Начну немного издалека. Итак, исповедание непорочного зачатия Богородицы в современном православии имеет источником литургический текст о Рождестве Богородицы. Можем выделить также поучения о Пресвятой Богородице катехизатора еп. Иустина, включающие отрывки из Ефрема Сирина, митрополита Димитрия Ростовского, и архиепископа Иннокентия Херсонского (главного оппонента митр. Филарета Дроздова).
Однако мы не можем приступить к теме непорочного зачатия Богородицы без понимания главной тайны Благовещения - Божиих благословений. Пресвятая же Дева в православии - Преблагословенная. Божие Благословение - ниспослание Духа Святого (от древнееврейского "бераха" - творение Духа святого, отсюда архангел Варахиил - ангел благословений) Мы можем выделить три великих превечных Благословения Божия:
1. Благословение Вышнего света. "И увидел Бог свет, что он хорош" Быт.1:4. "Хорош" - благословение Божие. "И отделил свет от тьмы". - прообраз евангельского разделения (страшный суд) на благословенных и проклятых (не грешников!). Проклятые - это порождения ехиднины - по-русски семя змия (см. 23 главу от Матфея).
2. Благословение человека. "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю". (Быт. 1:27-28). Однако же, "и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7) - душевный человек (сотворенный из земли) не может благословится в полной мере - в нем присутствует начало зла (семя змия), приведшее в конечном итоге к падению. Потому здесь содержится прообразовательное благословение Новому Адаму - Христу и Новой Еве - Марии.
Действие двух начал, благословения Божия и змеиного проклятия, двух видов семени, порождает Авеля и Каина. Потому Бог возвращает благословение Адаму и Еве: "Она (Ева) родила сына, и нарекла ему имя Сиф потому что (говорила она) Бог положил мне другое семя вместо Авеля, которого убил Каин". (Быт.4:25). Сиф - возмещение. "Другое семя" - то, что католические святые называют "благословенное начало", втесненное Сифу. Однако же род Сифов, в целом не выдержал искушения (смешение с семенем Каина), что в конечном итоге привело к потопу.
3. Благословение Божиего народа.
"И сказал Господь Аврааму: пойди из земли своей, от родства твоего и из дома отца твоего, (и иди) в землю, которую я укажу тебе. И я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, - и будешь ты в благословении. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну, и благословятся в тебе все племена земные" (Бытие 12:1-2). Авраам обрел полноту благословения на все времена. В этом отличие великого благословения данного Аврааму, от малых благословений - Сифу, Ною, Симу. Вообще же тема благословения Авраама - тема глубочайшая, требующая отдельного рассмотрения.
Итак, подведем первый итог:
1. Благословение - низведение благовещенского света (да будет свет!).
2. Благословение - посвящение Иисусу и Марии, новому Адаму и новой Еве.
3. Благословение - низведение свыше благословенного начала, семени Авраамова. Вхождение в духовный Израиль, в народ Божий от семени Авраамова.
Потому все великие святые православия, прежде всего искали Благовещенский свет, обращались к Богородице, искали обрести драгоценный сосуд в сердце, способный принять и воплотить в себе Слово Жизни. Серафим Саровский учил непрестанно взирать на Нее, благословляться у Нее на малейшее дело, ни ступать без Нее ни шагу, непрестанно взывать: "Богородице, Дево, радуйся".
Теперь, выяснив, что благословение - не просто отвлеченное пожелание или обещание споспешествовать , но сила, заключенная в неком Благословенном начале, в неком семени, которое можно обрести в сердце и передать ближнему, можно понять православное "спасись и вокруг тебя спасутся тысячи". Можно легко понять, что смысл православной старческой традиции - в передаче этого непорочного семени по духовным каналам от отца к сыну. Понятно, что именно передал через благословение Исаак Иакову и чего не передал Исаву.
