Пытаясь дать определение фантастике мы вынуждены будем к литературе присовокупить тем или иным образом науку, чтобы засвидетельствовать, что в основании фантастики лежит прогресс.
Прогресс, как известно, состоит в оппозиции к той или иной религии, в данном случае от христианства отмежевался и прогресс, и наука, и фантастика.
Какие темы поднимает фантастика? Во-первых, торжество прогресса. Писатель-фантаст обязан изобразить мыслимые и немыслимые технические достижения, какие-то удивительные машины или необычные процессы, или чудесные явления.
Мы, христиане, понять такие стремления можем, поскольку господь Иисус Христос именно чудесами привлекал внимание неверного и развращённого поколения. И точно так же как Иисус чудесам предпочитал более фундаментальные вещи, а именно проповедь небесного царства, наиболее мыслящие фантасты описывают не технические процессы, но общество будущего.
Следует заметить, что общество будущего по-разному представляют себе фантасты капиталистические и фантасты коммунистические.
Капиталисты склонны изображать будущее в довольно мрачных тонах, что обусловлено мрачностью общества, в котором они вынуждены существовать. Они не в силах вообразить себе, что когда-нибудь в будущем отомрут все те явления, которые составляют основу капиталистического общества: эксплуатация труда капиталом, чистоган, безработица, кризисы перепроизводства, ограбление колоний, наличие рынка и денег, расизм, все виды отчуждений и прочее.
Соответственно социалистические фантасты изображают в своих произведениях коммунистическое общество, которое в позапрошлом веке научно разработал Карл Маркс, а в прошлом организовали Ленин и Сталин в виде СССР.
Очевидно поэтому, что ценность коммунистической фантастики сравнительно с фантастикой капиталистической неизмеримо выше.
Марксизм однозначно является следствием, - возможно, одним из главных, - прогресса. По этой причине марксизм не может не вступать в противоречие с (христианской) религией.
Согласно учению Маркса, а затем практике Ленина и Сталина и других, капитализм рано или поздно должен быть похоронен социализмом. Наука социалистическая изначально перспективнее капиталистической науки. Что доказал СССР, находясь во главе технического развития земной цивилизации, послав в космос первого на Земле Гагарина.
Итак, фантасты, представляя собой проповедников научно-технического прогресса, наиболее убедительны в социалистических странах и наиболее достоверны в описании коммунистического общества.
Социалистические фантасты, живя в условиях осуществлённой смены общественно-экономических формаций (социализм, сменивший собою капитализм), не боятся предвосхитить и предстоящую смену социализма коммунизмом. При капитализме на такое визионерство отваживаются очень и очень немногие, предпочитая всё же оставаться мелкими (либо крупными) шарлатанами от литературы.
Приход коммунизма означает и отмену социалистических явлений: социалистического государства, к примеру. Социалистической армии. Социалистической науки, которая победу социализма и обусловила, находясь ещё в недрах капитализма, но поставленная себе на службу марксистами.
Таким образом, прогресс, отмежевавшись от религии, должен будет в своё время и решить это противоречие между наукой и религией, устранить это противоречие. Развиваясь по спирали, наука должна будет вернуться к тому, что она изначально отвергла, - к религии.
Разумеется, социалисты являются такими же атеистами, как и капиталисты; даже больше и последовательнее. Однако их большая близость к (коммунистическому) будущему неизбежно открывает им такие вещи, которые уже на заре человечества были открыты религией. Фактически коммунистические учёные-фантасты изобретают велосипед, который давным-давно пылится на задах каждой церкви. О если бы они ездили на нём!
Рассмотрим для примера такого фантаста, как Иван Ефремов. Его идеи во многом базируются на учении Вернадского о ноосфере. Что это за учение? Вернадский фактически возвращается к вопросу выхода обезьяны/человека из природы. Природу он называет биосферой, а деятельность человека ноосферой. Человек, по утверждению Вернадского, из элемента эволюции превратился сам в эволюцию, устанавливая свои законы на Земле и меняя саму Землю силой мысли. Заметим, что капиталистические учёные таких вопросов не ставили, хотя саму эволюцию открыли. Им достаточно было обслуживать прогресс, но хоронить прогресс как техническую погоню за прибылями они не собирались тогда и, по всей видимости, не собираются и теперь.
