Послание к Римлянам святого Апостола Павла, глава 7: «Но я познал грех не иначе, как чрез Закон. Ибо я и пожелания не познал бы, если бы Закон не говорил: "не пожелай"...9 Я жил некогда без Закона, но когда пришла заповедь, грех ожил, 10 а я умер, и заповедь к жизни она-то стала мне к смерти;
11 ибо грех, найдя предлог, обманул меня чрез заповедь и убил чрез неё» здесь Апостол пишет, что человек, не имеющий Закона не имеет и греха за который расплатой является смерть. Это же Апостол утверждает и в 5 главе, где пишет, что в период между Адамом и Моисеем фактически люди грешили, но не было Закона запрещающего грех, а следовательно люди были безгрешны и умирали не за индивидуальные грехи, но за коллективный грех, который они сотворили будучи в Адаме: «13 Ибо до Закона грех был в мире, но грех не вменяется, если нет Закона.
14 Но от Адама до Моисея смерть царствовала и над не согрешившими на подобие преступления Адама, который есть прообраз Имеющего придти».
Теперь обратимся к второй главе того же Послания: «14 ибо, когда язычники, не имеющие Закона, делают по природе то, что предписывает Закон, они, не имея Закона, сами себе закон:
15 они показывают, что дело Закона написано в сердцах их: о том же свидетельствуют их совесть и мысли, друг друга обвиняя, а то и защищая» - здесь Павел пишет, что помимо Закона Моше люди так же обладают другим законом обнаруживающим грех, этим законом является совесть, которая показывать, что каждый делающий грех достоин смерти «Они, познав суд Божий, что делающие таковое достойны смерти» (глава 1). Если же люди сами знают что хорошо, а что плохо, то почему же Павел писал, что человечество не имело закона от Адама, до Моше и поэтому было безгрешно? Как же не имело закона человечество, если закон написан в их сердце? Более того, Павел не только пишет, что язычники имеют закон совести, но он так же добавляет, что язычники не имеют извинения за свое отступничество от Бога, ибо через рассматривание творений каждый из них знает о Его существовании: « Ибо то, что незримо в Нем, созерцается от создания мира чрез размышление над творениями: и вечная Его сила и Божество, так что нет у них извинения» (Глава 1).
Итак, с одной стороны от Адама до Моше закона не было и грех не засчитывался, а с другой: все люди обладают законом совести, который показывает, что всякий кто делает грех, то достоин смерти. Кроме того, Павел пишет, что язычники достойны смерти, только потому что знают о существовании Бога, но не поклоняются Ему.
Так как же быть? Неужели от Адама, до Моше не было не только Закона письменного, но и совести, и понимания Бога через размышления над творениями?
11 ибо грех, найдя предлог, обманул меня чрез заповедь и убил чрез неё» здесь Апостол пишет, что человек, не имеющий Закона не имеет и греха за который расплатой является смерть. Это же Апостол утверждает и в 5 главе, где пишет, что в период между Адамом и Моисеем фактически люди грешили, но не было Закона запрещающего грех, а следовательно люди были безгрешны и умирали не за индивидуальные грехи, но за коллективный грех, который они сотворили будучи в Адаме: «13 Ибо до Закона грех был в мире, но грех не вменяется, если нет Закона.
14 Но от Адама до Моисея смерть царствовала и над не согрешившими на подобие преступления Адама, который есть прообраз Имеющего придти».
Теперь обратимся к второй главе того же Послания: «14 ибо, когда язычники, не имеющие Закона, делают по природе то, что предписывает Закон, они, не имея Закона, сами себе закон:
15 они показывают, что дело Закона написано в сердцах их: о том же свидетельствуют их совесть и мысли, друг друга обвиняя, а то и защищая» - здесь Павел пишет, что помимо Закона Моше люди так же обладают другим законом обнаруживающим грех, этим законом является совесть, которая показывать, что каждый делающий грех достоин смерти «Они, познав суд Божий, что делающие таковое достойны смерти» (глава 1). Если же люди сами знают что хорошо, а что плохо, то почему же Павел писал, что человечество не имело закона от Адама, до Моше и поэтому было безгрешно? Как же не имело закона человечество, если закон написан в их сердце? Более того, Павел не только пишет, что язычники имеют закон совести, но он так же добавляет, что язычники не имеют извинения за свое отступничество от Бога, ибо через рассматривание творений каждый из них знает о Его существовании: « Ибо то, что незримо в Нем, созерцается от создания мира чрез размышление над творениями: и вечная Его сила и Божество, так что нет у них извинения» (Глава 1).
Итак, с одной стороны от Адама до Моше закона не было и грех не засчитывался, а с другой: все люди обладают законом совести, который показывает, что всякий кто делает грех, то достоин смерти. Кроме того, Павел пишет, что язычники достойны смерти, только потому что знают о существовании Бога, но не поклоняются Ему.
Так как же быть? Неужели от Адама, до Моше не было не только Закона письменного, но и совести, и понимания Бога через размышления над творениями?
Комментарий