К вопросу о реформе образования

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Pioneer
    Скрипач не нужен

    • 26 May 2009
    • 2517

    #1

    К вопросу о реформе образования

    Нагло стырено вот отсюда.


    На слуху у всех очередная "перестройка" на сей раз образования. Через это вменяемые родители озабочены, чему и как будут учить их детей. Напрямую данную тему эта заметка не затрагивает, разве что косвенно, однако подумать есть над чем.

    В общем, в руки попался задачник по математике для первого класса издания 1930 года. Решил заценить, чему и как учили детей в тридцатые годы, и сравнить с современным положением дел в XXI веке. Всего один учебник и всего один аспект.

    Что сразу бросается в глаза? Советский задачник бил сразу двух зайцев: во-первых, собственно, сама математика, во-вторых, прикладное или воспитательное значение (а то и оба сразу) текста задач, плюс развитие кругозора. То есть, не только обычное унылое "на ветке сидели три птички, прилетели еще три", а, например:


    Как видим, задачи, во-первых, насыщены фактической информацией из повседневной жизни, которая пригодится школьникам на практике (вы знали, что семена перед посевом протравливают формалином? а из чего делается компостная куча?).

    Во-вторых, мимоходом даётся представление о вещах, с которыми первоклассник прямо сейчас вряд ли столкнётся, для расширения кругозора например, армия или жизнь дальних стран. Или даже сведения из природоведения: в задачах упоминаются, например, такие вещи, как дата расцветания ландыша.

    В-третьих, обратите внимание, какие самостоятельные, деятельные, активные в этих задачах школьники! То скворечники решили сделать (и сделали), то ящики для семян. А то пошли в зернохранилище на предмет ознакомиться с производственным процессом. Или решили произвести санитарный осмотр колодцев в родном селе. Воспитательный аспект прямо-таки налицо.

    Плюс побуждение к самостоятельному поиску информации ("узнайте в колхозе, зачем им нужен формалин", "узнайте на предприятии, как они используют металлолом").

    Помимо этого, ряд задач (немного, но есть) несёт и идеологическую нагрузку: тут тебе и борьба с религией (активно действуют положительные герои "юные безбожники"), и поддержка колхозов, и участие в праздничных демонстрациях, и борьба за всеобщую грамотность:


    Есть мнение, учиться по такому задачнику не только полезно, но и просто интересно. Ничего подобного в современном задачнике я не нашел.
  • Pioneer
    Скрипач не нужен

    • 26 May 2009
    • 2517

    #2
    Ну и переходим к, собственно, итогам обучения. Берем задачник, по которому учатся в саровских школах (М.И. Моро и С.И.Волкова, 2005 г.), открываем конец и смотрим:


    Итак, что должны уметь современные школьники к концу первого класса?
    Пару-тройку простых единиц измерения и простейшие геометрические фигуры сейчас не учитываем.
    Они должны уметь:

    свободное сложение и вычитание в пределах двадцати;
    решение примеров и задач в одно действие.
    Всё.

    Сравниваем c их сверстниками из СССР 1930 года:


    Имеем:

    свободное сложение и вычитание в пределах двадцати;
    свободное умножение и деление в пределах двадцати;
    сложение и вычитание в пределах ста (один из операндов круглое число);
    умножение и деление в пределах ста с круглыми десятками;
    решение примеров и задач в три действия, в том числе на смешанные операции;
    порядок действий, скобки;
    простые дроби (1/2, 1/4), нахождение доли от числа по заданной дроби.
    Комментарии, в принципе, излишни, хотя можно задаться вопросом, с чего родители сейчас так стонут, что первоклашкам много задают и они делают уроки по 34 часа? Не знаю.

    Ну и напоследок: именно, в частности, эти дети, которые пошли в школу в 1930 году и учились по тем задачникам, вынесли на своих плечах войну и победили самого страшного врага в истории. И именно они после войны заново отстроили советскую страну, которая сейчас известна как Россия, вытащили её на недосягаемую сегодня высоту и, можно сказать, оставили в наследство всё, что у вас есть.

    Комментарий

    • Pioneer
      Скрипач не нужен

      • 26 May 2009
      • 2517

      #3
      Особенно умиляют, конечно, юные безбожники

      Комментарий

      • nash2012
        Ветеран

        • 01 September 2009
        • 2011

        #4
        Сообщение от Pioneer
        ...Ну и напоследок: именно, в частности, эти дети, которые пошли в школу в 1930 году и учились по тем задачникам, вынесли на своих плечах войну и победили самого страшного врага в истории. И именно они после войны заново отстроили советскую страну, которая сейчас известна как Россия, вытащили её на недосягаемую сегодня высоту и, можно сказать, оставили в наследство всё, что у вас есть.
        Это что?! Намекаем?! Кому, типа, выгодно?

