НАЧАЛО.
Деяния 6:1.
'' В эти дни, когда умножалось число учеников, возник ропот у эллинистов на евреев за то, что вдовы их были пренебрегаемы в ежедневном обслуживании''
Чтобы понять это место, необходимо разобраться с двумя вопросами:
1. Кто такие ''эллинисты'', и кто такие ''евреи''?
2. Что за ''ежедневное обслуживание'', в котором ''евреи'' ''пренебрегали'' ''вдовами'' ''эллинистов''.
1. Противопоставление эллинистов евреям вроде бы говорит, что элинисты не были по национальности евреями. Но даже по контексту мы видим, что на этот момент в ранней церкви еще не было не то, что обращенных из язычников, но даже из прозелитов. Об обращении прозелитов говорится только в восьмой и десятой главе. Также об обращении самарян пишется позднее, в восьмой главе, а об обращении язычников в 11 главе Деяний. Отсюда, даже не привлекая светских исторических данных, можно заключить, что эллинисты не являются ни прозелитами, ни язычниками. Они тоже по национальности евреи, но, возможно, родившиеся и(или) воспитанные не в Палестине, а в других эллинистических провинциях Римской империи. И основным моментом различия был именно язык, которым привык пользоваться человек. Например, евреи в других провинциях Рима использовали в богослужении греческий перевод ВЗ Септуагинту. Это вызывалось не только слабым знанием родного языка, но и необходимостью донесения проповеди до язычников и обращенных в иудаизм прозелитов. Многие эллинисты возвращались на святую землю и поселялись на ней. Самым дорогим местом сердцу любого еврея из рассеяния был Иерусалим. Но, поселившись в Иерусалиме, они не могли участвовать в богослужениях на еврейском языке. Потому в Иерусалиме возникали синагоги эллинистов (деян 6:9). Даже более того, синагоги возникали и исходя из бывшего места жительства в Римских провинциях и тех традиций, принятых там. ''Некоторые из так называемой синаноги либертинцев и киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии...''(Деян6:9).
Итак, термином ''евреи'' в 6:1 обозначаются христиане из палестинских евреев, разговорным языком которых является арамейский язык. Термином же ''эллинисты'' обозначаются христане из эллинизированных евреев, разговорным языком которых является греческий (койнэ), и которым привычен греческий текст Писания, то есть Септуагинта. На эллинистов жизнь в рассеянии наложила свой отпечаток. Многие из них были знакомы с греческой культурой и философией и потому были более терпимы к язычникам, чем палестинские, арамеоговорящие евреи. Как видим, церковь состояла, как из палестинских евреев, так и из эллнистов.
(Это начало экскурса в историю. Продолжение следует)
Деяния 6:1.
'' В эти дни, когда умножалось число учеников, возник ропот у эллинистов на евреев за то, что вдовы их были пренебрегаемы в ежедневном обслуживании''
Чтобы понять это место, необходимо разобраться с двумя вопросами:
1. Кто такие ''эллинисты'', и кто такие ''евреи''?
2. Что за ''ежедневное обслуживание'', в котором ''евреи'' ''пренебрегали'' ''вдовами'' ''эллинистов''.
1. Противопоставление эллинистов евреям вроде бы говорит, что элинисты не были по национальности евреями. Но даже по контексту мы видим, что на этот момент в ранней церкви еще не было не то, что обращенных из язычников, но даже из прозелитов. Об обращении прозелитов говорится только в восьмой и десятой главе. Также об обращении самарян пишется позднее, в восьмой главе, а об обращении язычников в 11 главе Деяний. Отсюда, даже не привлекая светских исторических данных, можно заключить, что эллинисты не являются ни прозелитами, ни язычниками. Они тоже по национальности евреи, но, возможно, родившиеся и(или) воспитанные не в Палестине, а в других эллинистических провинциях Римской империи. И основным моментом различия был именно язык, которым привык пользоваться человек. Например, евреи в других провинциях Рима использовали в богослужении греческий перевод ВЗ Септуагинту. Это вызывалось не только слабым знанием родного языка, но и необходимостью донесения проповеди до язычников и обращенных в иудаизм прозелитов. Многие эллинисты возвращались на святую землю и поселялись на ней. Самым дорогим местом сердцу любого еврея из рассеяния был Иерусалим. Но, поселившись в Иерусалиме, они не могли участвовать в богослужениях на еврейском языке. Потому в Иерусалиме возникали синагоги эллинистов (деян 6:9). Даже более того, синагоги возникали и исходя из бывшего места жительства в Римских провинциях и тех традиций, принятых там. ''Некоторые из так называемой синаноги либертинцев и киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии...''(Деян6:9).
Итак, термином ''евреи'' в 6:1 обозначаются христиане из палестинских евреев, разговорным языком которых является арамейский язык. Термином же ''эллинисты'' обозначаются христане из эллинизированных евреев, разговорным языком которых является греческий (койнэ), и которым привычен греческий текст Писания, то есть Септуагинта. На эллинистов жизнь в рассеянии наложила свой отпечаток. Многие из них были знакомы с греческой культурой и философией и потому были более терпимы к язычникам, чем палестинские, арамеоговорящие евреи. Как видим, церковь состояла, как из палестинских евреев, так и из эллнистов.
(Это начало экскурса в историю. Продолжение следует)
Комментарий