских представлениях первых веков нашей эры третье лицо Троицы - Святой Дух - имел женский род и символизировался женским символом (например, голубем - который во всех сирийских культах олицетворял все материнское).
Это весьма странное, по текущим представлениям, свидетельство имеет и некоторое объяснение: в христианстве Рождество совпадает с днем зимнего солнцестояния, а Пасха - с днем весеннего равноденствия, и поэтому в праздниках Рождества и Пасхи можно прочесть древние аграрные праздники. Основу этих праздников, как известно, составляло событие смерти/воскресения Бога (культы Осириса, Таммуза, Аттиса и тд). Но во всех аграрных культах подобная цикличность смерти и воскресения всегда порождала троичность пантеона, и в троицу богов входили
1) старый Бог - Бог-Отец
2) новый (воскресающий) Бог-Сын
3) третье, материнское начало (Исида, Иштар, Кибела и тд).
Получается, что "аграрное" прочтение христианских праздников вне зависимости от того, принимаем ли мы его или нет, приводит к мысли, что третье лицо в Троице должно иметь женский род и представлять из себя некоторую материнскую ипостась.
Вопрос в том, есть ли конкретные тексты в апологетике/патристике/апокрифах, где этот вопрос обсуждается более подробно? Есть ли подтверждение в текстах Писания на иврите (в Синоидальном переводе род везде мужской)?
Комментарий