Существует весьма поверхностное понимание непорочного зачатия, которое сводится лишь к физиологической составляющей. Чтобы устранить такое толкование, Господь благословляет рождение великих святых, когда их родители в силу природной старости уже не могут иметь детей. Так было с Саррой - матерью Исаака, так было с Елизаветой - матерью Иоанна Предтечи, так было и с Анной. Здесь человеческое семя как бы отодвигается на второй план, уступая место семени Божественному, непорочному. Только в таком свете можно рассматривать непорочное зачатие, если мы хотим избежать неразрешимых богословских противоречий. Само собой, что физическая старость родителей совсем не обязательное условие.
Семя непорочности передавалось из поколения в поколение. И евангельская родословная Христа, отмечает главные вехи, главных носителей благословенного начала. И Иоаким и Анна были носителями этого непорочного начала. И восприятие благословенного Богом семени утробой Анны было возможно лишь потому, что она сама была хотя бы в какой-то степени непорочна. И зачав Богородицу, Анна восприняла обетованное Израилю Божие благословение, ибо все праведные Израиля от века ожидали рождения Девы, от которой родится Христос-Мессия. И старец Симеон, споткнулся именно на слове "Дева", когда переводил пророков в Александрийской библиотеке, а не на слове "Мессия". Триста лет он ждал эту таинственную Деву. Она Сама по себе была непостижимым чудом, ибо ни одна женщина не смогла бы родить Бога. Если смыслом столь долгого ожидания был только Христос, то Симеон дожил бы до времени служения Иисуса.
Арх. Иннокентий Херсонский. Слово "На Успение Божией Матери":
"Когда наступило от века предназначенное Богом лето благоприятное Господне, при начатии которого подобно облаку, увиденному пророком Илией и служившего предвестником приближения Божия, должна была явиться возвышенная Дщерь в славе, Слава которой внутри ее, тогда тихо и незаметно расцвела Она, подобно вечному преблагоуханному, преблагословенному Сыну. Ибо Царство Ее было не от мира сего".
1. Бог пожелал, чтобы непорочно зачавшая Христа пришла в мир в чистоте: "Имеющая родить неискусобрачно, Сама была плодом не столько сил природы, сколько наития благодати".
Григорий Богослов именует: Ее "чистым даром неба". Иннокентий Херсонский: "Градом небесным, сходящим свыше".
2. Рождение Пресвятой Девы. Нарушены человеческие законы. "У Иоакима и Анны была пламенная вера, побеждающая законы естества, и вследствии ее и явилась, сопровождаемая пламенной молитвой, Мария".
От зачатия своего Пресвятая Дева, - учит Иннокентий Херсонский, - была неиисякаемым источником благословений для земли. Пресвятая Дева - Мать возвращенного обетования. С Ней человечеству были возвращены дары и милости общения и созерцания любви; единства с Богом, - утраченные прародителями при грехопадении".
Не оттого ли призывали Тебя благословенные от века, что явилась наследница Царя, и с Ней озарилось Царство. Еще в лоне Анны праведной (учит святое старческое православие) обрела Ты полноту благодати сверхъестественных даров. И посмеет ли кто отрицать непорочное зачатие Пречистой, если кондак праздника Рождества гласит: "Адам и Ева от тли смертной освободились, Пречистая, в святом Твоем Рождестве". Ни до, ни после, но в самом Рождестве в месте с Адамом и Евой адамов род освободился от разлагавшего начала зла и тли.
"Празднуют люди Твои"... (Кондак на Рождество Богородицы) Слышите, Ее люди были и есть в православии, Ее верные, посвященные, рабы Богородицы. "Вины прегрешений избавившийся"... - если не по-церковнославянски, а по русски, можно и так: "Источника прегрешений избавившую нас, когда взывают к Тебе, неплодная рождает Богородицу - питательницу жизни нашей". Здесь церковнославянское "вина" имеет двоякий перевод - "вина" и "источник". Вина - греховная чаша Адама (уже дети Марии не виновны за грехи родового естества) и "источник" - угасает зловонный жупел греховности внутри. Последнее наиболее существенно.
