ПАЛЕСТИНА ВО ВРЕМЕНА ХРИСТА
Международный Хайфский Теологический Институт дистанционное обучение из Израиля
После того как римляне в 63 г. до Р. Х взяли Палестину под свой контроль, она ужене обретала в древние времена статуса независимой державы. Когда в 40 г. до Р. Х. месопотамские парфяне угрожали взятием Иерусалиму, римляне отдали большуючасть страны в руки своего ставленника Ирода, правившего страной с 37 по 4 г. до Р. Х.
Ирод был идумеянином, однако формально считался евреем, поскольку его народ был насильно "обращен" Иоанном Гирканом в 125 г. до Р. Х. Он был восторженным почитателем греческой культуры, и потому правление его ознаменовалось полной победой эллинизма над более консервативными тенденциями Маккавеев.
Палестина в год Рождества Христова
Ирод приступил к замечательному по своим размахам строительству, которое велось по всей стране и было отмечено западными влияниями.
Согласно историку Иосифу Флавию, "в царстве его не было такого места, которое не призвано было бы служить восхвалению кесаря"1. Мы остановим внимание прежде всего на трех городах.Самария полностью изменила свой облик. Во время Маккавейских войн она лишилась своих защитных сооружений. Около 57-55 гг. до Р. Х. они были восстановлены, однако городу было далеко до его прежней славы.
Тем не менее в 37 г. до Р. Х. Ирод женился там на своей возлюбленной Мариам не и семью годами позже город был пожалован ему Августом. Он поселил в нем 6000 своих армейских ветеранов, дал ему имя Севастия (Августа) и укрепил его, с тем чтобы, с одной стороны, упрочить свою власть в стране, с другой - выразить свою признательностьи преданность Августу. Стены нового города Ирода шли по нижним склонам холма и охватывали обширное пространство, доходившее в ширину до одного километра. Укрепления были мощными, хотя по тем временам ничего исключительного в них не было.
Основные усилия были направлены на строительство замечательного храма в честь Августа. Сохранились и руины другого замечательного сооруженияпериода правления Ирода: это стадион, построенный на краю долины севернее холма, предусмотрительно обведенный крепостной стеной. Его длина соответствует олимпийскому канону - 600 футов (стадион в малоазийском Милетеимеет примерно такую же длину, но ширина его вдвое меньше).
Стадион этотиспользовался в течение нескольких столетий и около 200 г. от Р. Х. был полностью перестроен в коринфском стиле. Он не упоминается в античной литературе как место проведения известных состязаний, хотя мы знаем, что Ирод был ярым поклонником атлетических игр и способствовал их проведению в Кесарии и Иерусалиме. Как пишет Иосиф Флавий, в Кесарии игры проводились каждые пять лет, когда же на их проведение не стало хватать денег, Ирод распорядился обеспечить их необходимым денежным содержанием. Второй город, который должен быть упомянут в связи с Иродом, это Кесария, находящаяся на побережье между горой Кармел и Иоппией. До Ирода это ничем не примечательное местечко носило название "Стратонова Башня".
После того какцарь отстроил Кесарию, она стала одним из самых красивых и значительных городов Палестины. Большую часть времени с 6 по 66 гг. от Р. Х. римская власть избирала этот город своим центром. Здесь рассматривалось дело Павла (Деян.25:23 и далее)2. Во II в. от Р. Х. город стал важным центром христианской церкви. Настоящие раскопки Кесарии никогда не производились, однако развалины римского города видны и поныне. На ее строительство Ирод потратил двенадцать лет (25-13 гг. до Р. Х.). Благодаря строительству морского мола городская гавань сравнялась своими размерами с афинской. Вкруг главной части города, в которой находились все основные общественные сооружения, была сооружена полукруглая защитная стена.
Среди означенных общественных сооружений были храм в честь кесаря с его огромным скульптурным изображением, амфитеатр, театр, стадион ирынок. Развалины театра, амфитеатра и стадиона сохранились и поныне, причем амфитеатр был открыт израильскими археологами, использовавшими методы аэросъемки, совсем недавно3.
