В Ветхом Завете описывается как Моисей вследствие поста на горе Синай (Хориве) в течении сорока дней, получил от Бога новое откровение в виде Закона. До этого Моисей не знал чему учить народ и как поступать, а теперь у него была твердая основа для проповеди и твердое руководство к действию: «8 И при Хориве вы раздражали Господа, и прогневался на вас Господь, так что хотел истребить вас, 9 когда я взошел на гору, чтобы принять скрижали каменные, скрижали завета, который поставил Господь с вами, и пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, 10 и дал мне Господь две скрижали каменные, написанные перстом Божиим, а на них [написаны были] все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания. 11 По окончании же сорока дней и сорока ночей дал мне Господь две скрижали каменные, скрижали завета» (Второзаконие 9)
С тех пор число сорок, пост и гора Синай стали прибежищем будущих Пророков Божьих, которые не знали что им делать и хотели, подобно Моисею, получить знание в виде откровения. Так, пророк Илья находясь в Дамаске, впал в отчаяния и не знал, как ему дальше действовать в условиях гонения на него. В этом состоянии отчаяния Илья пошел на гору Синай, причем шел сорок дней и некоторое время постился. Вследствие этого путешествия Илья вернулся в Дамаск уже с руководством к действию, которое Пророк получил от Бога: «1 И пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом. 2 И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что [сделано] с душею каждого из них. 3 Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. 4 А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. 5 И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь.6 И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. 7 И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою(Ангел просит Илью поесть, аргументируя это предстоящей дальней дорогой, из чего следует, что в дороге на протяжении сорока дней Илья не ел, а постился, да и где бы он взял пищу в пустыне?). 8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива. 9 И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему [Господь]: что ты здесь, Илия? 10 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. 11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; 12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра. 13 Услышав [сие], Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? 14 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее. 15 И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, 16 а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя». (3 книга Царств, глава 19)
В Новом Завете описывается как Иисус после Крещения отправился в пустыню и держа в ней пост на протяжении сорока дней определился в процессе искушений от сатаны, какое учение Ему Бог предназначил нести, и с тех пор Он стал проповедовать Евангелие, как Весть о Наступлении Царства: «13 И был Он в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями, и ангелы служили Ему. 14 И после того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Божие 15 и говоря: исполнились сроки, и близко Царство Божие; кайтесь и веруйте в Евангелие» (Евангелие от Марка, 1), Итак, в этой истории хотя и не фигурирует гора Синай, но однозначно не случайно упоминается как путь к откровению именно сорок дней и пост. Это явно аллюзия на историю с Моисеем и Ильей.
На этом повествование о поисках ответов с помощью горы Синай, сорока дней и поста, можно было бы закончить, но вот здесь есть очень интересное предположение.
В Посланиях Павел пишет, что после того как Бог открыл ему Истинного Мессию, Апостол находясь в Дамаске, не пошел советоваться с плотью и кровью, но отправился в Аравию: «15 Когда же благоволил Избравший меня от чрева матери моей и Призвавший благодатью Своей 16 открыть Сына Своего во мне, чтобы я благовествовал Его среди язычников, я не стал тотчас же советоваться с плотью и кровью, 17 и не пошел в Иерусалим к тем, которые были раньше меня апостолами, но ушел в Аравию и снова возвратился в Дамаск» (Послание к Галатам, Глава 1). Написанное Павлом можно понимать с таким смыслом: «я получил от Бога откровение о том что Иисус Мессия, которого мне следует проповедовать и я знал как это делать, поэтому мне не нужны были советы людей». Однако этот фрагмент можно читать и так: «я получил от Бога откровение и для того чтобы узнать каким образом мне проповедовать, я не стал советоваться с людьми, но пошел советоваться с Богом». Но каким образом Павел пошел советоваться с Богом отправившись в Аравию? Все очень просто именно в Аравии находилась гора Синай: «25 Агарь же есть гора Синай в Аравии» (Послание к Галатам, 4), где Моисей получил от Бога руководство к действию, именно в Аравию на гору Синай из Дамаска отправился Илья, вследствие чего он получил руководство и опять вернулся в Дамаск.
