∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞ ∞∞∞
Размышления на тему:
Возникновение еврейского народа и египетское рабство.
(сокр вариант)
Читая Священные Писания и знакомясь с их толкованиями, полученными от древних и современных верующих мыслителей, обнаруживаешь множество различных, иногда противоречащих друг другу, пониманий одних и тех же Библейских событий.
Поэтому, к сожалению, приходится признать, что многое еще далеко не открыто исследовате-лям Слова Божьего.
Например, известно, что сегодня нет единого мнения по вопросу: « сколько времени обитали сыны Израиля в Египте?». Христиане в своём большинстве, приняв за факт 430-летний период Египетского рабства, строят на нем некоторые свои дальнейшие рассуждения и утверждения. Но при таком понимании Библейской истории возникает множество противоречий с другими текстами Священного Писания. А разумных объяснений этих противоречий, к сожалению, нет*¹. Поэтому приходится теорию пребывания потомков Иакова в Египте в течение 430 лет подвергнуть сомнению. В современном иудаизме, в основном, принята другая точка зрения евреи находились в Египте 210 лет.
Главным камнем преткновения для тех и других в рассматриваемом вопросе является размножение народа Божьего за 210 лет из 70 душ, «произошедших из чресл Иакова» (Быт.46:26-27), до 600 тысяч годных к войне мужчин вышедших из Египта (Исх.12:37-38). Христианские экзегеты считают такое размножение за 210 лет невозможным, а раввины объясняют факт размножения за 210 лет, например, так: «Рожали жены часто, и по шесть детей сразу. И в этом было чудесное вмешательство Всевышнего».
Ясно, что такая аргументация обеих точек зрения чрезвычайно уязвима для критики и неприемлема для понимания сути проблемы.
Как же мог сформироваться за 210 лет такой мощный, для того времени, народ и из кого он состоял?
Первое на что здесь необходимо обратить внимание!
Есть тексты, говорящие о количестве душ «произошедших из чресл Иакова» и пришедших в Египет. Есть тексты, сообщающие нам о весьма большом размножении сынов Израилевых в Египте. И есть тексты, свидетельствующие нам о том, что при выходе сынов Израилевых из из Раамсеса в Сокхоф среди них было «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей». При этом нигде не говорится о том, что все 600 тысяч мужчин являлись прямыми потомками Иакова.
По моему мнению, сыны Израилевы это некая общность разноплеменных людей объединенных, в силу различных причин, вокруг стержня общности - потомков Иакова носителей Божьих обетований.
По поводу того, как образовалась общность людей называемая сынами Израилевыми и из кого состояла, есть несколько соображений, которые мне и хотелось бы обсудить:
1. Известно, что патриархи были люди не бедные. Начиная с Авраама (например, согласно Быт.14.14 Авраам имел, только рожденных в доме его, 318 рабов способных держать оружие) их богатство и, соответственно, людские ресурсы необходимые для поддержания этого богатства, неуклонно возрастали. А Иаков, даже еще не получив наследства отца, возвращался от Лавана «весьма, весьма богатый» - с рабами и рабынями (Быт.30:43 и Быт.32:5). Естественно, что, уходя к сыну в Египет, Иаков забрал все свое имущество и всех своих рабов с собой. Так согласно Быт.17.10-14 все мужчины в доме, включая рабов, должны были быть обрезаны и, соответственно, являться сонаследниками завета Божьего с народом своим.
Надо сказать, что тексты Священных Писаний почти никогда без необходимости не упоминают нам обо всех тех, кто сопровождал главных действующих лиц библейских повествований в их опасных путешествиях, походах и скитаниях, но нам должно быть понятно, что сопровождение было. Этого требовали существующие тогда условия жизни. Передвижение по чужим территориям без охраны было опасно, а присутствие многочисленных слуг-рабов указывало на принадлежность семейства или отдельного его представителя к определенному классу социальной стратификации*². Поэтому, конечно, в Египет пришло семейство Иакова состоящее не из 70 душ, а значительно больше.
