Оправдание верой
"Оправдание" одно из ключевых понятий для Апостола Павла. Попробуем определить, прежде всего, что означает само это понятие. Соответствующее греческое слово может иметь два разных значения:
а) провозглашать праведным, выносить оправдательный приговор;
б) соделывать реально и фактически праведным.
Не подлежит никакому сомнению, что Бог намерен сделать верующих реально и фактически праведными. Христос пришел спасти людей не только от возмездия за грех, но и от греха как такового (Мф. 1:21).
Вопрос не в этом, а в том, когда и на каком основании Бог выносит верующему оправдательный приговор: на основании праведности нашего Искупителя, Иисуса Христа, "Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1 Кор. 1:30), причем еще до того, как верующий соделается реально и фактически праведным, или же на основании того уровня реальной и фактической праведности, которого верующий достигнет на момент смерти, усваивая благодать Божию личными усилиями.
Посмотрим, о каком оправдании говорит Апостол: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: "блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха" (Рим. 4:4-8).
"Праведность, вмененная независимо от дел", это провозглашенная или фактическая праведность?
Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 5:1).
Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева (Рим. 5:9).
Апостол утверждает, что мы уже оправданы "Кровию Его". Может ли это означать, что мы уже сделались фактически абсолютно праведными? Апостолы так не считают: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7:19).
(См. также уже приводившиеся Иак. 3:2; 1 Ин. 1:8.)
Рассмотрим также следующие стихи Писания: Посему, как преступлением одного (Адама) всем человекам осуждение, так правдою одного (Христа) всем человекам оправдание к жизни (Рим 5:18).
Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес; Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим. 8:33-34).
Здесь оправдание противопоставляется не реальной и фактической неправедности, а таким явно судебным понятиям, как обвинение и осуждение. О том же говорят и слова Евангелия, что верующий не будет осужден:
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3:18).
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24).
Итак, насколько это можно понять из контекста, "оправдывать" значит именно "выносить оправдательный приговор". Давайте попробуем выяснить подробнее, при каких условиях мы получаем это оправдание, и при каких условиях мы его получить не можем.
Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати(Гал. 5:4).
Здесь, как и везде, Апостол резко противопоставляет оправдание верой и оправдание делами закона.
Возлагать свою надежду, хотя бы отчасти, на дела закона значит тем самым отвергать Христа. Это звучит жестко, но именно эту мысль ап. Павел настойчиво проводит во всех своих посланиях (Рим. 3:20-28; 10:3-4; 11:6; Гал. 2:16; 3:10; 5:4; Еф. 2:8-9; Флп. 3:9; 2 Тим. 1:9; Тит. 3:5).
А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: "Проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Гал. 3:10).
Что же здесь Апостол называет "делами закона" и как нам не навлечь на себя клятву, о которой он здесь говорит? Мне кажется, что было бы крайне безрассудно пропускать мимо ушей столь серьезное предостережение.
Итак, давайте попробуем в этом разобраться. Существует мнение, что "дела закона" это дела обрядового закона Моисея, то есть "обрезание, субботы, новомесячия и прочее, чем хвалились иудеи". Рассмотрим эту возможность. Давайте подумаем, может ли в следующих словах Апостола под "законом" пониматься обрядовый закон?
Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2:14-15).
Обрядовый или нравственный закон написан в сердцах язычников? Говорится ли здесь об обрядах или о добрых и нравственных делах, которые люди совершают по велению совести?
Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом, потому что делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим. 3:19-20).
"Весь мир становится виновен перед Богом" в обрядовых упущениях или в грехах против нравственности, перечисленных в Рим. 3:10-18?
А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: "Проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Гал. 3:10).
Слово Божие угрожает нам проклятием за несоблюдение "обрезания, суббот, новомесячий и прочего"? И от сего-то обрядового проклятия искупил нас Христос?
Кроме того, Павел вообще считает, что язычник, ведущий более нравственную жизнь, может оказаться перед законом праведнее иудея, будучи вообще необрезан, то есть не выполняя самое основное обрядовое требование (Рим. 2:26).
Моисей пишет о праведности от закона: "исполнивший его человек жив будет им" (Рим 10:5).
Обещал ли когда-нибудь Бог жизнь за соблюдение ритуальных установлений? Напротив, Он резко порицал людей, которые думали приобрести Его благоволение обрядами, не соблюдая при этом нравственного закона:
К чему мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их (Ис. 1:11-14).
См. также Ис. 66:3; Иер. 6:20; Ам. 5:21-23, и т.д.
Итак, "закон" в посланиях Павла это те требования Бога, которые определяют, какими мы должны быть и как мы должны поступать, требования, которые Он открывает как в библейском откровении, так и в совести человека.
