Интересный взгляд на учение Иисуса Христа, даже при спорности многих мыслей:

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Антон и
    Участник

    • 01 May 2013
    • 76

    #1

    Интересный взгляд на учение Иисуса Христа, даже при спорности многих мыслей:

    Аксиология учения Иисуса Христа

    (христианская идея с современных позиций, ее системное ядро без мистики и конфессиональных интерпретаций)

    Аксиология учения Иисуса Христа

    Эскиз журнала Психотерапия. Адаптированный вариант этой статьи напечатан в журнале «Психотерапия» №6 за 2008 г. под заголовком «Христианская идея для психотерапевта: надрелигиозный подход».Также краткий вариант статья «О том, как соединились наука и религия, или системная ревизия учения Иисуса Христа»

    ...И они не будут уже ни алкать, ни

    жаждать, и не будет палить их солнце

    и никакой зной, потому что Агнец ...

    поведёт их на живые источники вод,

    и отрёт Бог всякую слезу с очей их.

    (Откр. 7:16-17)


    «Тело Христово» и «дух Христов».

    Прежде чем подходить к учению Иисуса Христа, необходимо четко разделять то, о чем мы говорим о том учении, что изложено в евангелиях, входящих в Новый Завет, либо о его церковных, конфессиональных трактовках, что порой далеко не одно и то же.

    Проблема в том, что сам Иисус, как известно, не написал ни одной строчки. Всё, что мы знаем о Его учении это воспоминания о словах и поступках Иисуса, Его жизнеописание, сделанное учениками. Ученики, став апостолами, не преминули снабдить Христово учение своими интерпретациями, хотя, даже с ними, собственными учениками, Иисус вынужден был говорить не напрямую, излагать суть идеи языком притч и примером собственного поведения, как иногда говорят не столько теоретически, сколько эмпирически.

    Так или иначе, но апостолы всё-таки создали христианские церкви, как мостик между учением Христа и будущими поколениями. Большинство людей находились, да и сейчас пребывает в материалистическом мировоззрении (приоритете материальных, физических ценностей над идейными), и изложение материалисту идеалистической системы, каковой является учение Христа, рассказ ему о невидимых для него идейных сущностях, скорее всего, вызовет недоумение «о чем вообще идет речь»? Это то же самое, что глухому рассказывать о музыке как не описывай, самой музыки не получится.

    Поэтому церкви и берут на себя нелегкую задачу свести несводимое формализовать учение Иисуса Христа, привести идею к материи, форме, более-менее понятной материалистам. Кроме того, церкви обречены лавировать, приспосабливать это учение к конкретным культурам, государственным системам, сложившимся шкалам ценностей различных слоев общества, обычаям и укладам. В результате, вместо целостного, системного и логичного учения, мы в церковных изложениях зачастую видим некий эклектический, лоскуточный винегрет, состоящий из каких-то разорванных благих пожеланий, умозрительных, схоластических построений, догм, формальных, порой нелепых правил и неестественных ритуалов. Это всё воспринимается спокойно человеком некритичным, не слишком искушенным обывателем, но может порождать конфликт с религией и атеистические взгляды у людей с научным, живым, творческим складом ума, что, хоть и понятно, но совершенно неоправданно.

    Не стоит переносить неприятие конфессиональных интерпретаций на само учение Иисуса Христа и религию вообще, сливая с водой и ребенка содержащуюся в ней полезную, логичную, прогрессивную идею. Следует научиться их разделять. Если есть жажда движения к сути, истине, и становится тесно внутри церковного учения, внутри материалистического мировоззрения, то ничего не мешает перейти, образно говоря, от «тела Христова» (как справедливо называют церковь, вынужденно обреченную на формализм-материализм потому и «тело»), к «духу Христову» постижению самой сущности-идеи Иисуса Христа. Многие мыслители, даже еретики, родились из лона церкви. По сравнению с ними, те, кто не прошел церковной, религиозной школы, хотя бы не изучал ее, выглядят довольно тщедушно. Не глупо ли впадать в конфронтацию с матерью на том основании, что почувствовал себя прогрессивнее? Хотя, впрочем, и мать, наверное, неадекватна, если не отсекает пуповину, стремится проклясть и удержать выросшего ребенка от самостоятельной жизни


    В чем, по сути, разница между наукой, искусством и религией?

