Брюс Флам. Чудеса в решете, или Скандал в благородном семействе
События 11 сентября потрясли Соединенные Штаты Америки до основания: возможно, это было самая ужасная катастрофа в истории страны. В те кошмарные и беспокойные дни, которые последовали за разрушением Международного торгового центра и других объектов фанатиками-исламистами, многие американцы нашли утешение в молитве. Миллионы людей молились у себя дома и в церквах, сенаторы и конгрессмены молились на ступенях здания Капитолия, а президент - в Белом доме. Повсюду: на бамперах автомобилей, рекламных растяжках, флажках и знаменах - можно было прочитать "Боже, благослови Америку" и "Молитесь за Америку". Миллионы благочестивых американцев молились о чуде или хотя бы каком-нибудь знамении - "мессидже" от Бога. Через три недели чудо свершилось. Как раз вовремя - трудно было подобрать для него более благоприятный момент.
Второго октября 2001 года в газете New York Times появилось сообщение о том, что исследователи престижного Медицинского центра Колумбийского университета в Нью-Йорке совершили потрясающее открытие (1). Пользуясь довольно незамысловатыми научными методами, исследователи продемонстрировали, что лечившиеся от бесплодия женщины, за которых молились организованные группы христиан, беременели вдвое чаще своих товарок, за которых никто не молился. Это исследование было опубликовано в "Журнале репродуктивной медицины" [Journal of Reproductive Medicine] (2). Даже видавшие виды ученые были шокированы. Результаты исследования можно назвать не иначе как чудесными, в полном смысле слова. Это была великолепная и очень своевременная новость для потрясенной нации.
Колумбийский университет напечатал отчет, в котором сообщалось, что, во избежание подтасовок, эксперимент проводился под строгим контролем наблюдателей; да и сама методология исследования была тщательно продумана на предмет того, чтобы избежать тенденциозности и "подгонки" фактов к нужному результату (3). Это вам не какое-нибудь шарлатанство! На "чудо"-открытии немедленно сфокусировалось внимание средств массовой информации. В газетах всего мира появились статьи, оповещавшие читающую публику о грандиозном достижении науки. Роджерио Лобо, декан факультета гинекологии и акушерства Колумбийского университета и руководитель исследования, сообщил агентству Reuters Health, что "в группе пациенток, за которых молились, наблюдалось, по сути дела, удвоение уровня зачатий" (4). Доктор Тимоти Джонсон, редактор медицинского отдела агентства ABC News и комментатор программы "Доброе утро, Америка", констатировал: "Новое исследование чудодейственного воздействия молитвы на беременность дало поразительные результаты, однако многие ученые выражают по этому поводу настороженность и скептицизм" (5).
Факты о "чудо"-исследовании Колумбийского университета, которые будут приведены ниже, подтверждают, что ученые, проявившие настороженность по отношению к "поразительным результатам" своих коллег, имели все основания для скептицизма. Но особенно полезно было бы поразмышлять над следующим, наиболее принципиальным вопросом: стал бы работающий на ABC доктор Джонсон сообщать эту потрясающую и быстро распространившуюся по всему миру информацию, если бы в свободное от занятий медициной время не служил пастором в евангелической общине Церкви Завета в Уэст Пибоди, Массачусетс?
Однако даже при беглом ознакомлении с отчетом обнаруживается множество моментов, замутняющих прозрачность эксперимента. Начнем с того, что согласно протоколу исследования группы молящихся были неоднородны по поставленным перед ними целям и задачам; их можно подразделить на три категории, отчасти накладывающиеся одна на другую. Первый и второй "ярусы" состояли из четырех блоков групп молящихся (каждый). Молящиеся первого яруса, блок А, получили лист бумаги с фотографиями пяти пациенток, подвергнувшихся искусственному оплодотворению ("лечебное подразделение"), и целенаправленно молились о том, чтобы "повысился уровень зачатий" у пациенток, которые были перед ними на фотографиях (никаких дополнительных сведений об этих пациентках они не имели). Молящиеся из второго яруса, блок А, судя по всему, прибегли к двум разным видам молитв. Во-первых, они молились за своих коллег-молитвенников из первого яруса, блок А, с тем чтобы "повысилась эффективность их молитвенного вмешательства в ход лечения". Иными словами, они молились за то, чтобы повысился коэффициент полезного действия их коллег-молитвенников, о которых они ничего не знали. Во-вторых, они молились за пациенток, но косвенным образом, а именно за то, чтобы "Божья воля или желание получили воплощение в жизни этих пациенток". Точно так же, похоже, молились и все участники других блоков. Наконец, в дополнение ко всем вышеуказанным группам, ярусам, блокам и подразделениям, еще одна группа, состоявшая из трех человек, молилась в общей, неспецифической манере за то, чтобы "Божья воля или желание получили воплощение согласно молитве участников первого и второго яруса". То есть эти последние три человека молились о повышении эффективности молитв участников второго яруса, которые, в свою очередь, молились о повышении эффективности молитв участников первого яруса, которые, в свою очередь, молились о повышении уровня зачатий у задействованных в исследовании пациенток.
