Петрович сидел за столом, вылавливая пальцами из кружки мелкие китайские палочки, без которых зеленый чай наверняка лишился бы своего неповторимого вкуса. И представлял, как в недалеком Китае на Чжецзянской чайной фабрике ржавые механизмы рубят в щепки кусты, выдернутые с кореньями, сучьями и почками, а малолетние работницы ловко насыпают полученную труху в пачки с желтым верблюдом. Водки Петрович не пил. А потому чай, заваренный особым, "а ля петрович "(TM), способом на козьем молоке, с солью и топленым маслом - служил единственным средством спасения от долгой зимней депрессии, ну и для поддержания беседы с приятелем, изредка заглядывавшим на огонек.
Приятеля звали Толиком. Как и пятнадцать лет назад, когда они впервые встретились на местном лесокомбинате. В те дни Толик был начальником участка, в эти начальником отряда выросшей на месте лесокомбината колонии общего режима. Подобный карьерный скачок нисколько не умалил суровой мужской дружбы, как и тот факт, что Толик стал иеговистом. «Свидетелем Иеговы», как он нетерпеливо поправлял всякого, пытавшегося уничижить его гордое звание. Как начальство мирилось с присутствием на режимном объекте идеологического диверсанта оставалось тайной. Вполне вероятно, сыграл роль великий дар убеждения, которым Толик успешно распоряжался как в прошлой жизни, так и в новой. Петрович, пожалуй, был единственным, на кого чары толиковой харизмы не имели воздействия. Он не очень любил спорить, а потому был самым благодарным слушателем, какого только можно было пожелать. Без особого для себя ущерба, он был готов слушать все обо всем: байки из жизни зоны, новости района, которые приятель еженедельно привозил из центра вместе с пачками «Сторожевой Башни», рассказы из этого же журнала, которые Толик с выражением ему читал по выходным.
Весь остальной поселок использовал американскую просветительскую литературу в сугубо утилитарных целях. Скользкие журнальные страницы никак не желали служить заменителем туалетной бумаги, зато с успехом применялись в качестве растопки да источника жизнерадостных репродукций. К удовольствию тараканов, мрачноватые коняхинские интерьеры разбавлялись коллажами из розовощеких колхозников будущего, трудящихся на нивах земного рая, а кое-где, взятый в рамку из фольги, чернявый импозантный Иисус даже занимал место в небогатом старушечьем иконостасе.
Толик задерживался. Окно в кухне посинело, чай в алюминиевом котелке подернулся коричневатой пленкой. Петрович собрал на блюдечко чайный мусор, ссыпал его в миску с картофельными очистками да костями, оставшимися от обеда, кинул туда же пару черствых кусков хлеба и вышел на обледеневшее крыльцо. Вторя дверному скрипу, под крыльцом что-то заворчало, заворочалось, звякнула цепь. Не глядя, Петрович вывернул миску за перила и вернулся в сени. Затем, не переступая порог, бросил в ту же сторону горсть засохшего прикорма, оставшегося после позавчерашней рыбалки. Урод ел все, делая хозяйство безотходным. Не приходилось даже выбрасывать мусор в компостную яму. Более того, когда он срывался с цепи, то рылся и там, а его неуемный аппетит утоляли даже непригодные в пищу предметы.
Пес Петровича был на редкость глупым. Настолько, что хозяин не удосуживался называть его собственным именем, снисходя лишь до «урода» и «негодяя». В чем была его вина, пес не предполагал. Он считал, что должен быть рад любому вниманию со стороны хозяина, даже если то был черенок лопаты или метла, и умильно вилял хвостом в своей дыре под лестницей при всяком движении наверху. Кроме того, он умел до хрипоты лаять при любом движении вне его подкрылечья, кидаться на посетителей Петровича, даже тех, кто регулярно ходил к нему годами, а еще выть. Броски на гостей контролировались укороченной до предела цепью, а бесконечное вытье снискало ему недобрую славу абсолютно невменяемого создания.
Громит (именно таково было его официальное имя) выл круглосуточно. Ему не нужна была луна, внешний дискомфорт, вроде затекающего сквозь щели в крыльце дождя или трескучего мороза, не было необходимости в дискомфорте внутреннем, в виде трехдневного профилактического голодания. Пса не пугали окрики сверху, пинки или тычки палкой внутрь конуры. Он забивался в самый отдаленный и недосягаемый угол, пережидал бурю эмоций, и начинал концерт снова и снова, невзирая на время суток. Он начинал обыкновенно с пианиссимо и заканчивал громогласными органными фугами, от которых волосы становились дыбом у всей округи, в особенности, когда припадки случались глубокой ночью. Что было причиной девиантного поведения животного, оставалось загадкой. Этот пронзительный, как свист летящего снаряда вой мог выражать все, что угодно, не только тоску и безнадежность угнетенной твари. Может, это была ода к радости.
Агностик. Рассказ.
Свернуть
X
Свернуть
Некорректность вытекает из того, что полезен я могу быть критическими замечаниями по существу дела. Которых мне, кстати, по существу моих литературных дел остро не хватает. Редакции скорее дадут деньги, чем будут объяснять, почему не дали.
"Рогатка" производит крепкое профессиональное впечатление. Качественное литературное изложение событий, неважно реальных или вымышленных.
Но при этом. Не выписана Катька. Совсем. Вообще, главным действующим лицам можно было бы уделить больше внимания.
В "Агностике", само собой, самый яркий персонаж - собака. Ей уделена маса внимания. И это ружье... не стреляет. Вообще, вся развязка - не стреляет. Осечка. Явный такой звук удара иглы по капсюлю - и ничего.
В чем проблема. Рассках построен так, что в итоге, столь яркого Урода можно заменить кем угодно другим. Суть никакне пострадает, если в финале вместо него всплывет курица, сверчок или таракан. Без описания их внешности и характера. Возникает диспропорция, - слишком много внимания уделяется персонажу, который на самом деле никакой роли не сыграл.
Кроме того, мысль высказанная - тем самым и обесценивается. Уценяется до уровня банала.
Все должно было быть иначе:
Вот люди - решают какие-то свои религиозые дела. Неважно как решат.
Вот дебильная собака - сама по себе, периодически попадает в поле зрения, но в диалоге не всплывает. И ее роль никак вслух не разъясняется до конца.
И вот из сплетения этих двух линий сюжета сформулированный в развязке вывод должен вытечь с очевидностью. Но при этом, никем не высказываться.