М.БАРЩЕВСКИЙ: Добрый вечер. В эфире программа «Dura Lex» и ее ведущий Михаил Барщевский. Сегодня у меня в гостях раввин Берл Лазар. Господин Берл Лазар, как правильно вас называть? Во-первых, как вашу должность представить или звание, как это называется? Позицию?
Б.ЛАЗАР: Главный раввин России, наверное.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Главный раввин России, хорошо. Мы попытаемся говорить о соотношении светских законов и религиозных традиций. И в этой связи первый вопрос. Оцените, пожалуйста, насколько светские законы нашего государства соответствуют церковным заповедям и установлениям иудаизма? И если можно, примеры, где они расходятся.
Б.ЛАЗАР: Вообще, мы верим, что законы любого демократического государства, они как-то связаны с иудаизмом. Потому что как всем известно, 3400 лет тому назад бог дал нашему народу Тору, и в Торе, Библии есть основы, все ценности морали, которые должны быть в любом нормальном обществе. Не убивай, не кради, все 10 заповедей и дальше все заповеди, которые есть в Торе.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Давайте уточним сразу для наших радиослушателей, которые не интересуются религией. Вы сейчас сказали через запятую «бог дал Тору, Библию». То есть насколько я вас правильно понял, Тора это Ветхий завет?
Б.ЛАЗАР: Правильно.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Или Ветхий завет это Тора.
Б.ЛАЗАР: Правильно, точно. И я думаю, что это и есть первая книга для всех и для евреев, понятно, и для мусульман там Коран это почти одно и то же, что есть Библия (часть Корана) и Ветхий завет для христиан это понятно, что это то же.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Ну так поэтому и говорят про авраамистические религии все 3 религии из одного корня.
Б.ЛАЗАР: Правильно. Люди, которые верят в бога, автоматически верят, что Тора это и есть основа всех религий. И там бог дал всем народам по идее ценности морали, которые должны быть основой жизни любого общества. Поэтому то, что мы видим сегодня в Конституциях разных стран это почти одно и то же. Понятно, что есть расхождения. Если мы будем сейчас во все детали вникать, это будем здесь до утра. Но, в общем, я бы сказал, что законы Торы они есть сегодня законы почти для всех народов.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Скажите мне, пожалуйста. Я несколько раз слышал такое выражение «Пятикнижие, Тора Пятикнижие». Тора и Пятикнижие это разные названия одной и той же книги или это разное?
Б.ЛАЗАР: Одно и то же. Потому что есть там бытие, еще 4 книги, которые все вместе являются Торой. Это история, как бог создал мир, как сотворил первого человека, потом история Авраама, Исаака.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Но вообще-то не только первого. Я недавно перечитывал Ветхий завет и наткнулся на очень интересную вещь. И поправьте меня, если я не прав. На третий день господь создал мужчину и женщину.
Б.ЛАЗАР: Шестой день.
М.БАРЩЕВСКИЙ: На третий день мужчину и женщину, потом дальше про это забыл, и на шестой день он создал мужчину и из ребра его женщину.
Б.ЛАЗАР: Нет, такую трактовку я первый раз слышу. По крайней мере, в Торе такого нет. Дайте я расскажу еще раз. У нас есть Тора, которая Пятикнижие, начиная с сотворения мира до выхода из Египта, как евреи получили Тору и почти как вошли в Израиль. Потом есть пророки и писания, которых всего 24 книги. Которые тоже это сейчас Ветхий завет, но это уже не законы и не морали, это более исторические факты. Там история еврейского народа, как они вошли в Израиль, время царей, пророков и так далее. Поэтому, опять, если мы говорим о деталях, то, что там написано в Торе, есть несколько изменений в Торе и дальше как там было приведено в Ветхом завете или Коране. Но это такие мелочи, я бы сказал, и такие основы идей. Если мы говорим о законах, законы почти одинаковы для всех.
М.БАРЩЕВСКИЙ: То есть источником права, как говорят юристы, является Библия, Ветхий завет, Тора и, в основном, первая часть ее?
