Согласно НЗ человек состоит: тела ( сома), душа ( псюхе), что вместе составляют плоть ( саркс),
такие люди плотские
но у духовных людей большую роль должен играть дух ( пневма),такие люди пневматики.
что бы стать пневматиком или как минимум повысить свою духовность
Нужно учитывать
При учете плохих желаний плоти
Нужно учитывать, что сами по себе желания плоти не есть зло
ибо необходимо учитывать степень их
например при модели триады
недостаток-норма-избыток
примеры подобных триад, где первый элемент — порок из-за недостатка, второй — добродетель (золотая середина), а третий — порок из-за избытка.
1. В сфере эмоций и смелости
· Трусость — Мужество — Безрассудство
· Трусость (недостаток): Бегство от любой опасности, даже когда нужно стоять на своем.
· Мужество (добродетель): Способность действовать разумно, осознавая риск, но не поддаваясь страху.
· Безрассудство (избыток): Игнорирование реальной опасности, ненужный риск собой и другими.
2. В сфере удовольствий и желаний
· Бесчувственность — Умеренность — Распущенность
· Бесчувственность (недостаток): Отрицание телесных удовольствий, аскетизм, граничащий с отказом от жизни.
· Умеренность (добродетель): Способность наслаждаться удовольствиями разумно, не становясь их рабом.
· Распущенность (избыток): Погоня за любыми удовольствиями без ограничений, что ведет к разрушению здоровья и личности.
3. В сфере социального взаимодействия
· Угодливость — Дружелюбие — Угрюмость
· Угодливость (избыток): Стремление всем угодить, говорить только приятное, не иметь своего мнения.
· Дружелюбие (добродетель): Быть приятным в общении, но при этом искренним и готовым высказать правду, когда это необходимо.
· Угрюмость (недостаток): Грубость, нежелание идти на контакт, делать что-либо приятное для других.
· Застенчивость — Скромность — Бесстыдство
· Застенчивость (недостаток): Чрезмерная робость, неспособность заявить о себе или принять заслуженную похвалу.
· Скромность (добродетель): Адекватная оценка своих достоинств без их выпячивания или принижения.
· Бесстыдство (избыток): Наглая демонстрация себя, пренебрежение мнением и чувствами окружающих.
4. В сфере самооценки и чести
· Самоуничижение — Честолюбие — Тщеславие
· Самоуничижение (недостаток): Принижение своих достоинств и заслуг, неспособность признать свою ценность.
· Честолюбие (добродетель): Здоровое стремление к достижениям, успеху и признанию, соразмерное своим способностям.
· Тщеславие (избыток): Погоня за славой, почестями и похвалой любой ценой, чрезмерная озабоченность своим имиджем.
5. В сфере выражения эмоций
· Апатия — Спокойствие — Гневливость
· Апатия (недостаток): Отсутствие эмоциональной реакции там, где она уместна (например, на несправедливость).
· Спокойствие (добродетель): Способность контролировать свои эмоции, особенно гнев, и выражать их соразмерно ситуации.
· Гневливость (избыток): Вспыльчивость, склонность к ярости по незначительным поводам.
6. В сфере отношения к другим
· Пренебрежение — Уважение — Подхалимство
· Пренебрежение (недостаток): Игнорирование достоинства и мнения других людей.
· Уважение (добродетель): Признание ценности других, их прав и границ.
· Подхалимство (избыток): Преувеличенное, неискреннее проявление уважения с корыстной целью.
Не все характеристики человека будут объективны
человека могут назвать жадным, а другие домовитым.
мать и мамаша ( если забота ее о детях мешает нам).
наш личный эгоизм мешает признать права других людей.
эгоизм можно тоже ранжировать
Эгоизм -самолюбие-избыточное самоумаление.
Когда мы живем по плоти, у нас довлеет Воля, воля диктуем нам желания, в норме, исходя из объективных потребностей плоти.
а Ум, играет при этом вспомогательную роль, прикладную, он обеспечивает выполнение целей поставленных Волей.
это не есть зло, но не есть и высокое добро, что предполагает духовный уровень.