Когда в 10 г. до Р. Х. город был торжественно"открыт" Иродом, здесь сражались друг с другом и с дикими зверями гладиаторы, здесь же в 70 г. от Р. Х. Титом были замучены в подобных же схватках сотни еврейских пленников. Иерусалим также может рассматриваться в качестве наглядного примера преобразований, проводившихся Иродом в Палестине. Здесь, помимо прочего, онпривел в порядок городские укрепления, построил новый храм для евреев, перестроил цитадель в северо-западной части храмовой зоны, назвав ее "Башней Антонии", и выстроил для себя замечательный дворец.
Ко времени жизни Иисуса центральная часть города находилась уже не на нижнем холме (Офел) к югу от Храма, где она была в ветхозаветные времена. Теперь она располагалась к северу и к западу от священных пределов. Тиропеонская долина, отделявшая восточную часть города от западной, теперь оказалась частично заполненной мусором. В период Маккавеев евреи окружили мощной крепостной стеной старый город, который во времена Ирода носил название Акра. Иосиф Флавий сообщает нам, что некогда старый город находился выше храмовой территории, когда же Маккавеи выстроили Акру, они срезали холм, заполнив землей долину между ней и Храмом.
В новозаветные времена проблема обороны стала существенно иной, чем во времена Давида. Тогда было достаточно отремонтировать мощные хананейские укрепления нижнего холма.
В новозаветные же времена основной проблемой стала защита как восточного, так и западного холмов вместе со стремительно расширявшимися к северу пригородами. Естественной защитой южного и восточного пределов являлись глубокие долины Еннома и Кедрона, которые было несложно укрепить. Север был защищен двумя стенами. Первая уходила взападном направлении примерно от средней части ограды Храма. Вторая начиналась в районе северо-западной оконечности храмовой зоны и, очевидно, сходилась с первой где-то возле нынешних Яффских ворот и крепости, хотя точное их местоположение неизвестно. Если Храм Гроба Господня стоит на месте крестных страданий и захоронения Иисуса, то линия второй стены должна была проходить так, что храм этот оставался за ее пределами. Поскольку подобное направление стены представляется весьма неудовлетворительным в смысле обороны, некоторые ученые полагают, что храм стоит вовсе не на месте смерти Иисуса и что вторая стена замыкала гораздо большую зону, будучи построенной на большей высоте.
Около 42 г., в правление Ирода Агриппы, еще дальше к северуначалось строительство третьей стены, которая призвана была защищать пригород,называемый Иосифом Безета. Впрочем, стену эту не удалось закончить до начала первого еврейского восстания против Рима в 66 г.История поисков места казни и захоронения Иисуса может быть вкратце изложенаследующим образом. В 313 г. Константин Великий прекратил гонения на христиан.Христианам даровалась свобода вероисповедания, кроме того, Миланский эдикт предусматривал возвращение конфискованного у них имущества - церквей, кладбищ и другой недвижимости (Евсевий, Eccl. Hist. 9.9). Гонения кончились, но вражда между христианами и язычниками продолжалась.
В Иерусалиме, в то время носившем имя Элия Капитолина, эта вражда проявлялась в особенно острой форме.Население города, священного и для христиан, и для иудеев, выселенных оттудаимператором Адрианом, было в основном языческим, многие из этих язычников впрежние годы активно участвовали в антихристианских выступлениях и сталивладельцами отобранной у христиан собственности. Иерусалим превратился в одиниз центров языческого культа: его главными святилищами были храм ЮпитераКапитолийского и храм Афродиты-Венеры, построенные при Адриане.В 314 г. епископом Иерусалимским стал Макарий, человек весьма энергичный,поставивший себе целью истребление языческих культов. Идея поиска места, гдебыл погребен Иисус после распятия, принадлежала именно ему. Точно не известно, почему он предложил искать его именно там, где ныне стоит Храм Гроба Господняи где в его время стоял храм Венеры.