Б.ЛАЗАР: Правильно.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Правильно я понимаю, да? Хорошо. Тогда объясните мне такую штуку. Из ваших слов последовало, что большой разницы между светскими законами и церковными традициями не существует. В этой связи мой провокационный вопрос. В источнике, ну, будем говорить про Тору, сказано «Не укради» и есть светский закон, который наказывает на кражу. В источнике сказано «Не возжелай жены ближнего своего», ну, или «Не прелюбодействуй» - в разных редакциях по-разному. А светского закона за прелюбодейство нет. И за соблазнение жены друга своего, ближнего своего тоже ответственности нет. Это чем объясняется?
Б.ЛАЗАР: Вы знаете, даже в Торе есть разные виды законов и разные виды наказаний. Есть наказания, где суд может наказать человека, даже до смертной казни. А есть наказания, которыми только бог может наказать человека. И чтобы суд мог убить человека или даже просто наказать, это было очень трудно. Нужно было доказательство, нужно было много чего. Поэтому если мы зайдем в детали, какие наказания есть на какую заповедь, это точно есть много расхождений. Я вам скажу еще больше. По закону Торы понимания «тюрьма» вообще не существует. Нет такого наказания как тюрьма. И вообще Тора говорит, что тюрьма это плохо. Потому что человек, который сидит в тюрьме, общается с людьми, которые, к сожалению, тоже, обычно те, которые там сидят, как-то виноваты, узнает неправильные вещи.
М.БАРЩЕВСКИЙ: То есть получается по-вашему, что нынешняя наша реформа ФСИН, Федеральной службы исполнения наказаний, которую проводят министр юстиции Коновалов и директор ФСИН Реймер это точно в соответствии с заповедями иудаизма?
Б.ЛАЗАР: Вы знаете, это не только то, что есть в России. Можно сегодня взять любую страну там есть тюрьмы и ФСИН работает почти везде, но другие названия. И, действительно, это плохо. Мы верим, что есть лучше пути, как можно наказать человека, - там это наказание или он должен работать, или он должен что-то делать, или он должен получить такое там, даже физическое наказание. Но сидеть в тюрьме, там, 10 лет, 20, 50 это, прежде всего, большие средства нужны.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Ну хорошо. Тогда смотрите. Израиль государство, в котором иудаизм очень сильно влияет на реальную политику и на реальное государственное устройство. Я не могу сказать, что Израиль религиозное государство, но, по крайней мере, из светских государств оно наиболее религиозное. Но тем не менее, в Израиле же тюрьмы есть?
Б.ЛАЗАР: Есть. Потому что в Израиле тоже, страна, к сожалению, по нашему мнению, она существует сегодня по демократическим законам, а не по законам Торы. А сегодня говорить какому-то государству «Закройте все тюрьмы и просто будут другие виды наказаний», это такие перемены и так трудно, что люди не готовы к этому. Но мы верим, что, к сожалению, многие из тех, которые сидят сегодня, лучше для них было бы получить другой вид наказания и это было лучше для них и для общества, в целом.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Скажите мне пожалуйста, а как по законам иудаизма наказываются еретики, отступники от веры?
Б.ЛАЗАР: Это только бог может их наказать, и у человека нет права наказать человека, который не верит в бога. Потому что вообще понимание веры это внутреннее ощущение. Очень трудно наказать. Даже человек, который говорит «Я не верю», мы, в конце концов, уверены, что он по-настоящему верит.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Вот здесь я как-то засомневался либо в своих знаниях истории, либо в достоверности вашего ответа. Ну, я не беру там инквизицию, когда еретиков сжигали на костре. Это было и в православии в меньшей степени, это есть у мусульман в меньшей степени. Но что-то мне память подсказывает, что когда-то (я читал в художественной литературе) у древних евреев, по крайней мере, ну, периода рождения Христа, было такое наказание для еретиков как побитие камнями.
