Когда мы читаем послания апостола Павла, не находя в них никаких ссылок на те четыре евангелия, что у нас теперь есть, мы осознаём, что послания Павла - это и есть евангелие от Павла.
Это как с евангелием от Иоанна. Мы читаем синоптиков и привыкаем к определённому образу господа Иисуса Христа; затем открываем евангелие от Иоанна и встречаем совершенно другой взгляд на Иисуса.
А послания Павла - это ещё один взгляд на Иисуса.
Ну вот действительно: где в евангелиях мы встречаем идею о том, что Иисус из богача стал нищим ради нас? Нигде.
Это чисто павлово откровение.
А чем характеризуется это евангелие, проповедуемое Павлом?
Тем, что Павел являет Христа самим собой.
Как обнищал сам Павел для коринфян?
Он ведь об этом подробно рассказывает: какой образ жизни он имел в фарисействе, как воспитывался у Гамалиила и какое вообще преимущество быть иудеем.
Но, познав господа Иисуса, Павел стал всё считать за сор ради познания Иисуса Христа.
Разве познакомился бы Павел с коринфянами, не обратись он от прежнего образа своей жизни?
Разве познал бы Павел нищету, побои, преследования, опасности всякого рода, не крестись он во Христа Иисуса?
Фактически Павел на своём примере и показывает, что это значит: оставить богатство и обнищать ради обогащения народов.
Кроме того, эта идея об обмене богатства на нищету и обратно не сама по себе приводится Павлом, но в контексте вот какого его служения:
1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, 2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. 3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил я свидетель: 4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; 5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией; 6 поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело. 7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, так изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви. 9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. 10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года. 11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. 12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. 13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. 14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, 15 как написано: "кто собрал много, не имел лишнего;
и кто мало, не имел недостатка".
2 Кор. 8
То есть и македонская церковь тоже приведена Павлом как образ Христа.
В этой главе Павел превосходит себя в целой системе образов замены и обмена одного на другое: богатство на нищету, избыток на недостаток, скорбь на радость, желание сделать дело на само дело,
Этот ряд образов, как нетрудно заметить, кончается равномерностью. Да? Всякий холм да понизится, всякий дол да наполнится. Чтобы была равномерность.
Но равномерность вновь описывает процесс обнищания и обогащения. Всякий холм, понижаясь, теряет своё богатство, а всякий дол, наполняясь, обогащается.
Более тактичного объяснения причины для столь грубой темы, как денежные поборы, трудно найти и трудно придумать.
Только вера в состоянии открыть смысл происходящего в служении Павла, а ведь его служение народам в том и состояло: в сборе денег для нищих святых в Иерусалиме.
Это учение о денежных сборах действительно подобно обхождению кормилицы с младенцем.
Чтобы ничем не смутить народы, не соблазнить их.
Далее Павел ещё более открывает свои намерения, чтобы его не воспринимали как мошенника или афериста. Он в Коринф вместе с Титом посылает ещё одного брата, который известен всем церквям благовествованием. Этот брат должен проследить, чтобы деньги были отправлены именно на те цели, на которые они и собирались.
Это как с евангелием от Иоанна. Мы читаем синоптиков и привыкаем к определённому образу господа Иисуса Христа; затем открываем евангелие от Иоанна и встречаем совершенно другой взгляд на Иисуса.
А послания Павла - это ещё один взгляд на Иисуса.
Ну вот действительно: где в евангелиях мы встречаем идею о том, что Иисус из богача стал нищим ради нас? Нигде.
Это чисто павлово откровение.
А чем характеризуется это евангелие, проповедуемое Павлом?
Тем, что Павел являет Христа самим собой.
Как обнищал сам Павел для коринфян?
Он ведь об этом подробно рассказывает: какой образ жизни он имел в фарисействе, как воспитывался у Гамалиила и какое вообще преимущество быть иудеем.
Но, познав господа Иисуса, Павел стал всё считать за сор ради познания Иисуса Христа.
Разве познакомился бы Павел с коринфянами, не обратись он от прежнего образа своей жизни?
Разве познал бы Павел нищету, побои, преследования, опасности всякого рода, не крестись он во Христа Иисуса?
Фактически Павел на своём примере и показывает, что это значит: оставить богатство и обнищать ради обогащения народов.
Кроме того, эта идея об обмене богатства на нищету и обратно не сама по себе приводится Павлом, но в контексте вот какого его служения:
1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, 2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. 3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил я свидетель: 4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; 5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией; 6 поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело. 7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, так изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви. 9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. 10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года. 11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. 12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. 13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. 14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, 15 как написано: "кто собрал много, не имел лишнего;
и кто мало, не имел недостатка".
2 Кор. 8
То есть и македонская церковь тоже приведена Павлом как образ Христа.
В этой главе Павел превосходит себя в целой системе образов замены и обмена одного на другое: богатство на нищету, избыток на недостаток, скорбь на радость, желание сделать дело на само дело,
Этот ряд образов, как нетрудно заметить, кончается равномерностью. Да? Всякий холм да понизится, всякий дол да наполнится. Чтобы была равномерность.
Но равномерность вновь описывает процесс обнищания и обогащения. Всякий холм, понижаясь, теряет своё богатство, а всякий дол, наполняясь, обогащается.
Более тактичного объяснения причины для столь грубой темы, как денежные поборы, трудно найти и трудно придумать.
Только вера в состоянии открыть смысл происходящего в служении Павла, а ведь его служение народам в том и состояло: в сборе денег для нищих святых в Иерусалиме.
Это учение о денежных сборах действительно подобно обхождению кормилицы с младенцем.
Чтобы ничем не смутить народы, не соблазнить их.
Далее Павел ещё более открывает свои намерения, чтобы его не воспринимали как мошенника или афериста. Он в Коринф вместе с Титом посылает ещё одного брата, который известен всем церквям благовествованием. Этот брат должен проследить, чтобы деньги были отправлены именно на те цели, на которые они и собирались.
Комментарий