Доказательство критичности нашего времени

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Божий раб
    Завсегдатай

    • 25 September 2006
    • 854

    #1

    Доказательство критичности нашего времени

    Предлагаемая научная работа, на первый взгляд, казалось бы, далека от христианства и проблем веры и спасения души.
    Однако на самом деле автор, сам не зная того, делает выводы прямо относящиеся к тому, что описано в Святом Писании. И эти выводы как раз свидетельствуют о критичности нашего времени, о единстве общества людей как одного глобального организма, о том, что человечество стоит на пороге какого-то потрясающего изменения ВСЕЙ системы роста населения , и что причины происходящего следует искать в духовном, а не материальном.
    И так
    МОДЕЛЬ РОСТА НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ
    И
    ПРЕДВИДИМОЕ БУДУЩЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
    С.П. Капица
    Институт физических проблем РАН, Москва
    ( выдержки из работы)
    Цель работы состоит в количественном и междисциплинарном исследовании роста населения Земли как эволюционирующей динамической системы. В настоящее время образ все возрастающего и безудержного роста населения, если его наивно экстраполировать в будущее, приводит к тревожным прогнозам и даже апокалиптическим сценариям глобального будущего человечества. Однако, существенно то, что ныне человечество переживает демографический переход.


    Этот общий для всех стран исторический переворот состоит в начальном резком возрастании скорости роста популяции страны, сменяющегося затем столь же стремительным ее уменьшением, после чего население стабилизируется в своей численности. Результатом этой революции станет новый режим развития человечества.
    Именно взаимосвязанность и взаимозависимость современного человечества, обусловленная транспортными и торговыми связями, миграционными и информационными потоками, объединяют всех в целое и дают неоспоримые возможности рассматривать сегодня мир, как глобальную систему.
    Смысл этой основной гипотезы состоит в том, что утверждается постоянство относительной скорости роста системы. Это своего рода принцип инерции развития системы, и в этом случае можно показать, что рост должен описываться степенным законом.
    Степенной закон был обнаружен рядом авторов (Маккендрик, Форстер, Хорнер), которые, обработав данные за несколько веков, предлагали эмпирическую формулу роста:
    где С = 200 миллиардов - постоянная с размерностью [человек годы], а время Т выражено в годах от Р.Х. Эта формула с удивительной точностью описывает рост населения Земли в течение сотен и даже многих тысяч лет. Та же формула независимо была получена и автором. Однако мы это выражение будем рассматривать как выражение, математически и физически корректно описывающее процесс самоподобного развития, следующий гиперболическому закону. Рост, известный в физике как режим с обострением, каким нам и представляется демографический взрыв [9,10].
    Несмотря на то, что выражение (1) имеет необходимые свойства и хорошо согласуется с данными демографии, тем не менее, ( как полагает автор) эта формула ограничена областью, где она применима.
    Во-первых, по мере приближения к 2025 году население мира будет стремиться к бесконечности и одно это обстоятельство исключало серьезное к ней отношение, хотя это уже указывало на критический характер нашего времени.
    Во-вторых, и в далеком прошлом получается столь же абсурдный результат, поскольку при сотворении Вселенной 20 миллиардов лет тому назад должно было уже существовать 10 человек - космологов, несомненно, обсуждавших все величие происходящего!
    Первая - наиболее продолжительная эпоха А антропогенеза, начинается с линейного роста, переходящего затем в гиперболический режим эпохи В, которая завершается взрывным развитием и режимом с обострением. В результате в течении эпохи С происходит стабилизация населения мира, отказ от роста и переход к совершенно иной парадигме развития человечества.Из-за введения t значение критического года перехода T1 сдвигается от 2025 года к 2000 году. Само же значение t = 45 годам, весьма удовлетворительно отражает некоторую среднюю временную характеристику жизни человека, хотя это число получено из обработки демографических данных как глобальная характеристика демографического процесса, а не привнесена из опыта жизни, которому она вполне отвечает.
    В развитой нами теории [1] основной динамической характеристикой системы становится безразмерная константа К = 62 000. Как большой параметр нашей модели его значительная величина приводит к высокой эффективности асимптотических методов. Этот параметр определяет все соотношения в результатах расчетов и является также масштабом численности группы людей, определяющей коллективный характер того взаимодействия, которым описывается рост. Поэтому числами такого порядка характеризуется оптимальный масштаб города или района большого города, а в популяционной генетике подобными числами характеризуется численность устойчиво существующего вида. Таким образом, величина K связана с рядом явлений, в которых проявляются кооперативные свойства человека в природе и обществе.