Итак, ноосфера оттого ноосфера, что главную роль в этой сфере играет «нус» разум. Вернадский видит человека, меняющего планету мыслью. Но нам уже эта идея известна из проповедей Иисуса Христа: вера в человеке позволяет ему передвигать горы. Вернадский фактически пришёл к тому, что и так было уже давно открыто избранным. И пришёл он к этому из социалистической науки, которая тем самым признала свою недолговечность как элемент противодействия религии.
Однако и религия невозможна без науки. Религия и наука это своего рода идеализм и материализм. Дух и плоть. То, что фантасты изображают как будущее, изображено в Книге Откровение. В этой книге есть мрачные картины, которые соответствуют капиталистическим писаниям, и есть картины светлые и радостные, что соответствует произведениям коммунистической фантастики.
Главная проблема фантастики заключается в её связи с эсхатологией. Книга Откровение описывает будущее как послесмертное существование и как вечную жизнь. Верующий человек, по сути, не замечает границу между земным существованием и небесным, и потому для него будущее той или иной отдалённости неотличимо от собственно вечной жизни.
Разумеется, для фантаста такой подход равносилен признанию в профессиональной некомпетентности. Фантаст пишет для живущих людей и будущее понимает только в рамках земной человеческой жизни. В этом и причина столь явного неуспеха капиталистической фантастики и очевидного успеха фантастики коммунистической; поскольку социализм ближе к коммунизму, нежели капитализм; стало быть, ближе к концу истории.
Почему религия нуждается в науке? Потому что Гагарин открыл новые принципы существования человека. Человек оказался оторван от природы не только благодаря преимуществам своего вида над остальными видами, но и непосредственно покинув эту самую природу и улетев от неё в космос.
Я имею в виду, что священные писания привязаны к природе, а проповедовать Божество теперь необходимо человеку в космосе, где природа отсутствует. Книга Откровение использует необычные астрономические явления как признаки конца, как нечто негативное, что человек, связанный с природой, выдержать не может. Но даже на современном уровне развития космонавтики (2020 год) мы видим, что все эти астрономические явления не означают для космонавта конец: люди работают на орбите и более-менее сносно себя чувствуют и отнюдь не завидуют мёртвым и не призывают горы упасть на себя, и благополучно возвращаются на Землю к жёнам и детям, и живут долго и счастливо.
А что мы скажем людям, которые полетят в дальний космос? Которые станут жить не в координатах «и был вечер, и было утро», а без привязки не то что к планете, но и к какой бы то ни было звезде, т.е. земное время (и вообще всё земное) для них станет чисто умозрительным понятием.
Такие полёты капитализм обеспечить не в состоянии, поскольку уже сейчас очевидно, что космонавтика мало связана с прибылью. Космонавтика дитя именно социализма, и требует коммунистического мышления.
Наука здесь для христианства станет тем, чем в 16 веке для католической церкви стали протестанты. Нам сейчас трудно представить, что собой представляли тогда церковные общины: мы видим эти авгиевы конюшни уже очищенными протестантской запрудой.
Я имею в виду, что научное открытие гелиоцентризма почти не имело влияния на смысл священного писания, где имеется примат спасения человека над научной истиной. Человек глядел в телескоп и убеждался в том, что Земля вращается вокруг Солнца. Но эти открытия не меняли психику человека, которая вообще-то психика обычного животного планеты Земля. Каким бы гениальным ни был учёный, он остаётся животным и нуждается в таком спасении, которое предназначено для животных. Иначе зачем был послан сын Бога во плоти? Бог мог бы обойтись посылкой ангела с научным мировоззрением.
Итак, человек преодолел геоцентризм. Но что будет, когда мы преодолеем и гелиоцентризм? Как проповедовать священные писания на другом краю вселенной, где и нашего Солнца-то не видно? Вот о чём надо бы размышлять тем, кому по силам Книга Откровение.
