Не осуждай - и не судим будешь
О несторианах, монофизитах, монофелитах.
Об нашем отношении к ним. О власти отказаться от осуждения, согласно заповеди не суди и не судим будешьО несторианах, монофизитах, монофелитах.
Великое поручение Иисуса Христа нести Евангелие всем народам по
всей земле (от Матфея 28: 19)* имело, да и имеет, отношение и к
народам Монголии и Бурятии. Слова Христа о том, что Евангелие
будет проповедовано во всех народах, обязательно исполнятся (от
Марка 13: 10)*. Перед престолом Господа (Откровение Иоанна
6: 9-15)* будут стоять христиане из всех племён и народов, и как
мы убеждены, среди них будут и христиане из монголов и бурят.
История свидетельствует о том, что христианство было
распространено среди монголов ещё до времён Чингисхана. То что
благая весть дошла до монголов, и то, что люди обрели спасение во
Христе Иисусе, является незабываемой страницей в истории монголов.
Кто же донёс благую весть из далёкого Иерусалима в монгольские степи
и в другие земли Центральной Азии?
Христиане из несториан, после Эфесского собора не замкнулись на своих
богословских отличиях и проблемах, а предприняли успешную миссию
охватившую благой вестью часть территорий таких стран как Ирак, Иран,
Среднюю Азию, Китай. Таким образом Евангелие дошло до Монголии.
Несторианские общины известны под названием Ассирийская церковь.
В Советском Энциклопедическом Словаре*3* сказано. В статье
Несторианство: что христианство данного толка
... пользовалось значительным влиянием вплоть до 13 века в Иране и
от Средней Азии до Китая. Несториане ныне имеются в Иране,
Ираке, Сирии.
Что же касается Центральной Азии, то
на протяжении многих поколений здесь были христианские несторианские
общины среди тангутов, и среди монголов, да и среди других народов.
Здесь они уже используют традиции характерные для этих мест,
например, церкви-юрты у кэрэитов, простые кресты размещённые на
столбах. Значительное влияние несториан продолжалось в названных
регионах вплоть до ХIII века.
В древности так же и Сирийская (христианская монофизитская) церковь
предприняла евангелизацию в глубь Азии. Вот что сообщает нам
Энциклопедия для детей по теме религии мира в шестом томе (часть
вторая) издания Аванта +*4 х* в разделе посвящённому христианству
в статье Христиане святого Фомы:Распространение христианства
на Восток вызвало к жизни уникальную христианскую культуру со своим
письменным языком - сирийским. Наследие сирийского христианства
складывалось независимо, а иногда и вопреки ортодоксальной церковной
традиции Византии. Сирийская традиция развивалась под влиянием
учения патриарха Константинопольского Нестория и монофизитства.
Во времена ранней Церкви сирийская церковная миссия на Восток
была чрезвычайно успешной. Христианство восточно-сирийской
традиции укоренилось первоначально в Персии, Южной Аравии,
Южной Индии, а затем достигло даже пределов Китая (VII в.) и
Восточной и Центральной Азии (XII в.). Монгольские племена, как раз и
проживали в Центральной Азии. Туда и пришло христианство более тысячи лет назад.
Интересно то, что в этих общинах нет икон, а есть лишь простое
изображение креста. Призыв на утреннюю молитву, совершение
молитвенных служб несколько раз в день, так же, как и у мусульман.
Время постов и больших служб может совпадать с мусульманскими.
Здесь можно встретить наиболее посещаемые христианские службы по
пятницам. Узоры в храмах и архитектура несут на себе отпечаток
местной культуры и напоминают или даже повторяют встречающиеся
и у мусульман узоры в зданиях со сферическими куполами и высокими
башенками. Христианки носят паранджу и собираются отдельно от
мужчин. Это и не удивительно, Ассирийская (христианская несторианская)
церковь выживала в условиях мусульманского окружения на протяжении
многих веков и жива по сей день.
