Дубравы и рощи

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Maurerfreude
    Отключен

    • 23 October 2008
    • 8110

    #1

    Дубравы и рощи

    В Быт 12:6-7 (см. пар. З3:20), 13:18, 18:1 и 22:33 Авраам устраивает жертвенники у рощ и дубрав. Но уже в Исх 34:13 такого рода поклонение строго запрещается. Почему так?
  • Владимир 3694
    Дилетант

    • 11 January 2007
    • 9795

    #2
    Сообщение от Maurerfreude
    В Быт 12:6-7 (см. пар. З3:20), 13:18, 18:1 и 22:33 Авраам устраивает жертвенники у рощ и дубрав. Но уже в Исх 34:13 такого рода поклонение строго запрещается. Почему так?
    Напрашивается: то - до Египта, а то - после.
    Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

    Комментарий

    • Estrella
      Ветеран

      • 01 March 2009
      • 35622

      #3
      Сообщение от Maurerfreude
      В Быт 12:6-7 (см. пар. З3:20), 13:18, 18:1 и 22:33 Авраам устраивает жертвенники у рощ и дубрав. Но уже в Исх 34:13 такого рода поклонение строго запрещается. Почему так?
      Мне кажется,дело не ГДЕ,а КОМУ.
      То есть не ГДЕ поклоняться,а КОМУ поклоняться.
      В Книге Исход запрещается поклонение Ваалу-Молоху.
      https://www.youtube.com/watch?v=Ho7a8dbYDSc

      Комментарий

      • Павел_38
        Отключен

        • 06 August 2007
        • 2616

        #4
        Сообщение от Maurerfreude
        В Быт 12:6-7 (см. пар. З3:20), 13:18, 18:1 и 22:33 Авраам устраивает жертвенники у рощ и дубрав. Но уже в Исх 34:13 такого рода поклонение строго запрещается. Почему так?
        Сатана - не Творец, он подражатель. Другими словами, всякое поклонение языческим богам имеет своим прообразом истинное поклонение Единому Богу.
        Откуда, по-вашему, взялся обычай приносить детей в жертву Молоху (проводить их через огонь)?
        Извращенное подражание Аврааму, который приносил Исаака в жертву на горе Мориа. Отличие было в том, что Аврааму Бог сказал это сделать, а остальные увидели благословение Авраама, и решили сделать так же.
        То же касается и жертвенников, и дубрав.

        По сути, запрет не в дубравах, а в подражании. Поклоняйтесь Богу так, как Он вам Сам скажет. И это будет правильно.
        А если вам покажется хорошим поклонение любого другого человека, святого, любого - это будет неправильно, независимо от того какие благословения получил тот человек. Вам они не светят.

        Благословений Божьих!

        Комментарий

        • Maurerfreude
          Отключен

          • 23 October 2008
          • 8110

          #5
          Сообщение от Владимир 3694
          Напрашивается: то - до Египта, а то - после.
          Тоже хотелось бы так думать. Но не получается. Потому как после Египта имеем вот что:

          3 И пойдешь оттуда далее и придешь к дубраве Фаворской, и встретят тебя там три человека, идущих к Богу в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба, а третий несет мех с вином;
          (1-я Царств 10:3)

          Т.е., получается, что "красная нить" здесь не Египет.

          Т.е., это какой-то особо древний ритуал получается.

          Все оказалось еще интереснее. В комментариях РаШи к Быт 12:6-7, оказывается, вообще ни про какую "дубраву" (так в синодальном переводе) не говорится:

          Элон-Море. Это Шехем. Указал ему на гору Гризим и гору Эвал, где (позднее) сыны Исраэля клятвенно обещали (исполнять) Тору (т. е. "элон" понимается как производное от "ала", клятва, а "море" - от "тора").

          Вопрос: откуда в Быт 12:6-7 в Синодальном Переводе взялась "дубрава"? Вот здесь вот слова "дубрава" нет, но И. Ш. Шифман перевод (М, "Республика", 1994 г.) "дубрава" воспроизводит. Кто прав?

          Оттуда же комментарий к 13:18 (опять не дубрава- Элон как имя собственное):

          Хеврон Иосиф Флавий говорит о нем как о самом древнем городе в мире, более древнем, чем Мемфис в Египте. О знаменитом хевронском дубе он говорит: "Легенда рассказывает, что дуб стоит на этом месте с момента сотворения мира". (Сончино)

          Но "дубраву" мы видим опять: и в Синодальном, и у Шифмана . Хотя, не смотря на имя собственное, комментатор, таки, говорит про дуб (дубы?)

          Комментарий к Быт 18:1 вообще интересен:

          в Элоне-Мамре. Это (Мамре) дал ему (Аврааму) совет в связи с обрезанием, поэтому Он открыл Себя (Аврааму) в его (Мамре) уделе [Берешит раба 48]. (Раши)

          Т.е., "открыл" "в дубраве"? Среди "дубов"?

