Такая ли уж атеистка Валя-Валентина?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • shlahani
    христианин

    • 03 March 2007
    • 9820

    #1

    Такая ли уж атеистка Валя-Валентина?

    Т.Артемьева, "Загадка русской души, или Нужна ли нам вечная игла для примуса?"
    ссылка на статью

    Своеобразной «компенсацией» невозможности инфантицида в жизни является перенесение его в культурное пространство, например в литературу. Наиболее ярко это проявляется, когда смерть ребенка показана не для того, чтобы вызвать сочувствие к его страданиям, а для демонстрации некой отвлеченной идеи. «Невинными устами младенца» произносится та или иная значимая фраза и размягченный читатель воспринимает ее без всякой критики. «Литературный инфантицид» вырабатывает в данном случае неопровергаемый аргумент, обосновывающий истинность суждения. Архетипичность такого подхода хорошо видна на примере сравнения стихотворений «Смерть пионерки» Э.Г.Багрицкого (1932 г.) и «Умирающее дитя» А.С. Шишкова (1810 г.). Взаимно не обусловленные, разделенные более чем столетием, ориентированные на прямо противоположные мировоззренческие установки, они удивительно схожи. И в том и в другом умирающая девочка совершает некий Сакральный Жест, посрамляя этим недостаточную убежденность взрослых: «пионерка Валя» отвергает крест и отдает пионерский салют, а «малютка Лиза» совершает крестное знамение, упрекая мать в несовершенной вере. «Революционный» поэт Багрицкий и «консервативный», даже «реакционный» (в оценках своих современников) Шишков создают совершенно идентичные образы:

    «Смерть пионерки» «Умирающее дитя»
    Валя, Валентина
    Что с тобой теперь?
    Белая палата
    Крашеная дверь,
    Тоньше паутины
    Из-под кожи щек
    Тлеет скарлатины
    Смертный огонек...

    А внизу склоненная
    Изнывает мать
    Детские ладони
    Ей не целовать
    Духотой спаленных
    Губ не освежить
    Валентине больше
    Не придется жить...

    Тихо поднимается,
    Призрачно-легка,
    Над больничной койкой
    Детская рука.
    «Я всегда готова!»
    Слышится окрест.
    На плетеный коврик
    Упадает крест.
    И потом бессильная
    Валится рука
    В пухлые подушки,
    В мякоть тюфяка [11]
    Малютка Лиза на постеле
    Лежит отчаянно больна;
    Душа не держится уж в теле,
    Страдает и как тень бледна.

    Прегорькими над ней слезами
    Несчастная рыдает мать,
    И уст касается устами,
    Ей хочет жизнь свою отдать.

    Но тщетно бедная стенает
    И громко к небу вопиет:
    Смерть сожаления не знает
    Кто должен умереть-умрет

    Она вздохнула,
    Рукою сотворила крест,
    На мать впоследние взглянула
    И отошла от здешних мест [10]
    Авторы предлагают читателям полюбоваться умирающими девочками, воплотившими идею детской смерти, как феномена, наполненного аксиологическими смыслами (в данном случае связанными с идеологическими установками). Они противопоставляют «естественному», но «неправильному» материнскому горю определенную удовлетворенность этими смертями, усматривая в них значения, недоступные обыденному и «примитивному» чувству...