    Перед рассмотрением учения Христа через призму аксиологии (раздела философии занимающегося ценностями и оценками), наверное, следовало бы заметить, что религия вообще по своей природе аксиологична, ибо именно она призвана заниматься отношениями (оценка есть отношение).

    Нелишне, наверное, несколько подробнее разобраться, что такое отношение с философских позиций. Структура идеи такова, она состоит из трех составляющих субъекта, объекта и отношения субъекта к объекту. Скажем, во фразе «я люблю дождь» «я» это субъект, «дождь» это объект (не-я), а «люблю» это и есть отношение субъекта «я» к объекту «не-я» (дождю). Именно по этим трем ипостасям разделились из первобытной синкретической неразделенности наука, искусство и религия: наука стала заниматься объективной реальностью, искусство субъективной, а религия относительной, ее сферой стали очевидности, свойства и законы отношений связи субъекта и объекта. Иными словами, наука, искусство и религия это три параллельных, непересекаемых, невзаимозаменяемых пути к очевидности. Этимологически, по распространенной версии христианского богослова IV в. Лактанция, понятие «религия», собственно, и произошло от лат. religio связь (не в современном материалистическом смысле «обмен информацией», а в смысле «отношение», которое сохраняется и безо всякого физического обмена, своеобразное «поле»). Наводить мосты между наукой, искусством и религией призвана философия, но когда эти области человеческой деятельности самостоятельно пытаются выйти из своего класса очевидностей, то получается шарлатанство, например:

    невозможно объективировать искусство сколько бы мы, например, не вводили музыкальную грамоту в компьютер, лишенный субъективного взгляда, он музыки, как произведения искусства, не сочинит, хотя объективные законы, действующие в музыке, в него заложены;

    невозможно субъективировать науку если ее продукт не будет универсальным, объективным, независимым от субъективного влияния, данным в повторяемом эксперименте, тогда она перестанет быть наукой. Обратное утверждают, например, представители эзотерических учений, утверждающие, что есть некие знания, доступные лишь субъективно каким-то «посвященным»;

    нельзя ни субъективировать, ни объективировать религию, тогда она превращается в мистическую, суеверную мракобесную чепуху. Это происходит, например, когда под библейскими объектами понимаются реальные физические существа, а не собирательные образы. Это то же самое, что считать сказочного Змея Горыныча реально существовавшим зверем. Сказки религия детей. У взрослых на замену сказок появляются более сложные религиозные мифы, где также вместо реальных объектов фигурируют образы и символы, но главное не это, а отношения между ними, законы и свойства этих отношений, пусть невидимая, но реально значимая и даже первичная, существующая в умопостигаемой очевидности реальность, такая же умопостигаемая, как и «поле» в физике

    Кстати, изначальное философское значение догмата о Троице именно и состоит в этом неразрывном триединстве Бога-идеи объективного начала ("Отца"), субъективного ("Сына") и отношения ("Духа Святого"). Догмат по своему значению двойственен, как и всё в религии с одной стороны, он абсолютно верен в своём философском, идеологическом, символическом смысле, но превращается в языческий анахронизм, когда попадает в руки материалистов, пытающихся эти три идейных символа наполнить материальным содержанием, превратить в единство трех не то физических, не то виртуальных идолов...


    Половинчатость дохристианской шкалы ценностей.

    Итак, что же нового, прорывного, остающегося до сих пор актуальным, привнес Иисус Христос в систему ценностей? В каком состоянии эта система находилась до Него?

    В Ветхом Завете, представляющем дохристианскую иудейскую религию, презентацией её системы ценностей в основном является т. н. «Декалог» десять заповедей, которые по преданию получил Моисей от самого Бога (Исх. 20:1-17). При внимательном рассмотрении этих заповедей, бросается в глаза явный перекос в изложение негативных ценностей (антиценностей), тех, от которых надлежит отталкиваться, которых следует избегать:

    НЕ сотвори себе кумира;

    НЕ поминай Бога всуе;

    НЕ работай в субботу (у христиан воскресенье)

    НЕ убий;

    НЕ прелюбодействуй;

    НЕ укради;

    НЕ лжесвидетельствуй;

    НЕ возжелай чужого.

    Восемь основных негативов с одной стороны ценностной шкалы и с противоположной, в числе позитивных, положительных ценностей, только две: монотеистическая манифестация

    «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов»;

    и довольно одинокий позитивный призыв чтить родителей.

