"Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу,
прямыми сделайте в степи стези Богу нашему" (Ис. 40:3)
прямыми сделайте в степи стези Богу нашему" (Ис. 40:3)
1. Вступление
Великая скорбь, она же по содержанию День Господень, окончится величайшим событием в истории человечества - пришествием Сына Божьего Иисуса Христа силе и славе.
Если мир не идёт к Богу, тогда Бог посетит Своё творение. Об этом знаменательном событии говорил Сам Господь (Мт.24:30, Мк.13:26, Лк. 21:25-28), его видел Иоханан (Отк.1:7, 19:11-21), предсказывали ветхозаветные пророки [Л.1], в том числе Исаия.
"Большинство ветхозаветных пророчеств о пришествии Христа имеют в виду не первое Его явление, когда Ему надлежало умереть за наши грехи, а второе - когда Он учредит Своё царственное правление" [Л.20, стр. 661].
Композиция ст.40:1-5, 52:7-10, 60:1-3. 1. Введение, содержащее утешение народу Божьему (40:1, 2).
2. Изложение главной темы - пришествие Господа:
а) призыв приготовить Ему дорогу (40:3, 4);
б) ликование жителей Иерусалима (52:7-10);
в) паруссия (40:5, 52:15, 60:1-3).
Главная тема. Видимое пришествие Господа на землю в силе и славе.
Цель написания. Дать утешение своему народу, который претерпит наказание за свои грехи в День Господа; сообщить благую весть о спасении всем концам земли.
Содержание. После предсказаний стихийных бедствий и разрушения Иерусалима в Йом Адонай [Л.2, 3], а также длительной осады города многочисленными врагами [Л.4], пророк успокаивает жителей столицы радостной вестью о пришествии Адоная (40:1-5). Призывая приготовить путь Господу (40:3, 4).
Йешайа предсказывает ликование благовестника и сторожей на развалинах Иерусалима, они своими глазами видят возвращение Господа в город (52:7-9, 60:1, 2). От сияния славы Его, восходящей над городом, изумятся многие пришедшие в Иерусалим народы (52:15, 60:3), они увидят спасение Божие (52:10).
Проблема толкования. К каким историческим периодам следует относить данные пророчества.
2. Утешение (40:1, 2)
Во все времена народ Божий нуждается в утешении. Особенно в День Господа [Л.2], во время Великой скорби [Л.3], в дни осады Йерушалаима [Л.4]. Оттого нави Йешайа призывает пророков.
"Утешайте, утешайте народ Мой, говорит (велит) Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима (Ласково) и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его (отбыл он свою повинность), что за неправды его сделано удовлетворение (искуплена его вина), ибо он от руки Господней принял (Получил) вдвое (двойное воздаянье) за все грехи свои" (40:1, 2; в скобках, текст из [Л.5]).
Автор работы [Л.6] считает данную сцену мистической. Другие комментаторы относят слова нави к пленным евреям, которые попадут в Вавилон [Л.7-11]. А дни тяжёлых испытаний военного периода, "время борьбы его" (ст.2),- к трёхлетней осаде и разрушению Йерушалаима вавилонянами в 586 году до Р.Х. [Л.8].
"Пророчество адресовано Божьим пророкам, поручая им повторять пленённому народу в чужой земле, находящемуся вдали от родного города Иерусалима, тему утешения" [Л.9, стр. 1002]. Ещё одно похожее мнение. "Пророк обращается к иудеям, как живущим теперь в Вавилоне, а Иерусалим он видит как уже лежащий в развалинах" [Л.11, стр. 84].

Однако контекст гл. 40 и параллельные стихи иных глав (52:7-10, 60:1-3) указывают на гораздо более отдалённое событие. На осаду столицы в последние дни, во время Армагеддонской военной кампании (рис.1), она продлится неполных два года [Л.4].
"Полное исполнение этого пророчества произойдёт во время Второго Пришествия Христа" [Л.25, стр. 925].
Суровые испытания жители Иерусалима претерпят "за неправды его" (40:2, б). Получат двойное воздаяние: "за все грехи свои" (ст.2, в) плюс за грехи всего израильского народа (43:24).
