Не от своего собственного измышления и отнюдь не покушаясь делать нововведения, но «соображая духовное с духовным» (1Кор.2,13), и сопоставляя с тем, что, как говорится, - «было уже в веках, бывших прежде нас» (Екк.1,10), - мы говорим вместе с Апостолом о том, что «оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.» (Деян.17,30-31)
А «воскресив» что означает? как не то, что Он и умерщвлён будет прежде, «принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, - и далее, - во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.» (Евр.9,28)
И это, как говорится: «это можно усмотреть чрез тщательное наблюдение бывшего.» (Прем.19,17).
Поскольку, как известно: «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екк.1,9) и: «Бог воззовёт прошедшее» (Екк.3,15).
А было то, что Христос открылся в имени Иисус, которое никто не знал тогда, и, как пророчествует пророк Исаия: «без вида и величия», и: «был презрен и умалён пред людьми» (Ис.53,2-3), «дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр.2,9); и «и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом», «и что наконец Его убили, повесивши на древе» (Деян.10,38-39), - подвергнув самому крайнему проклятию, которое полагается в законе Божием (Втор.21,23; Гал.3,13), «но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.» (Деян.2,24)
Итак, «Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться, - вот только, - не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога», - как говорит Писание. (Деян.10,40-41)
В день же, когда Бог будет судить мир, как выше было уже сказано нами, Он воскресит Его во «удостоверения всем» (Деян.17,31).
Так, пришествие Господа, как тогда, так и в день суда, «когда, по благовествованию моему, - говорит Апостол, - Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим.2,16), - предстаёт пред нами двоякого рода, как написано: «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе». (1Кор.15,42-43)
Так что «верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2Тим.2,11-12), сказав: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.» (Мат.7,23)
Хотя бы мы и от Его имени пророчествовали, и Его именем бесов изгоняли, и многие чудеса творили.
Поскольку, когда Он пришёл, как никому не известный Праведник с новым именем, «которое никто не знает» (Отк.2,17;3,12) «и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему» и «был презрен и умалён пред людьми», - как предрекал пророк Исаия (Ис.53,2-3);
Мы бы, как тогда и те, кто повинен был в Его первой смерти, - «от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу» (Деян.3,14)
Итак, - «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы», - говорит Писание. (Иоан.3,19)
«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву», - не с тем, чтобы понести «грехи всех нас» (Ис.53,6), как «видим» то исполненным (Евр.2,9),
Но: - «чтобы подъять грехи многих», - сделавшись, как говорит пророк, ходатаем за преступников (Ис.53,12), - «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.» (Евр.9,27-28)
«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо, алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.» (Мат.25,34-36)
Уместно сейчас будет вспомнить слова Апостола Петра, которые он сказал на кануне своей гибели Клименту Римскому, упомянутому в послании Филиппийцам (Фил.4,3):
«Но рассмотри справедливо со мною и это: когда ты нуждаешься в помощи Христа? теперь, когда лукавый начинает войну против Его невесты, или потом, когда родившись, воцарится победа, не нуждаясь более ни в чьей поддержке? Неужто даже малоразумному мужу не ясно, что теперь? Посему всеми силами души в нынешнее время нужды поспеши принести работу Благому Царю, Которому обычно воздавать великие награды после победы.» (Посл. Клим. Иак. IV)
И, как бы продолжая эту мысль, говорит в своём послании: «но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.» (1Пет.4,13-14)
О том же увещевает и другой Апостол, говоря: «и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.» (Фил.1,28-30)
Подвигом, на который Господь наш, по словам пророка: «будет смотреть с довольством» (Ис.53,11)
«Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2Фес.1,6-9)
«Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев.» (Рим.2,6-8)
Как тому городу, смотря на который, скорбел Господь и плакал о нём, говоря: «о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.» (Лук.19,42-44)
А «воскресив» что означает? как не то, что Он и умерщвлён будет прежде, «принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, - и далее, - во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.» (Евр.9,28)
И это, как говорится: «это можно усмотреть чрез тщательное наблюдение бывшего.» (Прем.19,17).
Поскольку, как известно: «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екк.1,9) и: «Бог воззовёт прошедшее» (Екк.3,15).
А было то, что Христос открылся в имени Иисус, которое никто не знал тогда, и, как пророчествует пророк Исаия: «без вида и величия», и: «был презрен и умалён пред людьми» (Ис.53,2-3), «дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр.2,9); и «и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом», «и что наконец Его убили, повесивши на древе» (Деян.10,38-39), - подвергнув самому крайнему проклятию, которое полагается в законе Божием (Втор.21,23; Гал.3,13), «но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.» (Деян.2,24)
Итак, «Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться, - вот только, - не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога», - как говорит Писание. (Деян.10,40-41)
В день же, когда Бог будет судить мир, как выше было уже сказано нами, Он воскресит Его во «удостоверения всем» (Деян.17,31).
Так, пришествие Господа, как тогда, так и в день суда, «когда, по благовествованию моему, - говорит Апостол, - Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим.2,16), - предстаёт пред нами двоякого рода, как написано: «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе». (1Кор.15,42-43)
Так что «верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2Тим.2,11-12), сказав: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.» (Мат.7,23)
Хотя бы мы и от Его имени пророчествовали, и Его именем бесов изгоняли, и многие чудеса творили.
Поскольку, когда Он пришёл, как никому не известный Праведник с новым именем, «которое никто не знает» (Отк.2,17;3,12) «и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему» и «был презрен и умалён пред людьми», - как предрекал пророк Исаия (Ис.53,2-3);
Мы бы, как тогда и те, кто повинен был в Его первой смерти, - «от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу» (Деян.3,14)
Итак, - «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы», - говорит Писание. (Иоан.3,19)
«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву», - не с тем, чтобы понести «грехи всех нас» (Ис.53,6), как «видим» то исполненным (Евр.2,9),
Но: - «чтобы подъять грехи многих», - сделавшись, как говорит пророк, ходатаем за преступников (Ис.53,12), - «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.» (Евр.9,27-28)
«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо, алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.» (Мат.25,34-36)
Уместно сейчас будет вспомнить слова Апостола Петра, которые он сказал на кануне своей гибели Клименту Римскому, упомянутому в послании Филиппийцам (Фил.4,3):
«Но рассмотри справедливо со мною и это: когда ты нуждаешься в помощи Христа? теперь, когда лукавый начинает войну против Его невесты, или потом, когда родившись, воцарится победа, не нуждаясь более ни в чьей поддержке? Неужто даже малоразумному мужу не ясно, что теперь? Посему всеми силами души в нынешнее время нужды поспеши принести работу Благому Царю, Которому обычно воздавать великие награды после победы.» (Посл. Клим. Иак. IV)
И, как бы продолжая эту мысль, говорит в своём послании: «но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.» (1Пет.4,13-14)
О том же увещевает и другой Апостол, говоря: «и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.» (Фил.1,28-30)
Подвигом, на который Господь наш, по словам пророка: «будет смотреть с довольством» (Ис.53,11)
«Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2Фес.1,6-9)
«Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев.» (Рим.2,6-8)
Как тому городу, смотря на который, скорбел Господь и плакал о нём, говоря: «о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.» (Лук.19,42-44)
Комментарий