    В любом случае в ветхозаветных заповедях мы имеем перекошенный, ассиметричный, негативный набор ценностей. Несовершенство негативистской половинчатой ценностной шкалы состоит в том, что она от чего-то отталкивает, избавляет, но ни к чему не приземляет, ни к чему хорошему не ведет. Отсутствие плохого еще не означает наличия хорошего. Скажем, отторжение прелюбодеяния еще не говорит о нравственной чистоте, а избегание воровства и клеветы еще не означает честность. Негатив и позитив разные категории, с плохим борются, а к хорошему притягиваются, присоединяются. Нельзя, скажем, как это делали некоторые, «бороться за счастье», «бороться за светлое будущее» это нонсенс, обреченный на неудачу. «Борец» (с негативом) так и будет ходить между плохим и ничем, между «минусом» и «нулем» к положительному качеству не приблизится.

    В порядке отступления: не только ветхозаветный иудаизм, но и, например, другое учение, формально провозглашающее себя монотеистическим буддизм, тоже не смог перешагнуть «ноль» на шкале ценностей и остался пассивно негативистским, ставя своей целью не достижение чего-то положительного, а избавление от отрицательного. Буддизм обоготворил «ноль», обозначил как высшую цель ничто нирвану, пытаясь наполнить эту пустоту какими-то позитивными смыслами

    Разница негативистского и позитивного подхода хорошо видна, например, если сравнить как, казалось бы, одно и то же «золотое правило» звучит у Конфуция (551-479 до н. э.): «Чего НЕ желаешь себе, того НЕ делай и другим» [Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 194], и у Иисуса Христа:

    «во всем, как хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).

    В одном случае исходник оценки негативен, именно плохое находится в центре внимания, и тут не до добра, цель избавиться хотя бы от зла. Во втором случае «паровозом» является позитивное «хотите» притяжение, а не отталкивание

    Кроме ярко выраженного негативизма, трудно не заметить, что ветхозаветные заповеди это набор явно разрозненный, эклектический, кусочечно-лоскутный. Эклектический принцип (скорее беспринципность) позволяет соединить «всё, что угодно со всем, чем угодно, каким угодно образом». Конкретные жизненные ситуации в большинстве своём уникальны, не вписываются в стереотипные формулы, потому последователь эклектического учения каждый раз вынужден прибегать к пространным толкованиям, указаниям «посвященных» интерпретаторов-проповедников, где вся надежда на их совесть и внутреннюю интуицию, которая может и не сработать. Другое дело с противоположным эклектизму системным подходом. Если человек понял систему, даже основные ее принципы, то ему не надо в каждом конкретном случае искать правило где-то вовне он сам его с успехом выведет.


    Теперь не только от чего-то отталкиваемся, но и к чему-то стремимся.

    (полную статью с продолжением можно прочитать либо здесь Аксиология учения Иисуса Христа - с картинками, либо у меня в блоге antoni258)
    Мой блог https://antoni258.wordpress.com
  • Павел70
    Ветеран

    • 01 May 2016
    • 6462

    #2
    Взгляд на Христианство глазами (мозгами) постояльца палаты№6.
    На тупые посты, ответ - Без комментариев....
    Если Вы не увидели моего ответа, значит пост ваш более, чем тупой.

    Комментарий

    • Goodvin
      Благородный союзник

      • 19 May 2013
      • 36100

      #3
      НЕ работай в субботу (у христиан воскресенье)
      это вы с чего взяли, кто посмел заповедь Бога заменить на заповедь человеческую?

      Комментарий

      • Тимофей-64
        Ветеран

        • 14 October 2011
        • 11282

        #4
        Относительно негативизма заповедей ВЗ замечено точно.
        И это совершенно оправдано.
        Нравственные правила для начала и должны быть сугубо негативными.

        Вот славянское слово КОН. По кону ходить можно везде. Нельзя выходить ЗА КОН. Это запрещается: ЗА-КОН. Поэтому и оговариваются характерные пути выхода за кон.
        А по кону - живите свободно.
        И тут не напишешь 10 предписаний. Скорее простое Августиново: стяжи любовь и делай, что хочешь.
        Спаси, Боже, люди Твоя....

