Отрицая почитание святых, и обосновывая невозможность молитвенного общения с ними, протестанты, помимо множества других аргументов, любят ссылаться на следующие места из Писания: «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4, 10); «отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих» (Отк. 14, 13).
Это интерпретируется так, что святые будто бы уже не молятся на небесах о живущих на земле, и вообще их не слишком волнуют земные дела, ибо они вкушают сладость общения с Иисусом. Однако в том же Откровении мы читаем иное, когда о душах святых мучеников сказано: «И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Отк. 6, 10). Т. е. святых как раз «интересует» то, что на земле, и они знают то, что там происходит. При этом в православии понимало эту молитву богоприлично, не как пожелание мести: «Они молятся так не из ненависти к врагам, о которых просили в этом веке, но из любви к справедливости, находясь рядом с Самим Судией и в согласии с Ним, умоляют о судном дне, который разрушит царство греха и в который придет воскресение их убитым телам. Так и мы сейчас, при том, что нам заповедано молиться о врагах, все же говорим, молясь ко Господу: да приидет Царствие Твое (Мф 6:10)» (Беда Достопочтенный) Толкования Священного Писания. Толкования на Откр. 6:10
Сама точка зрения, будто святые на небесах «упокоились» в том смысле, что им нет дела до земных тягот представляется, мягко говоря, не слишком христианской. Да, уже Лютер в лекциях о книге Бытия, а затем адвентисты считали рай сном души. Это бесчисленное число раз опровергалось всеми остальными христианами; нет, упокоились от дел это не сон; но рай это и не пансион, где люди беззаботно отдыхают, ни о чем не думая и живя в свое удовольствие тогда уж это «рай для эгоистов». Можно задать простой вопрос: святые на земле любили ближних и дальних, заботились об их спасении? Ответ очевиден. Тогда, как Вы полагаете, эта их забота и любовь к ближним куда-то исчезли, когда они оказались на небесах с Христом? Если да, тогда это не святые; если кто-то из протестантов. Придерживаясь теории «железного предопределения», скажет, что, дескать, на небесах уже Сам Бог заботится о спасении людей на земле, а для святых в этом нет нужды, якобы Бог «освободил их от обязанностей» - то это выглядит почти богохульно: Бог, что запретил святым на небесах любить тех, кто на земле и молиться об их спасении?! И потом, с точки зрения жесткого предопределения, Бог и на земле мог бы спасать людей без всякого посредничества со стороны остальных людей тогда нет нужды ни в проповеди, ни в Церкви, вообще ни в чем каждого, «кого надо», Бог и так спасет. Я уж не говорю, что здесь явно видно какое-то прагматичное отношение к спасению: раз Бог спасет людей на земле и без святых на небесах значит, тем можно отдыхать и ничего не делать - хорошая христианская любовь!
Истинная любовь, как мы знаем, никогда не перестает никогда. Если же говорить о словах из Евр. 4, 10, то святые отцы понимали это место так: «Изъясняет, в каком смысле назвал такой покой субботством. Потому что, говорит, и мы почиваем от дел своих, подобно тому, как и Бог, почивши от дел Своих по устроении мира, назвал день этот субботой. Ибо здесь и для праведников много труда, и борьбы, и всяких усилий в добродетели; а там нет заботы и нравственной добродетели, там неизмеримое наслаждение Богом. Итак, о чем желали они слышать, именно, что они избавятся от нынешних трудов, то и сказал, чтобы порадовать их» (блаж.Феофилакт); «Мышление формируется мыслимыми [вещами]; будь оно единым или множественным, оно формируется по образу каждого из мыслимых. Когда же оно оказывается по ту сторону множества чувственных и умопостигаемых [вещей], формирующих его, и становится совершенно безвидным, тогда премысленный [Бог] Слово усваивает его Себе и дарует ему покой [от бесконечно] чередующейся смены мысленных образов. Испытавший это и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (св. Максим Исповедник) Толкования Священного Писания. Толкования на Евр. 4:10
Как видим, «упокоение святых» понимается в том смысле, что в раю нет земного аскетического подвига однако Феофилакт ведь не отрицает молитвы святых о людях на земле; а у св.Максима вообще речь идет об отсутствии «смены мысленных образов», т.е. об оставлении «скоромимоходящего», «временного» характера земного, об отсутствии в раю нашего «мельтешения» и «суеты». Но субботство «покоя святых в раю» никоим образом не может пониматься как некая «земная праздность» и чуть ли не гедонизм на небесах. Сам Спаситель критиковал иудеев за то, что они субботу просто превратили в день отдыха, а добро можно и нужно делать и в субботу, исцеляя души и тела грешников что Он и делал. Кстати говоря, в Евр. 4, 10 святые уподобляются Богу, Который тоже упокоился от дел Своих, - и что, после 6 дней творения Бог перестал заботиться о мире? А как же вся история Ветхого Завета? А как же воплощение Бога в Новом Завете? Итак, рай не дом отдыха для работников тяжелого труда; это место, где любовь святых является еще более удивительным образом, чем на земле, ибо теперь они уже навсегда близки Христу, и Христос внимает их мольбам. А что касается людей на земле, которые возносят молитвы святым так разве мы не одна Церковь?
