В Послании к Колоссянам (к Кол. 2: 8,11,13-14,16,20-22) в контексте рассуждения о иудейском и языческом образа жизни Павел упоминает неких стихий мира. В Послании к Галатам (к Гал. 4:3-5) Апостол пишет, что иудеи были рабами стихий мира живя под Торой. Язычники, принявшие христианство, а затем ставшие соблюдать Тору мыслятся Павлом в качестве вернувшихся к своему языческому поклонению богам природы, которые на самом деле не боги, к поклонению стихиям мира (к Гал. 4:8-10., 5:1-2)
Существует следующее гностическое предположение: темные силы, распявшие Христа, именуются Апостолом стихиям мира. Этим силам язычники поклоняются в своих культах, и они же даровали евреям Тору, поэтому в соблюдении евреями Торы осуществляется воля этих демонов.
Павел, действительно, вслед иудейской традиции (к Евр. 2:2. Деян. 7:38, 53), пишет, о том что Тору дал не Бог, но и не бесы, она была передана евреям ангелами Бога (к Гал.3:19-20). Путешествие Израиля в пустыне к дарованию Торы, по Павлу, является прообразом будущего спасения через Христа (1 к Кор. 10:6), так же сама Тора именуется прообразом Христа (к Кол.2:17). По словам Апостола, именно Бог сопровождал евреев в пустыне и наказывал евреев за грехи (1 к Кор. 10: 5, 9). Павел неоднократно цитирует ТаНаХ как Слово Божие (1 к Кор. 9:9. К Рим. 9: 14-15), и прямо называет Тору, Торой Божьей (к Рим. 7:22)...
Что же такое стихии мира? Это различные природные элементы, из которых, как ранее думали, состоит мир. По Аристотелю («Физика»), стихиями мира являются: огонь, вода, земля, воздух, эфир из которого состоит небо.
Язычники действительно поклонялись как богам различным стихиям мира, Павел же в Послании к Коринфянам, вслед иудейской традиции (Втор. 32:17.,Исаия 44:10.), пишет, что языческие боги это ничто ( 1 к Кор 8:4., 10:19), они не имеют никакой власти, потому что не имеют жизни, и на самом деле это темные силы ведут язычников поклонятся бездушным стихиям мира как богам(1 Кор. 10:20-21., 12:2. 2 к Кор. 6:14-16).
Но иудеи не поклонялись стихиям, для них существовал только Один Бог. Каким же образом Павел мог утверждать, что иудеи поклоняются стихиям мира когда соблюдают Тору?
Если проанализировать места, в которых Апостол пишет о Торе и о поклонении стихиям мира, то можно обнаружить, что Апостол пишет о стихиях только в контексте церемониальной части Торы. Для Павла именно соблюдение церемониальных предписаний Торы является поклонением стихиям мира.
Что бы понять как это происходит нужно осознать следующее: у Павла поклонение и обожествление часто является не поклонением и обожествлением в буквальном смысле слова. Так, для Апостола живущий в суете это раб суеты (к Рим. 8:20), делающий грех это раб греха (к Рим. 5:16-17), любящий сытость имеет своим богом желудок (к Филип. 3:19), а собирающий богатство является поклонником идола (к Кол. 3:5). Во всех этих случаях речь не о том, что некто поклоняется суете, или называет своим богом грех, или же приносит жертвы желудку, или молится богатству, но Апостол называет это поклонением, используя образный язык.
Так же обстоит дело со стихиями мира, по Павлу, всякий кто обязан совершать какие-то действия связанные со стихиями мира, которые истлевают, на самом деле является рабом бездушных стихий (к Кол. 2:20-22). В Послании к Галатам Апостол усматривает поклонение стихиям в соблюдении галатами иудейский праздников: «Дни вы соблюдаете, и месяцы, и времена и годы» (к Гал. 4:10) из книги Бытие (1:14) мы узнаем, что для этого наблюдения Бог создал небесные светила: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» которые, как мы знаем, являются одной из стихий. Таким образом, По Павлу, всякий кто все время живет, основываясь на наблюдении за стихией неба, на самом деле, является рабом этой стихии. Так же всякий, кто надеется на обрезание плоти, которая создана из стихий, является ничем иным как рабом стихий (к Гал. 5:1-2).
Столь необычное отождествление языческого и иудейского образа жизни не должно никого шокировать ведь оно лежит в основе всего богословия Павла. Так, Павел пишет, что иудеи из Торы знали о существовании Единого Бога, которому следует поклоняться, а язычники это знание имеют через рассматривание природы (к Рим. 1:20-21). Кроме того, язычники имеют в совести аналог заповедей Торы об отношении человека к человеку (к Рим. 1:14-15).