2. Учитывая то, что сыны Иакова пришли в богатую
рабовладельческую страну и то, что их брат и сменяющиеся фараоны покровительствовали им не менее 70-ти лет (года жизни Иосифа); становится ясно, что у сынов Израиля не было помехи: ни в увеличении своего состояния, ни в приобретении любого количества новых рабов, которые после обрезания становились наследниками Божьих обетований, т.е. сынами Израилевыми (Быт.17.10-14, 26-27).
3. Дочери израильские (а девочек по статистике в среднем рождается почти столько же, сколько и мальчиков) выходя замуж за иноплеменников (Лев.24.10) или даже за рабов (1 Пар.2.34-35) могли оставаться в доме отца своего. А, учитывая первоначальную привилегированность положения сынов Иакова в Египте и зная, что «человек ищет, где лучше» понятно, что многие иноплеменные женихи с радостью могли оставаться в родах сынов Израиля*³. Согласно Исх.1.16 и 22 египтян интересовали израильские женщины.
4. Текст Исх.12.37-38, возможно, имеет не совсем точный перевод с древнееврейского языка и есть веские аргументы обратить на это внимание. Если не понимать этот текст иначе, например: «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф и множество разноплеменных людей вышли с ними. До шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое», то в последствии, при исчислении народа, непонятно почему не были отражены в цифрах эти многочисленные разноплеменные люди вышедшие из Египта. Где же ошибка? Логично предположить, что те из иноплеменников кто не вернулся обратно в Египет, в течение первых дней похода, влились в колена сынов Израилевых. *4
Естественно, что, будучи жестоко пораженными Божьими казнями и подавленными могуществом Бога Израилева, о котором, вероятно, многие из них слышали ранее, такие главы семейств, разуверившись в силу своих богов и могущество фараона, массово снялись со своих мест и устремились за Моисеем.
Наша ошибка состоит в том, что иногда мы рассуждаем о делах и поступках людей тех далеких эпох, не осознав в полной мере, побудительных причин их вызывающих. Но люди и три с половиной тысячи лет назад были, как и мы из плоти и крови, обладающие сложными характерами, и преисполнены эмоций, так же как и мы, они остро и не безразлично воспринимали события окружающего их мира. Люди в основной массе своей остаются, по сути, все теми же: они также боятся за свою жизнь и жизнь своих близких; ими также движет забота о пропитании; они также ищут надежного покровительства. Но в отличие от наших современников, люди прошлого надеялись и реагировали на чудеса, ниспосылаемые на них по воле богов, значительно сильнее (понятие атеизма в те далекие эпохи отсутствовало, так как отсутствовала, необходимая для этого, целенаправленная выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности).
И если сегодня попытаться мысленно смоделировать обстановку в Египте после совершения над ним известных Божьих казней, то можно понять, что состояние экономики страны, а главное, психологическое состояние людей проживающих там, резко изменилось.
Полная гибель будущего урожая, гибель большей части скота и рыбы грозила неминуемым голодом населению страны. Кроме этого каждая семья потеряла первенцев мужского пола. И над всем этим страшным бедствием возвышается явственная, спокойная и справедливая (учитывая преследуемые им благородные цели и заблаговременное предупреждение о наступающих бедствиях) фигура вождя Израиля Моисея. Какой египетский раб, пришелец, да и природный житель, потерявший веру в могущество фараона и его богов, лишившийся большей части своего состояния и не рассчитывающий уже избежать надвигающихся следующих потрясений, не пошел бы за таким вождем и его Всемогущим Богом? Даже в нашем «просвещенном» 20 веке мы знаем многочисленные примеры того, как и значительно менее могущественные вожди сумели увлечь своими идеями и повести за собой многомиллионные народы. Но чудеса, совершенные посредством Моисея и, естественно, десятикратно увеличенные людской молвой возымели, беспредельное, не поддающееся в полной мере нашему осмыслению, действие на сознание и воображение людей во всем Египте. И народ последовал за Израилем! (Исх. 12.38).