Оттого святые и летали, оттого были восхищены и легки. Оттого были вдохновенными и прекрасными, что освобождались от греховных гирь на ногах, что обретали Ее необоримый Покров. Вот отчего рождается православное покаяние и православные слезы умиленные - от осознания невозможности пути без Нее, без дарованной Ней непорочности, невосприимчивости ко греху. Вот откуда вселенское и пронзительное: "Господи, помилуй" - молитва о рождении свыше, молитва рождающихся и рожденных свыше. Вот откуда безумная всепоглощающая любовь ко Христу, Царю, Агнцу и Жениху, - любовь мудрых и трезвящихся дев, над которыми не властна греховная дремота. Грех - сковывает, непорочность - освобождает. Без Нее - сползание в конфессиональную нору с теплым душком, воспринимаемым за благодать. Растерян учитель израилев Никодим: "Должен ли я снова войти в утробу"? - "Дух Святой приходит и уходит и не знаешь откуда пришел и куда ушел"... А жилище Духа Святого, Ее Преблагословенное Лоно рядом. И гремит Господнее обличение фарисеизаторам: "Порождения ехиднины! Сами не входите и других не пускаете!"
"Вся слава Дщери Царя внутри" (Пс.44:14)
Облако славы при зачатии Пресвятой Девы сошло в Ее сердце. Слава Ее, сияющая внутри, слава Господня заключенная в Ее Сердце. Облако света соткало Ей новое естество, новое сердце, где впоследствии и был зачат Христос.
Поклонение непорочному зачатию необходимо для непорочного зачатия нас самих. Для последующего рождения свыше.
Мыслимо ли читать Евангелие с закрытым сердцем? О, с Ней всего одна строчка - и целый день потрясенность, замирание от величия тайн Божиих, молитва на разрыве сердца, невозможности произнести хоть слово от изумления, слезы тихие и нескончаемые. Каждая евангельская строчка для души-невесты, как любовная записка от Божественного Жениха. Ею невозможно начитаться, ее невозможно не прижимать к сердцу, не покрывать поцелуями!..
Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем!..
О, в какой неизъяснимой тишине Иерусалимской горницы предуготовлялась Мария к восприятию Божественного слова! Кто сможет передать Ее смутные догадки, Ее неясные предчуствия, Ее безотчетные озарения, Ее размышления о Своей грядущей жизни, о судьбах Израиля Божия? Непорочно зачатая, Она не могла себя сразу осознать Богородицей. Она знала только Свое томление, ощущала некую тайну в Себе Самой. Отец Небесный таким образом хранил Ее, скрывал Ее от фарисеев. Тварная Премудрость Божия еще не начала Своего восхождения к Престолу Божию. Но годы проходили и предчувствия превращались в некую невыразимую словами уверенность, вместе с ней росло и томление о Нем, еще Неизвестном. И вдруг Она стала слишком взрослой, а женщинам жить при храме нельзя. Более того, Ее хотят как простую девушку выдать замуж. Однако, нашелся праведный муж и рыцарь Иосиф, который озаренный Духом Святым, взял Ее чтобы сохранить Ее Девство. И опять ожидание. Опять томление. И вдруг ангел Господень. Благая весть. Господь - царственный жених, пришел чтобы спасти Свою Невесту, спасти от навязываемой фарисеями греховной и чуждой Ей жизни. Мария поспешила к Елизавете. Праведный Израиль узнал Деву обетованную. И Елизавета приветствовала Ее, не как родственницу, но как Матерь Бога. Величальная Песнь Марии - Песнь Богородицы. Бог - Спаситель, ибо отныне Ей, как тварной Премудрости, как обетованной Деве, Матери Нового Израиля предстоит пройти путь обожения вместе с рожденным от Нее новым народом. Ибо спасение Жены в чадородии. Исполнилось то, что Господь говорил Аврааму и всему семени его - праведным Ветхого Израиля. Душа человеческая - богородична в своей сути, поскольку каждой в свое время предстоят мгновения благовещения, зачатия и рождения Бога. Каждой предстоит уневествится от Невесты, каждую Она облечет в девственные ризы. Каждую подведет к Божественному Брачному Одру. "о Боге - Сапасителе моем" - это песнь каждой души. И Мария, прозревая, поет об этом. Ибо вот взыграла душа Иоанна Предтечи, непорочная уже в утробе матери. Взыграет и всякая человеческая душа, имеющая в себе хоть немного девственного семени. Взыграет и последует за Ней. И будет в пустыне искать своего Небесного Жениха и трепетать, и не сметь приблизиться в упреждении сроков, как трепетал двухлетний Иоанн, когда, по преданию, в пустыне, где был спрятан родителями от слуг Ирода, в окружении птиц и ангелов, ребенком наблюдал бегство святого семейства и почуствовав как устала Матерь и Младенец, забежал вперед и ударил маленьким посошком в камень и открылся источник, и святое семейство утолило жажду и омыло ноги. А маленький Иоанн так и не приблизился - наблюдал и радовался издалека, ибо не пришло время приблизиться. Как же рвалась его душа к Господу, если и во чреве он взыграл! Кто же сможет передать, что произошло с Иоанном, когда, наконец, пришел срок и Сам Господь приблизился к нему! О Боге - Спасителе моем - это и об Иоанне. Отныне этой песне вовек звучать в праведном человечестве! Это Песнь непорочных, песнь обоженных.