          Ну и совершенно потрясающий комментарий к Быт 21:33:

          тамариск. Рав и Шмуэль (расходятся во мнениях). Один говорит: "Это сад, чтобы брать оттуда плоды для угощения гостей", а другой говорит: "Это заезжий двор, и там всевозможные плоды" [Coma 10 а]. Находим слово "насаждение" применительно к шатрам, как сказано: "И раскинет (букв.: насадит) свои дворцовые шатры" [Даниэль 11,45]. (Раши)

          и возгласил там.... При посредстве того тамариска Святого, благословен Он, называли Б-гом над всем миром. Когда (гости) утоляли голод и жажду, (Авраам) говорил им: "Благословите Того, Чью (пищу) вы ели! Думаете, вы ели принадлежащее мне? Принадлежащее Тому, Кто молвил - и мир явился к бытию, вы ели" [Coma 10 а]. (Раши)

          Т.е., налицо древнейший ритуал для особо посвященных. И в этой связи вполне понятен внешний запрет: эдакая "эзотеризация" ритуала. Личное ИМХО, разумеется.

          Комментарий

          • Maurerfreude
            Отключен

            • 23 October 2008
            • 8110

            #6
            Сообщение от Estrella
            Мне кажется,дело не ГДЕ,а КОМУ.
            То есть не ГДЕ поклоняться,а КОМУ поклоняться.
            Ага. Теперь ясно. Т.е., сам ритуал- приемлем, но необходимо точно знать цель ритуала- так?

            В принципе, логично: ложная цель ритуала => ложный результат.

            Сообщение от Estrella
            В Книге Исход запрещается поклонение Ваалу-Молоху.
            Ок. Читаем:

            11 сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, и Иевусеев;
            12 смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас.
            13 Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите [священные] рощи их.
            (Исход 34:11-13)

            Но где здесь про Молоха? "Молох" в Пятикнижии упоминается только в книге Левит (и более нигде). Судя по всему, да, по отношению к хананеям и иевусеям. Но в Лев. 18:21 про "рощу" или "дубраву" не сказано ничего- запрещено, в принципе, служение Молоху как таковому...

            Комментарий

            • Maurerfreude
              Отключен

              • 23 October 2008
              • 8110

              #7
              Сообщение от Павел_38
              Откуда, по-вашему, взялся обычай приносить детей в жертву Молоху (проводить их через огонь)?
              Хммм... Интересно, что проведение через огонь в честь именно что Молоха упоминается у Иеремии:

              35 Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду.
              (Иеремия 32:35)

              А в Пятикнижии об этом ни слова и с рощами/дубравами никак не связано.

              Сообщение от Павел_38
              Извращенное подражание Аврааму, который приносил Исаака в жертву на горе Мориа. Отличие было в том, что Аврааму Бог сказал это сделать, а остальные увидели благословение Авраама, и решили сделать так же.
              Вы забываете про описание с дочерью Иеффая:

              30 И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои,
              31 то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.
              (Судьи 11:30,31)

              Вот как Вы думаете, это было буквальное всесожжение или нет? Мнения комментаторов расходятся... Но вот Новому Завету тоже вменяли буквальность, а оказалось- аллегория. Поэтому никак не могу исключить, что об аллегории и символической драме речь идет в обоих случаях.

              Мне тут видится вот какой момент: противоборство экзотерического и эзотерического направлений. Т.е., экзотерические инициации у язычников ("проведение через огонь")- массовые, "профанирующие" ритуал и девальвирующие его vs. ритуал "строго для посвященных" .

              Сообщение от Павел_38
              То же касается и жертвенников, и дубрав.

              По сути, запрет не в дубравах, а в подражании.
              Разве подражание запрещено? А как же

              Иис Нав 22 гл?

              Сообщение от Павел_38
              Поклоняйтесь Богу так, как Он вам Сам скажет. И это будет правильно.
              Речь сейчас вообще не обо мне или моей личной практике- это вопрос для других тем. В данном контексте меня интересует, исключительно, формальная экзегеза.

              Сообщение от Павел_38
              А если вам покажется хорошим поклонение любого другого человека, святого, любого - это будет неправильно, независимо от того какие благословения получил тот человек.
              Почему?

              Сообщение от Павел_38
              Вам они не светят.
              Почему? И при чем тут вообще моя более чем скромная персона?

              PS: а можно, как-нибудь, без проповеди и более формально подходить к обсуждению?