Не предполагаемый фараоном массовый уход его подданных (сверх отпущенных им сынов Израиля) его рабов и, как следствие, ожесточение сердца вынудили царя Египта преследовать Израильтян (см. Исх.14.5 «И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал », но ведь в Исх. 12.30-32 фараон сам попросил Моисея и Аарона вывести всех сынов Израилевых из среды народа его).
И еще: один из самых серьезных аргументов в пользу такого понимания текста Исх.12.37-38 дает нам Священное Писание. Чрезвычайно низкий процент первородных от общего количества исчисленных убедительно говорит нам о том, что большая часть семейств вышедших из Египта не имела в своем составе первенцев, так как потеряла их в ночь перед исходом (см. Числ. 3.42-43). Один первородный мужского пола приходился в среднем на 70 или даже больше не первенцев «мужеского пола, от одного месяца и выше» (например: в племени Левия из 22300 мужчин от одного месяца и старше только 300 оказались первенцами, т.е. 73,3 не первенцев на каждого первенца), что в реальной жизни невозможно! (Народ у которого процент первородных к общему количеству мужчин в среднем превысит соотношение 1 к 10, думается, не встречался ни в прошлом, ни в современном мире). Ведь согласно Исх. 12.3-4 семейства не были такими огромными, так как одного агнца должно было хватить на семейство, «а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим». Рассматривая факт малого количества первенцев в вышедшем из Египта народе, можно приблизительно оценить количество иноплеменных людей в вышедшем народе, семейства которых потеряли первенцев (думается, возможно, оценить соотношение иноплеменников к сынам Израилевым не менее как 10 к 1). *5
Есть вероятность, что еврейский народ образовался не из непонятного сброда племен не знающих Единого Живого Бога, а все же большая часть его являлась детьми Авраама. В Египте могли оказаться не только дети Иакова. Голод, притеснения и другие жизненные обстоятельства могли привести в Египет и других потомков Авраама (как отдельные семьи, так и целые племена, возможно, еще более многочисленные, чем потомки Израиля). Например, только от Хеттуры Авраам имел шесть сыновей. О последующей жизни большинства из них история умалчивает, но, учитывая Божьи благословения, потомки семени Авраама не могли просто бесследно исчезнуть.
С другой стороны, так как Египетская Пасха является для нас прообразом Новозаветной Пасхи, то вполне логично, что вместе с Израильским народом из египетского рабства вышло множество именно разноплеменных, самых обездоленных и ничего не значащих в глазах египтян, но получивших надежду на избавление от рабства, людей.
5. Богатые рабовладельцы - наследники Иакова, по примеру своего знаменитого предка в своем большинстве могли иметь по несколько жен и служанок (Священные Писания не дают этому никаких подтверждений), каждая из которых могла родить им по несколько детей, что также незначительно увеличивало численность народа.
Так как все эти варианты размышлений теоретически возможны, то необходимо сделать разумный
ВЫВОД: сыны Израилевы обитали в Египте 210 лет
Примечания:
*¹ - Во-первых, необходимо обратить внимание на текст:
Быт.15:16 «в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась».
Возвращение в четвертом роде подтверждается текстами Библии родословиями нескольких семейств в том числе: родословием Иисуса Христа.
"Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;"
Чтобы отстаивать принятые аргументы, о 430 летнем египетском рабстве, толкователям пришлось придумывать объяснения и на другие места Св Писания, откровенно противоречащие такому пониманию. Например, в родословии Иисуса Христа признали ошибку в родословии. По мнению толкователей, за 430 лет должно было родиться гораздо больше поколений, чем присутствует в родословии, поэтому ошиблись авторы богодухновенных Писаний. Легко, просто и понятно объяснили!? Надо сказать, что родословия повторяются в текстах Библии и везде присутствует эта, так называемая, «ошибка»? Аналогичное количество родов в Египте было у: Моисея, Аарона, Корея, Ахана и, вероятно, др. ( см. соответствующие родословные они все являлись представителями 3-го рода и, как нам известно, не смогли войти в обетованную землю, так как сказано « в четвертом роде возвратятся они сюда»).