Уже на Голгофе, когда оружие пройдет Ей душу, и Ее сердце разорвется от страдания и Она упадет на руки жен-мироносиц, а затем благословением Господа снова вернется к жизни, Она станет Соискупительницей. Так и всякая спасенная Агнчьей любовью душа призовется в свое время к соискупительному мученичеству любви, и лишь немногие избранные к прямому мученичеству. Только здесь предстоит познать, что физическая смерть, не печать проклятости, но дар Божий, ибо рожденный свыше не может умереть иначе как от любви, как умер от любви Агнец. Любовью и будет воскрешен всякий человек. Потому и ангелы завидуют человеку, что сами бесплотны и бессмертны. Но прежде, все души спасаемые. Спасаемые невиданной на земле и на небе любовью, спасаемые непорочным зачатием, рождением свыше от семени Жены, уневествлением Жениху, Брачным Чертогом, непорочным зачатием и рождением Господа в сердце, а вовсе не в бухгалтерских книгах, не в юридических категориях Ансельма Кентерберийского.
Однако мы не можем приступить к теме непорочного зачатия Богородицы без понимания главной тайны Благовещения - Божиих благословений. Пресвятая же Дева в православии - Преблагословенная. Божие Благословение - ниспослание Духа Святого (от древнееврейского "бераха" - творение Духа святого, отсюда архангел Варахиил - ангел благословений) Мы можем выделить три великих превечных Благословения Божия:
1. Благословение Вышнего света. "И увидел Бог свет, что он хорош" Быт.1:4. "Хорош" - благословение Божие. "И отделил свет от тьмы". - прообраз евангельского разделения (страшный суд) на благословенных и проклятых (не грешников!). Проклятые - это порождения ехиднины - по-русски семя змия (см. 23 главу от Матфея).
2. Благословение человека. "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю". (Быт. 1:27-28). Однако же, "и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7) - душевный человек (сотворенный из земли) не может благословится в полной мере - в нем присутствует начало зла (семя змия), приведшее в конечном итоге к падению. Потому здесь содержится прообразовательное благословение Новому Адаму - Христу и Новой Еве - Марии.
Действие двух начал, благословения Божия и змеиного проклятия, двух видов семени, порождает Авеля и Каина. Потому Бог возвращает благословение Адаму и Еве: "Она (Ева) родила сына, и нарекла ему имя Сиф потому что (говорила она) Бог положил мне другое семя вместо Авеля, которого убил Каин". (Быт.4:25). Сиф - возмещение. "Другое семя" - то, что католические святые называют "благословенное начало", втесненное Сифу. Однако же род Сифов, в целом не выдержал искушения (смешение с семенем Каина), что в конечном итоге привело к потопу.
3. Благословение Божиего народа.