Нет никаких свидетельств, письменных или археологических, что место погребения Спасителя находилось именно там или что во времена апостолов оно как-то особенно почиталось. Не ясно также, каким образом могла сохраниться даже память об этом месте - Иерусалим дважды подвергался разрушению (при Веспасиане в 70 г. и при Адриане, во времяиудейского восстания 131-134 гг.), его население было уничтожено или рассеяно, иудеям было запрещено его посещать (кроме как один раз в год), а планировка практически полностью разрушенного города сильно изменилась, когда он был перестроен и переименован Адрианом. Нет указаний и на то, что какими-то определенными сведениями об этом обладала в IV в. и христианская церковь, иначе современники Макария, в их числе и первый историк церкви Евсевий Кессарийский, не подвергали бы сомнению его проект поисков гробницы. Макарий, по-видимому, не представил им каких-либо веских доказательств.
Евсевий был знаком и с другой традицией. В Demonstratio Evangelica (6.18), труде,написанном им около 303 г., он ничего не говорит о Гробе Господнем и о Голгофев связи с языческим храмом, но выделяет гору Елеонскую (и Елеонскую пещеру) к востоку от Иерусалима и Святую Церковь Господню на холме, лежащем к западу от него, как места особо почитаемые и христианами, и иудео-христанами. Искусственная пещера, расположенная примерно в 100 м к югу от холма, действительно могла быть погребальным склепом. Она была объектом паломничества4, хотя нигде определенно не сказано, что это место погребения Иисуса5. Местность вокруг и сама пещера сильно пострадали от пребывания тамримских легионеров во время осады 70 г. - осадные работы, по свидетельству Иосифа Флавия, сильно изменили окружающий ландшафт. Евсевий, по-видимому,продолжал сомневаться в подлинности той гробницы, которую нашли впоследствии под основанием языческого храма.
Похоже, что и сам Макарий небыл уверен в том, что он там что-либо найдет. Так или иначе, в 325 г. на Никейском соборе он добился от императора разрешения на уничтожение языческих храмов ради поисков гробницы.
>>>
Международный Хайфский Теологический Институт дистанционное обучение из Израиля
После того как римляне в 63 г. до Р. Х взяли Палестину под свой контроль, она ужене обретала в древние времена статуса независимой державы. Когда в 40 г. до Р. Х. месопотамские парфяне угрожали взятием Иерусалиму, римляне отдали большуючасть страны в руки своего ставленника Ирода, правившего страной с 37 по 4 г. до Р. Х.
Ирод был идумеянином, однако формально считался евреем, поскольку его народ был насильно "обращен" Иоанном Гирканом в 125 г. до Р. Х. Он был восторженным почитателем греческой культуры, и потому правление его ознаменовалось полной победой эллинизма над более консервативными тенденциями Маккавеев.
Палестина в год Рождества Христова
Ирод приступил к замечательному по своим размахам строительству, которое велось по всей стране и было отмечено западными влияниями.
Согласно историку Иосифу Флавию, "в царстве его не было такого места, которое не призвано было бы служить восхвалению кесаря"1. Мы остановим внимание прежде всего на трех городах.Самария полностью изменила свой облик. Во время Маккавейских войн она лишилась своих защитных сооружений. Около 57-55 гг. до Р. Х. они были восстановлены, однако городу было далеко до его прежней славы.
Тем не менее в 37 г. до Р. Х. Ирод женился там на своей возлюбленной Мариам не и семью годами позже город был пожалован ему Августом. Он поселил в нем 6000 своих армейских ветеранов, дал ему имя Севастия (Августа) и укрепил его, с тем чтобы, с одной стороны, упрочить свою власть в стране, с другой - выразить свою признательностьи преданность Августу. Стены нового города Ирода шли по нижним склонам холма и охватывали обширное пространство, доходившее в ширину до одного километра. Укрепления были мощными, хотя по тем временам ничего исключительного в них не было.