С. Худиев
"Оправдание" одно из ключевых понятий для Апостола Павла. Попробуем определить, прежде всего, что означает само это понятие. Соответствующее греческое слово может иметь два разных значения:
а) провозглашать праведным, выносить оправдательный приговор;
б) соделывать реально и фактически праведным.
Не подлежит никакому сомнению, что Бог намерен сделать верующих реально и фактически праведными. Христос пришел спасти людей не только от возмездия за грех, но и от греха как такового (Мф. 1:21).
Вопрос не в этом, а в том, когда и на каком основании Бог выносит верующему оправдательный приговор: на основании праведности нашего Искупителя, Иисуса Христа, "Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1 Кор. 1:30), причем еще до того, как верующий соделается реально и фактически праведным, или же на основании того уровня реальной и фактической праведности, которого верующий достигнет на момент смерти, усваивая благодать Божию личными усилиями.
Посмотрим, о каком оправдании говорит Апостол: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: "блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха" (Рим. 4:4-8).
"Праведность, вмененная независимо от дел", это провозглашенная или фактическая праведность?
Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 5:1).
Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева (Рим. 5:9).
Апостол утверждает, что мы уже оправданы "Кровию Его". Может ли это означать, что мы уже сделались фактически абсолютно праведными? Апостолы так не считают: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7:19).
(См. также уже приводившиеся Иак. 3:2; 1 Ин. 1:8.)
Рассмотрим также следующие стихи Писания: Посему, как преступлением одного (Адама) всем человекам осуждение, так правдою одного (Христа) всем человекам оправдание к жизни (Рим 5:18).
Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес; Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим. 8:33-34).
Здесь оправдание противопоставляется не реальной и фактической неправедности, а таким явно судебным понятиям, как обвинение и осуждение. О том же говорят и слова Евангелия, что верующий не будет осужден:
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3:18).
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24).
Итак, насколько это можно понять из контекста, "оправдывать" значит именно "выносить оправдательный приговор". Давайте попробуем выяснить подробнее, при каких условиях мы получаем это оправдание, и при каких условиях мы его получить не можем.
Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати(Гал. 5:4).
Здесь, как и везде, Апостол резко противопоставляет оправдание верой и оправдание делами закона.
Возлагать свою надежду, хотя бы отчасти, на дела закона значит тем самым отвергать Христа. Это звучит жестко, но именно эту мысль ап. Павел настойчиво проводит во всех своих посланиях (Рим. 3:20-28; 10:3-4; 11:6; Гал. 2:16; 3:10; 5:4; Еф. 2:8-9; Флп. 3:9; 2 Тим. 1:9; Тит. 3:5).
А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: "Проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Гал. 3:10).
Что же здесь Апостол называет "делами закона" и как нам не навлечь на себя клятву, о которой он здесь говорит? Мне кажется, что было бы крайне безрассудно пропускать мимо ушей столь серьезное предостережение.
Итак, давайте попробуем в этом разобраться. Существует мнение, что "дела закона" это дела обрядового закона Моисея, то есть "обрезание, субботы, новомесячия и прочее, чем хвалились иудеи". Рассмотрим эту возможность. Давайте подумаем, может ли в следующих словах Апостола под "законом" пониматься обрядовый закон?
Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2:14-15).
Обрядовый или нравственный закон написан в сердцах язычников? Говорится ли здесь об обрядах или о добрых и нравственных делах, которые люди совершают по велению совести?
Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом, потому что делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим. 3:19-20).
"Весь мир становится виновен перед Богом" в обрядовых упущениях или в грехах против нравственности, перечисленных в Рим. 3:10-18?
А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: "Проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Гал. 3:10).
Слово Божие угрожает нам проклятием за несоблюдение "обрезания, суббот, новомесячий и прочего"? И от сего-то обрядового проклятия искупил нас Христос?
Кроме того, Павел вообще считает, что язычник, ведущий более нравственную жизнь, может оказаться перед законом праведнее иудея, будучи вообще необрезан, то есть не выполняя самое основное обрядовое требование (Рим. 2:26).
Моисей пишет о праведности от закона: "исполнивший его человек жив будет им" (Рим 10:5).
Обещал ли когда-нибудь Бог жизнь за соблюдение ритуальных установлений? Напротив, Он резко порицал людей, которые думали приобрести Его благоволение обрядами, не соблюдая при этом нравственного закона:
К чему мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их (Ис. 1:11-14).
См. также Ис. 66:3; Иер. 6:20; Ам. 5:21-23, и т.д.
Итак, "закон" в посланиях Павла это те требования Бога, которые определяют, какими мы должны быть и как мы должны поступать, требования, которые Он открывает как в библейском откровении, так и в совести человека.
С. Худиев
Комментарий