"И сказал Господь Аврааму: пойди из земли своей, от родства твоего и из дома отца твоего, (и иди) в землю, которую я укажу тебе. И я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, - и будешь ты в благословении. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну, и благословятся в тебе все племена земные" (Бытие 12:1-2). Авраам обрел полноту благословения на все времена. В этом отличие великого благословения данного Аврааму, от малых благословений - Сифу, Ною, Симу. Вообще же тема благословения Авраама - тема глубочайшая, требующая отдельного рассмотрения.
Итак, подведем первый итог:
1. Благословение - низведение благовещенского света (да будет свет!).
2. Благословение - посвящение Иисусу и Марии, новому Адаму и новой Еве.
3. Благословение - низведение свыше благословенного начала, семени Авраамова. Вхождение в духовный Израиль, в народ Божий от семени Авраамова.
Потому все великие святые православия, прежде всего искали Благовещенский свет, обращались к Богородице, искали обрести драгоценный сосуд в сердце, способный принять и воплотить в себе Слово Жизни. Серафим Саровский учил непрестанно взирать на Нее, благословляться у Нее на малейшее дело, ни ступать без Нее ни шагу, непрестанно взывать: "Богородице, Дево, радуйся".
Теперь, выяснив, что благословение - не просто отвлеченное пожелание или обещание споспешествовать , но сила, заключенная в неком Благословенном начале, в неком семени, которое можно обрести в сердце и передать ближнему, можно понять православное "спасись и вокруг тебя спасутся тысячи". Можно легко понять, что смысл православной старческой традиции - в передаче этого непорочного семени по духовным каналам от отца к сыну. Понятно, что именно передал через благословение Исаак Иакову и чего не передал Исаву.
Существует весьма поверхностное понимание непорочного зачатия, которое сводится лишь к физиологической составляющей. Чтобы устранить такое толкование, Господь благословляет рождение великих святых, когда их родители в силу природной старости уже не могут иметь детей. Так было с Саррой - матерью Исаака, так было с Елизаветой - матерью Иоанна Предтечи, так было и с Анной. Здесь человеческое семя как бы отодвигается на второй план, уступая место семени Божественному, непорочному. Только в таком свете можно рассматривать непорочное зачатие, если мы хотим избежать неразрешимых богословских противоречий. Само собой, что физическая старость родителей совсем не обязательное условие.
Семя непорочности передавалось из поколения в поколение. И евангельская родословная Христа, отмечает главные вехи, главных носителей благословенного начала. И Иоаким и Анна были носителями этого непорочного начала. И восприятие благословенного Богом семени утробой Анны было возможно лишь потому, что она сама была хотя бы в какой-то степени непорочна. И зачав Богородицу, Анна восприняла обетованное Израилю Божие благословение, ибо все праведные Израиля от века ожидали рождения Девы, от которой родится Христос-Мессия. И старец Симеон, споткнулся именно на слове "Дева", когда переводил пророков в Александрийской библиотеке, а не на слове "Мессия". Триста лет он ждал эту таинственную Деву. Она Сама по себе была непостижимым чудом, ибо ни одна женщина не смогла бы родить Бога. Если смыслом столь долгого ожидания был только Христос, то Симеон дожил бы до времени служения Иисуса.
Арх. Иннокентий Херсонский. Слово "На Успение Божией Матери":
"Когда наступило от века предназначенное Богом лето благоприятное Господне, при начатии которого подобно облаку, увиденному пророком Илией и служившего предвестником приближения Божия, должна была явиться возвышенная Дщерь в славе, Слава которой внутри ее, тогда тихо и незаметно расцвела Она, подобно вечному преблагоуханному, преблагословенному Сыну. Ибо Царство Ее было не от мира сего".
1. Бог пожелал, чтобы непорочно зачавшая Христа пришла в мир в чистоте: "Имеющая родить неискусобрачно, Сама была плодом не столько сил природы, сколько наития благодати".
Григорий Богослов именует: Ее "чистым даром неба". Иннокентий Херсонский: "Градом небесным, сходящим свыше".
2. Рождение Пресвятой Девы. Нарушены человеческие законы. "У Иоакима и Анны была пламенная вера, побеждающая законы естества, и вследствии ее и явилась, сопровождаемая пламенной молитвой, Мария".
