Богословие до утверждения Никейского символа веры было наукой по меркам тех времен.
После утверждения символа веры богословие, попав в прокрустово ложе догмата, быстро скукожилось до схоластики или, если по-русски, - до словоблудия. Таковым оно и остается по сей день, несмотря на философские вывихи внештатных богословов. Максимум смелости в пределах догмата проявил Дж. Полкинхорн в работе "Вера глазами физика", но даже и ее нельзя принять за научный труд.
По Библии в основе богословия должна лежать наука, во-первых, познающая порядок бытия, а во-вторых, исследующая Священное Писание. Оба этих предмета остаются вне рамок богословия - первый в силу традиционной отстраненности богословия от естественных наук, второй - в силу цензуры догмата. Но эта ситуация неизбежно измениться, ибо духовная эволюция человека не терпит застоя.
История знает моменты, когда малозаметное течение жизни Библии сменялось значительным движением в ней. Эти моменты стояли в связи и даже вызывались особыми историческими подъемами или кризисами в государственной, церковной или общекультурной жизни славянских народов и нашей русской. Общие подъемы жизненных сил народов, как общее правило, всегда сопровождались соответственною повышенною деятельностью в области уяснения и проникновения в творческую силу Библии [И. Е. Евсеев, в кн. И.А.Чистович, История перевода Библии на русский язык]
После утверждения символа веры богословие, попав в прокрустово ложе догмата, быстро скукожилось до схоластики или, если по-русски, - до словоблудия. Таковым оно и остается по сей день, несмотря на философские вывихи внештатных богословов. Максимум смелости в пределах догмата проявил Дж. Полкинхорн в работе "Вера глазами физика", но даже и ее нельзя принять за научный труд.
По Библии в основе богословия должна лежать наука, во-первых, познающая порядок бытия, а во-вторых, исследующая Священное Писание. Оба этих предмета остаются вне рамок богословия - первый в силу традиционной отстраненности богословия от естественных наук, второй - в силу цензуры догмата. Но эта ситуация неизбежно измениться, ибо духовная эволюция человека не терпит застоя.
История знает моменты, когда малозаметное течение жизни Библии сменялось значительным движением в ней. Эти моменты стояли в связи и даже вызывались особыми историческими подъемами или кризисами в государственной, церковной или общекультурной жизни славянских народов и нашей русской. Общие подъемы жизненных сил народов, как общее правило, всегда сопровождались соответственною повышенною деятельностью в области уяснения и проникновения в творческую силу Библии [И. Е. Евсеев, в кн. И.А.Чистович, История перевода Библии на русский язык]
Комментарий