Прогресс, как известно, состоит в оппозиции к той или иной религии, в данном случае от христианства отмежевался и прогресс, и наука, и фантастика.
Какие темы поднимает фантастика? Во-первых, торжество прогресса. Писатель-фантаст обязан изобразить мыслимые и немыслимые технические достижения, какие-то удивительные машины или необычные процессы, или чудесные явления.
Мы, христиане, понять такие стремления можем, поскольку господь Иисус Христос именно чудесами привлекал внимание неверного и развращённого поколения. И точно так же как Иисус чудесам предпочитал более фундаментальные вещи, а именно проповедь небесного царства, наиболее мыслящие фантасты описывают не технические процессы, но общество будущего.
Следует заметить, что общество будущего по-разному представляют себе фантасты капиталистические и фантасты коммунистические.
Капиталисты склонны изображать будущее в довольно мрачных тонах, что обусловлено мрачностью общества, в котором они вынуждены существовать. Они не в силах вообразить себе, что когда-нибудь в будущем отомрут все те явления, которые составляют основу капиталистического общества: эксплуатация труда капиталом, чистоган, безработица, кризисы перепроизводства, ограбление колоний, наличие рынка и денег, расизм, все виды отчуждений и прочее.
Соответственно социалистические фантасты изображают в своих произведениях коммунистическое общество, которое в позапрошлом веке научно разработал Карл Маркс, а в прошлом организовали Ленин и Сталин в виде СССР.
Очевидно поэтому, что ценность коммунистической фантастики сравнительно с фантастикой капиталистической неизмеримо выше.
Марксизм однозначно является следствием, - возможно, одним из главных, - прогресса. По этой причине марксизм не может не вступать в противоречие с (христианской) религией.
Согласно учению Маркса, а затем практике Ленина и Сталина и других, капитализм рано или поздно должен быть похоронен социализмом. Наука социалистическая изначально перспективнее капиталистической науки. Что доказал СССР, находясь во главе технического развития земной цивилизации, послав в космос первого на Земле Гагарина.
Итак, фантасты, представляя собой проповедников научно-технического прогресса, наиболее убедительны в социалистических странах и наиболее достоверны в описании коммунистического общества.
Социалистические фантасты, живя в условиях осуществлённой смены общественно-экономических формаций (социализм, сменивший собою капитализм), не боятся предвосхитить и предстоящую смену социализма коммунизмом. При капитализме на такое визионерство отваживаются очень и очень немногие, предпочитая всё же оставаться мелкими (либо крупными) шарлатанами от литературы.
Приход коммунизма означает и отмену социалистических явлений: социалистического государства, к примеру. Социалистической армии. Социалистической науки, которая победу социализма и обусловила, находясь ещё в недрах капитализма, но поставленная себе на службу марксистами.
Таким образом, прогресс, отмежевавшись от религии, должен будет в своё время и решить это противоречие между наукой и религией, устранить это противоречие. Развиваясь по спирали, наука должна будет вернуться к тому, что она изначально отвергла, - к религии.
Разумеется, социалисты являются такими же атеистами, как и капиталисты; даже больше и последовательнее. Однако их большая близость к (коммунистическому) будущему неизбежно открывает им такие вещи, которые уже на заре человечества были открыты религией. Фактически коммунистические учёные-фантасты изобретают велосипед, который давным-давно пылится на задах каждой церкви. О если бы они ездили на нём!
Рассмотрим для примера такого фантаста, как Иван Ефремов. Его идеи во многом базируются на учении Вернадского о ноосфере. Что это за учение? Вернадский фактически возвращается к вопросу выхода обезьяны/человека из природы. Природу он называет биосферой, а деятельность человека ноосферой. Человек, по утверждению Вернадского, из элемента эволюции превратился сам в эволюцию, устанавливая свои законы на Земле и меняя саму Землю силой мысли. Заметим, что капиталистические учёные таких вопросов не ставили, хотя саму эволюцию открыли. Им достаточно было обслуживать прогресс, но хоронить прогресс как техническую погоню за прибылями они не собирались тогда и, по всей видимости, не собираются и теперь.
