Может ли атеист быть виталистом, а верующий механицистом?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • renderator
    Ветеран

    • 01 August 2006
    • 1202

    #1

    Может ли атеист быть виталистом, а верующий механицистом?

    Вопрос назрел из темы "Душа кибога". Собственно суть вопроса в заголовке темы.
    1
    Если эта надпись уменьшается, значит кто-то уносит твой монитор=)
  • ~Chess~
    автор проекта 5vo.ru

    • 07 May 2004
    • 5273

    #2
    Может ли атеист быть виталистом, а верующий механицистом?

    На счет первого не скажу, - от атеистов можно всякого ожидать; а вот механицистами являются, например, деисты.
    Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

    Комментарий

    • renderator
      Ветеран

      • 01 August 2006
      • 1202

      #3
      Сообщение от ~Chess~
      Может ли атеист быть виталистом, а верующий механицистом?

      На счет первого не скажу, - от атеистов можно всякого ожидать; а вот механицистами являются, например, деисты.
      А доказательства?
      Если эта надпись уменьшается, значит кто-то уносит твой монитор=)

      Комментарий

      • ~Chess~
        автор проекта 5vo.ru

        • 07 May 2004
        • 5273

        #4
        Доказательства предоставляет толковый словарь. Деизм сочетает в себе веру в Бога и Его полное невмешательство в дела природы.
        Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

        Комментарий

        • renderator
          Ветеран

          • 01 August 2006
          • 1202

          #5
          Сообщение от ~Chess~
          Доказательства предоставляет толковый словарь. Деизм сочетает в себе веру в Бога и Его полное невмешательство в дела природы.
          Chess, Вы меня надули наглым образом. Специально порылся в толковых словарях, ни о каком Боге и его невмешательстве в определении витализма/механицизма не говорится. Это совсем другая история. Здесь речь идёт только о душе.

          ВИТАЛИЗМ - от лат. vitalis - жизненный, живой.
          - учение о качественном отличии живой природы от неживой, о принципиальной несводимости жизненных процессов к силам и законам неорганического мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.
          Естественно-научный витализм противостоит механицизму, согласно которому жизненные процессы без остатка разложимы на силы и факторы неживой природы. Основные принципы, отставиваемые витализмом , - целесообарзность, нерасчленимость и "немашинность" развития и поведения систем.
          Наиболее полно система витализма изложена Дришем. Согласно Дришу, в процессе развития происходит переход интенсивного (непространственного) разнообразия в экстенсивное. Этот переход свойственен только живым системам и осуществляется под действием специфически витального фактора - энтелехии. Живым организмам присуща "целостная причинность", тогда как неживым телам - "причинность элементов".
          Витализм оказал влияние на некоторые отрасли биологии и психологии (теория морфогенетических полей в эмбриологии, гештальтпсихология), а также породил ряд течений (органицизм, холизм и др.). Сильной стороной витализма была критика механистических взглядов на биологическую причинность. Некоторые высказывания виталистов предвосхитили современные взгляды на генерацию и накопление информации в живых системах, на иерархию уровней организации. С утверждением в науке более широких, немеханистических взглядов на причинность и с развитием системного подхода витализм утратил влияние.
          Если эта надпись уменьшается, значит кто-то уносит твой монитор=)

          Комментарий

          • ~Chess~
            автор проекта 5vo.ru

            • 07 May 2004
            • 5273

            #6
            Сообщение от renderator
            Chess, Вы меня надули наглым образом. Специально порылся в толковых словарях, ни о каком Боге и его невмешательстве в определении витализма/механицизма не говорится.
            Я отвечал на вопрос: "Может ли верующий механицистом?". Деисты - верующие и, безусловно, механицисты.
            Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

            Комментарий

            • renderator
              Ветеран

              • 01 August 2006
              • 1202

              #7
              Сообщение от ~Chess~
              Я отвечал на вопрос: "Может ли верующий механицистом?". Деисты - верующие и, безусловно, механицисты.
              Почему деисты безусловно механицисты? Ничего о деизме в определении механицизма нет. Толковый словарь тут не причём.
              Если эта надпись уменьшается, значит кто-то уносит твой монитор=)

