Вечный спор....

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Себастиан
    Участник

    • 29 September 2004
    • 44

    #1

    Вечный спор....

    или вопрос о филиокве. Я не понимаю православных, на самом деле. Вот как же так может быть, что Христос совершает все свои чудеса, не имея Святого Духа, что от Него должен исходить? Как же произошло Его Воскресение?.. Или, если все это были деяние только лишь Бога Отца, а вовсе не Христа, то почему мы чтим Его? Если рассуждать таковым образом, то мы открываем себе, что, в принципе, Христос получается какой-то игрушкой. Образком, который был послан на Землю Богом, чтобы тупые людишки видели не только результат чуда, а и наглядную картинку( то есть если бы сам Бог Отец с Небес осуществлял чудеса, то люди бы ничего не понимали, а тут вот совсем другое дело). Но ведь никто из православных не согласится с таковыми утверждениями, не так ли?..
    Так все-таки, в чем же логика такового утверждения?
  • Soleil
    Участник

    • 09 September 2004
    • 218

    #2
    Не могли бы Вы поточнее сформулировать свой вопрос?

    Комментарий

    • Себастиан
      Участник

      • 29 September 2004
      • 44

      #3
      Вопрос таков: а каково ваше мнение - только от Отца или же "и от Сына"?

      Комментарий

      • josh
        Патологоанатом

        • 25 June 2003
        • 9461

        #4
        От Отца черезСына.
        Все христиане равны, но некоторые равнее (первое правило Межконфессионального христианского форума)

        "Христиане размножаются проповедью!"(C)
        Нормальных евреев не бывает. (Эфраим Снэ, министр в правительстве Израиля)
        Верим только господу Богу, остальные платят наличными (табличка на заправке)
        Никогда не спорь-просто повторяй свои доводы.

        Комментарий

        • Себастиан
          Участник

          • 29 September 2004
          • 44

          #5
          То есть Вы придерживаетесь точки зрения РПЦ. Что же... то, что я по этому поводу думаю написано вверху, поэтому, я полагаю, мне не стоит повторяться.

          Комментарий

          • josh
            Патологоанатом

            • 25 June 2003
            • 9461

            #6
            Сообщение от Себастиан
            То есть Вы придерживаетесь точки зрения РПЦ. Что же... то, что я по этому поводу думаю написано вверху, поэтому, я полагаю, мне не стоит повторяться.
            Вообще-то это точка зрения Лютеранской Церкви... Но сам спор о взаимоотношении Лиц внутри Троицы кажется мне бессмысленным.
            Все христиане равны, но некоторые равнее (первое правило Межконфессионального христианского форума)

            "Христиане размножаются проповедью!"(C)
            Нормальных евреев не бывает. (Эфраим Снэ, министр в правительстве Израиля)
            Верим только господу Богу, остальные платят наличными (табличка на заправке)
            Никогда не спорь-просто повторяй свои доводы.

            Комментарий

            • Гумеров Эмиль
              Ветеран

              • 07 August 2002
              • 6711

              #7
              От Отца через Сына

              Комментарий

              • Миклуха MacLay
                Участник

                • 29 September 2004
                • 1

                #8
                или вопрос о филиокве. Я не понимаю православных, на самом деле. Вот как же так может быть, что Христос совершает все свои чудеса, не имея Святого Духа, что от Него должен исходить? Как же произошло Его Воскресение?..
                Вы смешиваете внитритроические отношения и действие Бога в мире (теология и икономия, если пользоваться терминологией древней Церкви). Предвечное исхождение Св. Духа от Отца (но не от Сына) вовсе не означает, что Христос (Сын воплотившийся) «не имеет Св. Духа».

                Или, если все это были деяние только лишь Бога Отца, а вовсе не Христа, то почему мы чтим Его?
                Всякое божественное действие (будь то чудо или Воскресение) согласуется с божественной волей. А воля Св. Троицы едина. В этом смысле не существует «деяния только лишь Бога Отца», но есть деяние Св. Троицы. Терминология «рождения» и «исхождения» используется для различения Ипостасей Св. Троицы безотносительно к творению, а не для характеристики деятельности воплотившегося Сына в мире.

                Обычное возражение католических богословов православным состоит в том, что невозможно говорить о внутритроических отношениях, не говоря в то же время об отношении Бога к сотворенному миру. Или, более конкретно, что наше знание Св. Троицы возможно только через Христа, воплотившегося Сына, т.е. что не существует «имманентной теологии». Это возражение, на мой взгляд, справедливо в том плане, что мы действительно не знаем Св. Троицу иначе, как через Христа. Однако из этого еще не следует, что мы не можем говорить о предвечных внутритроических отношениях безотносительно к тварному миру.

                Православное понимание основывается на различении между предвечным исхождением Духа от Отца (Ин 15:26), с одной стороны, и посыланием Духа в мир Отцом «во имя» Сына (14:26) либо Сыном «от Отца» (15:26), с другой стороны. Католическое же понимание предполагает если не отождествление «исхождения» и «посылания», то, во всяком случае, близкую параллель (аналогию) между этими двумя «действиями». На всё это оказали также влияние смысловые различия (реальные либо приписанные впоследствии) между греческим ekporeuetai и латинским procedit из Ин 15:26.

                PS. Примечательно, что в Ин 15:26 Вульгата ставит слово «Дух» в винительном падеже, делая его в грамматическом отношении объектом слово «пошлю» (хотя в смысловом плане это и без того так), т.е. словно бы специально ставя дополнительный акцент на «посылании» Духа Сыном:

                cum autem venerit paracletus quem ego mittam vobis a Patre Spiritum veritatis qui a Patre procedit ille testimonium perhibebit de me

                Греческий же текст допускает возможность двоякого понимания данной формы либо как именительного падежа, либо как винительного:

                ὅταν ἔλθῃ ὁ παράκλητος ὃν ἐγὼ πέμψω ὑμῖν παρὰ τοῦ πατρός, τὸ πνεῦμα τῆς ἀληθείας ὃ παρὰ τοῦ πατρὸς ἐκπορεύεται, ἐκεῖνος μαρτυρήσει περὶ ἐμοῦ

                Современные (и не только) переводы обычно передают здесь слово «Дух» именительным падежом (и это представляется логичным не только в силу некоторой неуклюжести варианта, предложенного Вульгатой, но и по ряду других причин). К сожалению, нет под рукой критического издания Вульгаты было бы любопытно посмотреть, не существует ли разночтений в этом месте (т.е. Spiritus вместо Spiritum) в древних рукописях.
                Последний раз редактировалось Миклуха MacLay; 29 September 2004, 04:15 PM.

                Комментарий

                • Alexis.V.p
                  Для кого как

                  • 08 August 2004
                  • 165

                  #9
                  Предлагаю задать этот вопрос непосредственно Отцу при первой же встрече с Ним.
                  ...я скажу одно лишь слово: Верь!

                  Комментарий

                  • Аксиос
                    Завсегдатай

                    • 06 July 2004
                    • 652

                    #10
                    Миклуха непогано сказал.
                    В вопросе филиокве я солидарен с ПЦ: Дух Св. исходит от Отца через Сына. Это и по Библии лучше подтверждается, да и если вникнуть в "теологическую диалектику" - по-православному логичнее получается.

                    Комментарий

                    Обработка...