Как Библия спасла Запад

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Tuareg
    Adoring

    • 15 June 2004
    • 2880

    #1

    Как Библия спасла Запад

    Совсем краткий курс Много верного и интересного марксисты подметили на рубеже 19-20вв. И про эксплуатацию народа, и кому что и где выгодно, и об отчуждении человека от самого себя и других, и про смену общественных формаций, и про империализм, как последнюю стадию капитализма и т.д. Во всём этом было много верного. Ещё теоретики марксизма (не будучи пролетариями) назначили пролетариат на роль гегемона истории, провозгласили необходимость классовой борьбы на уничтожение и пообещали новый рай коммунизм. Марксисты разоблачили также религию как опиум для народа, как ложное компенсаторное средство для угнетенных.

    Проглядели марксисты лишь одно: что по вечерам в миллионах протестантских домов разного достатка Сев. Европы и США отцы семейств с Библией в руках тихо объясняли своим детям: что такое хорошо, и что такое плохо, и почему надо выполнять заповеди Божии (Голливуд на эту тему фильмов, увы, не снимал). Потому что никакие экономические теории и ноу-хау сами по себе ничего не значат, если у народа нет изначальных этических ценностей, которые должны приниматься на веру, и необходимость которых никакая наука доказать не в состоянии. Добро и зло, как известно, не научные категории. Именно поэтому классовые конфликты, которых Запад тоже не избежал, не оказались для него смертельными. Именно поэтому в социальном развитии Запада наблюдается явная эволюция.

    А вот установившиеся марксистские режимы везде с постоянной закономерностью приносили одни несчастья. Иногда не сразу, с некоторой задержкой, но результат, после краткого периода истероидной эйфории и энтузиазма, был почему-то всегда один: архаизация социальной сферы, вождизм, тотальная коррупция, самодурство, шариковщина и ложь во всех сферах.

    Выяснилось, что марксисты были правы в деталях, но ошиблись в целом. Ибо без духа и веры, без осознанного примата духовного начала над материальным, без волевых усилий в сторону этических ценностей и чечевичной похлебки даже одного сорта в магазинах не будет, не говоря уже о других товарах.

    Атеизм-материализм учил, что главное - это материя (товары), что эти товары нужно созидать, развивать средства производства и производственные отношения и одновременно почему-то быть альтруистом (т.е. идеалистом). Такая контаминация не получалось, т.к. сама природа человека совсем иная. Ведь материалист это извращённый идеалист. Не может долго человек безнаказанно верить в материю и жить по заповедям Божиим. Рано или поздно, но все же устанавливается связь между образом мысли и образом поведения. Поэтому по законам духовной природы человека и общества каждый раз наступало не изобилие, а обнищание населения, а также в банановых республиках финал в виде бегства вождя с капиталами за границу. А материя в виде товаров, вопреки теории, начинала катастрофически исчезать с прилавков. А всё потому, что квазинаучная теория была построена на ложной предпосылке примата материального начала над духовным. Для того, чтобы залатать прорехи теории, стали привлекать диалектику, лукавый релятивизм и прочее идеологическое трюкачество. Но никакие заклинания и даже три закона диалектики не помогали. Выяснилось также, что не вульгарного материализма не бывает. Существуют физические законы и духовные законы. Отказавшись от свободы ради чечевичной похлебки материализма, коммунизм подписал себе и многим другим смертный приговор, оказался настоящим цианистым калием для народа. Но он всё ещё теплится в виде левизны некоторых профессоров на Западе, но это уже вторичный субкультурный эффект не более того. Этих профессоров никакими коврижками в Сев.Корею уже не заманишь.

    Дух первичен материя вторична

    Экономисты еще долго будут ломать головы над причинами развития и деградации хозяйств. Ведь самая главная причина, влияющая на экономическое развитие, лежит вовсе не в экономической, а в этической сфере, которая, как известно тесно связана с аксиоматикой, с моральными ценностями, т.е. верой, со смысложизненной ориентацией в целом. Люди очень различаются между собой: один готов мать родную за 3 коп. убить, а другой готов пожертвовать собой, но сохранить свои принципы, обрести, в конечном итоге, перспективу вечности. Оказывается, что вера в Бога может быть не только утешением для сирых и убогих, но и огромным побуждающим фактором для сильных. Как писал Макс Вебер в самом начале своей книги: стремление к наибольшей денежной выгоде само по себе не имеет ничего общего с капитализмом.

    В этом году исполняется сто лет самому известному социологическому трактату за всю историю человечества: книге М.Вебера Протестантская этика и дух капитализма. Его гипотеза стала серьезной альтернативой модному в то время марксизму, привлекавшему неглубокие умы своей простотой и псевдоочевидностью. По Веберу - всё иначе и сложнее. Согласно Веберу христианство может быть не только компенсаторным средством при жизненной неудаче, не вторичной идеологией, порожденной чьими-то корыстными интересами, не пассивным созерцанием, а мотивирующим фактором в активной жизнедеятельности. Вебер предложил идею: именно христианство в его протестантской разновидности сделало возможным появление современного капитализма, положившего начало обществу всеобщего благоденствия, куда сегодня стремятся люди со всего мира. В центре внимания Вебера протестантизм со всем его волевым моральным и аскетическим пафосом. Это - светское христианство людей твердой морали, вынесших строгость христианской морали из монастырей в мир, созидание благополучия которого стало восприниматься как сверхзадача христианина. Кроме того, кальвинистская доктрина предопределения побуждала верующих демонстрировать свою богоизбранность в успешной предпринимательской деятельности, в умножении благ земных. Отсюда знаменитая трудовая этика протестантизма, в наибольшей степени развитая в кальвинизме (совр. реформатство). Важно также, что усердный труд стал цениться во всех сферах сам по себе, а не только по его результатам. Была важна именно волевая направленность. Труд стал пониматься как христианский долг, а вся жизнь как служение Высшему началу Христу. Осознавшие себя спасенными и освобожденными от греха Христом, благодарные христиане развили небывалую энергию творчества, что, по Веберу, и создало современное западное общество. Было преодолено аристотелевско-средневековое учение о том, что человеку не следует приобретать больше богатства, чем это необходимо для достойной жизни, что ему следует лишь достойно вписываться в универсум. Избыточность творческой энергии христиан, а не их корысть - вот что породило США (самый яркий пример), которые, в свою очередь, помогли послевоенным Германии, Японии, Ю.Корее и другим юго-восточным тиграм.