    Скорость роста всецело зависит от состояния системы в данный момент, равное квадрату населения мира, которое дает меру сетевой сложности динамической системы. Но это можно рассматривать и как много-частичное коллективное взаимодействие между всеми составляющими, входящие в систему человечества, взаимодействие хорошо известное в физике.
    Такой подход к описанию роста и развития человечества требует не только обоснования, но и известных усилий со стороны тех, кто мало знаком с такими общими методами, развитыми в теоретической физики. Подход, который может показаться отвлеченным и формальным. Трудность связана, в первую очередь, с необходимостью отказа от редукционизма - стремлением все представлять в виде результата действия элементарных факторов и прямых причинно-следственных связей. Именно взаимозависимость, нелинейность сильно связанных событий и механизмов заставляет искать системные - интегративные - принципы для описания поведения сложной системы в течение длительных промежутков времени и на большом пространстве. Заметим, что квадратичный рост не аддитивен и не линеен, и его нельзя применять для отдельной страны или региона, а только для всего населения планеты.
    Смысл закона квадратичного роста состоит в том, что развитие самоускоряется, и каждый следующий шаг использует все ранее накопленное человечеством, в первую очередь информацию, которая, несомненно, играет основную роль в таком процессе. При обмене и распространении информации происходит ее необратимое умножение, в отличие от эквивалентного обмена ценностями в экономике, когда их общее число сохраняется, а сам обмен обратим. Это хорошо выражено в анекдоте о том, как два человека обмениваются идеями, и у каждого при этом прибавляется по идее!
    Распространение и передача путем необратимой цепной реакции информации - технологий и знаний, обычаев и культуры, религии и, наконец, науки есть то, что качественно отличает человека и человечество в нашей эволюции.
    Таким путем именно коллективный опыт, пропорциональный информационному взаимодействию всех людей, и который математически выражается в виде квадратичной зависимости от их общего числа, передается как следующему поколению, так и распространяется вширь и служит основой роста при его синхронизации в пространстве.
    Квадратичное развитие настолько медленно в начале, что к нему следует добавить линейную часть, с тем, чтобы описать рост при малых N. Так, например, в химической кинетике вводится время инициации бимолекулярных химических реакций. В дальнейшем, в эпоху B, квадратичный рост происходит намного быстрее, чем линейного и любого экспоненциального роста, поскольку гиперболический рост ведет к бесконечности в конечное время T1.
    Мы также видим, что скорость гиперболического роста не зависит явно от внешних условий. Она определена только собственными системными характеристиками - параметрами K и t. Тогда же, когда скорость прироста на протяжении поколения или характерного времени t становится сравнимой с самой численностью населения мира, самоподобие роста нарушается и возникает критический переход к другому закону роста, переход к стабилизирующейся численности населения Земли.
    Именно в этом следует видеть внутреннюю, системную природу демографического перехода.
    Демографический переход, несомненно, представляет собой самое существенное событие в истории человечества с момента появление наших далеких предков 1 - 2 миллиона лет тому назад, когда в эволюции жизни на Земле произошло, по причинам малопонятным, появление человека одаренного разумом. Именно разум и сознание привело к исключительному, взрывному, росту числа людей на Земле. Теперь же, в результате глобального ограничения механизма развития, рост внезапно прекратился, принципиально изменяя все аспекты нашей жизни.
    Продолжительность перехода, при котором население Земли утроится, занимает всего 2t = 90 лет, однако за это время, составляющее 1/50 000 всей истории человечества, произойдет коренное изменение характера его развития. Тем не менее, несмотря на краткость перехода, это время переживет 1/10 всех людей, когда-либо живших.
    Острота перехода в полной мере обязана синхронизации процессов развития, и тому сильному взаимодействию, которое осуществляется в мировой демографической системе, что служит неоспоримым примером глобализации, как процесса, охватывающие все население нашей планеты. Однако модель указывает, что человечество всегда, с самого начала росло и развивалось как глобальная система, охваченная общим информационным взаимодействием.
    В настоящее время именно ударность, обостренность перехода, когда его характерное время оказывается меньше средней продолжительности жизни в 70 лет, приводит к нарушению длительных, выработанных за тысячелетия нашей истории модели роста. Сегодня принято говорить, что связь времен нарушается. В этом можно видеть проявление представлений о неравновесности процесса роста, ведущей к неустроенности жизни, характерных для нашего времени стрессов. Это находит выражение в кризисе сознания, начиная отдельной личности и семьи до уровня общественного сознания стран и империй.
    Последний раз редактировалось Божий раб; 01 November 2010, 09:52 AM.
  • Божий раб
    Завсегдатай

