Радио ЭХО Москвы :: Манифест неразвития / Комментарии МАНИФЕСТ НЕРАЗВИТИЯ
....Путин на протяжении уже 13 лет нахождения у власти декларирует в принципе одни и те же планы, остающиеся нереализованными. Не случайно в интернете за ним давно утвердился мем «обещалкин».
В который уже раз, России обещаны диверсификация экономики, уход от сырьевой зависимости, активное строительство дорог и другой инфраструктуры, инновационное развитие, новая школа, доступное жилье, развитие промышленности и сельского хозяйства, улучшение делового климата и развитие конкуренции (хотя все тринадцать лет политика Путина была прямо противоположной создание и всемерное усиление монополий). В первом послании Путина в 2000 году все эти обещания уже были даны и вот 12 лет спустя все они повторены.
Путин вновь обильно раздал социальные обещания, попутно объявив зависимых от государства и постоянно унижаемых и пользуемых чиновниками бюджетников настоящим креативным классом. Он четко показал, на кого собирается опираться на зависимых о власти врачей, учителей, преподавателей государственных вузов, чиновников, армию и полицию.
Оппозиции же обещано продолжение жесткого курса. Ей запрещено сотрудничать с иностранцами (ЕР и лояльным партиям, конечно, можно), разжигать «экстремизм и сепаратизм» (как последнее можно трактовать даже борьбу за права регионов, федерализм и местное самоуправление), покушаться на «суверенитет страны» (тоже крайне размытое понятие). А также велено быть «конструктивной» (то есть в целом лояльной режиму). Всех, кто, по мнению путинской администрации, не соблюдает эти правила, будут подавлять ведь, как подчеркнул Путин, у России «своя модель демократии», и вообще Россия это отдельное «государство цивилизация», со своими законами и ценностями.
К прежним много раз повторенным обещаниям добавился упор на «духовные скрепы» и прочие «традиционные ценности» как из советского, так и имперского прошлого от советских студенческих стройотрядов до имперских Преображенского и Семеновского полков. Тем самым Путин продолжил курс на господдержку РПЦ и других церковных иерархий, а также на выведение на первый символический план атрибутов и символов имперско-авторитарной традиции Российской империи и СССР.
Если в отношении экономики Путин ставит правильный диагноз, но не знает, как лечить болезнь, то в отношении плохого государства он, похоже, даже не видит самой болезни. Он не понимает, что, как говорил когда-то Рейган государство это не решение проблем, а само проблема. Россия занимает последние в мире места по качеству государственных институтов и управления во всех международных рейтингах. Именно это является главным препятствием для быстрого и устойчивого роста.
Здесь Путин вообще ничего не смог предложить. Он игнорирует острый конфликт между запросом российского среднего класса (людей Болотной и Сахарова) на политическое представительство и эффективные институты, и косным бюрократическим режимом, ставшим главным препятствием на пути развития страны. Он вновь отказался от жизненно необходимых политических и институциональных реформ. Упомянув лишь очередную косметику (возвращение смешанной системы на думских выборах и т.р.)
Даже меры по борьбе с коррупцией, которые он объявил тоже косметика. Они легко обходятся с помощью трастов и других давно известных коррумпированной элите схем. И вообще не затрагивают основу созданной Путиным же институциональной среды для процветания коррупции - всесилие и неподконтрольность исполнительной власти и госмонополий. Суть его позиции «воруйте, но не зарывайтесь».
- - - Добавлено - - -
Радио ЭХО Москвы :: Манифест неразвития / Комментарии МАНИФЕСТ НЕРАЗВИТИЯ
Послание Путина, как я и ожидал, оказалось манифестом сохранения политического статус-кво. Манифестом активной защиты и сохранения своеобразного путинского чекистско - питерского авторитаризма. И главное манифестом неразвития страны.
Два главных вызова, стоящих сегодня перед нами слабая, примитивная экономика, с затухающим ростом. И плохое государство неэффективные институты, ужасное законодательство, высокая и растущая коррупция. Оба этих фактора в первую очередь обусловливают растущее отставание России от мировых лидеров и прямых конкурентов из БРИКСа.
Путин понимает, что экономика это проблема номер один. Но дает на этот вызов слабый, по сути, неадекватный ответ. Его рецепт лечения экономических проблем сделан по рецепту ирландского рагу из «Трое в лодке, не считая собаки» - свалить в котелок все что попадется под руку, и потом все это вместе сварить на костре. В одном котелке у Путина оказались либеральные, дирижистские, монетаристские и антимонетаристские подходы. Либерализация - вместе с усилением государственного присутствия и регулирования. Попытка повторить китайский метод государственных инвестиций - без китайской эффективности и китайских доходов от промышленного экспорта.
На практике это означает, что у Путина нет никакой цельной экономической стратегии. Ни один предприниматель и инвестор по-прежнему не в состоянии понять, какую модель экономики будет строить Россия, какие будут условия на рынке, какова будет роль в экономике государства.
В целом это, как и все прочие послания Путина отличают от их аналогов (например, обращения к нации президентов США) теоретичность, абстрактность, малое число цифр и точных ориентиров. Послание предельно неконкретно и не может служить ориентиром для граждан, предпринимателей, политических элит. Зато властям так легче уходить от ответственности абстрактные обещания невозможно контролировать.