    Какое христианство лучше?

    Как такое оказалось возможным? Могут спросить: разве христианство не везде одинаково? Выясняется, что нет. Самые развитые страны протестантские, менее развитые католические, еще менее православные. Вера тесно связана с мировоззрением, которое определяет весь стиль жизни. Какова вера такова и жизнь. Согласно М.Веберу на Западе произошло удивительное сочетание традиционных библейских этических ценностей с культурой рационального продумывания проблем, что породило социальные действия, направленные на формирования общего блага. Рациональная методология была известна и в других странах, основные этические заповеди мировых религий примерно одинаковы, но в Западном христианстве были две важные особенности: иное понимание личности (более персоналистическое отсюда права человека) и иной тип рациональности (более универсальный). Это благоприятное сочетание и создало на библейской основе знаменитую протестантскую этику.

    У католиков есть уважение к личности, сотворенной по образу и подобию Божию, есть универсальная рационализация (философия неотомизма), есть изощренная правовая и прочая культура, но осталась психология гармонического вписывания в универсум, что недостаточно побуждало к творческой избыточности. Католические монастыри дали Европе университеты и много ученых. Следует сказать, что современные католики многому научились у протестантов, провели мягкую реформацию на Втором Ватиканском Соборе (1962-65), развили социальную доктрину.

    Тяжелее всего ситуация у православия: рациональная методология отсутствует (вместе с соответствующей философией), богословских факультетов в российских университетах не было, концепции социального действия (термин М.Вебера) также нет. Библейские ценности, таким образом, повисают в воздухе, их хватает в лучшем случае на личную аскезу, которая со светским трудом (в миру) никак не связана.

    РПЦ в 2000г. приняла Социальную доктрину, где содержится немало правильных фраз, но не хватает механизма, который привел бы эту доктрину в действие. Видно одних деклараций недостаточно, чтобы от созерцательного типа духовности перейти к деятельному. Труднее всего найти религиозную мотивацию для светской деятельности. В православных монастырях трудовая этика часто не уступает протестантской. Но вся проблема в том, чтобы и светскую работу понимать как призвание от Бога.

    Россия занимает почти первое место в мире не только по убийствам и абортам, что тоже является убийством, но и по атеизму своего населения. Человек единственное существо, способное поднимать свой взор к небу. Он сотворен по образу и подобию Бога. Это значит, что он наделен свободной волей, разумом, стремлением к добру. Человек несет ответственность за творение, т.е. за окружающую его среду. Если он себя осознает в таком качестве, то создаст и трудовую этику и благоустроит мир вокруг себя.

    Итак, материализм как социальная философия ведет к обнищанию. Идеализм в форме протестантизма ведет ко всяческому процветанию. Конечно, христианство это более чем идеализм. С философской точки зрения это персонифицированный идеализм, это и новая укрепляющая людей благодать. Но и того, что сказано, мне кажется, достаточно, чтобы задуматься о роли религиозного фактора в истории.

    игумен Вениамин (Новик)
    St Petersburg

    Pentecostal Evangelical Сhurch

  • tulack
    Витиран

    • 01 February 2004
    • 3325

    #2
    Совершенно согласен с автором. Во всех бедах России виновато православие, а промышленный рост в протестантских странах связан именно с протестантизмом. Потомучто когда спасение у тебя в кармане остается думать только о набитии живота. Как сказал один священик для того что бы вырастить красивый газон перед домом, надо сначала Христа продать. В православных же странах люди думали в первую очередь о спасении, а там хоть трава не расти.

    Комментарий

    • VAlex
      Статус

      • 06 January 2005
      • 2687

      #3
      Сообщение от tulack
      Совершенно согласен с автором. Во всех бедах России виновато православие, а промышленный рост в протестантских странах связан именно с протестантизмом. Потомучто когда спасение у тебя в кармане остается думать только о набитии живота. Как сказал один священик для того что бы вырастить красивый газон перед домом, надо сначала Христа продать. В православных же странах люди думали в первую очередь о спасении, а там хоть трава не расти.
      А если по существу? Автор показал конкретную зависимость, вы же просто облили его грязью. Сейчас запад очень быстро теряет все что получил, к сожалению когда денег много люди уходят в сторону, а насчет того о чем думали и думает большинство в православных храмах ( в протестантских все же распределение немного получше) я лучше промолчу.
      // Никто ни в чем не может быть уверен и каждый новый день как дар Творца.
      Мои стихи и созерцания- http://www.4oru.org/slovo.0.0.VAlex.html
      Киевский подростковый клуб "Перевал" палаточные лагеря, походы, семинары.

      Комментарий

      Обработка...