        Комментарий

        • Pioneer
          Скрипач не нужен

          • 26 May 2009
          • 2517

          #5
          Сообщение от nash2012
          Это что?! Намекаем?! Кому, типа, выгодно?
          Да что ты, как можно!?
          Все равно их всех через 7 лет расстреляли.

          Комментарий

          • Lupus est
            Участник с неподтвержденным email

            • 21 December 2010
            • 1038

            #6
            Вообще-то нынешний 1-ый класс не соответсвует тогдашнему 1-ому классу. Сейчас с 6 (а то и с 5) в школу идут. И учатся 11 лет. Начальная школа сейчас 4 года вместо 3-х.

            Комментарий

            • Pioneer
              Скрипач не нужен

              • 26 May 2009
              • 2517

              #7
              Сообщение от Lupus est
              Вообще-то нынешний 1-ый класс не соответсвует тогдашнему 1-ому классу. Сейчас с 6 (а то и с 5) в школу идут. И учатся 11 лет. Начальная школа сейчас 4 года вместо 3-х.
              Да дело не в соответствии даже, дело в формулировках задач. Посмотри, там же цикл задач в главе - это фактически целая история, законченный информационный блок, со сквозными персонажами, с реальными жизненными ситуациями, с интересными фактами.

              У меня брат младший - сейчас в 6 классе, так что я можно сказать все это заново прохожу, иногда подходит с учебником по математике - и хочется автору этим учебником по голове надавать.

              Комментарий

              • Lupus est
                Участник с неподтвержденным email

                • 21 December 2010
                • 1038

                #8
                Сообщение от Pioneer
                Да дело не в соответствии даже, дело в формулировках задач. Посмотри, там же цикл задач в главе - это фактически целая история, законченный информационный блок, со сквозными персонажами, с реальными жизненными ситуациями, с интересными фактами.
                Ну. Я бы не сказал что прям все так захватывающе и интересно.
                Поживее чем в современном учебнике.

                У меня брат младший - сейчас в 6 классе, так что я можно сказать все это заново прохожу, иногда подходит с учебником по математике - и хочется автору этим учебником по голове надавать.
                У мну ребенок младший тоже в 6-ом классе. Единственное что могу сказать - нас так не мучали. Не задачи, а гробы какие-то.

                Комментарий

                • Полковник
                  Ветеран

                  • 14 September 2005
                  • 18241

                  #9
                  Сообщение от Lupus est
                  Не задачи, а гробы какие-то.
                  Типа - "Сели на воду три воробья. Один воробей улетел. Сколько осталось?"

                  .
                  "Давайте учиться иметь свое мнение, давайте не будем повторять чужое."
                  Виктор Суворов

                  Комментарий

                  • Modern
                    (^_^)'

                    • 23 July 2010
                    • 748

                    #10
                    Сообщение от Полковник
                    Типа - "Сели на воду три воробья. Один воробей улетел. Сколько осталось?"

                    .
                    1. У стола отпилили один угол. Сколько углов у него теперь? А сколько углов будет, если отпилить два, три, четыре угла?

                    если стол бы четырехугольный (что не очевидно), то конечно стало пять. Или четыре. В зависимости от линии, по которой резали. И в предположение, что отпиливается прямым резом, а не фигурным выпиливанием. Если отпилить еще угол то смотря какой и опять же смотря по какой линии.

                    В общем, задача плохая, слишком много умолчаний в условии

                    2. В тарелке лежали три морковки и четыре яболка. Сколько фруктов было в тарелке?

                    ну, что такое "фрукт" биологи до сих пор четкого определения не дали, а если по магазинному так 4 яблока. Вот если яболко не опечатка, тогда не знаю, фрукт ли это.

                    3. В люстре горело пять лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек осталось в люстре?

                    отличная задача. лампочек, ясен барабан, осталось пять (в задаче же ничего не сказано о том, что их вывернули).

                    4. У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы?

                    Биологических два. Юридически тоже. А считает ли она свое зверье детьми (пусть приемными) вопрос отдельный.

                    5. В коридоре стоят 8 башмаком. Сколько детей играет в комнате?

                    мда а сколько детей сидит в сортире? без знания этого задача не решается. Можно предположить, что не больше 4х, если исключить возможность, что ктото пришел босиком или поперся в комнату в обуви.

                    6. У нескольких столов 12 ножек. Сколько всего столов в комнате?

                    очевидно несколько.

                    7. Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего Возле дома моего?

                    ну если поскольку способность летать еще не делает ужа птицей (может его просто сильно и метко бросили), то птиц 4ре. Но вот сколько из них село возле дома неочевидно.

                    8. Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось?

                    один остался. который улетел. остальные утонули.

                    9. Катится по столу колесо разноцветное: один угол у него красный, другой зеленый, третий желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет будет виден?

                    угол, я надеюсь, у стола.
                    а колесо разноцветное
                    ответ: откуда я знаю?

                    10. На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книжек она прочитает?