Основные усилия были направлены на строительство замечательного храма в честь Августа. Сохранились и руины другого замечательного сооруженияпериода правления Ирода: это стадион, построенный на краю долины севернее холма, предусмотрительно обведенный крепостной стеной. Его длина соответствует олимпийскому канону - 600 футов (стадион в малоазийском Милетеимеет примерно такую же длину, но ширина его вдвое меньше).
Стадион этотиспользовался в течение нескольких столетий и около 200 г. от Р. Х. был полностью перестроен в коринфском стиле. Он не упоминается в античной литературе как место проведения известных состязаний, хотя мы знаем, что Ирод был ярым поклонником атлетических игр и способствовал их проведению в Кесарии и Иерусалиме. Как пишет Иосиф Флавий, в Кесарии игры проводились каждые пять лет, когда же на их проведение не стало хватать денег, Ирод распорядился обеспечить их необходимым денежным содержанием. Второй город, который должен быть упомянут в связи с Иродом, это Кесария, находящаяся на побережье между горой Кармел и Иоппией. До Ирода это ничем не примечательное местечко носило название "Стратонова Башня".
После того какцарь отстроил Кесарию, она стала одним из самых красивых и значительных городов Палестины. Большую часть времени с 6 по 66 гг. от Р. Х. римская власть избирала этот город своим центром. Здесь рассматривалось дело Павла (Деян.25:23 и далее)2. Во II в. от Р. Х. город стал важным центром христианской церкви. Настоящие раскопки Кесарии никогда не производились, однако развалины римского города видны и поныне. На ее строительство Ирод потратил двенадцать лет (25-13 гг. до Р. Х.). Благодаря строительству морского мола городская гавань сравнялась своими размерами с афинской. Вкруг главной части города, в которой находились все основные общественные сооружения, была сооружена полукруглая защитная стена.
Среди означенных общественных сооружений были храм в честь кесаря с его огромным скульптурным изображением, амфитеатр, театр, стадион ирынок. Развалины театра, амфитеатра и стадиона сохранились и поныне, причем амфитеатр был открыт израильскими археологами, использовавшими методы аэросъемки, совсем недавно3.
Когда в 10 г. до Р. Х. город был торжественно"открыт" Иродом, здесь сражались друг с другом и с дикими зверями гладиаторы, здесь же в 70 г. от Р. Х. Титом были замучены в подобных же схватках сотни еврейских пленников. Иерусалим также может рассматриваться в качестве наглядного примера преобразований, проводившихся Иродом в Палестине. Здесь, помимо прочего, онпривел в порядок городские укрепления, построил новый храм для евреев, перестроил цитадель в северо-западной части храмовой зоны, назвав ее "Башней Антонии", и выстроил для себя замечательный дворец.
Ко времени жизни Иисуса центральная часть города находилась уже не на нижнем холме (Офел) к югу от Храма, где она была в ветхозаветные времена. Теперь она располагалась к северу и к западу от священных пределов. Тиропеонская долина, отделявшая восточную часть города от западной, теперь оказалась частично заполненной мусором. В период Маккавеев евреи окружили мощной крепостной стеной старый город, который во времена Ирода носил название Акра. Иосиф Флавий сообщает нам, что некогда старый город находился выше храмовой территории, когда же Маккавеи выстроили Акру, они срезали холм, заполнив землей долину между ней и Храмом.
В новозаветные времена проблема обороны стала существенно иной, чем во времена Давида. Тогда было достаточно отремонтировать мощные хананейские укрепления нижнего холма.
В новозаветные же времена основной проблемой стала защита как восточного, так и западного холмов вместе со стремительно расширявшимися к северу пригородами. Естественной защитой южного и восточного пределов являлись глубокие долины Еннома и Кедрона, которые было несложно укрепить. Север был защищен двумя стенами. Первая уходила взападном направлении примерно от средней части ограды Храма. Вторая начиналась в районе северо-западной оконечности храмовой зоны и, очевидно, сходилась с первой где-то возле нынешних Яффских ворот и крепости, хотя точное их местоположение неизвестно. Если Храм Гроба Господня стоит на месте крестных страданий и захоронения Иисуса, то линия второй стены должна была проходить так, что храм этот оставался за ее пределами. Поскольку подобное направление стены представляется весьма неудовлетворительным в смысле обороны, некоторые ученые полагают, что храм стоит вовсе не на месте смерти Иисуса и что вторая стена замыкала гораздо большую зону, будучи построенной на большей высоте.