Как видно уже из этого краткого описания, протокол исследования был составлен настолько запутанно и прихотливо, что его трудно принимать всерьез. Разумеется, протокол эксперимента, призванного установить, влияют ли молитвы на уровень зачатий при IVF, мог - и должен был - иметь предельно простой вид. Можно было попросить нескольких верующих помолиться за успех IVF в группе испытуемых, в то время как за контрольную группу никто бы не молился. Поскольку молящиеся находились на большом расстоянии от пациенток, ни одна из них не знала бы, молятся за нее или нет, так что на результат не могло бы повлиять ни самовнушение, ни "эффект присутствия". Сравните предлагаемую (и напрашивающуюся) методику с той, которая была применена в эксперименте, и сами сделайте соответствующие выводы. Данная статья слишком коротка, чтобы проанализировать все уязвимые места исследования; могу лишь отослать читателей, желающих получить более полную информацию по этому вопросу, к двум критическим статьям, опубликованным мною в "Научном обозрении альтернативной медицины" (6, 7).
Если вместо простой и очевидной методики проведения эксперимента избирается сложная и запутанная, такой выбор нуждается в объяснении; однако авторы исследования не утруждают себя аргументацией. Включение в эксперимент группы, молившейся о том, чтобы "Божья воля или желание были исполнены", привело к появлению зыбкого и неопределенного фактора, который не может быть проинтерпретирован однозначно: в самом деле, кто знает, какова Божья воля? При такой установке любой результат может быть оценен как успешный. К тому же авторы не сделали ни малейшей попытки установить, какое количество людей могло молиться за пациенток за рамками протокола; вполне возможно, что многие неучтенные молитвы были обращены к другим богам, поскольку только треть корейцев - христиане. Постулат, известный под названием "бритвы Оккама" (принцип, согласно которому верным оказывается скорее простое, нежели сложное объяснение), требует, чтобы непомерно высокие результаты рассматривались с особой настороженностью. В этом свете предположение, что данное исследование содержит ошибки или попросту сфальсифицировано, выглядит гораздо более вероятным, чем убеждение, что авторы продемонстрировали существование некоего сверхъестественного феномена и таким образом сделали, возможно, самое важное открытие в истории человечества.
Еще в октябре 2001 года я послал авторам исследования и редакторам журнала, в котором оно было опубликовано, ряд писем, содержавших серьезные вопросы об исследовании Ча/Лобо/Вирта и просьбу разъяснить некоторые детали процедур эксперимента. Но до сих пор не получил ответа.
События 11 сентября потрясли Соединенные Штаты Америки до основания: возможно, это было самая ужасная катастрофа в истории страны. В те кошмарные и беспокойные дни, которые последовали за разрушением Международного торгового центра и других объектов фанатиками-исламистами, многие американцы нашли утешение в молитве. Миллионы людей молились у себя дома и в церквах, сенаторы и конгрессмены молились на ступенях здания Капитолия, а президент - в Белом доме. Повсюду: на бамперах автомобилей, рекламных растяжках, флажках и знаменах - можно было прочитать "Боже, благослови Америку" и "Молитесь за Америку". Миллионы благочестивых американцев молились о чуде или хотя бы каком-нибудь знамении - "мессидже" от Бога. Через три недели чудо свершилось. Как раз вовремя - трудно было подобрать для него более благоприятный момент.