Б.ЛАЗАР: Если человек не только сам говорит «Я не верю», но он возьмет целый город или группу людей и их уговаривает не верить в бога и действовать против слов пророка, слов Торы и так далее
Б.ЛАЗАР: Главный раввин России, наверное.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Главный раввин России, хорошо. Мы попытаемся говорить о соотношении светских законов и религиозных традиций. И в этой связи первый вопрос. Оцените, пожалуйста, насколько светские законы нашего государства соответствуют церковным заповедям и установлениям иудаизма? И если можно, примеры, где они расходятся.
Б.ЛАЗАР: Вообще, мы верим, что законы любого демократического государства, они как-то связаны с иудаизмом. Потому что как всем известно, 3400 лет тому назад бог дал нашему народу Тору, и в Торе, Библии есть основы, все ценности морали, которые должны быть в любом нормальном обществе. Не убивай, не кради, все 10 заповедей и дальше все заповеди, которые есть в Торе.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Давайте уточним сразу для наших радиослушателей, которые не интересуются религией. Вы сейчас сказали через запятую «бог дал Тору, Библию». То есть насколько я вас правильно понял, Тора это Ветхий завет?
Б.ЛАЗАР: Правильно.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Или Ветхий завет это Тора.
Б.ЛАЗАР: Правильно, точно. И я думаю, что это и есть первая книга для всех и для евреев, понятно, и для мусульман там Коран это почти одно и то же, что есть Библия (часть Корана) и Ветхий завет для христиан это понятно, что это то же.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Ну так поэтому и говорят про авраамистические религии все 3 религии из одного корня.
Б.ЛАЗАР: Правильно. Люди, которые верят в бога, автоматически верят, что Тора это и есть основа всех религий. И там бог дал всем народам по идее ценности морали, которые должны быть основой жизни любого общества. Поэтому то, что мы видим сегодня в Конституциях разных стран это почти одно и то же. Понятно, что есть расхождения. Если мы будем сейчас во все детали вникать, это будем здесь до утра. Но, в общем, я бы сказал, что законы Торы они есть сегодня законы почти для всех народов.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Скажите мне, пожалуйста. Я несколько раз слышал такое выражение «Пятикнижие, Тора Пятикнижие». Тора и Пятикнижие это разные названия одной и той же книги или это разное?
Б.ЛАЗАР: Одно и то же. Потому что есть там бытие, еще 4 книги, которые все вместе являются Торой. Это история, как бог создал мир, как сотворил первого человека, потом история Авраама, Исаака.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Но вообще-то не только первого. Я недавно перечитывал Ветхий завет и наткнулся на очень интересную вещь. И поправьте меня, если я не прав. На третий день господь создал мужчину и женщину.
Б.ЛАЗАР: Шестой день.
М.БАРЩЕВСКИЙ: На третий день мужчину и женщину, потом дальше про это забыл, и на шестой день он создал мужчину и из ребра его женщину.
Б.ЛАЗАР: Нет, такую трактовку я первый раз слышу. По крайней мере, в Торе такого нет. Дайте я расскажу еще раз. У нас есть Тора, которая Пятикнижие, начиная с сотворения мира до выхода из Египта, как евреи получили Тору и почти как вошли в Израиль. Потом есть пророки и писания, которых всего 24 книги. Которые тоже это сейчас Ветхий завет, но это уже не законы и не морали, это более исторические факты. Там история еврейского народа, как они вошли в Израиль, время царей, пророков и так далее. Поэтому, опять, если мы говорим о деталях, то, что там написано в Торе, есть несколько изменений в Торе и дальше как там было приведено в Ветхом завете или Коране. Но это такие мелочи, я бы сказал, и такие основы идей. Если мы говорим о законах, законы почти одинаковы для всех.
М.БАРЩЕВСКИЙ: То есть источником права, как говорят юристы, является Библия, Ветхий завет, Тора и, в основном, первая часть ее?