    • 25 September 2006
    • 854

    #2
    Продолжение темы.

    Эти кризисные явления видны в распаде структур, которые формировались и существовали веками, а теперь исчезают за десятилетия, следуя темпу сжатия исторического времени. Неустроенность и отсутствие времени на то, что закрепляется в области культуры традицией, несомненно, отражено в распаде морали, искусстве и идеологиях нашего времени. Иными словами, как и в мире компьютеров, наше 'программное обеспечение' не поспевает в своем развитии за техникой. Так культура не поспевает за цивилизацией.
    Наиболее существен вывод о стабилизации населения мира после демографического перехода. В свете представленной модели это следует из-за перехода от одного типа развития - гиперболического роста в течение эпохи B и режима с обострением - к стабилизированному режиму эпохи C, как следствие тех системных динамических и статистических закономерностей, которые лежат в основе самоорганизации развития. Анализ показывает, что в предположении неизменности механизма развития, стабилизированный рост после перехода асимптотически устойчив. Однако каким будет развитие в эту принципиально новую историческую эпоху, представляется как основная проблема, стоящая перед человечеством и должна быть в центре внимания при мыслях о будущем.
    Существенным результатом теории роста стало представление об изменении течения времени - его сокращения по мере развития системы и давно известное историкам и философам. Изменение масштаба времени, происходящее по мере роста человечества легко представить математически. Сжатие системного времени в сотни и тысячи раз лучше всего видно, если крупные исторические периоды представить в логарифмическом масштабе. Наблюдения антропологов и традиции историков четко намечают рубежи эпох, равномерно разделяющие в логарифмическом масштабе время от T0 = 4 - 5 миллиона лет тому назад до T1 = 2000. С той точностью, которую можно ожидать, эта периодизация соответствует тому, что каждый следующий цикл короче предшествующего в 2,5 - 3 раза и ведет к увеличению численности во столько же раз. Если мы обратимся к формуле для числа людей, когда-либо живших, то в эпоху B в каждый из ln K = 11 периодов жило по 2,25K2 = 9 миллиардов людей. В это время сама продолжительность демографических циклов изменялась от 1 миллиона до 45 лет, а DP = 9 миллиардов выступает как циклический инвариант системного роста.
    Сжатие исторического времени можно распространить и на оценку длительности крупных исторических процессов. Так, следуя историку Гиббону, упадок и разложение Римской Империи продолжалось 1,5 тысячи лет. В наше же время нынешние империи создавались за века и распадаются за десятилетия.
    В настоящее время происходит завершение целой эпохи роста и смена парадигмы развития человечества. Демографический переход, как следствие предела сжатие исторического времени следует, поэтому, рассматривать как важнейший рубеж во всей истории человечества.
    Рост, описываемый кооперативным взаимодействием, включающий все виды человеческой деятельности по существу учитывает и развитие науки и техники, как системного фактора - развитие, которое принципиально не выделяет наше время по сравнению с прошлым. Такое влияние новых технологий происходило на всем протяжении прошлого человечества и именно такими этапами отмечены, например, эпохи Каменного века. Тот же процесс, только в большем темпе происходит и сегодня. Поэтому, принимая закон развития неизменным, что видно по неизменности роста населения мира до демографического перехода, следует полагать, что не исчерпание ресурсов, перенаселение или развитие науки и медицины станут определяющим в изменении алгоритма роста. Его изменение определяется не граничными условиями, а внутренними причинами, в первую очередь - ограниченной скоростью роста.