Итак, ноосфера оттого ноосфера, что главную роль в этой сфере играет «нус» разум. Вернадский видит человека, меняющего планету мыслью. Но нам уже эта идея известна из проповедей Иисуса Христа: вера в человеке позволяет ему передвигать горы. Вернадский фактически пришёл к тому, что и так было уже давно открыто избранным. И пришёл он к этому из социалистической науки, которая тем самым признала свою недолговечность как элемент противодействия религии.
Однако и религия невозможна без науки. Религия и наука это своего рода идеализм и материализм. Дух и плоть. То, что фантасты изображают как будущее, изображено в Книге Откровение. В этой книге есть мрачные картины, которые соответствуют капиталистическим писаниям, и есть картины светлые и радостные, что соответствует произведениям коммунистической фантастики.
Главная проблема фантастики заключается в её связи с эсхатологией. Книга Откровение описывает будущее как послесмертное существование и как вечную жизнь. Верующий человек, по сути, не замечает границу между земным существованием и небесным, и потому для него будущее той или иной отдалённости неотличимо от собственно вечной жизни.
Разумеется, для фантаста такой подход равносилен признанию в профессиональной некомпетентности. Фантаст пишет для живущих людей и будущее понимает только в рамках земной человеческой жизни. В этом и причина столь явного неуспеха капиталистической фантастики и очевидного успеха фантастики коммунистической; поскольку социализм ближе к коммунизму, нежели капитализм; стало быть, ближе к концу истории.
Почему религия нуждается в науке? Потому что Гагарин открыл новые принципы существования человека. Человек оказался оторван от природы не только благодаря преимуществам своего вида над остальными видами, но и непосредственно покинув эту самую природу и улетев от неё в космос.
Я имею в виду, что священные писания привязаны к природе, а проповедовать Божество теперь необходимо человеку в космосе, где природа отсутствует. Книга Откровение использует необычные астрономические явления как признаки конца, как нечто негативное, что человек, связанный с природой, выдержать не может. Но даже на современном уровне развития космонавтики (2020 год) мы видим, что все эти астрономические явления не означают для космонавта конец: люди работают на орбите и более-менее сносно себя чувствуют и отнюдь не завидуют мёртвым и не призывают горы упасть на себя, и благополучно возвращаются на Землю к жёнам и детям, и живут долго и счастливо.
А что мы скажем людям, которые полетят в дальний космос? Которые станут жить не в координатах «и был вечер, и было утро», а без привязки не то что к планете, но и к какой бы то ни было звезде, т.е. земное время (и вообще всё земное) для них станет чисто умозрительным понятием.
Такие полёты капитализм обеспечить не в состоянии, поскольку уже сейчас очевидно, что космонавтика мало связана с прибылью. Космонавтика дитя именно социализма, и требует коммунистического мышления.
Наука здесь для христианства станет тем, чем в 16 веке для католической церкви стали протестанты. Нам сейчас трудно представить, что собой представляли тогда церковные общины: мы видим эти авгиевы конюшни уже очищенными протестантской запрудой.
Я имею в виду, что научное открытие гелиоцентризма почти не имело влияния на смысл священного писания, где имеется примат спасения человека над научной истиной. Человек глядел в телескоп и убеждался в том, что Земля вращается вокруг Солнца. Но эти открытия не меняли психику человека, которая вообще-то психика обычного животного планеты Земля. Каким бы гениальным ни был учёный, он остаётся животным и нуждается в таком спасении, которое предназначено для животных. Иначе зачем был послан сын Бога во плоти? Бог мог бы обойтись посылкой ангела с научным мировоззрением.
Итак, человек преодолел геоцентризм. Но что будет, когда мы преодолеем и гелиоцентризм? Как проповедовать священные писания на другом краю вселенной, где и нашего Солнца-то не видно? Вот о чём надо бы размышлять тем, кому по силам Книга Откровение.
Комментарий