Определенный уровень духовности можно достичь если у человека на первом уровне будет Ум,а не Воля, а воля будет рассматриваться как советник Ума.
об этом говорят такие пословицы как " утро вечера мудренее".
а так же такие курсы как управления своим гневом.
но, если у человека будет главным Ум, Разум, а не Воля, это еще не большая духовность, ибо важно какие цели себе изобрет Разум.
Но разум предпочитающий духовные цели будет более равнодушен к социальным иерахиям.
Богат человек или беден.
начальник он или подчиненный.
Имеет он какие-либо плотские качества выше или ниже среднего.
Возможно об этом говорил Иисус при разговоре с богатым иудейским праведником
Учитывая и
такие люди плотские
но у духовных людей большую роль должен играть дух ( пневма),такие люди пневматики.
что бы стать пневматиком или как минимум повысить свою духовность
Нужно учитывать
При учете плохих желаний плоти
ибо необходимо учитывать степень их
например при модели триады
недостаток-норма-избыток
примеры подобных триад, где первый элемент — порок из-за недостатка, второй — добродетель (золотая середина), а третий — порок из-за избытка.
1. В сфере эмоций и смелости
· Трусость — Мужество — Безрассудство
· Трусость (недостаток): Бегство от любой опасности, даже когда нужно стоять на своем.
· Мужество (добродетель): Способность действовать разумно, осознавая риск, но не поддаваясь страху.
· Безрассудство (избыток): Игнорирование реальной опасности, ненужный риск собой и другими.
2. В сфере удовольствий и желаний
· Бесчувственность — Умеренность — Распущенность
· Бесчувственность (недостаток): Отрицание телесных удовольствий, аскетизм, граничащий с отказом от жизни.
· Умеренность (добродетель): Способность наслаждаться удовольствиями разумно, не становясь их рабом.
· Распущенность (избыток): Погоня за любыми удовольствиями без ограничений, что ведет к разрушению здоровья и личности.
3. В сфере социального взаимодействия
· Угодливость — Дружелюбие — Угрюмость
· Угодливость (избыток): Стремление всем угодить, говорить только приятное, не иметь своего мнения.
· Дружелюбие (добродетель): Быть приятным в общении, но при этом искренним и готовым высказать правду, когда это необходимо.
· Угрюмость (недостаток): Грубость, нежелание идти на контакт, делать что-либо приятное для других.
· Застенчивость — Скромность — Бесстыдство
· Застенчивость (недостаток): Чрезмерная робость, неспособность заявить о себе или принять заслуженную похвалу.
· Скромность (добродетель): Адекватная оценка своих достоинств без их выпячивания или принижения.
· Бесстыдство (избыток): Наглая демонстрация себя, пренебрежение мнением и чувствами окружающих.
4. В сфере самооценки и чести
· Самоуничижение — Честолюбие — Тщеславие
· Самоуничижение (недостаток): Принижение своих достоинств и заслуг, неспособность признать свою ценность.
· Честолюбие (добродетель): Здоровое стремление к достижениям, успеху и признанию, соразмерное своим способностям.
· Тщеславие (избыток): Погоня за славой, почестями и похвалой любой ценой, чрезмерная озабоченность своим имиджем.
5. В сфере выражения эмоций
· Апатия — Спокойствие — Гневливость
· Апатия (недостаток): Отсутствие эмоциональной реакции там, где она уместна (например, на несправедливость).
· Спокойствие (добродетель): Способность контролировать свои эмоции, особенно гнев, и выражать их соразмерно ситуации.
· Гневливость (избыток): Вспыльчивость, склонность к ярости по незначительным поводам.
6. В сфере отношения к другим
· Пренебрежение — Уважение — Подхалимство
· Пренебрежение (недостаток): Игнорирование достоинства и мнения других людей.
· Уважение (добродетель): Признание ценности других, их прав и границ.
· Подхалимство (избыток): Преувеличенное, неискреннее проявление уважения с корыстной целью.