Думается, что можно сказать: «нельзя принимать 430 лет, как только годы Египетского рабства, потому что за это время должно было смениться больше поколений».
Во-вторых, по поводу Быт.15:13 «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет»
Нельзя принимать 400 лет, как только годы Египетского рабства, потому что:
Как минимум первые 110 лет ( годы жизни Левия) пребывания в Египте нельзя назвать рабством, а наоборот благоденствием. Как и странствование детей и внуков Авраама в земле Ханаанской, нельзя назвать благоденствием, но притеснениями и угнетениями в земле не своей. Не от хорошей жизни настала необходимость Иакову уходить в Египет. Собственной земли у семейства было, но лишь только одно поле для захоронений, а остальная земля до времени принадлежала местным жителям: «ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась».
Согласно Быт. 24:3-4 Авраам не считал своею землей Ханаан.
В-третьих, если принимать период рабства за 430 лет, то почему Бог сказал Аврааму (Быт 15:13) только про четыреста лет угнетений его потомков. Опять ошибка? А ведь Авраам получил первое повеление от Господа приблизительно за 30 лет до рождения обещанного Богом потомка! (Деян 7:2-3)
В-четвертых, в текст Исх. 12:40 согласно переводу LХХ включены и годы обитания в земле Ханаанской: «времени же, в которое сыны Израилевы и отцы их обитали в Египте и в земле Ханаанской, было четыреста тридцать лет».
А ведь древние 70 толковников лучше понимали значение Библейских слов, имея оригинальный текст.
И т.д.
Продолжение следует
Размышления на тему:
Возникновение еврейского народа и египетское рабство.
(сокр вариант)
Читая Священные Писания и знакомясь с их толкованиями, полученными от древних и современных верующих мыслителей, обнаруживаешь множество различных, иногда противоречащих друг другу, пониманий одних и тех же Библейских событий.
Поэтому, к сожалению, приходится признать, что многое еще далеко не открыто исследовате-лям Слова Божьего.
Например, известно, что сегодня нет единого мнения по вопросу: « сколько времени обитали сыны Израиля в Египте?». Христиане в своём большинстве, приняв за факт 430-летний период Египетского рабства, строят на нем некоторые свои дальнейшие рассуждения и утверждения. Но при таком понимании Библейской истории возникает множество противоречий с другими текстами Священного Писания. А разумных объяснений этих противоречий, к сожалению, нет*¹. Поэтому приходится теорию пребывания потомков Иакова в Египте в течение 430 лет подвергнуть сомнению. В современном иудаизме, в основном, принята другая точка зрения евреи находились в Египте 210 лет.
Главным камнем преткновения для тех и других в рассматриваемом вопросе является размножение народа Божьего за 210 лет из 70 душ, «произошедших из чресл Иакова» (Быт.46:26-27), до 600 тысяч годных к войне мужчин вышедших из Египта (Исх.12:37-38). Христианские экзегеты считают такое размножение за 210 лет невозможным, а раввины объясняют факт размножения за 210 лет, например, так: «Рожали жены часто, и по шесть детей сразу. И в этом было чудесное вмешательство Всевышнего».
Ясно, что такая аргументация обеих точек зрения чрезвычайно уязвима для критики и неприемлема для понимания сути проблемы.
Как же мог сформироваться за 210 лет такой мощный, для того времени, народ и из кого он состоял?
Первое на что здесь необходимо обратить внимание!