Около 42 г., в правление Ирода Агриппы, еще дальше к северуначалось строительство третьей стены, которая призвана была защищать пригород,называемый Иосифом Безета. Впрочем, стену эту не удалось закончить до начала первого еврейского восстания против Рима в 66 г.История поисков места казни и захоронения Иисуса может быть вкратце изложенаследующим образом. В 313 г. Константин Великий прекратил гонения на христиан.Христианам даровалась свобода вероисповедания, кроме того, Миланский эдикт предусматривал возвращение конфискованного у них имущества - церквей, кладбищ и другой недвижимости (Евсевий, Eccl. Hist. 9.9). Гонения кончились, но вражда между христианами и язычниками продолжалась.
В Иерусалиме, в то время носившем имя Элия Капитолина, эта вражда проявлялась в особенно острой форме.Население города, священного и для христиан, и для иудеев, выселенных оттудаимператором Адрианом, было в основном языческим, многие из этих язычников впрежние годы активно участвовали в антихристианских выступлениях и сталивладельцами отобранной у христиан собственности. Иерусалим превратился в одиниз центров языческого культа: его главными святилищами были храм ЮпитераКапитолийского и храм Афродиты-Венеры, построенные при Адриане.В 314 г. епископом Иерусалимским стал Макарий, человек весьма энергичный,поставивший себе целью истребление языческих культов. Идея поиска места, гдебыл погребен Иисус после распятия, принадлежала именно ему. Точно не известно, почему он предложил искать его именно там, где ныне стоит Храм Гроба Господняи где в его время стоял храм Венеры.
Нет никаких свидетельств, письменных или археологических, что место погребения Спасителя находилось именно там или что во времена апостолов оно как-то особенно почиталось. Не ясно также, каким образом могла сохраниться даже память об этом месте - Иерусалим дважды подвергался разрушению (при Веспасиане в 70 г. и при Адриане, во времяиудейского восстания 131-134 гг.), его население было уничтожено или рассеяно, иудеям было запрещено его посещать (кроме как один раз в год), а планировка практически полностью разрушенного города сильно изменилась, когда он был перестроен и переименован Адрианом. Нет указаний и на то, что какими-то определенными сведениями об этом обладала в IV в. и христианская церковь, иначе современники Макария, в их числе и первый историк церкви Евсевий Кессарийский, не подвергали бы сомнению его проект поисков гробницы. Макарий, по-видимому, не представил им каких-либо веских доказательств.
Евсевий был знаком и с другой традицией. В Demonstratio Evangelica (6.18), труде,написанном им около 303 г., он ничего не говорит о Гробе Господнем и о Голгофев связи с языческим храмом, но выделяет гору Елеонскую (и Елеонскую пещеру) к востоку от Иерусалима и Святую Церковь Господню на холме, лежащем к западу от него, как места особо почитаемые и христианами, и иудео-христанами. Искусственная пещера, расположенная примерно в 100 м к югу от холма, действительно могла быть погребальным склепом. Она была объектом паломничества4, хотя нигде определенно не сказано, что это место погребения Иисуса5. Местность вокруг и сама пещера сильно пострадали от пребывания тамримских легионеров во время осады 70 г. - осадные работы, по свидетельству Иосифа Флавия, сильно изменили окружающий ландшафт. Евсевий, по-видимому,продолжал сомневаться в подлинности той гробницы, которую нашли впоследствии под основанием языческого храма.
Похоже, что и сам Макарий небыл уверен в том, что он там что-либо найдет. Так или иначе, в 325 г. на Никейском соборе он добился от императора разрешения на уничтожение языческих храмов ради поисков гробницы.
>>>
Комментарий