🌿 Примеры триад пороков и добродетелей (по Аристотелю и традиционной этике)
Порок по недостатку Добродетель (золотая середина) Порок по избытку
Трусость Мужество Безрассудство (дерзость)
Скупость Щедрость Расточительность
Малодушие Великодушие Тщеславие (самовозвеличение)
Лесть (угодничество) Дружелюбие Сварливость, враждебность
Замкнутость, скрытность Правдивость Хвастовство
Безразличие Справедливость Мстительность, придирчивость
Невозмутимость (бесчувственность) Кротость Гневливость
Леность Трудолюбие Трудоголизм (неумеренность в труде)
Боязнь ответственности Умеренная амбициозность Честолюбие, властолюбие
Равнодушие Сострадание Сентиментальность, чрезмерная жалостливость
Неразборчивость Воздержание (умеренность) Ненасытность (чревоугодие)
Бестактность Тактичность Лицемерие, неискренность
Недоверчивость Доверие Наивность
Робость Скромность Нахальство, наглость
Молчаливость, равнодушие Остроумие Болтливость, грубость
Отчаяние Надежда Самоуверенность, легкомыслие
Неблагодарность Благодарность Раболепие, чрезмерная признательность
Безразличие к прекрасному Вкус, эстетическое чувство Изысканность, эстетический снобизм
Холодность Любовь Слепая страсть
Лень духовная Благочестие Фанатизм, суеверие
Порок по недостатку Добродетель (золотая середина) Порок по избытку
Трусость Мужество Безрассудство (дерзость)
Скупость Щедрость Расточительность
Малодушие Великодушие Тщеславие (самовозвеличение)
Лесть (угодничество) Дружелюбие Сварливость, враждебность
Замкнутость, скрытность Правдивость Хвастовство
Безразличие Справедливость Мстительность, придирчивость
Невозмутимость (бесчувственность) Кротость Гневливость
Леность Трудолюбие Трудоголизм (неумеренность в труде)
Боязнь ответственности Умеренная амбициозность Честолюбие, властолюбие
Равнодушие Сострадание Сентиментальность, чрезмерная жалостливость
Неразборчивость Воздержание (умеренность) Ненасытность (чревоугодие)
Бестактность Тактичность Лицемерие, неискренность
Недоверчивость Доверие Наивность
Робость Скромность Нахальство, наглость
Молчаливость, равнодушие Остроумие Болтливость, грубость
Отчаяние Надежда Самоуверенность, легкомыслие
Неблагодарность Благодарность Раболепие, чрезмерная признательность
Безразличие к прекрасному Вкус, эстетическое чувство Изысканность, эстетический снобизм
Холодность Любовь Слепая страсть
Лень духовная Благочестие Фанатизм, суеверие
человека могут назвать жадным, а другие домовитым.
мать и мамаша ( если забота ее о детях мешает нам).
наш личный эгоизм мешает признать права других людей.
эгоизм можно тоже ранжировать
Эгоизм -самолюбие-избыточное самоумаление.
Когда мы живем по плоти, у нас довлеет Воля, воля диктуем нам желания, в норме, исходя из объективных потребностей плоти.
а Ум, играет при этом вспомогательную роль, прикладную, он обеспечивает выполнение целей поставленных Волей.
это не есть зло, но не есть и высокое добро, что предполагает духовный уровень.
Определенный уровень духовности можно достичь если у человека на первом уровне будет Ум,а не Воля, а воля будет рассматриваться как советник Ума.
об этом говорят такие пословицы как " утро вечера мудренее".
а так же такие курсы как управления своим гневом.
но, если у человека будет главным Ум, Разум, а не Воля, это еще не большая духовность, ибо важно какие цели себе изобрет Разум.
Но разум предпочитающий духовные цели будет более равнодушен к социальным иерахиям.
Богат человек или беден.
начальник он или подчиненный.
Имеет он какие-либо плотские качества выше или ниже среднего.
Возможно об этом говорил Иисус при разговоре с богатым иудейским праведником
23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
Евангелие от Марка 10 глава
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
Евангелие от Марка 10 глава
4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на неё.
6 Но Иисус сказал: оставьте её; что её смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
Евангелие от Марка 14 глава
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на неё.
6 Но Иисус сказал: оставьте её; что её смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
Евангелие от Марка 14 глава
Комментарий