Самая, на мой взгляд, любопытная часть статьи "Нейрональные субстраты религиозного опыта" официального журнала Американской психоневрологической ассоциации (1997, часть 9, номер 3, специальный выпуск: нейропсихиатрия лимбических и подкорковых расстройств. стр. 498 - 510). Некоторых малоизвестных религиозных личностей из списка я вынул, полный список (как и полный текст статьи) смотрите в инете. Интересно узнать, что на эту тему думают верующие и неверующие. Итак...
1. Св. Павел. (?-65 н.э.)
Описание приступа: Обращение по дороге в Дамаск: внезапный яркий свет, падение на землю, голос Христа, слепота на 3 дня с невозможностью приема пищи. Экстатические явления.
Частота приступов: неизвестна.
Вероятность эпилепсии: +.
Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги, психогенная слепота, ожоги роговицы/радужки, вертебробазилярная ишемия, оципитальная контузия, молниеносный инсульт, отравление дигиталисом, кровотечение в стекловидное тело, редкая форма мигрени. Высока вероятность наличия экстатической ауры, межприступного гиперморализма, гиперрелигиозности и гиперграфии.
Религиозная роль: один из основателей католической церкви.
2. Мухаммед (570- 632)
Описание приступа: бледность, слабость, падение, профузный пот, визуальные и слуховые галлюцинации.
Частота приступов: как минимум несколько раз.
Вероятность эпилепсии: +
Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги.
Религиозная роль: основатель ислама.
3. Margery Kempe (1373-1438)
Описание приступа: крики, падение с судорожными движениями, цианоз, тошнота, психотическое поведение.
Частота приступов: частые.
Вероятность эпилепсии: +.
Дифференциальный диагноз: эпилепсия, межприступный психоз, истерия, мигрень.
Религиозная роль: влиятельный христианский мистик и биограф.
4. Janna d'Ark. (1412-1431)
Описание приступа: "Я услышала этот Голос (ангела)... сопровождаемый также... великим светом... нет такого дня, когда я не слышу этот голос и я сильно нуждаюсь в нем".
Частота приступов: как минимум каждый день во время пленения и экзекуции в 1431.
Дифференциальный диагноз: экстатические парциальные судороги и мусционогенная эпилепсия. Внутричерепная тудеркулома.
Религиозная роль: глубинные верования мотивировали французов на подвиги при защите Орлеана.
5. Св.Екатерина. (1447-1510)
Описание приступа: Крайние ощущения тепла и холода, тремор всего тела, преходящая афазия, автоматизм, чувство пассивности, гиперистерия, регрессия в воспоминания детства, диссоциация, снохождение, преходящая слабость, внушаемость, невозможность открытия глаз.
Частота приступов: неизвестна.
Вероятность эпилепсии: +.
Дифференциальный диагноз: Комплексные парциальные судороги, истерия.
Религиозная роль: христианский мистик.
6. Св.Тереза. (1515-1582)
Описание приступа: видения, хронические головные боли, потери сознания, прикусывание языка.
Частота приступов: один большой приступ, частые головные боли.
Вероятность эпилепсии: + +.
Религиозная роль: католическая святая.
7. Св.Екатерина (dei Ricci) (1522-1590)
Описание приступа: потери сознания, галлюцинации.
Частота приступов: каждый четверг в полдень с выходом из приступа в пятницу в 16:00.
Вероятность эпилепсии: +.
Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги.
Религиозная роль: католическая святая
8. Emmanuel Svedenborg (1688-1772)
Описание приступа: острый психоз, пена изо рта, обонятельные, вкусовые и соматические галлюцинации, экстатическая аура, падение, потеря сознания, судороги, голоса, послеприступный транс.
Частота приступов: повторяющиеся.
Вероятность эпилепсии: + +.
Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги, мания, шизофрения.
Религиозная роль: известный мистик, основатель новой иерусалимской церкви.
9. Joseph Smith (1805-1844)
Описание приступа: остановка речи, страх, "столб света", голоса, "когда я пришел в себя... я обнаружил себя лежащим на спине и смотрящим в небеса".
Частота приступов: один приступ при обращении.
Вероятность эпилепсии: +.
Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги.
Религиозная роль: основатель религии мормонов.
10. Св.Тереза (of Lisieux) (1873-1897)
Описание приступа: сильная дрожь, визуальные галлюцинации, "повреждения вихрем огня", мистические обращения.