От зачатия своего Пресвятая Дева, - учит Иннокентий Херсонский, - была неиисякаемым источником благословений для земли. Пресвятая Дева - Мать возвращенного обетования. С Ней человечеству были возвращены дары и милости общения и созерцания любви; единства с Богом, - утраченные прародителями при грехопадении".
Не оттого ли призывали Тебя благословенные от века, что явилась наследница Царя, и с Ней озарилось Царство. Еще в лоне Анны праведной (учит святое старческое православие) обрела Ты полноту благодати сверхъестественных даров. И посмеет ли кто отрицать непорочное зачатие Пречистой, если кондак праздника Рождества гласит: "Адам и Ева от тли смертной освободились, Пречистая, в святом Твоем Рождестве". Ни до, ни после, но в самом Рождестве в месте с Адамом и Евой адамов род освободился от разлагавшего начала зла и тли.
"Празднуют люди Твои"... (Кондак на Рождество Богородицы) Слышите, Ее люди были и есть в православии, Ее верные, посвященные, рабы Богородицы. "Вины прегрешений избавившийся"... - если не по-церковнославянски, а по русски, можно и так: "Источника прегрешений избавившую нас, когда взывают к Тебе, неплодная рождает Богородицу - питательницу жизни нашей". Здесь церковнославянское "вина" имеет двоякий перевод - "вина" и "источник". Вина - греховная чаша Адама (уже дети Марии не виновны за грехи родового естества) и "источник" - угасает зловонный жупел греховности внутри. Последнее наиболее существенно.
Оттого святые и летали, оттого были восхищены и легки. Оттого были вдохновенными и прекрасными, что освобождались от греховных гирь на ногах, что обретали Ее необоримый Покров. Вот отчего рождается православное покаяние и православные слезы умиленные - от осознания невозможности пути без Нее, без дарованной Ней непорочности, невосприимчивости ко греху. Вот откуда вселенское и пронзительное: "Господи, помилуй" - молитва о рождении свыше, молитва рождающихся и рожденных свыше. Вот откуда безумная всепоглощающая любовь ко Христу, Царю, Агнцу и Жениху, - любовь мудрых и трезвящихся дев, над которыми не властна греховная дремота. Грех - сковывает, непорочность - освобождает. Без Нее - сползание в конфессиональную нору с теплым душком, воспринимаемым за благодать. Растерян учитель израилев Никодим: "Должен ли я снова войти в утробу"? - "Дух Святой приходит и уходит и не знаешь откуда пришел и куда ушел"... А жилище Духа Святого, Ее Преблагословенное Лоно рядом. И гремит Господнее обличение фарисеизаторам: "Порождения ехиднины! Сами не входите и других не пускаете!"
"Вся слава Дщери Царя внутри" (Пс.44:14)
Облако славы при зачатии Пресвятой Девы сошло в Ее сердце. Слава Ее, сияющая внутри, слава Господня заключенная в Ее Сердце. Облако света соткало Ей новое естество, новое сердце, где впоследствии и был зачат Христос.
Поклонение непорочному зачатию необходимо для непорочного зачатия нас самих. Для последующего рождения свыше.
Мыслимо ли читать Евангелие с закрытым сердцем? О, с Ней всего одна строчка - и целый день потрясенность, замирание от величия тайн Божиих, молитва на разрыве сердца, невозможности произнести хоть слово от изумления, слезы тихие и нескончаемые. Каждая евангельская строчка для души-невесты, как любовная записка от Божественного Жениха. Ею невозможно начитаться, ее невозможно не прижимать к сердцу, не покрывать поцелуями!..
Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем!..