    __________________________________________

    Далее статью можно прочесть по ссылке. Я же со своей стороны хотел бы обсудить это стихотворение Багрицкого, которое сейчас исключили из школьной программы по русской литературе.
    Так ли уж это стихотворение противоречит новому курсу на православизацию России?
    Точнее, православию-то оно безусловно противоречит.
    Но можно ли утверждать, что "Смерть пионерки" не имеет ничего общего с христианством?
    Допустим, Валя отвергает крест. Но какой крест она отталкивает? Крест, который велел взять Иисус, или крестик, который попы велели носить на шее?
    Лично я бы как раз сравнил Валю-Валентину с Тавифой. Потому что Багрицкий своим описанием вызывает в нас, царственном священстве, те же чувства, какие плачущие вдовы вызывают в апостоле Петре, - показывая ему рубашки и платья, которые делала Тавифа при жизни.
    Желание обратиться к телу: "Тавифа! Встань!"
    Кроме того, описание предсмертных видений Вали очень похоже на то, как нас учит Иисус и апостолы об этом деле.
    Она видит грозу и молнии. Она слышит трубы. Это же не обязательно пионерские горны, но и трубы из Книги Откровение могут быть вполне.
    Блузы из сатина - ну чем не образ виссонных одежд мучеников?
    Причём эти блузы на небесных отрядах небесных пионеров, так сказать. Это вообще всё так же устроено, как у апостола Иоанна в его видении на Патмосе. Только что дверь на небе не открывается буквально.
    Ну вот, а контрастом мать Вали плачет о земных платьях, которые она собирала в приданое Вале. Тавифа? Тавифа.
    А как вам "песня о молодости"? Это же прямая "похвала в безумии" апостола Павла! Сравните:

    Боевые лошади
    Уносили нас,
    На широкой площади
    Убивали нас.

    Но в крови горячечной
    Подымались мы,
    Но глаза незрячие
    Открывали мы.

    Возникай содружество
    Ворона с бойцом,
    Укрепляйся мужество
    Сталью и свинцом.

    Чтоб земля суровая
    Кровью истекла,
    Чтобы юность новая
    Из костей взошла.

    И у Павла:


    Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
    24. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
    25. три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;
    26. много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,
    27. в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
    (Второе послание к Коринфянам 11:23-27)

    Про юность новую, всходящую из костей, - только я вижу в этом пророка Иезекииля, который оживлял мёртвые и сухие кости духом?
    Гром восклицает: "Валя, будь готова!" - ну а Бог со своим сыном не через гром ли разговаривал?
    И ответ "Я всегда готова", сопряжённый с падением креста и переходом в иной мир, - разве это противоречие? Разве мы крест будем носить всегда, и в небесном Иерусалиме тоже? Конечно же нет.
    Как раз революционер Багрицкий и показывает попам, что крест как орудие казни Валя уже и так несёт, раз она страдает от скарлатины и умирает! А её мать, увлечённая православными баснями про нательный крест, не понимает, что нательный крест излишен, если уже имеется в наличии тот крест, о котором говорит Иисус. Уж так явно имеется, что только так называемые "православные миряне" его и не замечают.
    Всё очень логично. Этого стихотворения могут бояться именно что попы с их небиблейскими баснями.
    А по духу очень даже здравое стихотворение.
    Последний раз редактировалось shlahani; 01 June 2013, 01:08 AM.
  • Двора
    Ветеран

    • 19 November 2005
    • 55024

    #2
    Печаль однако, вместо поиска Истины, уход в земное противостояние, пусть и литературной стороны, но уход....Держит нас то тем то этим земное бытие....Печаль...

    Комментарий

    • Sewenstar
      Свидетель Логоса Истины

      • 30 April 2008
      • 10395

      #3
      Сообщение от shlahani
      А её мать, увлечённая православными баснями про нательный крест, не понимает, что нательный крест излишен, если уже имеется в наличии тот крест, о котором говорит Иисус. Уж так явно имеется, что только так называемые "православные миряне" его и не замечают.
      Всё очень логично. Этого стихотворения могут бояться именно что попы с их небиблейскими баснями.
      А по духу очень даже здравое стихотворение.
      Кстати, я тоже заметил, что можно перепеть коммунистические песни в другом контексте и с другим выражением и это будет довольно интересно, и уже в другом смысле:



      Я так понял, что сам стих - это как притча, в которую можно, как в формулу, подставлять различные переменные, в зависимости от контекста.

      Гражданская оборона - Песня красноармейца - YouTube
      Гражданская оборона "На всю оставшуюся жизнь" - YouTube


      *Ангел

      Комментарий

      Обработка...