Суть предопределения - в неизбежности какого-то события, задуманного Творцом... но, предопределение не лишает человека его свободной воли...каждый сам выбирает, каким образом он проявит себя в событии, которое предопределено свыше...возьмет ли он, например оружие в руки и убьет, или не станет этого делать.
есть предопределение в целом, но не каждого отдельного человека... и оно, не обязывает его, как ему себя проявлять при реализации плана задуманного Вс-вышним.
В случае с фараоном, - у него была отнята возможность раскаяния, ( у него была отнята свобода воли, и это является самым страшным наказанием для человека, которое Вс-вышний может ему послать, если пожелает) чтобы наказать его за все его грехи, а так же- показать другим, что Вс-вышний, если Он захочет, может лишить человека раскаяния, и он не сможет раскаяться и погибнет за свои злодеяния, которые сам совершил...
т.е- человек сам лично, своими грехами загоняет себя в угол.
египтяне получили наказание, не за то, что выполняли волю Вс-вышнего, реализовывая то, что было предопределено... а за то, что превысили меру дозволенного ( Абарбанель) ( и к рабам, можно относиться по-человечески, не проявляя жестокость)
т.е, то, что Вс-вышний решает что должно произойти какое-то событие, значит что оно обязательно произойдет, но кто станет исполнителем этого события, и какие мотивы будут двигать этими людьми, и как они будут это делать, - это решают сами люди, и никто их не принуждает... поэтому, они несут полную ответственность за свой выбор, и свои поступки.
" зло приходит в этот мир через злодеев" ( РАШИ)
но это, не значит, что человек, который творит зло может снять с себя ответственность, считая, что он делает это по предопределению свыше, поскольку выбор у него всегда есть, быть ему злодеем или нет.
" Предопределение по отношению к жертве не является предопределением, по отношению к исполнителю...но, когда человек через пророка узнает волю Вс-вышнего, и исполняет ее, то в этом случае никакого греха он не совершает" ( Рамбам)
т.е если постановление выходит из уст пророка, в отношении исполняющего волю Творца уже возможны варианты...
если услышав о предопределении человек пожелал исполнить волю Вс-вышнего, как Он постановил, то греха в его поступке нет...но Вс-вышний видит его сердце, по каким мотивам он совершил это, из-за ненависти или грабежа, ( и в этом случае, он не сможет оправдаться, тем, что только лишь выполнял волю Творца), или, - ради исполнения Его воли.
есть предопределение в целом, но не каждого отдельного человека... и оно, не обязывает его, как ему себя проявлять при реализации плана задуманного Вс-вышним.
В случае с фараоном, - у него была отнята возможность раскаяния, ( у него была отнята свобода воли, и это является самым страшным наказанием для человека, которое Вс-вышний может ему послать, если пожелает) чтобы наказать его за все его грехи, а так же- показать другим, что Вс-вышний, если Он захочет, может лишить человека раскаяния, и он не сможет раскаяться и погибнет за свои злодеяния, которые сам совершил...
т.е- человек сам лично, своими грехами загоняет себя в угол.
египтяне получили наказание, не за то, что выполняли волю Вс-вышнего, реализовывая то, что было предопределено... а за то, что превысили меру дозволенного ( Абарбанель) ( и к рабам, можно относиться по-человечески, не проявляя жестокость)
т.е, то, что Вс-вышний решает что должно произойти какое-то событие, значит что оно обязательно произойдет, но кто станет исполнителем этого события, и какие мотивы будут двигать этими людьми, и как они будут это делать, - это решают сами люди, и никто их не принуждает... поэтому, они несут полную ответственность за свой выбор, и свои поступки.
" зло приходит в этот мир через злодеев" ( РАШИ)
но это, не значит, что человек, который творит зло может снять с себя ответственность, считая, что он делает это по предопределению свыше, поскольку выбор у него всегда есть, быть ему злодеем или нет.
" Предопределение по отношению к жертве не является предопределением, по отношению к исполнителю...но, когда человек через пророка узнает волю Вс-вышнего, и исполняет ее, то в этом случае никакого греха он не совершает" ( Рамбам)
т.е если постановление выходит из уст пророка, в отношении исполняющего волю Творца уже возможны варианты...
если услышав о предопределении человек пожелал исполнить волю Вс-вышнего, как Он постановил, то греха в его поступке нет...но Вс-вышний видит его сердце, по каким мотивам он совершил это, из-за ненависти или грабежа, ( и в этом случае, он не сможет оправдаться, тем, что только лишь выполнял волю Творца), или, - ради исполнения Его воли.
А толкователи,
и даже очень авторитетные
проверяются Писаниями.
Потому вникать в учение, исследовать Писания, а не человеков...
Для большинства людей, конечно сценариев нет, но для не которых жизнь протекает, как судьба. Хотя в каком смысле это больше напоминает работу, как у политиков с филосовским уклоном.
Фараон тоже политик, только он сыграл роль жертвы, а не победителя.
а если бы, гордыню смогли усмирить, и вникали бы в учение мудрецов, то знали бы, что имеет в виду пророк под этими словами: " Знаю я, Г-споди, что путь человека не (во власти) его; и не (во власти) идущего направлять стопы свои."
а говорит он, о том, - что никогда не нужно надеяться самому устроить жизненный путь свой, по которому надлежит идти...но нужно стремиться к совершенству, и уповать на Господа, " укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти" ( Пс.142:8); " направь меня на истину Твою" (Пс. 5:9)...
Вс-вышний указывает путь, но свобода выбора всегда остается с человеком, если Вс-вышний не отнимет ее у него, в наказание ему.