О, в какой неизъяснимой тишине Иерусалимской горницы предуготовлялась Мария к восприятию Божественного слова! Кто сможет передать Ее смутные догадки, Ее неясные предчуствия, Ее безотчетные озарения, Ее размышления о Своей грядущей жизни, о судьбах Израиля Божия? Непорочно зачатая, Она не могла себя сразу осознать Богородицей. Она знала только Свое томление, ощущала некую тайну в Себе Самой. Отец Небесный таким образом хранил Ее, скрывал Ее от фарисеев. Тварная Премудрость Божия еще не начала Своего восхождения к Престолу Божию. Но годы проходили и предчувствия превращались в некую невыразимую словами уверенность, вместе с ней росло и томление о Нем, еще Неизвестном. И вдруг Она стала слишком взрослой, а женщинам жить при храме нельзя. Более того, Ее хотят как простую девушку выдать замуж. Однако, нашелся праведный муж и рыцарь Иосиф, который озаренный Духом Святым, взял Ее чтобы сохранить Ее Девство. И опять ожидание. Опять томление. И вдруг ангел Господень. Благая весть. Господь - царственный жених, пришел чтобы спасти Свою Невесту, спасти от навязываемой фарисеями греховной и чуждой Ей жизни. Мария поспешила к Елизавете. Праведный Израиль узнал Деву обетованную. И Елизавета приветствовала Ее, не как родственницу, но как Матерь Бога. Величальная Песнь Марии - Песнь Богородицы. Бог - Спаситель, ибо отныне Ей, как тварной Премудрости, как обетованной Деве, Матери Нового Израиля предстоит пройти путь обожения вместе с рожденным от Нее новым народом. Ибо спасение Жены в чадородии. Исполнилось то, что Господь говорил Аврааму и всему семени его - праведным Ветхого Израиля. Душа человеческая - богородична в своей сути, поскольку каждой в свое время предстоят мгновения благовещения, зачатия и рождения Бога. Каждой предстоит уневествится от Невесты, каждую Она облечет в девственные ризы. Каждую подведет к Божественному Брачному Одру. "о Боге - Сапасителе моем" - это песнь каждой души. И Мария, прозревая, поет об этом. Ибо вот взыграла душа Иоанна Предтечи, непорочная уже в утробе матери. Взыграет и всякая человеческая душа, имеющая в себе хоть немного девственного семени. Взыграет и последует за Ней. И будет в пустыне искать своего Небесного Жениха и трепетать, и не сметь приблизиться в упреждении сроков, как трепетал двухлетний Иоанн, когда, по преданию, в пустыне, где был спрятан родителями от слуг Ирода, в окружении птиц и ангелов, ребенком наблюдал бегство святого семейства и почуствовав как устала Матерь и Младенец, забежал вперед и ударил маленьким посошком в камень и открылся источник, и святое семейство утолило жажду и омыло ноги. А маленький Иоанн так и не приблизился - наблюдал и радовался издалека, ибо не пришло время приблизиться. Как же рвалась его душа к Господу, если и во чреве он взыграл! Кто же сможет передать, что произошло с Иоанном, когда, наконец, пришел срок и Сам Господь приблизился к нему! О Боге - Спасителе моем - это и об Иоанне. Отныне этой песне вовек звучать в праведном человечестве! Это Песнь непорочных, песнь обоженных.
Уже на Голгофе, когда оружие пройдет Ей душу, и Ее сердце разорвется от страдания и Она упадет на руки жен-мироносиц, а затем благословением Господа снова вернется к жизни, Она станет Соискупительницей. Так и всякая спасенная Агнчьей любовью душа призовется в свое время к соискупительному мученичеству любви, и лишь немногие избранные к прямому мученичеству. Только здесь предстоит познать, что физическая смерть, не печать проклятости, но дар Божий, ибо рожденный свыше не может умереть иначе как от любви, как умер от любви Агнец. Любовью и будет воскрешен всякий человек. Потому и ангелы завидуют человеку, что сами бесплотны и бессмертны. Но прежде, все души спасаемые. Спасаемые невиданной на земле и на небе любовью, спасаемые непорочным зачатием, рождением свыше от семени Жены, уневествлением Жениху, Брачным Чертогом, непорочным зачатием и рождением Господа в сердце, а вовсе не в бухгалтерских книгах, не в юридических категориях Ансельма Кентерберийского.
Комментарий