''Экзегеза'' Ин 13:18-31
''Да предаст Меня Иуда''!
Часть 1. Заявление Иисуса и долгожданная реакция учеников.
Ин 13:18 Не о всех вас говорю: Я знаю, кого избрал. Но да исполнится Писание: «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою».
19 Говорю это вам уже теперь, прежде чем сбылось, дабы вы уверовали, когда сбудется, что Я есмь.
20 Истинно, истинно говорю вам: если Я кого пошлю, то принимающий его Меня принимает, а Меня принимающий принимает Пославшего Меня.
21 Сказав это, Иисус был объят волнением в духе, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам: один из вас предаст Меня.
22 Смотрели друг на друга ученики, недоумевая, о ком Он говорит.
Казалось бы, все просто и понятно. Однако возникают вопросы.
Иисус говорит ученикам: ''один из вас предаст меня''. И у учеников в этом евангелии возникает нормальная человеческая реакция на подобные слова. Можно ли сказать, как в стихе 28, что
''никто из возлежащих не понял, к чему Он сказал им это''? Нет. Представляете, они наконец-то поняли смысл сказанного Иисусом! До них наконец-то дошло, что сейчас сказал Спаситель! Они поняли, что один из них предаст Иисуса. ''Смотрели друг на друга ученики, недоумевая, о ком Он говорит''.
Наверное Вы, читатели, спрашиваете меня, почему же я так удивляюсь, ведь это естественная реакция учеников. Их просто задело сказанное Иисусом. Это вызвало у них недоумение ''о ком это Он говорит''. Они хотят знать, кто же это.
Отвечаю. Это вызвало у меня удивление и радость за умственый прогресс учеников, что они как-то стали меньше тормозить и лучше понимать Иисуса. О чем же я?
А вот о чем. Иисус вопрос о предателе поднимает перед учениками в этом евангелии уже второй раз. Но ученики как-то не то чтобы вяло, а просто вообще никак не отрагировали тогда на подобное слово Иисуса. Разберемся-ка с этим.
Ин 6:70 Ответил им Иисус: не Я ли вас, двенадцать, избрал? И один из вас диавол.
Казалось бы апостолы должны взволноваться, занедоумевать и начать спрашивать: ''как же так, что один из нас дьявол? Господи, кто же это? Не я ли?'' Но ничего подобного. Ученики, как будды, пребывают в невозмутимом спокойствии. Точнее, просто в танке. Причем все двенадцать. А танк на ручнике. А ведь только что, перед этим Петр говорил волнующее исповедание, затронутый словами Иисуса ''не хотите ли и вы уйти?''
И вот теперь на вечере им вдруг стало интересно.
''Смотрели друг на друга ученики, недоумевая, о ком Он говорит''. И даже предпринимаются попытки выяснить, кто же предатель. Ну слава Богу, дошло наконец!
Часть 2. Вопрос учеников Иисусу!
''23 Возлежал один из учеников Его у груди Иисуса: тот, которого любил Иисус. 24 Делает ему знак Симон Петр и говорит: скажи, кто это, о ком Он говорит. 25 Он, припав к груди Иисуса, говорит Ему: Господи, кто это?''
Отлично! Они не просто ''смотрели друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит'', но даже догадались спросить об этом самого Иисуса! И это действительно достойно моего восхищения апостолами, ибо вот например в ев. от Луки сделать такой сложный практический шаг апостолы оказались не в состоянии. Почитаем:
Лк 22:21 Но вот рука предающего Меня со Мною за столом, 22 ибо Сын Человеческий идет по предназначению, но горе человеку тому, чрез которого Он предается.23 И они начали спрашивать ДРУГ ДРУГА: кто же из них сделает это?
Что? ''Они начали спрашивать ... ДРУГ ДРУГА''? Лука, ты серьезно?
''- Петр, это ты предашь Иисуса?
- ты что, Иоанн! Я за Иисусом хоть в тюрьму, хоть на смерть! А может это ты сам, Иоанн?
- нет! Я же любимый ученик! Как можно! Ты что! А может это ты, Иуда?
- вы чо, совсем попутали? Да вот Вам истинный крест, не я, век свободы не видать!....''
Поспрашивали, поспрашивали друг друга, поотвечали, да успокоились и забыли? Ан нет, переключились на БОЛЕЕ ВАЖНЫЙ вопрос:
24 Возник и спор между ними, кто из них должен считаться большим.