Для Павел очень важно было представить иудейский и языческий путь до Христа как тождественные, поэтому он и делает столь интригующие параллели между различными частями Торы и образом жизни язычников
Существует следующее гностическое предположение: темные силы, распявшие Христа, именуются Апостолом стихиям мира. Этим силам язычники поклоняются в своих культах, и они же даровали евреям Тору, поэтому в соблюдении евреями Торы осуществляется воля этих демонов.
Павел, действительно, вслед иудейской традиции (к Евр. 2:2. Деян. 7:38, 53), пишет, о том что Тору дал не Бог, но и не бесы, она была передана евреям ангелами Бога (к Гал.3:19-20). Путешествие Израиля в пустыне к дарованию Торы, по Павлу, является прообразом будущего спасения через Христа (1 к Кор. 10:6), так же сама Тора именуется прообразом Христа (к Кол.2:17). По словам Апостола, именно Бог сопровождал евреев в пустыне и наказывал евреев за грехи (1 к Кор. 10: 5, 9). Павел неоднократно цитирует ТаНаХ как Слово Божие (1 к Кор. 9:9. К Рим. 9: 14-15), и прямо называет Тору, Торой Божьей (к Рим. 7:22)...
Что же такое стихии мира? Это различные природные элементы, из которых, как ранее думали, состоит мир. По Аристотелю («Физика»), стихиями мира являются: огонь, вода, земля, воздух, эфир из которого состоит небо.
Язычники действительно поклонялись как богам различным стихиям мира, Павел же в Послании к Коринфянам, вслед иудейской традиции (Втор. 32:17.,Исаия 44:10.), пишет, что языческие боги это ничто ( 1 к Кор 8:4., 10:19), они не имеют никакой власти, потому что не имеют жизни, и на самом деле это темные силы ведут язычников поклонятся бездушным стихиям мира как богам(1 Кор. 10:20-21., 12:2. 2 к Кор. 6:14-16).
Но иудеи не поклонялись стихиям, для них существовал только Один Бог. Каким же образом Павел мог утверждать, что иудеи поклоняются стихиям мира когда соблюдают Тору?
Если проанализировать места, в которых Апостол пишет о Торе и о поклонении стихиям мира, то можно обнаружить, что Апостол пишет о стихиях только в контексте церемониальной части Торы. Для Павла именно соблюдение церемониальных предписаний Торы является поклонением стихиям мира.
Что бы понять как это происходит нужно осознать следующее: у Павла поклонение и обожествление часто является не поклонением и обожествлением в буквальном смысле слова. Так, для Апостола живущий в суете это раб суеты (к Рим. 8:20), делающий грех это раб греха (к Рим. 5:16-17), любящий сытость имеет своим богом желудок (к Филип. 3:19), а собирающий богатство является поклонником идола (к Кол. 3:5). Во всех этих случаях речь не о том, что некто поклоняется суете, или называет своим богом грех, или же приносит жертвы желудку, или молится богатству, но Апостол называет это поклонением, используя образный язык.
Так же обстоит дело со стихиями мира, по Павлу, всякий кто обязан совершать какие-то действия связанные со стихиями мира, которые истлевают, на самом деле является рабом бездушных стихий (к Кол. 2:20-22). В Послании к Галатам Апостол усматривает поклонение стихиям в соблюдении галатами иудейский праздников: «Дни вы соблюдаете, и месяцы, и времена и годы» (к Гал. 4:10) из книги Бытие (1:14) мы узнаем, что для этого наблюдения Бог создал небесные светила: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» которые, как мы знаем, являются одной из стихий. Таким образом, По Павлу, всякий кто все время живет, основываясь на наблюдении за стихией неба, на самом деле, является рабом этой стихии. Так же всякий, кто надеется на обрезание плоти, которая создана из стихий, является ничем иным как рабом стихий (к Гал. 5:1-2).
Столь необычное отождествление языческого и иудейского образа жизни не должно никого шокировать ведь оно лежит в основе всего богословия Павла. Так, Павел пишет, что иудеи из Торы знали о существовании Единого Бога, которому следует поклоняться, а язычники это знание имеют через рассматривание природы (к Рим. 1:20-21). Кроме того, язычники имеют в совести аналог заповедей Торы об отношении человека к человеку (к Рим. 1:14-15).
Для Павел очень важно было представить иудейский и языческий путь до Христа как тождественные, поэтому он и делает столь интригующие параллели между различными частями Торы и образом жизни язычников
Комментарий