              Комментарий

              • ~Chess~
                автор проекта 5vo.ru

                • 07 May 2004
                • 5273

                #8
                Потому что все деисты, отрицая вмешательство Бога в жизнь естественно развивающейся Вселенной, абсолютизируют законы механики, т.е. являются механицистами. Обратное же заключение ошибочно, - не все механицисты - деисты.
                Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

                Комментарий

                • renderator
                  Ветеран

                  • 01 August 2006
                  • 1202

                  #9
                  Если Бог не вмешивается, это еще совсем не означает что возможен только механицизм. Витализм в таком случае тоже возможен. Механицизм не означает невмешательство Бога.
                  Если эта надпись уменьшается, значит кто-то уносит твой монитор=)

                  Комментарий

                  • filosa
                    Участник

                    • 02 September 2006
                    • 59

                    #10
                    ..Если выражаться как можно проще и короче без спецтерминов, то суть витализма и механицизма наглядно размежовывается в отношении к свободе выбора. Само явление выбора очевидно имеет бытие. Но механицизм не даёт ему и толики свободы, представляя незыблемой закономерностью, определённой функцией определённых параметров. То есть, в механицизме выбор всегда можно просчитать, а если нельзя, то только по причине не достаточной изученности всего множества параметров, входящих в функцию. А витализм выводит человеческий выбор за рамки той субстанции мироздания, которая подвержена абсолютной закономерности, и даёт реальное бытие ещё и другой субстанции, в которой имеет смысл понятие свободы, способной противостоять любой закономерности.
                    ..Человеческая душа это граница между телом, как источником субстанции закономерности, и духом, как источником субстанции свободы, разрушающей закономерность. Плоть и дух противостоят друг другу. Душа их поле боя. Но и механицист, отрицая субстанцию духа, пользуется ею. Только не имеет рефлексии увидеть и зафиксировать её бытие. Если механицист с собой честен и последователен в логике, то он неизбежно приходит к состоянию, названному экзистенциональный вакуум американским психиатром Виктором Франклом. Иначе, это понимание полной бессмысленности жизни. И как последний акт свободы, опровергающей эту бессмыслицу абсолютной закономерности, тяга к самоубийству.
                    ..Думаю, верующий человек не может иметь механиститческого мировоззрения. Иначе, ему нужно отказаться от абсолютных понятий духа и свободы, вечным первоисточником которых является по определению Бог. Сама субстанция закономерности, как творение, это результат свободы Духа Божьего. Хотя бывает и формальная вера, в угоду, например, какм-то социальным закономерностям. Тогда, наверно, возможно временное неустойчивое и напряжённое состояние души, пытающейся сочетать механистическое мировоззрение и веру Богу. Но ведь в Библии говорится, что истинное поклонение Богу не в букве и форме, а в духе.
                    ..Прошу прощения, если говорю что-то, уже обсуждавшееся, так как новичку трудно включиться в разговор, слишком долго догоняя и читая прошлые темы.

                    Комментарий

                    • renderator
                      Ветеран

                      • 01 August 2006
                      • 1202

                      #11
                      Сообщение от filosa
                      ..Если выражаться как можно проще и короче без спецтерминов, то суть витализма и механицизма наглядно размежовывается в отношении к свободе выбора. Само явление выбора очевидно имеет бытие. Но механицизм не даёт ему и толики свободы, представляя незыблемой закономерностью, определённой функцией определённых параметров. То есть, в механицизме выбор всегда можно просчитать, а если нельзя, то только по причине не достаточной изученности всего множества параметров, входящих в функцию. А витализм выводит человеческий выбор за рамки той субстанции мироздания, которая подвержена абсолютной закономерности, и даёт реальное бытие ещё и другой субстанции, в которой имеет смысл понятие свободы, способной противостоять любой закономерности.

                      Больше смахивает на детерминизм.
                      Сообщение от filosa
                      ..Думаю, верующий человек не может иметь механиститческого мировоззрения.

                      Тоже так думаю.
                      Если эта надпись уменьшается, значит кто-то уносит твой монитор=)

                      Комментарий

                      Обработка...