Простите меня, но, читая эту историю в ев. от Луки, у меня возникает ощущение, что попал в места для душевно и умственно болезных. Ну или в какой-то детсад.
Но совсем другое дело четвертое евангелие! Они здесь не спрашивают друг друга, а лишь с недоумением смотрят друг на друга, и таки задают этот вопрос САМОМУ ИИСУСУ через любимого ученика:
- Господи! КТО ЭТО?
Часть 3. Внимание! Ответ Иисуса на вопрос:
''Господи! Кто это?''
26 Отвечает Иисус: тот, кому Я обмакну и дам этот кусок. Обмакнув кусок, Он берет и дает Иуде, сыну Симона Искариота. 27 И тогда, после этого куска, вошел в него сатана. Говорит ему Иисус: что делаешь, делай скорее.
Вот ведь каким был ответ Иисуса на самом деле по Ин! Разве здесь в ответе Иисуса есть какая-нибудь туманность, двуссмысленность, неоднозначность, мистичность или уклончивость, как это представлено в других евангелиях? Нет! Ответ абсолютно конкретный и однозначный! Точнее может быть лишь указание пальцем со словом: ''ОННН! ИУДАА!''. Я специально подчеркну этот ответ в таком варианте:
Иисус: один из вас предаст Меня.
Ученик: Господи, кто это?
Иисус: тот, кому Я обмакну и дам этот кусок.
Обмакнув кусок, Иисус берет и дает кусок Иуде:
что делаешь, делай скорее.
Однако в Мф и Мк ответы Иисуса далеко не такие однозначные, а как минимум, с двенадцатью значениями.
Часть 4. Двенадцатизначный ответ Иисуса в ев. от Матфея и от Марка.
Мф 26:21 .... истинно говорю вам: один из вас предаст Меня. 22 И печалясь сильно, они начали говорить Ему, каждый в отдельности: не я ли, Господи? 23 Он же ответил: опустивший со Мною руку в блюдо, тот и предаст Меня. 24 Впрочем Сын Человеческий идет, как написано о Нем; но горе человеку тому, чрез которого Сын Человеческий предается: лучше было бы человеку тому не родиться. 25 И сказал в ответ Иуда, предающий Его: не я ли, Равви? Говорит ему Иисус: ты сказал.
Одинадцать учеников задавали вопрос Иисусу, каждый в отдельности: не я ли? Но получив странный ответ, успокоились и решили каждый про себя не опускать больше свою руку в блюдо. Так и сидели голодные, смотря и ожидая, кто же таки опустит с Иисусом свою руку в блюдо. Но Иуда не задавал вопрос, и хоть и позднее, реабилитировался. Видимо, все же хотелось есть, он попытался устроить себе алиби, но таинственный ответ Иисуса (ты сказал!) быстро вернул ему бдительность.
Мк14:18 ....один из вас предаст Меня: он ест со Мною. 19 Они начали скорбеть и говорить Ему, один за другим: не я ли? 20 Он же сказал им: один из Двенадцати, обмакивающий со Мной в одно блюдо. 21 Ибо Сын Человеческий идет, как написано о Нем, но горе человеку тому, чрез которого Сын Человеческий предается. Лучше было бы не родиться человеку тому.
Да, здесь почти также, как в Мф. Так и просидели апостолы весь вечер голодные, не прикасаясь ни к чему, и ничего не трогая, дабы (упаси Бог!) нечаянно не обмакнуть свой кусок в одном блюде с Иисусом. Зато все Иисусу досталось!
Кол-во возможных значений ответа Иисуса в Мф и Мк совпадает с кол-вом апостолов.
Часть 5. Реакция учеников на ответ Иисуса.
Вернемся к нашей истории по ев. от Ин. Итак, Иисус дал самый однозначный и конкретный ответ на вопрос учеников, кто из них предатель. ''Это тот, кому Я подам сейчас кусок, обмакнув в блюдо''. Учитель сказал, Учитель сделал. Обмакнул кусок в блюдо и подал на глазах внимательно наблюдающих учеников Иуде со словами: ''что делаешь, делай скорее''.