Все возражения протестантов насчет того, что святые не слышат наших молитв, или слышат, но Бог будто бы запретил им отвечать на них и т. д., - все разбиваются об один краеугольный камень: мы со святыми одно тело во Христе, одна Церковь, где все молятся друг за друга, и просят об этих молитвах. И святые молятся за нас; и мы просим их, чтобы Христос по их молитвам спас нас. Так было на земле так и на небесах, ибо Иисус навеки соединил небо на землю это и есть Церковь. Если же святые на небесах не молятся за нас, не слышат наших просьб и т. п. значит, мы не в одной Церкви. Либо святые в Церкви, а мы нет; либо мы в Церкви, а святые нет но тогда какие они святые? Представить себе, что святые, придя в райский дом Господа, вдруг перестали заботиться о спасении ближних на земле, что всякая связь их с землей оказалась прервана (это когда они наиболее близки ко Христу!) о, для этого нужно было сильно постараться протестантскому богословию!
Константин Матаков. Что значит - святые упокоятся от дел своих
Это интерпретируется так, что святые будто бы уже не молятся на небесах о живущих на земле, и вообще их не слишком волнуют земные дела, ибо они вкушают сладость общения с Иисусом. Однако в том же Откровении мы читаем иное, когда о душах святых мучеников сказано: «И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Отк. 6, 10). Т. е. святых как раз «интересует» то, что на земле, и они знают то, что там происходит. При этом в православии понимало эту молитву богоприлично, не как пожелание мести: «Они молятся так не из ненависти к врагам, о которых просили в этом веке, но из любви к справедливости, находясь рядом с Самим Судией и в согласии с Ним, умоляют о судном дне, который разрушит царство греха и в который придет воскресение их убитым телам. Так и мы сейчас, при том, что нам заповедано молиться о врагах, все же говорим, молясь ко Господу: да приидет Царствие Твое (Мф 6:10)» (Беда Достопочтенный) Толкования Священного Писания. Толкования на Откр. 6:10
Сама точка зрения, будто святые на небесах «упокоились» в том смысле, что им нет дела до земных тягот представляется, мягко говоря, не слишком христианской. Да, уже Лютер в лекциях о книге Бытия, а затем адвентисты считали рай сном души. Это бесчисленное число раз опровергалось всеми остальными христианами; нет, упокоились от дел это не сон; но рай это и не пансион, где люди беззаботно отдыхают, ни о чем не думая и живя в свое удовольствие тогда уж это «рай для эгоистов». Можно задать простой вопрос: святые на земле любили ближних и дальних, заботились об их спасении? Ответ очевиден. Тогда, как Вы полагаете, эта их забота и любовь к ближним куда-то исчезли, когда они оказались на небесах с Христом? Если да, тогда это не святые; если кто-то из протестантов. Придерживаясь теории «железного предопределения», скажет, что, дескать, на небесах уже Сам Бог заботится о спасении людей на земле, а для святых в этом нет нужды, якобы Бог «освободил их от обязанностей» - то это выглядит почти богохульно: Бог, что запретил святым на небесах любить тех, кто на земле и молиться об их спасении?! И потом, с точки зрения жесткого предопределения, Бог и на земле мог бы спасать людей без всякого посредничества со стороны остальных людей тогда нет нужды ни в проповеди, ни в Церкви, вообще ни в чем каждого, «кого надо», Бог и так спасет. Я уж не говорю, что здесь явно видно какое-то прагматичное отношение к спасению: раз Бог спасет людей на земле и без святых на небесах значит, тем можно отдыхать и ничего не делать - хорошая христианская любовь!
