Т.Артемьева, "Загадка русской души, или Нужна ли нам вечная игла для примуса?"
ссылка на статью
Своеобразной «компенсацией» невозможности инфантицида в жизни является перенесение его в культурное пространство, например в литературу. Наиболее ярко это проявляется, когда смерть ребенка показана не для того, чтобы вызвать сочувствие к его страданиям, а для демонстрации некой отвлеченной идеи. «Невинными устами младенца» произносится та или иная значимая фраза и размягченный читатель воспринимает ее без всякой критики. «Литературный инфантицид» вырабатывает в данном случае неопровергаемый аргумент, обосновывающий истинность суждения. Архетипичность такого подхода хорошо видна на примере сравнения стихотворений «Смерть пионерки» Э.Г.Багрицкого (1932 г.) и «Умирающее дитя» А.С. Шишкова (1810 г.). Взаимно не обусловленные, разделенные более чем столетием, ориентированные на прямо противоположные мировоззренческие установки, они удивительно схожи. И в том и в другом умирающая девочка совершает некий Сакральный Жест, посрамляя этим недостаточную убежденность взрослых: «пионерка Валя» отвергает крест и отдает пионерский салют, а «малютка Лиза» совершает крестное знамение, упрекая мать в несовершенной вере. «Революционный» поэт Багрицкий и «консервативный», даже «реакционный» (в оценках своих современников) Шишков создают совершенно идентичные образы:
Авторы предлагают читателям полюбоваться умирающими девочками, воплотившими идею детской смерти, как феномена, наполненного аксиологическими смыслами (в данном случае связанными с идеологическими установками). Они противопоставляют «естественному», но «неправильному» материнскому горю определенную удовлетворенность этими смертями, усматривая в них значения, недоступные обыденному и «примитивному» чувству...
__________________________________________
Далее статью можно прочесть по ссылке. Я же со своей стороны хотел бы обсудить это стихотворение Багрицкого, которое сейчас исключили из школьной программы по русской литературе.
Так ли уж это стихотворение противоречит новому курсу на православизацию России?
Точнее, православию-то оно безусловно противоречит.
Но можно ли утверждать, что "Смерть пионерки" не имеет ничего общего с христианством?
Допустим, Валя отвергает крест. Но какой крест она отталкивает? Крест, который велел взять Иисус, или крестик, который попы велели носить на шее?
Лично я бы как раз сравнил Валю-Валентину с Тавифой. Потому что Багрицкий своим описанием вызывает в нас, царственном священстве, те же чувства, какие плачущие вдовы вызывают в апостоле Петре, - показывая ему рубашки и платья, которые делала Тавифа при жизни.
Желание обратиться к телу: "Тавифа! Встань!"
Кроме того, описание предсмертных видений Вали очень похоже на то, как нас учит Иисус и апостолы об этом деле.
Она видит грозу и молнии. Она слышит трубы. Это же не обязательно пионерские горны, но и трубы из Книги Откровение могут быть вполне.
Блузы из сатина - ну чем не образ виссонных одежд мучеников?
Причём эти блузы на небесных отрядах небесных пионеров, так сказать. Это вообще всё так же устроено, как у апостола Иоанна в его видении на Патмосе. Только что дверь на небе не открывается буквально.
Ну вот, а контрастом мать Вали плачет о земных платьях, которые она собирала в приданое Вале. Тавифа? Тавифа.
А как вам "песня о молодости"? Это же прямая "похвала в безумии" апостола Павла! Сравните:
Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.
Возникай содружество
Ворона с бойцом,
Укрепляйся мужество
Сталью и свинцом.
Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.
И у Павла:
Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
24. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
25. три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;
26. много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,
27. в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
(Второе послание к Коринфянам 11:23-27)
Про юность новую, всходящую из костей, - только я вижу в этом пророка Иезекииля, который оживлял мёртвые и сухие кости духом?
Гром восклицает: "Валя, будь готова!" - ну а Бог со своим сыном не через гром ли разговаривал?
И ответ "Я всегда готова", сопряжённый с падением креста и переходом в иной мир, - разве это противоречие? Разве мы крест будем носить всегда, и в небесном Иерусалиме тоже? Конечно же нет.
Как раз революционер Багрицкий и показывает попам, что крест как орудие казни Валя уже и так несёт, раз она страдает от скарлатины и умирает! А её мать, увлечённая православными баснями про нательный крест, не понимает, что нательный крест излишен, если уже имеется в наличии тот крест, о котором говорит Иисус. Уж так явно имеется, что только так называемые "православные миряне" его и не замечают.
Всё очень логично. Этого стихотворения могут бояться именно что попы с их небиблейскими баснями.
А по духу очень даже здравое стихотворение.