И казалось бы, на этом месте должны быть какие-то удивленные, возмущенные, гневные, осуждающие реакции учеников против Иуды, ведь предатель выявлен. Ан нет! Апостолы снова возвращаются с буддисткой невозмутимостью в свой ''танк'', где ничего опять не слышат и ничего не понимают.
''28 Но никто из возлежащих не понял, к чему Он сказал ему это''.
Действительно, как же тут понять-то? Ну пусть Иуда предатель, но зачем же Иисус сказал Иуде предателю ''делать то, что он делает, скорее''?
Что делает предатель? Предает. ''Предавая Меня, предавай скорее''.
Да, видимо, не для апостольского ума решать такие сложные уравнения. Но они таки думают и придумывают вот это:
29 Ибо некоторые думали так как у Иуды был денежный ящик, что говорит ему Иисус: купи, что нам нужно к Празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.
Да? Серьезно? Ну да, конечно, это же самый реальный и логичный вывод после конкретного ответа Иисуса на вопрос о предателе! Получается, по ним, что Иисус сначала сказал ''тот, кому Я обмакну и дам этот кусок'', но потом, видимо, резко забыл о чем только что говорил, и вспомнил о хозяйственных вопросах насчет грядущего праздника. Потом, по инерции ''обмакнув кусок, Он берет и дает Иуде: что делаешь, делай скорее'', напоминая этим самым какие то дневные указания насчет завтрашнего праздника.
Эх! Наверное я зря хвалил так это евангелие. Здесь у меня опять возникает ощущение, что я читаю хроники из дневников психотерапевта по наблюдению за своими стационарными пациентами.
Предвижу законный вопрос: так какие же выводы? Выводы можно делать лишь после выяснения должной адекватной корреляции прозрачной одназначности ответа Иисуса и реакции на этот ответ апостолов по описанию в Ин.
И, по моему мнению, сделать верные выводы нам поможет дальнейшее обсуждение этой темы здесь и дальнейшее повествование ее в Ин:
30 Взяв кусок, он (Иуда) вышел ТОТЧАС. Была ночь.
31 Итак, когда он вышел, говорит Иисус: ТЕПЕРЬ ПРОСЛАВЛЕН Сын Человеческий, и Бог ПРОСЛАВЛЕН в Нем.
''Да предаст Меня Иуда''!
Часть 1. Заявление Иисуса и долгожданная реакция учеников.
Ин 13:18 Не о всех вас говорю: Я знаю, кого избрал. Но да исполнится Писание: «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою».
19 Говорю это вам уже теперь, прежде чем сбылось, дабы вы уверовали, когда сбудется, что Я есмь.
20 Истинно, истинно говорю вам: если Я кого пошлю, то принимающий его Меня принимает, а Меня принимающий принимает Пославшего Меня.
21 Сказав это, Иисус был объят волнением в духе, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам: один из вас предаст Меня.
22 Смотрели друг на друга ученики, недоумевая, о ком Он говорит.
Казалось бы, все просто и понятно. Однако возникают вопросы.
Иисус говорит ученикам: ''один из вас предаст меня''. И у учеников в этом евангелии возникает нормальная человеческая реакция на подобные слова. Можно ли сказать, как в стихе 28, что
''никто из возлежащих не понял, к чему Он сказал им это''? Нет. Представляете, они наконец-то поняли смысл сказанного Иисусом! До них наконец-то дошло, что сейчас сказал Спаситель! Они поняли, что один из них предаст Иисуса. ''Смотрели друг на друга ученики, недоумевая, о ком Он говорит''.
Наверное Вы, читатели, спрашиваете меня, почему же я так удивляюсь, ведь это естественная реакция учеников. Их просто задело сказанное Иисусом. Это вызвало у них недоумение ''о ком это Он говорит''. Они хотят знать, кто же это.
Отвечаю. Это вызвало у меня удивление и радость за умственый прогресс учеников, что они как-то стали меньше тормозить и лучше понимать Иисуса. О чем же я?
А вот о чем. Иисус вопрос о предателе поднимает перед учениками в этом евангелии уже второй раз. Но ученики как-то не то чтобы вяло, а просто вообще никак не отрагировали тогда на подобное слово Иисуса. Разберемся-ка с этим.
Ин 6:70 Ответил им Иисус: не Я ли вас, двенадцать, избрал? И один из вас диавол.