Частота приступов: несколько приступов после 9 лет.
Вероятность эпилепсии: + +.
Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги.
Религиозная роль: католическая святая.
Исторические религиозные личности с подозрением на эпилепсию
1. Св. Павел. (?-65 н.э.)
Описание приступа: Обращение по дороге в Дамаск: внезапный яркий свет, падение на землю, голос Христа, слепота на 3 дня с невозможностью приема пищи. Экстатические явления.
Частота приступов: неизвестна.
Вероятность эпилепсии: +.
Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги, психогенная слепота, ожоги роговицы/радужки, вертебробазилярная ишемия, оципитальная контузия, молниеносный инсульт, отравление дигиталисом, кровотечение в стекловидное тело, редкая форма мигрени. Высока вероятность наличия экстатической ауры, межприступного гиперморализма, гиперрелигиозности и гиперграфии.
Религиозная роль: один из основателей католической церкви.
2. Мухаммед (570- 632)
Описание приступа: бледность, слабость, падение, профузный пот, визуальные и слуховые галлюцинации.
Частота приступов: как минимум несколько раз.
Вероятность эпилепсии: +
Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги.
Религиозная роль: основатель ислама.
3. Margery Kempe (1373-1438)
Описание приступа: крики, падение с судорожными движениями, цианоз, тошнота, психотическое поведение.
Частота приступов: частые.
Вероятность эпилепсии: +.
Дифференциальный диагноз: эпилепсия, межприступный психоз, истерия, мигрень.
Религиозная роль: влиятельный христианский мистик и биограф.
4. Janna d'Ark. (1412-1431)
Описание приступа: "Я услышала этот Голос (ангела)... сопровождаемый также... великим светом... нет такого дня, когда я не слышу этот голос и я сильно нуждаюсь в нем".
Частота приступов: как минимум каждый день во время пленения и экзекуции в 1431.
Дифференциальный диагноз: экстатические парциальные судороги и мусционогенная эпилепсия. Внутричерепная тудеркулома.
Религиозная роль: глубинные верования мотивировали французов на подвиги при защите Орлеана.
5. Св.Екатерина. (1447-1510)
Описание приступа: Крайние ощущения тепла и холода, тремор всего тела, преходящая афазия, автоматизм, чувство пассивности, гиперистерия, регрессия в воспоминания детства, диссоциация, снохождение, преходящая слабость, внушаемость, невозможность открытия глаз.
Частота приступов: неизвестна.
Вероятность эпилепсии: +.
Дифференциальный диагноз: Комплексные парциальные судороги, истерия.
Религиозная роль: христианский мистик.
6. Св.Тереза. (1515-1582)
Описание приступа: видения, хронические головные боли, потери сознания, прикусывание языка.
Частота приступов: один большой приступ, частые головные боли.
Вероятность эпилепсии: + +.
Религиозная роль: католическая святая.
7. Св.Екатерина (dei Ricci) (1522-1590)
Описание приступа: потери сознания, галлюцинации.
Частота приступов: каждый четверг в полдень с выходом из приступа в пятницу в 16:00.
Вероятность эпилепсии: +.
Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги.
Религиозная роль: католическая святая
8. Emmanuel Svedenborg (1688-1772)
Описание приступа: острый психоз, пена изо рта, обонятельные, вкусовые и соматические галлюцинации, экстатическая аура, падение, потеря сознания, судороги, голоса, послеприступный транс.
Частота приступов: повторяющиеся.
Вероятность эпилепсии: + +.
Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги, мания, шизофрения.
Религиозная роль: известный мистик, основатель новой иерусалимской церкви.
9. Joseph Smith (1805-1844)
Описание приступа: остановка речи, страх, "столб света", голоса, "когда я пришел в себя... я обнаружил себя лежащим на спине и смотрящим в небеса".
Частота приступов: один приступ при обращении.
Вероятность эпилепсии: +.
Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги.
Религиозная роль: основатель религии мормонов.
10. Св.Тереза (of Lisieux) (1873-1897)
Описание приступа: сильная дрожь, визуальные галлюцинации, "повреждения вихрем огня", мистические обращения.
Частота приступов: несколько приступов после 9 лет.
Вероятность эпилепсии: + +.
Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги.
Религиозная роль: католическая святая.
Комментарий