Легко себе представить Павла находящегося в Дамаске и незнающего что ему теперь делать со своим новым знанием (каким образом строить проповедь), как тут ему приходят воспоминания о пророке Ильи, который находился так же в Дамаске и не знал что делать. Апостол поступил так же как поступил пророк Илья, он отправился из Дамаска на Синай и опять вернулся в Дамаск уже твердо зная как ему поступать.
С тех пор число сорок, пост и гора Синай стали прибежищем будущих Пророков Божьих, которые не знали что им делать и хотели, подобно Моисею, получить знание в виде откровения. Так, пророк Илья находясь в Дамаске, впал в отчаяния и не знал, как ему дальше действовать в условиях гонения на него. В этом состоянии отчаяния Илья пошел на гору Синай, причем шел сорок дней и некоторое время постился. Вследствие этого путешествия Илья вернулся в Дамаск уже с руководством к действию, которое Пророк получил от Бога: «1 И пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом. 2 И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что [сделано] с душею каждого из них. 3 Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. 4 А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. 5 И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь.6 И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. 7 И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою(Ангел просит Илью поесть, аргументируя это предстоящей дальней дорогой, из чего следует, что в дороге на протяжении сорока дней Илья не ел, а постился, да и где бы он взял пищу в пустыне?). 8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива. 9 И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему [Господь]: что ты здесь, Илия? 10 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. 11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; 12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра. 13 Услышав [сие], Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? 14 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее. 15 И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, 16 а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя». (3 книга Царств, глава 19)
В Новом Завете описывается как Иисус после Крещения отправился в пустыню и держа в ней пост на протяжении сорока дней определился в процессе искушений от сатаны, какое учение Ему Бог предназначил нести, и с тех пор Он стал проповедовать Евангелие, как Весть о Наступлении Царства: «13 И был Он в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями, и ангелы служили Ему. 14 И после того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Божие 15 и говоря: исполнились сроки, и близко Царство Божие; кайтесь и веруйте в Евангелие» (Евангелие от Марка, 1), Итак, в этой истории хотя и не фигурирует гора Синай, но однозначно не случайно упоминается как путь к откровению именно сорок дней и пост. Это явно аллюзия на историю с Моисеем и Ильей.
На этом повествование о поисках ответов с помощью горы Синай, сорока дней и поста, можно было бы закончить, но вот здесь есть очень интересное предположение.
В Посланиях Павел пишет, что после того как Бог открыл ему Истинного Мессию, Апостол находясь в Дамаске, не пошел советоваться с плотью и кровью, но отправился в Аравию: «15 Когда же благоволил Избравший меня от чрева матери моей и Призвавший благодатью Своей 16 открыть Сына Своего во мне, чтобы я благовествовал Его среди язычников, я не стал тотчас же советоваться с плотью и кровью, 17 и не пошел в Иерусалим к тем, которые были раньше меня апостолами, но ушел в Аравию и снова возвратился в Дамаск» (Послание к Галатам, Глава 1). Написанное Павлом можно понимать с таким смыслом: «я получил от Бога откровение о том что Иисус Мессия, которого мне следует проповедовать и я знал как это делать, поэтому мне не нужны были советы людей». Однако этот фрагмент можно читать и так: «я получил от Бога откровение и для того чтобы узнать каким образом мне проповедовать, я не стал советоваться с людьми, но пошел советоваться с Богом». Но каким образом Павел пошел советоваться с Богом отправившись в Аравию? Все очень просто именно в Аравии находилась гора Синай: «25 Агарь же есть гора Синай в Аравии» (Послание к Галатам, 4), где Моисей получил от Бога руководство к действию, именно в Аравию на гору Синай из Дамаска отправился Илья, вследствие чего он получил руководство и опять вернулся в Дамаск.
Легко себе представить Павла находящегося в Дамаске и незнающего что ему теперь делать со своим новым знанием (каким образом строить проповедь), как тут ему приходят воспоминания о пророке Ильи, который находился так же в Дамаске и не знал что делать. Апостол поступил так же как поступил пророк Илья, он отправился из Дамаска на Синай и опять вернулся в Дамаск уже твердо зная как ему поступать.
Комментарий