              Комментарий

              • Павел_38
                Отключен

                • 06 August 2007
                • 2616

                #8
                Сообщение от Maurerfreude
                Вы забываете про описание с дочерью Иеффая:

                30 И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои,
                31 то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.
                (Судьи 11:30,31)

                Вот как Вы думаете, это было буквальное всесожжение или нет? Мнения комментаторов расходятся...
                Положим, Иеффай не собирался дочь в жертву приносить. Я полагаю, он думал, что дело ограничится какой-нибудь скотинкой.
                Расстроился сильно человек, когда дочь вышла первая. Если б планировал изначально ее в жертву принести, чего расстраиваться?

                Во-вторых, думаю, что всесожжение было буквальное. Далее пишется, что у дочерей израильских вошло в обычай оплакивать дочь Иеффая. Если она жива осталась, чего оплакивать?

                Комментарий

                • Maurerfreude
                  Отключен

                  • 23 October 2008
                  • 8110

                  #9
                  Сообщение от Павел_38
                  Положим, Иеффай не собирался дочь в жертву приносить. Я полагаю, он думал, что дело ограничится какой-нибудь скотинкой.
                  Расстроился сильно человек, когда дочь вышла первая. Если б планировал изначально ее в жертву принести, чего расстраиваться?
                  А Авраам не расстроился? А Иисус в Гефсиманском Саду?

                  Сообщение от Павел_38
                  Во-вторых, думаю, что всесожжение было буквальное. Далее пишется, что у дочерей израильских вошло в обычай оплакивать дочь Иеффая. Если она жива осталась, чего оплакивать?
                  Про Иеффая см. здесь и здесь. Мне же здесь видится собирательный мифологический образ ряда разных персонажей. Паралелелизм очевиден: галаадитянин - сражение с аммонитянами ; сражение с аммонитянами - ритуал триумфального возвращения ; дал обет всесожжения - ритуал оплакивания девства. Т.е., переход от примитивных кровавых культов к символической драме в инициации.

                  Комментарий

                  • Владимир 3694
                    Дилетант

                    • 11 January 2007
                    • 9795

                    #10
                    Сообщение от Maurerfreude
                    Тоже хотелось бы так думать. Но не получается.
                    Спасибо за обстоятельный разбор чисто интуитивного предположения. И за ссылки. Посмотрю, подумаю.
                    Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

                    Комментарий

                    • Павел_38
                      Отключен

                      • 06 August 2007
                      • 2616

                      #11
                      Сообщение от Maurerfreude
                      А Авраам не расстроился? А Иисус в Гефсиманском Саду?



                      Про Иеффая см. здесь и здесь. Мне же здесь видится собирательный мифологический образ ряда разных персонажей. Паралелелизм очевиден: галаадитянин - сражение с аммонитянами ; сражение с аммонитянами - ритуал триумфального возвращения ; дал обет всесожжения - ритуал оплакивания девства. Т.е., переход от примитивных кровавых культов к символической драме в инициации.
                      Ссылки, которые вы мне дали, говорят о двух вариантах - мож, принес во всесожжение, а мож, и не принес. Там, где раввин отвечает на вопрос, он прямо так и говорит.
                      Авраам то расстроился, когда ему Бог сказал принести Исаака в жертву. Иисус, когда Гевсимания приблизилась, начал ужасаться и тосковать. Но Иеффай расстроился не тогда, когда клялся, а когда увидел, КТО вышел ему на встречу.
                      Кстати, раввин и говорит о том, что Иеффай не предполагал, что придется приносить в жертву дочь. Прочитайте те ссылки, что вы мне дали.

                      Комментарий

                      • Maurerfreude
                        Отключен

                        • 23 October 2008
                        • 8110

                        #12
                        Сообщение от Павел_38
                        Ссылки, которые вы мне дали, говорят о двух вариантах - мож, принес во всесожжение, а мож, и не принес.
                        Ну вот и в отношении христиан точно так же сомневались: едят ли христиане младенцев или, всё-таки, не едят?..

                        Проблема здесь, ИМХО, возникает в одном-единственном случае: если понимать историю с Иеффаем прямо и буквально, исключая символы, метафоры, аллегории, параллелелизмы и т.д. А если принять во внимание собирательность персонажа Иеффая, то картина предстает несколько иной- так же как и картина потопа.

                        Сообщение от Павел_38
                        Там, где раввин отвечает на вопрос, он прямо так и говорит.
                        Авраам то расстроился, когда ему Бог сказал принести Исаака в жертву. Иисус, когда Гевсимания приблизилась, начал ужасаться и тосковать. Но Иеффай расстроился не тогда, когда клялся, а когда увидел, КТО вышел ему на встречу.
                        Именно об этом, я и говорю. И Иисус расстроился не тогда, когда клялся, а когда увидел, что ему предстоит. И Аврааи расстроился не тогда, когда клялся, а когда увидел, что ему предстоит. Речь о некоем "испытании".