Есть тексты, говорящие о количестве душ «произошедших из чресл Иакова» и пришедших в Египет. Есть тексты, сообщающие нам о весьма большом размножении сынов Израилевых в Египте. И есть тексты, свидетельствующие нам о том, что при выходе сынов Израилевых из из Раамсеса в Сокхоф среди них было «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей». При этом нигде не говорится о том, что все 600 тысяч мужчин являлись прямыми потомками Иакова.
По моему мнению, сыны Израилевы это некая общность разноплеменных людей объединенных, в силу различных причин, вокруг стержня общности - потомков Иакова носителей Божьих обетований.
По поводу того, как образовалась общность людей называемая сынами Израилевыми и из кого состояла, есть несколько соображений, которые мне и хотелось бы обсудить:
1. Известно, что патриархи были люди не бедные. Начиная с Авраама (например, согласно Быт.14.14 Авраам имел, только рожденных в доме его, 318 рабов способных держать оружие) их богатство и, соответственно, людские ресурсы необходимые для поддержания этого богатства, неуклонно возрастали. А Иаков, даже еще не получив наследства отца, возвращался от Лавана «весьма, весьма богатый» - с рабами и рабынями (Быт.30:43 и Быт.32:5). Естественно, что, уходя к сыну в Египет, Иаков забрал все свое имущество и всех своих рабов с собой. Так согласно Быт.17.10-14 все мужчины в доме, включая рабов, должны были быть обрезаны и, соответственно, являться сонаследниками завета Божьего с народом своим.
Надо сказать, что тексты Священных Писаний почти никогда без необходимости не упоминают нам обо всех тех, кто сопровождал главных действующих лиц библейских повествований в их опасных путешествиях, походах и скитаниях, но нам должно быть понятно, что сопровождение было. Этого требовали существующие тогда условия жизни. Передвижение по чужим территориям без охраны было опасно, а присутствие многочисленных слуг-рабов указывало на принадлежность семейства или отдельного его представителя к определенному классу социальной стратификации*². Поэтому, конечно, в Египет пришло семейство Иакова состоящее не из 70 душ, а значительно больше.
2. Учитывая то, что сыны Иакова пришли в богатую
рабовладельческую страну и то, что их брат и сменяющиеся фараоны покровительствовали им не менее 70-ти лет (года жизни Иосифа); становится ясно, что у сынов Израиля не было помехи: ни в увеличении своего состояния, ни в приобретении любого количества новых рабов, которые после обрезания становились наследниками Божьих обетований, т.е. сынами Израилевыми (Быт.17.10-14, 26-27).
3. Дочери израильские (а девочек по статистике в среднем рождается почти столько же, сколько и мальчиков) выходя замуж за иноплеменников (Лев.24.10) или даже за рабов (1 Пар.2.34-35) могли оставаться в доме отца своего. А, учитывая первоначальную привилегированность положения сынов Иакова в Египте и зная, что «человек ищет, где лучше» понятно, что многие иноплеменные женихи с радостью могли оставаться в родах сынов Израиля*³. Согласно Исх.1.16 и 22 египтян интересовали израильские женщины.
4. Текст Исх.12.37-38, возможно, имеет не совсем точный перевод с древнееврейского языка и есть веские аргументы обратить на это внимание. Если не понимать этот текст иначе, например: «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф и множество разноплеменных людей вышли с ними. До шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое», то в последствии, при исчислении народа, непонятно почему не были отражены в цифрах эти многочисленные разноплеменные люди вышедшие из Египта. Где же ошибка? Логично предположить, что те из иноплеменников кто не вернулся обратно в Египет, в течение первых дней похода, влились в колена сынов Израилевых. *4
Естественно, что, будучи жестоко пораженными Божьими казнями и подавленными могуществом Бога Израилева, о котором, вероятно, многие из них слышали ранее, такие главы семейств, разуверившись в силу своих богов и могущество фараона, массово снялись со своих мест и устремились за Моисеем.