Затем их преступления будут искуплены, прощены, забыты (ст. 25; 40:2, Дан.9:24).
3. Глас вопиющего в пустыне (40:3)
По окончании воздаяния за грехи народов последует возвращение Иеhошуа ха Машиах бен Давид, т.е. Мессии Иисуса Христа (Ин.4:25, 26).
Именно Он есть "Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис.9:6) на престоле Давида (ст.7); Искупитель грешников (59:20), Царь (32:1, Иер.23:5, Отк.11:15). Оттого Йешайа приглашает людей приготовить Ему царский путь.
"Глас призывает: в пустыне очищайте (Приготовьте) дорогу для Господа, ровняйте в Араве (прямой в степи проложите) путь Богу нашему" (40:3, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.5]).
Авторы комментариев [Л.10] считают ст.3 аллегорией. Речь о служении Иоанна Крестителя, а также "его предшественников, среди которых был и сам Исаия" (стр. 952). Подобного мнения придерживаются другие толкователи [Л.7-9, 11, 21, 23, 25]. Иоанн, "призывая иудеев к покаянию, он предуготовлял путь Господу Христу" [Л.11, стр. 84].
Однако точность приведенного толкования вызывает сомнение. Во-первых, ст.3 не является аллегорией. Говорится о реальном строительстве дорог в древности [Л.13], расчистке пути перед торжественной процессией ближневосточного правителя.
"Здесь описывается гонец, который чинит дорогу и убирает с неё препятствия, готовя её к проезду царя" [Л.7, стр. 625]. Даже не один человек, а "целые толпы гонцов, на обязанности которых лежала, между прочим, расчистка и подготовка пути" [Л.8, стр. 1103]. Иоанн же в число таких гонцов не входил.
Во-вторых, таинственное пророчество ст.3 полностью не исполнилось в служении Крестителя, вопреки мнению авторов [Л.7-11, 21]. Иоанн являлся только прообразом глашатая Исаии (1:21), на что указывает автор комментариев [Л.9]. "Это также относится к будущему Предтече, подобному Илии, который приготовит народ ко Второму Пришествию Христа" (стр. 1002).
Полностью пророчество Йешайа (40:3) сбудется только в дни Великой скорби. Тогда "Господь Сам устранит все преграды на Своём пути ..." [Л.10, стр. 952]. Точнее, преграды устраниет вестник Его, как написано.
"Вот, Я посылаю Ангела (вестника) Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь ..." (Мал.3:1). Но каким образом ангел приготовит путь Иеhошуа ха Машиах?
4. Приготовление пути Господу (40:4)
Нави Йешайа открывается удивительное видение уникальной по размерам дороги для пришествия Адоная. Её построит ангел оригинальным методом глобальных разрушений.
"Всякий (Каждый) дол да наполнится (поднимется), и всякая (каждая) гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся (и станет крутизна равниной), и неровные пути сделаются гладкими (и горная цепь - долиной)" (40:4; в скобках текст из [Л.12]).
"Горы и холмы - символ человеческой гордости и надменности" [Л.25, стр. 925]. Иное мнение. "Эти стихи (40:3, 4) отражают обычай некоторых восточных монархов посылать впереди себя вестников, чтобы очистить дорогу от препятствий, вымостить её, выпрямить изогнутые дороги и долины и уровнять холмы" [Л.9, стр. 1002; Л.22, стр. 425].
Обычай обычаем, но в древние времена отсутствовала строительная техника, с помощью которой можно было осуществить такие крупномасштабные изменения ландшафта. Даже сегодня в пределах Аравы чрезвычайно сложно поднять каждую долину, понизить каждую гору да холм, сделать все пути гладкими.
Нет. В ст.4 имеются в виду не о дорожно-строительные работы, но глобальное землетрясение "в день великого поражения, когда упадут башни" (30:25, б). От сильного сейсмического толчка "земля сдвинется с места своего" (13:13; 24:17-20).
В результате великого землетрясения (Отк.16:18-20) всякая долина поднимется, а всякая гора и всякий холм понизятся, крутизна станет равниной, а горная цепь - долиной (Ис.40:4, рис.2).