Казалось бы апостолы должны взволноваться, занедоумевать и начать спрашивать: ''как же так, что один из нас дьявол? Господи, кто же это? Не я ли?'' Но ничего подобного. Ученики, как будды, пребывают в невозмутимом спокойствии. Точнее, просто в танке. Причем все двенадцать. А танк на ручнике. А ведь только что, перед этим Петр говорил волнующее исповедание, затронутый словами Иисуса ''не хотите ли и вы уйти?''
И вот теперь на вечере им вдруг стало интересно.
''Смотрели друг на друга ученики, недоумевая, о ком Он говорит''. И даже предпринимаются попытки выяснить, кто же предатель. Ну слава Богу, дошло наконец!
Часть 2. Вопрос учеников Иисусу!
''23 Возлежал один из учеников Его у груди Иисуса: тот, которого любил Иисус. 24 Делает ему знак Симон Петр и говорит: скажи, кто это, о ком Он говорит. 25 Он, припав к груди Иисуса, говорит Ему: Господи, кто это?''
Отлично! Они не просто ''смотрели друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит'', но даже догадались спросить об этом самого Иисуса! И это действительно достойно моего восхищения апостолами, ибо вот например в ев. от Луки сделать такой сложный практический шаг апостолы оказались не в состоянии. Почитаем:
Лк 22:21 Но вот рука предающего Меня со Мною за столом, 22 ибо Сын Человеческий идет по предназначению, но горе человеку тому, чрез которого Он предается.23 И они начали спрашивать ДРУГ ДРУГА: кто же из них сделает это?
Что? ''Они начали спрашивать ... ДРУГ ДРУГА''? Лука, ты серьезно?
''- Петр, это ты предашь Иисуса?
- ты что, Иоанн! Я за Иисусом хоть в тюрьму, хоть на смерть! А может это ты сам, Иоанн?
- нет! Я же любимый ученик! Как можно! Ты что! А может это ты, Иуда?
- вы чо, совсем попутали? Да вот Вам истинный крест, не я, век свободы не видать!....''
Поспрашивали, поспрашивали друг друга, поотвечали, да успокоились и забыли? Ан нет, переключились на БОЛЕЕ ВАЖНЫЙ вопрос:
24 Возник и спор между ними, кто из них должен считаться большим.
Простите меня, но, читая эту историю в ев. от Луки, у меня возникает ощущение, что попал в места для душевно и умственно болезных. Ну или в какой-то детсад.
Но совсем другое дело четвертое евангелие! Они здесь не спрашивают друг друга, а лишь с недоумением смотрят друг на друга, и таки задают этот вопрос САМОМУ ИИСУСУ через любимого ученика:
- Господи! КТО ЭТО?
Часть 3. Внимание! Ответ Иисуса на вопрос:
''Господи! Кто это?''
26 Отвечает Иисус: тот, кому Я обмакну и дам этот кусок. Обмакнув кусок, Он берет и дает Иуде, сыну Симона Искариота. 27 И тогда, после этого куска, вошел в него сатана. Говорит ему Иисус: что делаешь, делай скорее.
Вот ведь каким был ответ Иисуса на самом деле по Ин! Разве здесь в ответе Иисуса есть какая-нибудь туманность, двуссмысленность, неоднозначность, мистичность или уклончивость, как это представлено в других евангелиях? Нет! Ответ абсолютно конкретный и однозначный! Точнее может быть лишь указание пальцем со словом: ''ОННН! ИУДАА!''. Я специально подчеркну этот ответ в таком варианте:
Иисус: один из вас предаст Меня.
Ученик: Господи, кто это?
Иисус: тот, кому Я обмакну и дам этот кусок.
Обмакнув кусок, Иисус берет и дает кусок Иуде:
что делаешь, делай скорее.
Однако в Мф и Мк ответы Иисуса далеко не такие однозначные, а как минимум, с двенадцатью значениями.
Часть 4. Двенадцатизначный ответ Иисуса в ев. от Матфея и от Марка.
Мф 26:21 .... истинно говорю вам: один из вас предаст Меня. 22 И печалясь сильно, они начали говорить Ему, каждый в отдельности: не я ли, Господи? 23 Он же ответил: опустивший со Мною руку в блюдо, тот и предаст Меня. 24 Впрочем Сын Человеческий идет, как написано о Нем; но горе человеку тому, чрез которого Сын Человеческий предается: лучше было бы человеку тому не родиться. 25 И сказал в ответ Иуда, предающий Его: не я ли, Равви? Говорит ему Иисус: ты сказал.