ссылка на статью
Своеобразной «компенсацией» невозможности инфантицида в жизни является перенесение его в культурное пространство, например в литературу. Наиболее ярко это проявляется, когда смерть ребенка показана не для того, чтобы вызвать сочувствие к его страданиям, а для демонстрации некой отвлеченной идеи. «Невинными устами младенца» произносится та или иная значимая фраза и размягченный читатель воспринимает ее без всякой критики. «Литературный инфантицид» вырабатывает в данном случае неопровергаемый аргумент, обосновывающий истинность суждения. Архетипичность такого подхода хорошо видна на примере сравнения стихотворений «Смерть пионерки» Э.Г.Багрицкого (1932 г.) и «Умирающее дитя» А.С. Шишкова (1810 г.). Взаимно не обусловленные, разделенные более чем столетием, ориентированные на прямо противоположные мировоззренческие установки, они удивительно схожи. И в том и в другом умирающая девочка совершает некий Сакральный Жест, посрамляя этим недостаточную убежденность взрослых: «пионерка Валя» отвергает крест и отдает пионерский салют, а «малютка Лиза» совершает крестное знамение, упрекая мать в несовершенной вере. «Революционный» поэт Багрицкий и «консервативный», даже «реакционный» (в оценках своих современников) Шишков создают совершенно идентичные образы:
«Смерть пионерки» | «Умирающее дитя» |
Валя, Валентина Что с тобой теперь? Белая палата Крашеная дверь, Тоньше паутины Из-под кожи щек Тлеет скарлатины Смертный огонек... А внизу склоненная Изнывает мать Детские ладони Ей не целовать Духотой спаленных Губ не освежить Валентине больше Не придется жить... Тихо поднимается, Призрачно-легка, Над больничной койкой Детская рука. «Я всегда готова!» Слышится окрест. На плетеный коврик Упадает крест. И потом бессильная Валится рука В пухлые подушки, В мякоть тюфяка [11] |
Малютка Лиза на постеле Лежит отчаянно больна; Душа не держится уж в теле, Страдает и как тень бледна. Прегорькими над ней слезами Несчастная рыдает мать, И уст касается устами, Ей хочет жизнь свою отдать. Но тщетно бедная стенает И громко к небу вопиет: Смерть сожаления не знает Кто должен умереть-умрет Она вздохнула, Рукою сотворила крест, На мать впоследние взглянула И отошла от здешних мест [10] |
__________________________________________
Далее статью можно прочесть по ссылке. Я же со своей стороны хотел бы обсудить это стихотворение Багрицкого, которое сейчас исключили из школьной программы по русской литературе.
Так ли уж это стихотворение противоречит новому курсу на православизацию России?
Точнее, православию-то оно безусловно противоречит.
Но можно ли утверждать, что "Смерть пионерки" не имеет ничего общего с христианством?
Допустим, Валя отвергает крест. Но какой крест она отталкивает? Крест, который велел взять Иисус, или крестик, который попы велели носить на шее?
Лично я бы как раз сравнил Валю-Валентину с Тавифой. Потому что Багрицкий своим описанием вызывает в нас, царственном священстве, те же чувства, какие плачущие вдовы вызывают в апостоле Петре, - показывая ему рубашки и платья, которые делала Тавифа при жизни.
Желание обратиться к телу: "Тавифа! Встань!"
Кроме того, описание предсмертных видений Вали очень похоже на то, как нас учит Иисус и апостолы об этом деле.
Она видит грозу и молнии. Она слышит трубы. Это же не обязательно пионерские горны, но и трубы из Книги Откровение могут быть вполне.
Блузы из сатина - ну чем не образ виссонных одежд мучеников?
Причём эти блузы на небесных отрядах небесных пионеров, так сказать. Это вообще всё так же устроено, как у апостола Иоанна в его видении на Патмосе. Только что дверь на небе не открывается буквально.
Ну вот, а контрастом мать Вали плачет о земных платьях, которые она собирала в приданое Вале. Тавифа? Тавифа.
А как вам "песня о молодости"? Это же прямая "похвала в безумии" апостола Павла! Сравните:
Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.
Возникай содружество
Ворона с бойцом,
Укрепляйся мужество
Сталью и свинцом.
Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.
И у Павла:
Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
24. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
25. три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;
26. много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,
27. в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
(Второе послание к Коринфянам 11:23-27)
Про юность новую, всходящую из костей, - только я вижу в этом пророка Иезекииля, который оживлял мёртвые и сухие кости духом?
Гром восклицает: "Валя, будь готова!" - ну а Бог со своим сыном не через гром ли разговаривал?
И ответ "Я всегда готова", сопряжённый с падением креста и переходом в иной мир, - разве это противоречие? Разве мы крест будем носить всегда, и в небесном Иерусалиме тоже? Конечно же нет.
Как раз революционер Багрицкий и показывает попам, что крест как орудие казни Валя уже и так несёт, раз она страдает от скарлатины и умирает! А её мать, увлечённая православными баснями про нательный крест, не понимает, что нательный крест излишен, если уже имеется в наличии тот крест, о котором говорит Иисус. Уж так явно имеется, что только так называемые "православные миряне" его и не замечают.
Всё очень логично. Этого стихотворения могут бояться именно что попы с их небиблейскими баснями.
А по духу очень даже здравое стихотворение.
Комментарий