Б.ЛАЗАР: Правильно.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Правильно я понимаю, да? Хорошо. Тогда объясните мне такую штуку. Из ваших слов последовало, что большой разницы между светскими законами и церковными традициями не существует. В этой связи мой провокационный вопрос. В источнике, ну, будем говорить про Тору, сказано «Не укради» и есть светский закон, который наказывает на кражу. В источнике сказано «Не возжелай жены ближнего своего», ну, или «Не прелюбодействуй» - в разных редакциях по-разному. А светского закона за прелюбодейство нет. И за соблазнение жены друга своего, ближнего своего тоже ответственности нет. Это чем объясняется?
Б.ЛАЗАР: Вы знаете, даже в Торе есть разные виды законов и разные виды наказаний. Есть наказания, где суд может наказать человека, даже до смертной казни. А есть наказания, которыми только бог может наказать человека. И чтобы суд мог убить человека или даже просто наказать, это было очень трудно. Нужно было доказательство, нужно было много чего. Поэтому если мы зайдем в детали, какие наказания есть на какую заповедь, это точно есть много расхождений. Я вам скажу еще больше. По закону Торы понимания «тюрьма» вообще не существует. Нет такого наказания как тюрьма. И вообще Тора говорит, что тюрьма это плохо. Потому что человек, который сидит в тюрьме, общается с людьми, которые, к сожалению, тоже, обычно те, которые там сидят, как-то виноваты, узнает неправильные вещи.
М.БАРЩЕВСКИЙ: То есть получается по-вашему, что нынешняя наша реформа ФСИН, Федеральной службы исполнения наказаний, которую проводят министр юстиции Коновалов и директор ФСИН Реймер это точно в соответствии с заповедями иудаизма?
Б.ЛАЗАР: Вы знаете, это не только то, что есть в России. Можно сегодня взять любую страну там есть тюрьмы и ФСИН работает почти везде, но другие названия. И, действительно, это плохо. Мы верим, что есть лучше пути, как можно наказать человека, - там это наказание или он должен работать, или он должен что-то делать, или он должен получить такое там, даже физическое наказание. Но сидеть в тюрьме, там, 10 лет, 20, 50 это, прежде всего, большие средства нужны.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Ну хорошо. Тогда смотрите. Израиль государство, в котором иудаизм очень сильно влияет на реальную политику и на реальное государственное устройство. Я не могу сказать, что Израиль религиозное государство, но, по крайней мере, из светских государств оно наиболее религиозное. Но тем не менее, в Израиле же тюрьмы есть?
Б.ЛАЗАР: Есть. Потому что в Израиле тоже, страна, к сожалению, по нашему мнению, она существует сегодня по демократическим законам, а не по законам Торы. А сегодня говорить какому-то государству «Закройте все тюрьмы и просто будут другие виды наказаний», это такие перемены и так трудно, что люди не готовы к этому. Но мы верим, что, к сожалению, многие из тех, которые сидят сегодня, лучше для них было бы получить другой вид наказания и это было лучше для них и для общества, в целом.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Скажите мне пожалуйста, а как по законам иудаизма наказываются еретики, отступники от веры?
Б.ЛАЗАР: Это только бог может их наказать, и у человека нет права наказать человека, который не верит в бога. Потому что вообще понимание веры это внутреннее ощущение. Очень трудно наказать. Даже человек, который говорит «Я не верю», мы, в конце концов, уверены, что он по-настоящему верит.
М.БАРЩЕВСКИЙ: Вот здесь я как-то засомневался либо в своих знаниях истории, либо в достоверности вашего ответа. Ну, я не беру там инквизицию, когда еретиков сжигали на костре. Это было и в православии в меньшей степени, это есть у мусульман в меньшей степени. Но что-то мне память подсказывает, что когда-то (я читал в художественной литературе) у древних евреев, по крайней мере, ну, периода рождения Христа, было такое наказание для еретиков как побитие камнями.
Б.ЛАЗАР: Если человек не только сам говорит «Я не верю», но он возьмет целый город или группу людей и их уговаривает не верить в бога и действовать против слов пророка, слов Торы и так далее
Комментарий