Второго октября 2001 года в газете New York Times появилось сообщение о том, что исследователи престижного Медицинского центра Колумбийского университета в Нью-Йорке совершили потрясающее открытие (1). Пользуясь довольно незамысловатыми научными методами, исследователи продемонстрировали, что лечившиеся от бесплодия женщины, за которых молились организованные группы христиан, беременели вдвое чаще своих товарок, за которых никто не молился. Это исследование было опубликовано в "Журнале репродуктивной медицины" [Journal of Reproductive Medicine] (2). Даже видавшие виды ученые были шокированы. Результаты исследования можно назвать не иначе как чудесными, в полном смысле слова. Это была великолепная и очень своевременная новость для потрясенной нации.
Колумбийский университет напечатал отчет, в котором сообщалось, что, во избежание подтасовок, эксперимент проводился под строгим контролем наблюдателей; да и сама методология исследования была тщательно продумана на предмет того, чтобы избежать тенденциозности и "подгонки" фактов к нужному результату (3). Это вам не какое-нибудь шарлатанство! На "чудо"-открытии немедленно сфокусировалось внимание средств массовой информации. В газетах всего мира появились статьи, оповещавшие читающую публику о грандиозном достижении науки. Роджерио Лобо, декан факультета гинекологии и акушерства Колумбийского университета и руководитель исследования, сообщил агентству Reuters Health, что "в группе пациенток, за которых молились, наблюдалось, по сути дела, удвоение уровня зачатий" (4). Доктор Тимоти Джонсон, редактор медицинского отдела агентства ABC News и комментатор программы "Доброе утро, Америка", констатировал: "Новое исследование чудодейственного воздействия молитвы на беременность дало поразительные результаты, однако многие ученые выражают по этому поводу настороженность и скептицизм" (5).
Факты о "чудо"-исследовании Колумбийского университета, которые будут приведены ниже, подтверждают, что ученые, проявившие настороженность по отношению к "поразительным результатам" своих коллег, имели все основания для скептицизма. Но особенно полезно было бы поразмышлять над следующим, наиболее принципиальным вопросом: стал бы работающий на ABC доктор Джонсон сообщать эту потрясающую и быстро распространившуюся по всему миру информацию, если бы в свободное от занятий медициной время не служил пастором в евангелической общине Церкви Завета в Уэст Пибоди, Массачусетс?
"Чудо"-исследование
Искусственное оплодотворение [in vitro fertilization - IVF] является на сегодня одним из наиболее разработанных и распространенных средств лечения от бесплодия; будучи вполне доступным, оно зачастую остается последней надеждой для женщин, неспособных забеременеть естественным путем. Поэтому любое научно-техническое нововведение, повышающее эффективность IVF хотя бы на несколько процентов, стало бы прорывом в медицине. Но, если верить сообщениям, тщательно проведенное под контролем наблюдателей исследование ученых Колумбийского университета продемонстрировало, что молитва находившихся на огромном расстоянии от пациенток групп анонимных верующих повысила эффективность IVF на целых сто процентов (2)! Исследование Ча/Вирта/Лобо [Cha/Wirth/Lobo] опирается на наблюдения над 219 лечившимися от бесплодия пациентками в Сеуле, Южная Корея, к которым было применено искусственное оплодотворение. Двадцать пациенток были исключены из итогового рассмотрения ввиду неполноты имеющихся о них сведений; таким образом, осталось 199 испытуемых. В результате произведенной случайностной выборки 100 пациенток были включены в изучаемую группу (искусственное оплодотворение плюс молитва со стороны верующих христиан, находящихся в Соединенных Штатах, Канаде и Австралии). Контрольная группа из 99 оставшихся пациенток также подверглась искусственному оплодотворению, но за них никто не молился. IVF проводилось в обеих группах одинаково, согласно обычной процедуре. Пациентки, попавшие в изучаемую группу, не были проинформированы о том, что за них молятся. Более того, никто из пациенток вообще ничего не знал о проводимом эксперименте. Группы верующих, которые находились в тысячах миль от испытуемых, молились по фотографиям, высланных по факсу из Кореи. В результате уровень зачатий в группе, за которую молились (50%), оказался почти вдвое выше, чем в группе, обделенной вниманием молящихся (26%). Если все так и было, то в мире произошло событие, значение которого невозможно переоценить.