    Таким образом, заключение, к которому приводит теория, состоит в общей независимости глобального роста от внешних условий - вывод, находящийся в противоречии с традиционными и общепринятыми мальтузианскими представлениями
    Однако наша модель парадоксально указывает на глобальную независимость развития в течение всей истории от внешних ресурсов. Развитие, при котором темп роста всецело зависит от внутренних свойств системы, а не внешних факторов. Это обстоятельство позволяет сформулировать, в отличие от популяционного принцип Мальтуса, принцип демографического императива.
    Модель предлагает феноменологическое, макроскопическое описание явлений, в основе которого лежит представление о кооперативном взаимодействии, включающем все процессы культурной, экономической, технологической, социальной, и биологической природы, и приводящем к самоускоренному гиперболическому росту. Это взаимодействие, несомненно, связано с сознанием, качественно отличающее человечество от животного мира и обязано передаче информации, культуре как фактора развития, происходящей между поколениями, так и ее распространению во всем пространстве ойкумены. Последнее обстоятельство приводит к синхронизации глобального развития, наблюдаемом на всем протяжении истории и предыстории человечества.
    можно утверждать, что в масштабе глобальной истории, той, что Фернан Бродель называл тотальной истории, развитие устойчиво и детерминировано. И только по мере уменьшения пространственного и временного масштаба наступают явления хаоса, как их понимает в синергетике. Анализ показывает, что человечество ныне проходит критическую эпоху смены парадигм развития, никогда прежде им не переживавшуюся. В конце обширной эпохи взрывного роста, в критические годы демографической революции историческое время развития сжато в исключительно короткий интервал, что привело к разрушению исторически сложившихся связей. Эти представления имеют большое значение для понимания экономики развития, перехода от парадигмы баланса и равновесия к неравновесной эволюции. Долгое время экономика основывалась на предположении о медленном, равновесном и, в принципе, обратимом обмене. В настоящее время именно неравновесные процессы приводят не только к общему росту, но нарастанию неравномерностей развития. Поэтому модель квадратичного роста, неравновесного и необратимого, в основе которой лежит обобщенная информация, являющаяся главным фактором роста на всем протяжении роста человечества, приобретает особое значение для понимания экономического развития. Недаром к этому подходу привлечено внимание экономистов в итоговом выпуске журнала "Вопросы экономики" [19]. В этой связи обратим внимание на симптоматичное замечание Фукуяма: "Непонимание того, что основы экономического поведения лежат в области сознания и культуры приводит к тому распространенному заблуждению, при котором материальные причины приписывают тем явлениям в обществе, которые по своей природе в основном принадлежат области духа."
    Демографический анализ мирового развития дает глобальную перспективу видения - картину, которую можно считать метаисторической, находящейся над историей по широте и времени охвата.
    Происхождение и смысл универсального информационного взаимодействия ставит общие проблемы природы сознания человека и еще менее понятном явлении, как сознании общества. Возможно, оно связано с понятием ноосферы, введенного В.И. Вернадским и Тейар де Шарденом, которая, быть может, и определяют развитие человечества в целом.
    Последний раз редактировалось Божий раб; 01 November 2010, 09:54 AM.

    Комментарий

    Обработка...