Наша ошибка состоит в том, что иногда мы рассуждаем о делах и поступках людей тех далеких эпох, не осознав в полной мере, побудительных причин их вызывающих. Но люди и три с половиной тысячи лет назад были, как и мы из плоти и крови, обладающие сложными характерами, и преисполнены эмоций, так же как и мы, они остро и не безразлично воспринимали события окружающего их мира. Люди в основной массе своей остаются, по сути, все теми же: они также боятся за свою жизнь и жизнь своих близких; ими также движет забота о пропитании; они также ищут надежного покровительства. Но в отличие от наших современников, люди прошлого надеялись и реагировали на чудеса, ниспосылаемые на них по воле богов, значительно сильнее (понятие атеизма в те далекие эпохи отсутствовало, так как отсутствовала, необходимая для этого, целенаправленная выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности).
И если сегодня попытаться мысленно смоделировать обстановку в Египте после совершения над ним известных Божьих казней, то можно понять, что состояние экономики страны, а главное, психологическое состояние людей проживающих там, резко изменилось.
Полная гибель будущего урожая, гибель большей части скота и рыбы грозила неминуемым голодом населению страны. Кроме этого каждая семья потеряла первенцев мужского пола. И над всем этим страшным бедствием возвышается явственная, спокойная и справедливая (учитывая преследуемые им благородные цели и заблаговременное предупреждение о наступающих бедствиях) фигура вождя Израиля Моисея. Какой египетский раб, пришелец, да и природный житель, потерявший веру в могущество фараона и его богов, лишившийся большей части своего состояния и не рассчитывающий уже избежать надвигающихся следующих потрясений, не пошел бы за таким вождем и его Всемогущим Богом? Даже в нашем «просвещенном» 20 веке мы знаем многочисленные примеры того, как и значительно менее могущественные вожди сумели увлечь своими идеями и повести за собой многомиллионные народы. Но чудеса, совершенные посредством Моисея и, естественно, десятикратно увеличенные людской молвой возымели, беспредельное, не поддающееся в полной мере нашему осмыслению, действие на сознание и воображение людей во всем Египте. И народ последовал за Израилем! (Исх. 12.38).
Не предполагаемый фараоном массовый уход его подданных (сверх отпущенных им сынов Израиля) его рабов и, как следствие, ожесточение сердца вынудили царя Египта преследовать Израильтян (см. Исх.14.5 «И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал », но ведь в Исх. 12.30-32 фараон сам попросил Моисея и Аарона вывести всех сынов Израилевых из среды народа его).
И еще: один из самых серьезных аргументов в пользу такого понимания текста Исх.12.37-38 дает нам Священное Писание. Чрезвычайно низкий процент первородных от общего количества исчисленных убедительно говорит нам о том, что большая часть семейств вышедших из Египта не имела в своем составе первенцев, так как потеряла их в ночь перед исходом (см. Числ. 3.42-43). Один первородный мужского пола приходился в среднем на 70 или даже больше не первенцев «мужеского пола, от одного месяца и выше» (например: в племени Левия из 22300 мужчин от одного месяца и старше только 300 оказались первенцами, т.е. 73,3 не первенцев на каждого первенца), что в реальной жизни невозможно! (Народ у которого процент первородных к общему количеству мужчин в среднем превысит соотношение 1 к 10, думается, не встречался ни в прошлом, ни в современном мире). Ведь согласно Исх. 12.3-4 семейства не были такими огромными, так как одного агнца должно было хватить на семейство, «а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим». Рассматривая факт малого количества первенцев в вышедшем из Египта народе, можно приблизительно оценить количество иноплеменных людей в вышедшем народе, семейства которых потеряли первенцев (думается, возможно, оценить соотношение иноплеменников к сынам Израилевым не менее как 10 к 1). *5
Есть вероятность, что еврейский народ образовался не из непонятного сброда племен не знающих Единого Живого Бога, а все же большая часть его являлась детьми Авраама. В Египте могли оказаться не только дети Иакова. Голод, притеснения и другие жизненные обстоятельства могли привести в Египет и других потомков Авраама (как отдельные семьи, так и целые племена, возможно, еще более многочисленные, чем потомки Израиля). Например, только от Хеттуры Авраам имел шесть сыновей. О последующей жизни большинства из них история умалчивает, но, учитывая Божьи благословения, потомки семени Авраама не могли просто бесследно исчезнуть.
