Нагло стырено вот отсюда.
На слуху у всех очередная "перестройка" на сей раз образования. Через это вменяемые родители озабочены, чему и как будут учить их детей. Напрямую данную тему эта заметка не затрагивает, разве что косвенно, однако подумать есть над чем.
В общем, в руки попался задачник по математике для первого класса издания 1930 года. Решил заценить, чему и как учили детей в тридцатые годы, и сравнить с современным положением дел в XXI веке. Всего один учебник и всего один аспект.
Что сразу бросается в глаза? Советский задачник бил сразу двух зайцев: во-первых, собственно, сама математика, во-вторых, прикладное или воспитательное значение (а то и оба сразу) текста задач, плюс развитие кругозора. То есть, не только обычное унылое "на ветке сидели три птички, прилетели еще три", а, например:



Как видим, задачи, во-первых, насыщены фактической информацией из повседневной жизни, которая пригодится школьникам на практике (вы знали, что семена перед посевом протравливают формалином? а из чего делается компостная куча?).
Во-вторых, мимоходом даётся представление о вещах, с которыми первоклассник прямо сейчас вряд ли столкнётся, для расширения кругозора например, армия или жизнь дальних стран. Или даже сведения из природоведения: в задачах упоминаются, например, такие вещи, как дата расцветания ландыша.
В-третьих, обратите внимание, какие самостоятельные, деятельные, активные в этих задачах школьники! То скворечники решили сделать (и сделали), то ящики для семян. А то пошли в зернохранилище на предмет ознакомиться с производственным процессом. Или решили произвести санитарный осмотр колодцев в родном селе. Воспитательный аспект прямо-таки налицо.
Плюс побуждение к самостоятельному поиску информации ("узнайте в колхозе, зачем им нужен формалин", "узнайте на предприятии, как они используют металлолом").
Помимо этого, ряд задач (немного, но есть) несёт и идеологическую нагрузку: тут тебе и борьба с религией (активно действуют положительные герои "юные безбожники"), и поддержка колхозов, и участие в праздничных демонстрациях, и борьба за всеобщую грамотность:



Есть мнение, учиться по такому задачнику не только полезно, но и просто интересно. Ничего подобного в современном задачнике я не нашел.
На слуху у всех очередная "перестройка" на сей раз образования. Через это вменяемые родители озабочены, чему и как будут учить их детей. Напрямую данную тему эта заметка не затрагивает, разве что косвенно, однако подумать есть над чем.
В общем, в руки попался задачник по математике для первого класса издания 1930 года. Решил заценить, чему и как учили детей в тридцатые годы, и сравнить с современным положением дел в XXI веке. Всего один учебник и всего один аспект.
Что сразу бросается в глаза? Советский задачник бил сразу двух зайцев: во-первых, собственно, сама математика, во-вторых, прикладное или воспитательное значение (а то и оба сразу) текста задач, плюс развитие кругозора. То есть, не только обычное унылое "на ветке сидели три птички, прилетели еще три", а, например:
Как видим, задачи, во-первых, насыщены фактической информацией из повседневной жизни, которая пригодится школьникам на практике (вы знали, что семена перед посевом протравливают формалином? а из чего делается компостная куча?).
Во-вторых, мимоходом даётся представление о вещах, с которыми первоклассник прямо сейчас вряд ли столкнётся, для расширения кругозора например, армия или жизнь дальних стран. Или даже сведения из природоведения: в задачах упоминаются, например, такие вещи, как дата расцветания ландыша.
В-третьих, обратите внимание, какие самостоятельные, деятельные, активные в этих задачах школьники! То скворечники решили сделать (и сделали), то ящики для семян. А то пошли в зернохранилище на предмет ознакомиться с производственным процессом. Или решили произвести санитарный осмотр колодцев в родном селе. Воспитательный аспект прямо-таки налицо.
Плюс побуждение к самостоятельному поиску информации ("узнайте в колхозе, зачем им нужен формалин", "узнайте на предприятии, как они используют металлолом").
Помимо этого, ряд задач (немного, но есть) несёт и идеологическую нагрузку: тут тебе и борьба с религией (активно действуют положительные герои "юные безбожники"), и поддержка колхозов, и участие в праздничных демонстрациях, и борьба за всеобщую грамотность:
Есть мнение, учиться по такому задачнику не только полезно, но и просто интересно. Ничего подобного в современном задачнике я не нашел.
Комментарий