....Путин на протяжении уже 13 лет нахождения у власти декларирует в принципе одни и те же планы, остающиеся нереализованными. Не случайно в интернете за ним давно утвердился мем «обещалкин».
В который уже раз, России обещаны диверсификация экономики, уход от сырьевой зависимости, активное строительство дорог и другой инфраструктуры, инновационное развитие, новая школа, доступное жилье, развитие промышленности и сельского хозяйства, улучшение делового климата и развитие конкуренции (хотя все тринадцать лет политика Путина была прямо противоположной создание и всемерное усиление монополий). В первом послании Путина в 2000 году все эти обещания уже были даны и вот 12 лет спустя все они повторены.
Путин вновь обильно раздал социальные обещания, попутно объявив зависимых от государства и постоянно унижаемых и пользуемых чиновниками бюджетников настоящим креативным классом. Он четко показал, на кого собирается опираться на зависимых о власти врачей, учителей, преподавателей государственных вузов, чиновников, армию и полицию.
Оппозиции же обещано продолжение жесткого курса. Ей запрещено сотрудничать с иностранцами (ЕР и лояльным партиям, конечно, можно), разжигать «экстремизм и сепаратизм» (как последнее можно трактовать даже борьбу за права регионов, федерализм и местное самоуправление), покушаться на «суверенитет страны» (тоже крайне размытое понятие). А также велено быть «конструктивной» (то есть в целом лояльной режиму). Всех, кто, по мнению путинской администрации, не соблюдает эти правила, будут подавлять ведь, как подчеркнул Путин, у России «своя модель демократии», и вообще Россия это отдельное «государство цивилизация», со своими законами и ценностями.
К прежним много раз повторенным обещаниям добавился упор на «духовные скрепы» и прочие «традиционные ценности» как из советского, так и имперского прошлого от советских студенческих стройотрядов до имперских Преображенского и Семеновского полков. Тем самым Путин продолжил курс на господдержку РПЦ и других церковных иерархий, а также на выведение на первый символический план атрибутов и символов имперско-авторитарной традиции Российской империи и СССР.
Если в отношении экономики Путин ставит правильный диагноз, но не знает, как лечить болезнь, то в отношении плохого государства он, похоже, даже не видит самой болезни. Он не понимает, что, как говорил когда-то Рейган государство это не решение проблем, а само проблема. Россия занимает последние в мире места по качеству государственных институтов и управления во всех международных рейтингах. Именно это является главным препятствием для быстрого и устойчивого роста.
Здесь Путин вообще ничего не смог предложить. Он игнорирует острый конфликт между запросом российского среднего класса (людей Болотной и Сахарова) на политическое представительство и эффективные институты, и косным бюрократическим режимом, ставшим главным препятствием на пути развития страны. Он вновь отказался от жизненно необходимых политических и институциональных реформ. Упомянув лишь очередную косметику (возвращение смешанной системы на думских выборах и т.р.)
Даже меры по борьбе с коррупцией, которые он объявил тоже косметика. Они легко обходятся с помощью трастов и других давно известных коррумпированной элите схем. И вообще не затрагивают основу созданной Путиным же институциональной среды для процветания коррупции - всесилие и неподконтрольность исполнительной власти и госмонополий. Суть его позиции «воруйте, но не зарывайтесь».
- - - Добавлено - - -
Радио ЭХО Москвы :: Манифест неразвития / Комментарии МАНИФЕСТ НЕРАЗВИТИЯ
Послание Путина, как я и ожидал, оказалось манифестом сохранения политического статус-кво. Манифестом активной защиты и сохранения своеобразного путинского чекистско - питерского авторитаризма. И главное манифестом неразвития страны.
Два главных вызова, стоящих сегодня перед нами слабая, примитивная экономика, с затухающим ростом. И плохое государство неэффективные институты, ужасное законодательство, высокая и растущая коррупция. Оба этих фактора в первую очередь обусловливают растущее отставание России от мировых лидеров и прямых конкурентов из БРИКСа.
Путин понимает, что экономика это проблема номер один. Но дает на этот вызов слабый, по сути, неадекватный ответ. Его рецепт лечения экономических проблем сделан по рецепту ирландского рагу из «Трое в лодке, не считая собаки» - свалить в котелок все что попадется под руку, и потом все это вместе сварить на костре. В одном котелке у Путина оказались либеральные, дирижистские, монетаристские и антимонетаристские подходы. Либерализация - вместе с усилением государственного присутствия и регулирования. Попытка повторить китайский метод государственных инвестиций - без китайской эффективности и китайских доходов от промышленного экспорта.
На практике это означает, что у Путина нет никакой цельной экономической стратегии. Ни один предприниматель и инвестор по-прежнему не в состоянии понять, какую модель экономики будет строить Россия, какие будут условия на рынке, какова будет роль в экономике государства.
В целом это, как и все прочие послания Путина отличают от их аналогов (например, обращения к нации президентов США) теоретичность, абстрактность, малое число цифр и точных ориентиров. Послание предельно неконкретно и не может служить ориентиром для граждан, предпринимателей, политических элит. Зато властям так легче уходить от ответственности абстрактные обещания невозможно контролировать.
Комментарий