Тема для размышлений. Навеяна прослушиванием видео лидера семейного служения пятидесятников Ровенской области. Достаточно интересный старший мужчина. Рассказывает, что мужчины тоже должны повиноваться женщинам (потому что перед обращением к женщинам у Павла написано "повинуйтесь друг другу"), троллит традицию "святого целования". Мол, если после собрания мужчины целуются с мужчинами, а женщины с женщинами - то это норм, а если я поцелую свою жену - то все будут на меня косо смотреть. В конечном итоге выходит на мысль об отсутствии культуры выражения чувств в семейной жизни в церквях. Правда, не дает ответа откуда это взялось (разве вспоминал, что у них в селе была традиция, что по дороге на собрание женщина шла 10-20 метров позади, а если бы кто-то шел рядом - то это воспринималось бы странно).
И тут я уже ударился в размышления об отсутствии культуры выражения чувств (широкого спектра, не только семейных) в протестантских церквях. Культура всегда выражается в песенном творчестве. И в наших церквях была культура выражения преимущественно одного типа чувств - религиозных. У пятидесятников/баптистов еще немного о маме пели, и о папе на похоронах. Выражение всего остального спектра человеческих чувств, которые все люди все равно проживают, было табуировано. Поэтому молодежь слушала Наше Радио и др. Здесь я вспомнил рассказ одного нашего проповедника о том, как его эмоционально зацепила и растрогала песня "На маленьком плоту" (это было давно, лет 18 тому). И это неудивительно, потому что это песня о жизненной борьбе обычного человека. Иногда хочется и что-то такое услышать. В протестантских кругах лишь недавно дошли до того, чтобы хотя бы свадебные песни создавать, и то, это больше воспринимается как какая-то уступка под событие, это не является реальной частью внутренней культуры. Да и не может за такой короткий отрезок времени появиться что-то яркое, а может вообще уже упущено время для значительных культурных явлений (пятидесятники в основном смирились с тем, что ничего лучше старых песен они спродуцировать неспособны, и поэтому и дальше поют преимущественно старую классику). С другой стороны, люди с последствиями тяжелой культурной недостаточности не очень способны создать то, что могло бы заполнить эти пробелы. Плюс внутренняя самоцензура, вызванная характерными особенностями конфессии или общины. Поэтому такая печалька как и в плане выражения эмоций/чувств, так и отсутствие песен, которые могли бы стать популярными (хотя бы в церковных кругах) из-за того, что они резонируют с чувствами людей.
И тут я уже ударился в размышления об отсутствии культуры выражения чувств (широкого спектра, не только семейных) в протестантских церквях. Культура всегда выражается в песенном творчестве. И в наших церквях была культура выражения преимущественно одного типа чувств - религиозных. У пятидесятников/баптистов еще немного о маме пели, и о папе на похоронах. Выражение всего остального спектра человеческих чувств, которые все люди все равно проживают, было табуировано. Поэтому молодежь слушала Наше Радио и др. Здесь я вспомнил рассказ одного нашего проповедника о том, как его эмоционально зацепила и растрогала песня "На маленьком плоту" (это было давно, лет 18 тому). И это неудивительно, потому что это песня о жизненной борьбе обычного человека. Иногда хочется и что-то такое услышать. В протестантских кругах лишь недавно дошли до того, чтобы хотя бы свадебные песни создавать, и то, это больше воспринимается как какая-то уступка под событие, это не является реальной частью внутренней культуры. Да и не может за такой короткий отрезок времени появиться что-то яркое, а может вообще уже упущено время для значительных культурных явлений (пятидесятники в основном смирились с тем, что ничего лучше старых песен они спродуцировать неспособны, и поэтому и дальше поют преимущественно старую классику). С другой стороны, люди с последствиями тяжелой культурной недостаточности не очень способны создать то, что могло бы заполнить эти пробелы. Плюс внутренняя самоцензура, вызванная характерными особенностями конфессии или общины. Поэтому такая печалька как и в плане выражения эмоций/чувств, так и отсутствие песен, которые могли бы стать популярными (хотя бы в церковных кругах) из-за того, что они резонируют с чувствами людей.
Комментарий