Однако даже при беглом ознакомлении с отчетом обнаруживается множество моментов, замутняющих прозрачность эксперимента. Начнем с того, что согласно протоколу исследования группы молящихся были неоднородны по поставленным перед ними целям и задачам; их можно подразделить на три категории, отчасти накладывающиеся одна на другую. Первый и второй "ярусы" состояли из четырех блоков групп молящихся (каждый). Молящиеся первого яруса, блок А, получили лист бумаги с фотографиями пяти пациенток, подвергнувшихся искусственному оплодотворению ("лечебное подразделение"), и целенаправленно молились о том, чтобы "повысился уровень зачатий" у пациенток, которые были перед ними на фотографиях (никаких дополнительных сведений об этих пациентках они не имели). Молящиеся из второго яруса, блок А, судя по всему, прибегли к двум разным видам молитв. Во-первых, они молились за своих коллег-молитвенников из первого яруса, блок А, с тем чтобы "повысилась эффективность их молитвенного вмешательства в ход лечения". Иными словами, они молились за то, чтобы повысился коэффициент полезного действия их коллег-молитвенников, о которых они ничего не знали. Во-вторых, они молились за пациенток, но косвенным образом, а именно за то, чтобы "Божья воля или желание получили воплощение в жизни этих пациенток". Точно так же, похоже, молились и все участники других блоков. Наконец, в дополнение ко всем вышеуказанным группам, ярусам, блокам и подразделениям, еще одна группа, состоявшая из трех человек, молилась в общей, неспецифической манере за то, чтобы "Божья воля или желание получили воплощение согласно молитве участников первого и второго яруса". То есть эти последние три человека молились о повышении эффективности молитв участников второго яруса, которые, в свою очередь, молились о повышении эффективности молитв участников первого яруса, которые, в свою очередь, молились о повышении уровня зачатий у задействованных в исследовании пациенток.
Как видно уже из этого краткого описания, протокол исследования был составлен настолько запутанно и прихотливо, что его трудно принимать всерьез. Разумеется, протокол эксперимента, призванного установить, влияют ли молитвы на уровень зачатий при IVF, мог - и должен был - иметь предельно простой вид. Можно было попросить нескольких верующих помолиться за успех IVF в группе испытуемых, в то время как за контрольную группу никто бы не молился. Поскольку молящиеся находились на большом расстоянии от пациенток, ни одна из них не знала бы, молятся за нее или нет, так что на результат не могло бы повлиять ни самовнушение, ни "эффект присутствия". Сравните предлагаемую (и напрашивающуюся) методику с той, которая была применена в эксперименте, и сами сделайте соответствующие выводы. Данная статья слишком коротка, чтобы проанализировать все уязвимые места исследования; могу лишь отослать читателей, желающих получить более полную информацию по этому вопросу, к двум критическим статьям, опубликованным мною в "Научном обозрении альтернативной медицины" (6, 7).
Если вместо простой и очевидной методики проведения эксперимента избирается сложная и запутанная, такой выбор нуждается в объяснении; однако авторы исследования не утруждают себя аргументацией. Включение в эксперимент группы, молившейся о том, чтобы "Божья воля или желание были исполнены", привело к появлению зыбкого и неопределенного фактора, который не может быть проинтерпретирован однозначно: в самом деле, кто знает, какова Божья воля? При такой установке любой результат может быть оценен как успешный. К тому же авторы не сделали ни малейшей попытки установить, какое количество людей могло молиться за пациенток за рамками протокола; вполне возможно, что многие неучтенные молитвы были обращены к другим богам, поскольку только треть корейцев - христиане. Постулат, известный под названием "бритвы Оккама" (принцип, согласно которому верным оказывается скорее простое, нежели сложное объяснение), требует, чтобы непомерно высокие результаты рассматривались с особой настороженностью. В этом свете предположение, что данное исследование содержит ошибки или попросту сфальсифицировано, выглядит гораздо более вероятным, чем убеждение, что авторы продемонстрировали существование некоего сверхъестественного феномена и таким образом сделали, возможно, самое важное открытие в истории человечества.
Еще в октябре 2001 года я послал авторам исследования и редакторам журнала, в котором оно было опубликовано, ряд писем, содержавших серьезные вопросы об исследовании Ча/Лобо/Вирта и просьбу разъяснить некоторые детали процедур эксперимента. Но до сих пор не получил ответа.
Комментарий