Вся территория гористой Иудеи от Гаваона до Реммона (в Негеве) "будет, как равнина" (Зах.14:10), а Елеонская гора расколется пополам (ст.4). Произойдёт "великое разрушение на холмах" (Соф.1:10) и великий город распадётся на 3 части (Отк.16:19).
Рухнут жилые дома, промышленные здания, учреждения, общественные постройки, башни, мосты, тоннели, дороги, аэродромы, дамбы, плотины и т.д. ВСЁ построенное человеком подвергнется разорению, превратится в каменистую пустыню.
Можно считать, как авторы [Л.11], Исаия уподобил дикой пустыне (40:3) "духовное и нравственное состояние своих современников" (стр. 84). Главный же смысл иносказаний в ст.4 - "выпрямления их (кривизн) в серцах человеческих" (стр. 85).
Однако такое аллегорическое толкование привносит в оригинальный текст пророчества не свойственное ему содержание.
5. Явление славы Господней (40:5, 52:7)
По окончании строительства царской дороги методом глобальных разрушений, Исаия видит следующую картину.
"И явится (откроется) слава Господня, и увидит всякая плоть разом (и все люди вместе увидят её), что изрекли уста Господа" (40:5, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.14]).
Авторы толкования [Л.11] полагают, в ст.5 могли подразумеваться 3-и исторические перспективы: освобождение евреев из вавилонского плена, первое и второе пришествия Иисуса Христа. Подобных воззрений придерживаются другие богословы, например [Л.7, 22].
Однако в 40:1-5 нет ни прямых указаний ни намёков на вавилонский период в истории Ам Йисраэль. Поэтому ст.5 "обыкновенно приурачивается к определённому моменту, именно к моменту Крещения Господа и сопутствовавшему ему Богоявления ..." [Л.8, стр. 1103].
Но последнее толкование плохо согласуется с контекстом, особенно со стихом 40:4. Кроме того, свидетелей крещения Иисуса в водах Иордана было сравнительно немного, а Йешайа утверждает,- славу Господа "узрит всякая плоть" (40:5).
Один из современных переводов начала ст.5 выглядит так. "И явится тогда Господня Слава, и все её увидят ..." [Л.15]. "Слава Господня - один из обликов, в котором Бог являлся людям, подобный сиянию света" (стр. 675).
О такой славе, сияющей над Йерушалаимом, говорит пророк, её увидят пришедшие народы (60:1-3). Предсказанному грандиозному событию Исаия призывает радоваться всё творение.
"Кричите от радости небеса, ликуй, земля, запевайте песню, о горы! Ведь Господь утешает Свой народ и Своих страдальцев ("обездоленных" [Л.5]) помилует" (49:13, пер.[Л.14]).
Утешение обездоленных катастрофой уцелевших людей произойдёт, когда "тьма покроет землю, и мрак - народы", а над Храмом "воссияет Господь, и слава Его явится" над жителями Иерусалима (60:2). Господь воцарится над землёй (Отк.11:15), о чём сообщит горожанам прибежавший вестник.
"Как прекрасны на горах ноги ("шаги") благовестника (какое счастье увидеть вестника), возвещающего мир ("благоденствие"), благовествующего радость, проповедующего ("возвещает") спасение, говорящего Сиону (Мир наступил, мы спасены, наш Бог - Царь!): "воцарился Бог твой!" (52:7; в скобках, текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.5]).
Здесь не весть о победе царя Кира над вавилонянами, как считает автор комментариев [Л.7]. Потому что ст.7 "несомненно должно относить к Мессии ..." [Л.8, 25]. Также, ссылаясь на слова "в тот день" предыдущего стиха (52:6), в работе [Л.11] сделан вывод "относятся они к мессианскому времени" (стр. 106). Верно, однако следующее утверждение "под "благовестником" понимается Мессия", ошибочно.
Вестник в 52:7 в параллельных стихах 40:9-11 и Наум.1:15, - человек, сообщающий радостную весть о мире, спасении, пришествии Господа, наступающем царствии Божьем. А Самому Иеhошуа ха Машиах посвящены следующие стихи (52:8-15, гл.53).
Комментарий