Ересь или «торжество» традиций.
Как известно, первый Вселенский cобор в 325 г. от Р.Х. в Никее был созван против арианской ереси. В чём была опасность арианства? В том, что оно угрожало уже появившемуся к этому времени учению о Троице. И Арий в своих рассуждениях оперирует понятием «Бог Сын», вкладывая в него своё понимание. Вот здесь бы отцам церкви остановиться, оглянуться и одуматься. Что породило ересь Ария? Да сами они! Созданное ими учение о Троице. Однако, вместо этого, они начинают борьбу с ересью одного (не замечая ереси общей). В ходе 1-го и 2-го Вселенских соборов принимается известная нам ныне формулировка символа веры. Спасает ли она от новых ересей? Никак нет. Появляются другие несторианство, монофизитство, монофелитство и т.д. Да и сам символ веры подвергается ревизии (в католицизме). Это и неудивительно, одна ересь порождает другие. Справедливая же борьба с культом изображений, наоборот объявляется апологетами культа, как ересь иконоборчества.
Для профилактики ересей, на мой взгляд, необходимы: а) чётко понимаемое вероучение и б) принципы определения ересей. Я бы выделил четыре принципа:
1)не являются ли новые идеи прибавлением к Писанию?
2)заповедано ли развитие этих идей в Писании?
3)имеют ли эти идеи практическое значение для христианства?
4)не принесут ли эти идеи вреда христианству?
Если бы принимающие идею Бога Сына (а не Сына Божьего) и идеи Троицы и Богородицы (как следствие первой), подвергли бы эти идеи анализу на основании выше названных принципов, то они отказались бы от такой опасной доктрины.
13.08.12
Как известно, первый Вселенский cобор в 325 г. от Р.Х. в Никее был созван против арианской ереси. В чём была опасность арианства? В том, что оно угрожало уже появившемуся к этому времени учению о Троице. И Арий в своих рассуждениях оперирует понятием «Бог Сын», вкладывая в него своё понимание. Вот здесь бы отцам церкви остановиться, оглянуться и одуматься. Что породило ересь Ария? Да сами они! Созданное ими учение о Троице. Однако, вместо этого, они начинают борьбу с ересью одного (не замечая ереси общей). В ходе 1-го и 2-го Вселенских соборов принимается известная нам ныне формулировка символа веры. Спасает ли она от новых ересей? Никак нет. Появляются другие несторианство, монофизитство, монофелитство и т.д. Да и сам символ веры подвергается ревизии (в католицизме). Это и неудивительно, одна ересь порождает другие. Справедливая же борьба с культом изображений, наоборот объявляется апологетами культа, как ересь иконоборчества.
Для профилактики ересей, на мой взгляд, необходимы: а) чётко понимаемое вероучение и б) принципы определения ересей. Я бы выделил четыре принципа:
1)не являются ли новые идеи прибавлением к Писанию?
2)заповедано ли развитие этих идей в Писании?
3)имеют ли эти идеи практическое значение для христианства?
4)не принесут ли эти идеи вреда христианству?
Если бы принимающие идею Бога Сына (а не Сына Божьего) и идеи Троицы и Богородицы (как следствие первой), подвергли бы эти идеи анализу на основании выше названных принципов, то они отказались бы от такой опасной доктрины.
13.08.12
Комментарий