Одинадцать учеников задавали вопрос Иисусу, каждый в отдельности: не я ли? Но получив странный ответ, успокоились и решили каждый про себя не опускать больше свою руку в блюдо. Так и сидели голодные, смотря и ожидая, кто же таки опустит с Иисусом свою руку в блюдо. Но Иуда не задавал вопрос, и хоть и позднее, реабилитировался. Видимо, все же хотелось есть, он попытался устроить себе алиби, но таинственный ответ Иисуса (ты сказал!) быстро вернул ему бдительность.
Мк14:18 ....один из вас предаст Меня: он ест со Мною. 19 Они начали скорбеть и говорить Ему, один за другим: не я ли? 20 Он же сказал им: один из Двенадцати, обмакивающий со Мной в одно блюдо. 21 Ибо Сын Человеческий идет, как написано о Нем, но горе человеку тому, чрез которого Сын Человеческий предается. Лучше было бы не родиться человеку тому.
Да, здесь почти также, как в Мф. Так и просидели апостолы весь вечер голодные, не прикасаясь ни к чему, и ничего не трогая, дабы (упаси Бог!) нечаянно не обмакнуть свой кусок в одном блюде с Иисусом. Зато все Иисусу досталось!
Кол-во возможных значений ответа Иисуса в Мф и Мк совпадает с кол-вом апостолов.
Часть 5. Реакция учеников на ответ Иисуса.
Вернемся к нашей истории по ев. от Ин. Итак, Иисус дал самый однозначный и конкретный ответ на вопрос учеников, кто из них предатель. ''Это тот, кому Я подам сейчас кусок, обмакнув в блюдо''. Учитель сказал, Учитель сделал. Обмакнул кусок в блюдо и подал на глазах внимательно наблюдающих учеников Иуде со словами: ''что делаешь, делай скорее''.
И казалось бы, на этом месте должны быть какие-то удивленные, возмущенные, гневные, осуждающие реакции учеников против Иуды, ведь предатель выявлен. Ан нет! Апостолы снова возвращаются с буддисткой невозмутимостью в свой ''танк'', где ничего опять не слышат и ничего не понимают.
''28 Но никто из возлежащих не понял, к чему Он сказал ему это''.
Действительно, как же тут понять-то? Ну пусть Иуда предатель, но зачем же Иисус сказал Иуде предателю ''делать то, что он делает, скорее''?
Что делает предатель? Предает. ''Предавая Меня, предавай скорее''.
Да, видимо, не для апостольского ума решать такие сложные уравнения. Но они таки думают и придумывают вот это:
29 Ибо некоторые думали так как у Иуды был денежный ящик, что говорит ему Иисус: купи, что нам нужно к Празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.
Да? Серьезно? Ну да, конечно, это же самый реальный и логичный вывод после конкретного ответа Иисуса на вопрос о предателе! Получается, по ним, что Иисус сначала сказал ''тот, кому Я обмакну и дам этот кусок'', но потом, видимо, резко забыл о чем только что говорил, и вспомнил о хозяйственных вопросах насчет грядущего праздника. Потом, по инерции ''обмакнув кусок, Он берет и дает Иуде: что делаешь, делай скорее'', напоминая этим самым какие то дневные указания насчет завтрашнего праздника.
Эх! Наверное я зря хвалил так это евангелие. Здесь у меня опять возникает ощущение, что я читаю хроники из дневников психотерапевта по наблюдению за своими стационарными пациентами.
Предвижу законный вопрос: так какие же выводы? Выводы можно делать лишь после выяснения должной адекватной корреляции прозрачной одназначности ответа Иисуса и реакции на этот ответ апостолов по описанию в Ин.
И, по моему мнению, сделать верные выводы нам поможет дальнейшее обсуждение этой темы здесь и дальнейшее повествование ее в Ин:
30 Взяв кусок, он (Иуда) вышел ТОТЧАС. Была ночь.
31 Итак, когда он вышел, говорит Иисус: ТЕПЕРЬ ПРОСЛАВЛЕН Сын Человеческий, и Бог ПРОСЛАВЛЕН в Нем.
Комментарий