Здравствуйте.
Разрешите спросить по второму посланию к Тимофею святого апостола Павла.
Апостол Павел пишет в главе 4:
"Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням".
Павел жил в 1 веке н.э. Естественно, что человек не может экстраполировать развертывание событий в обществе на 1000 и более лет. Поэтому мне кажется, что в этих строках послания Павел пишет не о нашем времени, а, видимо, о ближайшем к его времени жизни будущем. Потому что на ближайшее будущее можно проанализировать ход событий в обществе.
Во времена св. апостола Павла, согласно исследованиям Гезы Вермеша и другим религиоведам, церковь не была едина как сейчас, а представляла собой разрозненные маргинальные группы без единой доктрины; тем более не знала ничего о Святой Троице, о догматах, зафиксированных в Никейском символе веры и пр. Учение Иисуса (а онтологический статус Иисуса понимался по разному - от земного учителя праведности (евреи всех праведников называли сынами Бога) до Сына Бога (Сына с большой буквы) истолковывалось свободно, каждый пресвитер понимал истину по-своему, велись споры, не было даже канона, евангелий не было.
В тоже время уже в 1 веке было заметно, что скоро будет противостояние разных группировок христиан и победа одной из них, и подавление других. Например, гностиков было не меньше, чем остальных групп, "еретиков" тоже много. Но после победы одной из группировок на Соборах остальным объявлялась анафема. Эти события Павел мог предугадать.
Если так, то те общины, где был Павел в своей миссии, и которые прислушались к нему и пошли по указанному им пути, следуют "здравому учению", а настанет время (причем скоро), когда победят иные группы христиан со своим "не здравым учением" и будут кормить нас "баснями" (например, учением о Троице, о Воскресении из мертвых Иисуса (по аналогии с вечно умирающими и воскрешающимися богами древнего Рима, Греции и Египта), написанными уже много позже жизни учителя Иисуса евангелиями (авторами, которые Иисуса в глаза не видели, но хотели зафиксировать в письменном виде развивающее и дополняющее Ветхий Завет новое Учение)), об иконах, мощах, Кресте животворящем и т.д.).
Не на Вселенские ли Соборы намекал апостол (325 год и далее)? Тем более, если учесть, что послание это, по мнению ряда религиоведов, было написано не Павлом, а много позже, уже по факту каких-то состоявшихся событий.
Разрешите спросить по второму посланию к Тимофею святого апостола Павла.
Апостол Павел пишет в главе 4:
"Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням".
Павел жил в 1 веке н.э. Естественно, что человек не может экстраполировать развертывание событий в обществе на 1000 и более лет. Поэтому мне кажется, что в этих строках послания Павел пишет не о нашем времени, а, видимо, о ближайшем к его времени жизни будущем. Потому что на ближайшее будущее можно проанализировать ход событий в обществе.
Во времена св. апостола Павла, согласно исследованиям Гезы Вермеша и другим религиоведам, церковь не была едина как сейчас, а представляла собой разрозненные маргинальные группы без единой доктрины; тем более не знала ничего о Святой Троице, о догматах, зафиксированных в Никейском символе веры и пр. Учение Иисуса (а онтологический статус Иисуса понимался по разному - от земного учителя праведности (евреи всех праведников называли сынами Бога) до Сына Бога (Сына с большой буквы) истолковывалось свободно, каждый пресвитер понимал истину по-своему, велись споры, не было даже канона, евангелий не было.
В тоже время уже в 1 веке было заметно, что скоро будет противостояние разных группировок христиан и победа одной из них, и подавление других. Например, гностиков было не меньше, чем остальных групп, "еретиков" тоже много. Но после победы одной из группировок на Соборах остальным объявлялась анафема. Эти события Павел мог предугадать.
Если так, то те общины, где был Павел в своей миссии, и которые прислушались к нему и пошли по указанному им пути, следуют "здравому учению", а настанет время (причем скоро), когда победят иные группы христиан со своим "не здравым учением" и будут кормить нас "баснями" (например, учением о Троице, о Воскресении из мертвых Иисуса (по аналогии с вечно умирающими и воскрешающимися богами древнего Рима, Греции и Египта), написанными уже много позже жизни учителя Иисуса евангелиями (авторами, которые Иисуса в глаза не видели, но хотели зафиксировать в письменном виде развивающее и дополняющее Ветхий Завет новое Учение)), об иконах, мощах, Кресте животворящем и т.д.).
Не на Вселенские ли Соборы намекал апостол (325 год и далее)? Тем более, если учесть, что послание это, по мнению ряда религиоведов, было написано не Павлом, а много позже, уже по факту каких-то состоявшихся событий.
Комментарий