                        Сообщение от Павел_38
                        Кстати, раввин и говорит о том, что Иеффай не предполагал, что придется приносить в жертву дочь. Прочитайте те ссылки, что вы мне дали.
                        Авраам также не предполагал, что его попросят приносить в жертву сына.

                        В истории же с дочерью Иеффая мне видится, чисто, женская "линия инициации". Смотрите:

                        Цитата из Библии:
                        23 и все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очистительною водою должно очистить; все же, что не проходит через огонь, проведите через воду;
                        (Числа 31:23)

                        2 Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя.
                        (Исаия 43:2)


                        Ср.:

                        Цитата из Библии:
                        11 И когда котел будет пуст, поставь его на уголья, чтобы он разгорелся, и чтобы медь его раскалилась, и расплавилась в нем нечистота его, и вся накипь его исчезла.
                        12 Труд будет тяжелый; но большая накипь его не сойдет с него; и в огне [останется] на нем накипь его.
                        (Иезекииль 24:11,12)


                        и

                        Цитата из Библии:
                        12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, -
                        13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
                        14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
                        15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
                        (1-е Коринфянам 3:12-15)


                        Т.е., такой "подспудный" элемент, т.с., "в этой жизни"- присутствует.

                        PS: история с Иеффаем- это совершенно отдельный разговор. Отражение этой мифологемы в других религиозных системах - крайне интересная история.

                        Комментарий

                        • Алексей Г.
                          сферический в вакууме

                          • 19 April 2009
                          • 4858

                          #13
                          Во-первых,
                          В Быт. 12:7 сказано, что Авраам создал жертвенник Господу.
                          А в Исх. 34:13 сказано, что разрушить надо жертвенники, установленные другим богам.
                          Во-вторых,
                          Авраам жил до заповедей о жертвоприношениях в Храме, а Исх. 34:13 - это уже Закон Моисея, где содержатся предписания о Храмовых жертвах.

                          Комментарий

                          • shlahani
                            христианин

                            • 03 March 2007
                            • 9820

                            #14
                            Сообщение от Maurerfreude
                            Про Иеффая см. здесь и здесь. Мне же здесь видится собирательный мифологический образ ряда разных персонажей. Паралелелизм очевиден: галаадитянин - сражение с аммонитянами ; сражение с аммонитянами - ритуал триумфального возвращения ; дал обет всесожжения - ритуал оплакивания девства. Т.е., переход от примитивных кровавых культов к символической драме в инициации.
                            Maurerfreude, это интересные ссылки вообще.
                            Мне представляется необходимым провести параллели глубже в историю, тем более что на этих страницах библии речь идёт о споре между израильтянами и аммонитянами за землю.
                            Аммонитяне обвиняют израильтян в том, что они взяли их землю.
                            Иеффай отвечает, что израильтяне не захватили земли ни у аммонитян, ни у моавитян.
                            К чему бы Иеффаю в этот спор привлекать ещё и моавитян? Ведь речь идёт только об аммонитянах.
                            Предлагаю вспомнить происхождение и тех, и других. Моавитяне - потомки старшей дочери Лота, переспавшей с опьянённым отцом. Аммонитяне - потомки младшей дочери Лота.
                            Известно, что Хам, совершивший нечто подобное, был проклят Ноем, и Ханаан стал рабом своих дядьёв. Это дало основание для завоевания Ханаанской земли, ведь завоёвывать предстояло уже и так проклятых людей.
                            Нам как бы дают сравнить поступки дочерей разных отцов. Дочь Лота - и дочь Иеффая. Бог Хамос и господь Бог.
                            Но дальше, в следующей главе, эта ситуация получает своё развитие. Дочь Иеффая, сказано, была сожжена через два (почему два?) месяца, не познав мужа.
                            А тут к Иеффаю заявляются ефремляне и грозят сжечь его дом вместе с ним. Причём на иврите стоит "муж Эфраим". То есть дочь Иеффая мужа не познала, а тут приходит муж Эфраим и грозит всё сжечь (ситуация похожа на Содом и Гоморру: вначале мы читаем, что цари Содома и Гоморры упали в смоляные ямы, а затем - что Бог пролил на Содом и Гоморру огонь и серу с неба).

                            Комментарий

                            • Владимир 3694
                              Дилетант

                              • 11 January 2007
                              • 9795

                              #15
                              Сообщение от shlahani
                              Известно, что Хам, совершивший нечто подобное, был проклят Ноем
                              Не был."Фишка" в том, что за хамство Хама Ной проклял не его, а его сына.
                              Сообщение от shlahani
                              и Ханаан стал рабом своих дядьёв.
                              Хуже. Не только их, но и рабом их рабов.
                              Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

                              Комментарий

                              Обработка...