                    ну кто же ее знает. не больше 4х. Может она не все читать будет.

                    11. Мама уронила поднос, на котором стояли 2 чашки с цветочками, 2 в горошек и 2 с ягодками. Сколько теперь стало чашек?

                    зависит от мягкости пола (или на что она их уронила) и прочности чашек

                    12. На дубе три ветки, на каждой три яблока. Сколько всего яблок?

                    сколько всего или сколько на дубе? на дубе девять. А всего яблок их мнооого

                    13. Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?

                    куда вывел? на прогулку?
                    много наверное. если они его настолько достали.

                    14. Один банан падает с елки каждые 5 минут. Сколько их упадет за один час?

                    ну это очевидно 12
                    мало ли кто на елке с мешком бананов сидит.

                    15. По двору гуляли петух и курица. У петуха 2 ноги, а у курицы 4. Сколько ног гуляло по двору?

                    смотря как ноги у курицы растут и смотря что считать гуляющей ногой. Может они у нее кверху торчат, а гуляет она брюхом по земле, пресмыкаясь аки гад ползающий Тогда ногу гуляющей считаем или нет?

                    16. На столе стояло 5 стаканов ягод. Миша съел один и поставил его на стол.
                    Сколько стаканов стоит на столе?
                    так съел или поставил?
                    если съел то 4. если не стал есть и поставил, то пять.

                    17. На Машином платье были вышиты три вишни и два яблока. Съели одну вишню и два яблока. Сколько фруктов осталось?

                    На платье осталось вышито 5 изображений фруктов (если вишня фрукт, тут тоже есть путаница). А фруктов осталось на три меньше, чем было.
                    Суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано. (с) Н. Некрасов
                    Мудрец избегает всякой крайности.
                    (с) Лао-Цзы

                    Комментарий

                    • Полковник
                      Ветеран

                      • 14 September 2005
                      • 18241

                      #11
                      Сообщение от Modern
                      ...
                      Это из учебников, я знаю... особенно мне понравились летающие ужи и четырёхногие куры...


                      Но, согласитесь, что и такие задачки - развитие для ума.

                      ПС:
                      Вот ещё одна:
                      - На складе было десять больших колёс и восемнадцать маленьких. Сколько велосипедов можно из них сделать?

                      Ясно что речь про детские трёхколёсные велосипеды у которых одно большое впереди с педалями, и два маленьких сзади.
                      Казалось бы - ответ = 9.
                      А вот фиг - одних только колёс недостаточно. Нужны рама, руль, педали, седло, гайки с болтами...

                      .
                      "Давайте учиться иметь свое мнение, давайте не будем повторять чужое."
                      Виктор Суворов

                      Комментарий

                      • Полковник
                        Ветеран

                        • 14 September 2005
                        • 18241

                        #12
                        Сообщение от Modern
                        9. Катится по столу колесо разноцветное: один угол у него красный, другой зеленый, третий желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет будет виден?

                        угол, я надеюсь, у стола.
                        а колесо разноцветное
                        ответ: откуда я знаю?
                        Если колесо катится достаточно быстро, если углы нарисованы на колесе, если интенсивность красного и зелёного одинакова, то будет виден только жёлтый цвет.
                        Смешение красного и зелёного = жёлтый.

                        В остальных случаях = "откуда я знаю?"

                        .
                        "Давайте учиться иметь свое мнение, давайте не будем повторять чужое."
                        Виктор Суворов

                        Комментарий

                        • ИлюхаМ
                          Ветеран

                          • 22 March 2009
                          • 5337

                          #13
                          Сообщение от Полковник
                          Смешение красного и зелёного = жёлтый.
                          Вы ничего не перепутали?
                          http://ru-antireligion.livejournal.com/ рупор антирелигиозного рунета, лулзы обеспечены.

                          Комментарий

                          • Полковник
                            Ветеран

                            • 14 September 2005
                            • 18241

                            #14
                            Сообщение от ИлюхаМ
                            Вы ничего не перепутали?
                            object.ForeColor=RGB(255,255,0) - на экране жёлтый цвет.
                            Первая циферка - интенсивность красного, вторая - зелёного, третья - синего. При равной интенсивности RG получается строго жёлтый.

                            .
                            "Давайте учиться иметь свое мнение, давайте не будем повторять чужое."
                            Виктор Суворов

                            Комментарий

                            • ИлюхаМ
                              Ветеран

                              • 22 March 2009
                              • 5337

                              #15
                              Сообщение от Полковник
                              object.ForeColor=RGB(255,255,0) - на экране жёлтый цвет.
                              Первая циферка - интенсивность красного, вторая - зелёного, третья - синего. При равной интенсивности RG получается строго жёлтый.

                              .
                              Да, точно, затупил.
                              http://ru-antireligion.livejournal.com/ рупор антирелигиозного рунета, лулзы обеспечены.

                              Комментарий

                              Обработка...