        Комментарий

        • Ружана
          Ветеран

          • 01 May 2016
          • 8030

          #5
          Сообщение от Тимофей-64
          Относительно негативизма заповедей ВЗ замечено точно.
          И это совершенно оправдано.
          Нравственные правила для начала и должны быть сугубо негативными.
          Вспомнила, что для воспитания детей, пишут психологи, нужны непременно позитивные правила, а правил со словом "не" - ну не более трёх, самых-самых. Дескать, ребёнок лет до 10 слово "не" как бы не слышит, он информационную часть слышит. И когда много "не" - происходит девальвация этого "не".

          Ещё анекдот насчёт заповедей вспомнила:

          - Моисей! Вот тебе 613 заповедей, передай народу!
          - А можно поменьше: 5-10?
          - Моисей, не торгуйся!
          - А где здесь написано: "Не торгуйся"?

          Комментарий

          • Тимофей-64
            Ветеран

            • 14 October 2011
            • 11282

            #6
            Сообщение от Ружана
            Вспомнила, что для воспитания детей, пишут психологи, нужны непременно позитивные правила, а правил со словом "не" - ну не более трёх, самых-самых. Дескать, ребёнок лет до 10 слово "не" как бы не слышит, он информационную часть слышит. И когда много "не" - происходит девальвация этого "не".

            Ещё анекдот насчёт заповедей вспомнила:

            - Моисей! Вот тебе 613 заповедей, передай народу!
            - А можно поменьше: 5-10?
            - Моисей, не торгуйся!
            - А где здесь написано: "Не торгуйся"?
            Ну, Вы же понимаете, что встав с утра, скажут малому:
            - пошли пахать, сеять.
            Потом скажут:
            - садись обедать.
            Объяснению проблемы Кон-ЗА-кон отводится небольшая часть времени.
            Надо жить внутри кона, и не надо будет вообще говорить про за-кон.
            Но границы кона надо очертить, жирной, НЕГАТИВНОЙ линией. Это займет не столь большую часть в сознании, в общении, но черта должна быть жирной, красной и негативной.
            Спаси, Боже, люди Твоя....

            Комментарий

            • Sleep
              виртуальный лисенок

              • 24 April 2009
              • 7348

              #7
              Сообщение от Ружана
              Вспомнила, что для воспитания детей, пишут психологи, нужны непременно позитивные правила, а правил со словом "не" - ну не более трёх, самых-самых. Дескать, ребёнок лет до 10 слово "не" как бы не слышит, он информационную часть слышит. И когда много "не" - происходит девальвация этого "не".
              Ну а взрослым можно же хотя бы 8 "не" поставить?
              Для детей в Законе и так единственная заповедь "Слушайся родителей". Других нет.
              к духовной гибели ведет дикая логика, а не дикое воображение. Человек не сходит с ума, создавая статую высотой в милю, но может сойти с ума, если вздумает измерить ее рост в дюймах.

              Комментарий

              • Ружана
                Ветеран

                • 01 May 2016
                • 8030

                #8
                Сообщение от Sleep
                Ну а взрослым можно же хотя бы 8 "не" поставить?
                Для детей в Законе и так единственная заповедь "Слушайся родителей". Других нет.
                Точно!
                Не написано же: не хами родителям.
                Для детей - позитивная заповедь.

                Комментарий

                • Антон и
                  Участник

                  • 01 May 2013
                  • 76

                  #9
                  Сообщение от Goodvin
                  это вы с чего взяли, кто посмел заповедь Бога заменить на заповедь человеческую?
                  Никакой замены нет, Иисус не заменил, а дополнил - т.е. дополнил отдых в субботу отдыхом в воскресенье!
                  Мой блог https://antoni258.wordpress.com

                  Комментарий

                  • Sleep
                    виртуальный лисенок

                    • 24 April 2009
                    • 7348

                    #10
                    Сообщение от Антон и
                    Никакой замены нет, Иисус не заменил, а дополнил - т.е. дополнил отдых в субботу отдыхом в воскресенье!
                    Да, я еще помню когда-то была рабочая шестидневка... Сейчас мне кажется, что это был какой то кошмар!
                    Еще бы как-нибудь положительно решить вопрос с днями с понедельника по пятницу, и я был бы полностью счастлив!
                    к духовной гибели ведет дикая логика, а не дикое воображение. Человек не сходит с ума, создавая статую высотой в милю, но может сойти с ума, если вздумает измерить ее рост в дюймах.

                    Комментарий

                    Обработка...