Здесь я хочу отметить необходимость распространения и в современное время
христианами, прежде всего самого Писания - Библии, а не просто толкований.
Важно и то, чтобы верующие получали назидание, непосредственно изучая само
Писание. Призывая Утешителя - Духа Святого, который и наставит на всякую истину
(от Иоанна 14:26 , от Луки 11:10-13)
Без Духа Святого же слепое повторение человеческих толкований и преданий старцев
опасно (от Марка 7:1-13). Обучение заблуждениям плотского ограниченного ума тщетно. А божественные истины Писания без добавлений и прибавлений спасительны (Притчи 30: 5-6).
Могли ли люди спастись, принимая проповедь из уст несторианских и монофизитских священников и принимая крещение в не ортодоксальной церкви, преданных Эфесским и Халкидонским соборами анафеме? Я считаю, что многие могли спастись, но впрочем, не все (даже среди апостолов был Иуда Искариот). Если возвещалось о спасении через Иисуса Христа, о примирительной жертве Спасителя за грехи всех людей, о покаянии. Если провозглашалось о тех чудесах и истинах, что явил Иисус в Палестине, и о чуде воскрешения из мёртвых, об незаслуженном людьми прощении их вины за грех. То люди, конечно же, могли быть спасеныГосподом Богом. Не вина людей в том, что какие-то несторианские или монофизитские отклонения они переняли. Кому мало дано , мало и спросится ( от Луки 12 : 48 ; Римлянам 5 : 13 - об ответственности, когда не дано закона). Окружённый языческими религиями христианин-несторианин в Монголии, или христианин-монофизит в Индии веруя в Иисуса Христа, вполне мог получить спасение, не смотря на неортодоксальные заблуждения. Такой христианин мог даже ничего не знать об ортодоксальных доктринах, либо не имел возможности объективно их изучить. Несториане и монофизиты преподавали крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. (Возможно, иногда - во имя Иисуса Христа). И их вероучения, несмотря на присутствие заблуждений, могли содержать спасительную истину. И монофизиты и несториане принимали Никео-Константинопольский (Никео-Цареградский) символ веры:
Верую в единого Бога Отца, Вседержителя
Творца неба и земли, всего видимого и невидимого
Творца неба и земли, всего видимого и невидимого
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия
Единородного
рожденного от Отца прежде всех веков
Свет от Света
Бога истинного от Бога истинного
рожденного, несотворенного
единосущного Отцу
через которого все произошло
ради нас людей и нашего ради спасения сошедшего с небес
и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы
и вочеловечившегося
распятого за нас при Понтии Пилате
страдавшего и погребенного
и воскресшего в третий день по Писанию
и вознёсшегося на небеса и сидящего одесную Отца
и грядущего вновь со славой судить живых и мертвых
Царствию же Eгo не будет конца
И [верую] в Дyxa Святого, Господа животворящего
от Отца Исходяшего
вместе с Отцом и Сыном прославляемого и почитаемого
говорившего через пророков
во единую Святую, Соборную и Апостольскую церковь
исповедую единое крещение во оставление грехов
ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века
Единородного
рожденного от Отца прежде всех веков
Свет от Света
Бога истинного от Бога истинного
рожденного, несотворенного
единосущного Отцу
через которого все произошло
ради нас людей и нашего ради спасения сошедшего с небес
и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы
и вочеловечившегося
распятого за нас при Понтии Пилате
страдавшего и погребенного
и воскресшего в третий день по Писанию
и вознёсшегося на небеса и сидящего одесную Отца
и грядущего вновь со славой судить живых и мертвых
Царствию же Eгo не будет конца
И [верую] в Дyxa Святого, Господа животворящего
от Отца Исходяшего
вместе с Отцом и Сыном прославляемого и почитаемого
говорившего через пророков
во единую Святую, Соборную и Апостольскую церковь
исповедую единое крещение во оставление грехов
ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века
(продолжение работы ниже)
Комментарий