Позволю себе цитату из Д.Лихачева "Смех как мировоззрение".
"В древнерусском смехе есть одно загадочное обстоятельство: непонятно, каким образом в Древней Руси могли в таких широких масштабах терпеться пародии на молитвы, псалмы, службы, на монастырские порядки и т. п. Считать всю эту обильную литературу просто антирелигиозной и антицерковной мне кажется не очень правильным. Люди Древней Руси в массе своей были, как известно, в достаточной степени религиозными, а речь идет именно о массовом явлении. К тому же большинство этих пародий создавалось в среде мелких клириков.
В русской демократической сатире XVII в.: Служба кабаку, Праздник кабацких ярыжек, Калязинская челобитная, Сказание о бражнике мы можем найти пародии на церковные песнопения и на молитвы, даже на такую священнейшую, как Отче наш. И нет никаких указаний на то, что эти произведения запрещались. Напротив, некоторые снабжались предисловиями к благочестивому читателю.
"В древнерусском смехе есть одно загадочное обстоятельство: непонятно, каким образом в Древней Руси могли в таких широких масштабах терпеться пародии на молитвы, псалмы, службы, на монастырские порядки и т. п. Считать всю эту обильную литературу просто антирелигиозной и антицерковной мне кажется не очень правильным. Люди Древней Руси в массе своей были, как известно, в достаточной степени религиозными, а речь идет именно о массовом явлении. К тому же большинство этих пародий создавалось в среде мелких клириков.
В русской демократической сатире XVII в.: Служба кабаку, Праздник кабацких ярыжек, Калязинская челобитная, Сказание о бражнике мы можем найти пародии на церковные песнопения и на молитвы, даже на такую священнейшую, как Отче наш. И нет никаких указаний на то, что эти произведения запрещались. Напротив, некоторые снабжались предисловиями к благочестивому читателю.
Комментарий