О царе Тирском

Рассуждения вслух

Кто такой царь Тирский, о котором говорит пророк Иезекеиль, в 28 главе?

Большинство толкователей склонны считать, что используя образ реального Тирского царя пророк описывает грехопадение одного их Херувимов. Данного толкования держатся в основном сторонники теории грехопадения части Ангелов горнего мира. Но есть и другая теория, у которой есть свои сторонники. Согласно её никакого грехопадения Ангелов горнего мира не было. А Иезекииль описывает грехопадение земного царя, который изначально был наставлен в правильной вере, был мудр и богобоязнен, ревностет по Богу как Херувим тот с мечои. По вере он был Божьим сыном, пока не развратилось сердце его. Его история подобна истории Соломона. Соломон тоже очень ревностно начал, был мудр. Но потом развратился, променял любовь к Господу на сладострастие и любовь к женщинам, и закончил жизнь идолопоклонником.

Скажу за себя сразу, что я ещё не определился для себя, какое толкование более убедительнее. Раньше я по преданию людей просто поверил в первое толкование. Про второе толкование я даже не слышал долгое время. Когда услышал его, смутился. Но не отверг, как и не принял. Отложил до времени "на карантин". Сегодня же решил перечитать Иез 28:12-19. Ради эксперимента попробую истолковать текст в духе предания второй версии.

"сын человеческий!"

К кому звучит обращение? - Это прямое обращение Бога к пророку.

"плачь о царе Тирском"

Господь предлагает пророку оплакивать реального земного царя.

"и скажи ему: так говорит Господь Бог:"

Господь повелевает не только оплакать царя, но и обратится к нему от имени Бога. К реальному земному царю пророк вполне мог обратиться. А вот зачем посылать сына человеческого к падшему ангелу? Сынов человеческих обычно посылают к себе подобным, таким же сынам человеческим. А ангелам, пусть и падшим, могут передать весть Ангелы света.

"ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты."

Вот тут уже сложнее толковать как о человеке. Это гипербола или буквально надо понимать? Совершенных людей после грехопадения не было, кроме Иисуса Христа. Если буквально надо это понимать, то это больше к безгрешному Ангелу применимо. И все же, возможна и гипербола.

"Ты находился в Едеме, в саду Божием"

Это можно применить к человеку, вкусившему Бога. Как описание духовного пития из камня, который был Христос, текст допускает увидеть здесь человека. Ведь и про ветхозаветних людей написано: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос." (1Кор 10:1-4). А это значит, что находящимся в том Едеме вполне мог быть и человек.

"твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего."

В день сотворения... Трудно это натянуть на человека... Здесь больше похоже на духовного Ангела... Хотя и может использоваться описание царской одежды... Видеть бы то, как выглядела одежда того Тирского царя...

"Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней."

Этот текст можно применить и к человеку. Если допустить, что речь идёт о духовном помазании человека, который был призван стать сыном Божьим в этом мире, быть Ангелом Лица Его, то это может быть и человек. Ведь и Иоанна Крестителя называют Ангелом: "Сей есть, о котором написано: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою»." (Лук 7:27). Также предстоятели церквей в Откровении именуются Ангелами, к которым обращается Господь через Иоанна и велит донести слова Его, где Он укоряет и хвалит за то, как они руководят вверенным им церквями. То что Господь обличает и вразумляет тех Ангелов не напрямую на небесах, а через человека, Своего служителя, даёт основания говорить, что под теми Ангелами подразумеваются именно люди, пресвитеры церквей, а не чисто духовные существа горнего мира. И по тем обличениям, что звучат тем Ангелам, можно увидеть и их функциональные обязанности, что они соответствуют обязанностям именно пресвитеров церквей. В Библии Ангелами называют не только чисто духовных тварей горнего мира. Так что и здесь можно допустить, что речь идет о человеке.

"Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония."

Здесь тоже можно применить и к человеку, помазанному Духом. Соломон был таким до падения.

"От обширности торговли твоей"

И чем торгуют Ангелы,? Это больше применимо к человеку.

"внутреннее твое исполнилось неправды"

Какое внутреннее может быть у бестелесных Ангелов? Это к людям более применимо...

"и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою"

Это применимо к человеку.

"за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки."

Здесь можно применить и к человеку.

Ну что же, как говорят некоторые, не все здесь так однозначно. Что-то можно применить и к реальному земному царю. Но есть и такие обороты речи, которые трудно натянуть на человека. Пусть пока ещё побудит "на карантине" этот текст. Сегодня я ещё не готов чётко определить, о ком пишет пророк...

2022.08.14