С другой стороны, так как Египетская Пасха является для нас прообразом Новозаветной Пасхи, то вполне логично, что вместе с Израильским народом из египетского рабства вышло множество именно разноплеменных, самых обездоленных и ничего не значащих в глазах египтян, но получивших надежду на избавление от рабства, людей.
5. Богатые рабовладельцы - наследники Иакова, по примеру своего знаменитого предка в своем большинстве могли иметь по несколько жен и служанок (Священные Писания не дают этому никаких подтверждений), каждая из которых могла родить им по несколько детей, что также незначительно увеличивало численность народа.
Так как все эти варианты размышлений теоретически возможны, то необходимо сделать разумный
ВЫВОД: сыны Израилевы обитали в Египте 210 лет
Примечания:
*¹ - Во-первых, необходимо обратить внимание на текст:
Быт.15:16 «в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась».
Возвращение в четвертом роде подтверждается текстами Библии родословиями нескольких семейств в том числе: родословием Иисуса Христа.
"Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;"
Чтобы отстаивать принятые аргументы, о 430 летнем египетском рабстве, толкователям пришлось придумывать объяснения и на другие места Св Писания, откровенно противоречащие такому пониманию. Например, в родословии Иисуса Христа признали ошибку в родословии. По мнению толкователей, за 430 лет должно было родиться гораздо больше поколений, чем присутствует в родословии, поэтому ошиблись авторы богодухновенных Писаний. Легко, просто и понятно объяснили!? Надо сказать, что родословия повторяются в текстах Библии и везде присутствует эта, так называемая, «ошибка»? Аналогичное количество родов в Египте было у: Моисея, Аарона, Корея, Ахана и, вероятно, др. ( см. соответствующие родословные они все являлись представителями 3-го рода и, как нам известно, не смогли войти в обетованную землю, так как сказано « в четвертом роде возвратятся они сюда»).
Думается, что можно сказать: «нельзя принимать 430 лет, как только годы Египетского рабства, потому что за это время должно было смениться больше поколений».
Во-вторых, по поводу Быт.15:13 «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет»
Нельзя принимать 400 лет, как только годы Египетского рабства, потому что:
Как минимум первые 110 лет ( годы жизни Левия) пребывания в Египте нельзя назвать рабством, а наоборот благоденствием. Как и странствование детей и внуков Авраама в земле Ханаанской, нельзя назвать благоденствием, но притеснениями и угнетениями в земле не своей. Не от хорошей жизни настала необходимость Иакову уходить в Египет. Собственной земли у семейства было, но лишь только одно поле для захоронений, а остальная земля до времени принадлежала местным жителям: «ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась».
Согласно Быт. 24:3-4 Авраам не считал своею землей Ханаан.
В-третьих, если принимать период рабства за 430 лет, то почему Бог сказал Аврааму (Быт 15:13) только про четыреста лет угнетений его потомков. Опять ошибка? А ведь Авраам получил первое повеление от Господа приблизительно за 30 лет до рождения обещанного Богом потомка! (Деян 7:2-3)
В-четвертых, в текст Исх. 12:40 согласно переводу LХХ включены и годы обитания в земле Ханаанской: «времени же, в которое сыны Израилевы и отцы их обитали в Египте и в земле Ханаанской, было четыреста тридцать лет».
А ведь древние 70 толковников лучше понимали значение Библейских слов, имея оригинальный текст.
И т.д.
Продолжение следует
Комментарий