Согласно Википедии, логический парадокс это противоречие, имеющее статус логически корректного вывода и, вместе с тем, представляющее собой рассуждение, приводящее к взаимно исключающим заключениям.
В Ветхом завете утверждается, что Бог творец тьмы (Ис. 45:7); но в Новом завете сказано: "Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы" (1Ин. 1:5).
В Ветхом завете утверждается, что Бог творец тьмы (Ис. 45:7); но в Новом завете сказано: "Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы" (1Ин. 1:5).
Очень важно отличать использование терминов для обозначения предметов или явлений природы и метафорического описания каких-либо духовных и нравственных качеств личности. Но один термин может использоваться как метафора в различных значениях.
Применим все вышесказанное к данным отрывкам. Читаем 45 главу Исайи:
1Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; 2Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; 3и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. 4Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня.
5Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, 6дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.
7Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.
8Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это.
Комментарий Мэтью Генри к стиху 7: "Он Господь всего сущего, и без Него ничего не происходит (ст. 7): «Я образую свет, приятный и полезный, и творю тьму, несущую печаль и вызывающую неприятные чувства. Я делаю мир (имеются в виду все блага) и произвожу бедствия, но не грех (Бог не может быть творцом греха), то есть наказываю. Я, Господь, повелеваю и направляю и делаю все это». Обратите внимание:
на противоположные по сути события, которые происходят с сынами человеческими. Свет и тьма противоположны друг другу, но в ходе провидения они иногда перемешиваются, как утренние и вечерние сумерки, ни день, ни ночь (Зах 14:7). В одной чаше перемешаны радость и печаль, которые ослабляют друг друга. Иногда они полностью замещают друг друга, как полуденный свет и полночная тьма. В природе при смене дня у каждого есть своя очередь и каждому предшествует короткий переходный период, как свидетельствует ситуация Иова" (https://bible-teka.com/matthew-henry/23/45/).
Итак, что в данном отрывке представляет тьма? Грех, нечестие или просто безрадостное событие? Важно обратить внимание на контекст. Для кого это было написано и с какой целью? 44 глава Исайи напоминает, по какой причине иудеи попали в вавилонский плен. Они предали единственного истинного Бога и с головой ушли в идолопоклонство. Уничтожение Иерусалима и храма стало для них тьмой. Софония 1 глава: 14Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый! 15День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, 16день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен.
Наказание от Бога не было греховным. Но день, когда оно совершалось был для них темным, безрадостным.
Когда Кир сокрушил Вавилон, то теперь уже вавилоняне испытали на себе тьму и мрак, а праведные иудеи увидели свет.
В таком ключе можно поразмышлять и над 1 Иоанна 1:5. В данном случае тьма - символ нечестия, а свет - святости.
Таким образом противоречие устраняется.