Истинная любовь, как мы знаем, никогда не перестает никогда. Если же говорить о словах из Евр. 4, 10, то святые отцы понимали это место так: «Изъясняет, в каком смысле назвал такой покой субботством. Потому что, говорит, и мы почиваем от дел своих, подобно тому, как и Бог, почивши от дел Своих по устроении мира, назвал день этот субботой. Ибо здесь и для праведников много труда, и борьбы, и всяких усилий в добродетели; а там нет заботы и нравственной добродетели, там неизмеримое наслаждение Богом. Итак, о чем желали они слышать, именно, что они избавятся от нынешних трудов, то и сказал, чтобы порадовать их» (блаж.Феофилакт); «Мышление формируется мыслимыми [вещами]; будь оно единым или множественным, оно формируется по образу каждого из мыслимых. Когда же оно оказывается по ту сторону множества чувственных и умопостигаемых [вещей], формирующих его, и становится совершенно безвидным, тогда премысленный [Бог] Слово усваивает его Себе и дарует ему покой [от бесконечно] чередующейся смены мысленных образов. Испытавший это и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (св. Максим Исповедник) Толкования Священного Писания. Толкования на Евр. 4:10
Как видим, «упокоение святых» понимается в том смысле, что в раю нет земного аскетического подвига однако Феофилакт ведь не отрицает молитвы святых о людях на земле; а у св.Максима вообще речь идет об отсутствии «смены мысленных образов», т.е. об оставлении «скоромимоходящего», «временного» характера земного, об отсутствии в раю нашего «мельтешения» и «суеты». Но субботство «покоя святых в раю» никоим образом не может пониматься как некая «земная праздность» и чуть ли не гедонизм на небесах. Сам Спаситель критиковал иудеев за то, что они субботу просто превратили в день отдыха, а добро можно и нужно делать и в субботу, исцеляя души и тела грешников что Он и делал. Кстати говоря, в Евр. 4, 10 святые уподобляются Богу, Который тоже упокоился от дел Своих, - и что, после 6 дней творения Бог перестал заботиться о мире? А как же вся история Ветхого Завета? А как же воплощение Бога в Новом Завете? Итак, рай не дом отдыха для работников тяжелого труда; это место, где любовь святых является еще более удивительным образом, чем на земле, ибо теперь они уже навсегда близки Христу, и Христос внимает их мольбам. А что касается людей на земле, которые возносят молитвы святым так разве мы не одна Церковь?
Все возражения протестантов насчет того, что святые не слышат наших молитв, или слышат, но Бог будто бы запретил им отвечать на них и т. д., - все разбиваются об один краеугольный камень: мы со святыми одно тело во Христе, одна Церковь, где все молятся друг за друга, и просят об этих молитвах. И святые молятся за нас; и мы просим их, чтобы Христос по их молитвам спас нас. Так было на земле так и на небесах, ибо Иисус навеки соединил небо на землю это и есть Церковь. Если же святые на небесах не молятся за нас, не слышат наших просьб и т. п. значит, мы не в одной Церкви. Либо святые в Церкви, а мы нет; либо мы в Церкви, а святые нет но тогда какие они святые? Представить себе, что святые, придя в райский дом Господа, вдруг перестали заботиться о спасении ближних на земле, что всякая связь их с землей оказалась прервана (это когда они наиболее близки ко Христу!) о, для этого нужно было сильно постараться протестантскому богословию!
Константин Матаков. Что значит - святые упокоятся от дел своих
Комментарий