Петр и Иоанн были схвачены вечером в притворе Соломоновом за проповедь о Христе. На утро собрался суд:
Деян 4:5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, 6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; 7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
Суд начался с обычного допроса для выяснения обстоятельств дела. Проповедь Иисуса не была нарушением закона, но вот к чуду можно был бы докопаться. И если оно сделано силами языческих богов или магии, то можно было бы им пришить Моисея.
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им:
Эта ремарка об исполнении Духа Святого важна. Иисус как-то говорил ученикам, что их определенно поведут к начальствам и властям, но им не следует бояться, ибо Дух Святой будет говорить через них. Конечно, галилейский рыбак определенно боялся и смущался старейшин и книжников. И вряд ли умел себя хоть как-то защитить, ибо риторике был необучен. И ученым книжникам было легко его запутать и повесить в принципе любую вину.
Но как Петр почувствовал исполнение Святым Духом, то набрался смелости и открыл уста. Послушаем сначала его речь, а потом проанализируем.
Начальники народа и старейшины Израильские! 9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, 10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. 11 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, 12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. 13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись.
Начнем с реакции слушателей. Они удивились, как это простой и невежда в Писании человек так грамотно строить свою защиту?
Давайте посмотрим, как Петр сроит свою защиту.
Уточнение отношений. Петр утверждает словом, что тому человеку они не сделали никакого вреда. Исключительно доброе дело и что он фактически полностью исцелен. То есть он отводит от себя возможный иск о причиненном вреде.
Далее он приводит тезис о том, каким именем они это сделали. Это именно тезис утверждение, которое наверняка будет оспорено противоположной стороной. Обоснование этого тезиса будет происходить индуктивным методом. То есть прямо узнать имя того, чьей силой было сделано чудо, нет возможности ни у судей, ни у нас с вами. Иисус как свидетель, явно вряд ли явится по повестке. Вот почему индукция.
Итак, сначала Имя: Это Иисус Назарянин, Мессия, известный всем вам и народу, ибо вы Его и распяли. Он это сделал.
Теперь аргументы к этому тезису о Иисусе, как творцу чуда.
Аргумент первый: ссылка на Писания: Он есть камень, отверженный строителями Это цитата из Псалма должна быть известно книжникам. Это не просто цитата. Это Слово Бога, которое в это время исполняется! Священники и книжники действительно отвергли Иисуса как Христа, и вот этим чудом Иисус становится главою угла, то есть всего дома Божьего - Израиля. Хорошо бы нам иметь такие аргументы из Писания, которое не просто написаны, но исполняются так, что многим это видно.
Важное следствие из того, что Иисус стал во главу угла:
12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
С первой частью довольно сложно спорить. Ибо связь исполняющегося пророчества и известных всем фактов поразительна. Довольно трудно возразить на такую связь. Ибо факты железные. И общеизвестные. И мы сами отвергли, как строители многоразличной благодати в богоспасаемом Израиле, и инвалид детства совершенно здоров. Возражать, что это просто совпадение или факты собраны тенденциозно, опасно, видя перед собой такого подкованного в риторике человека. А вдруг отобьется, кто знает, какие ещё аргументы у него в рукаве?
Стих 12 есть компиляция из ряда Ветхозаветных стихов - (Пс.9:11 Пс.51:11 и особенно
Соф.3:12 Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне.) - такая, которую может сделать только весьма подготовленный книжник. И эта же фраза в настоящем времени есть евангелие Иисуса Христа. Как есть.
Тут книжники видят перед собой хорошего книжника, не только умеющего находить цитаты, но и могущий делать богословские выводы. И не верят глазам своим, видя как раз тех, о которых некогда писал пророк Софония: простые и смиренные галилеяне.
Что делать? Вступать в спор? Завалить их крючкотворством как мы тут умеем? А ведь они были с Иисусом, а перед Тем кто из нас смог устоять? Видно от Иисуса научились
Стали думать. Лука приводит то, что мучает их. А именно главный и неоспоримый аргумент Петра. Это именно тот бывший инвалид. Это настоящий аргумент, ибо весь народ знает, что он исцелен от того, что невозможно исцелить никак иначе. Можно в принципе оспорить имена и силы, как и у Христа пытались оспорить, обвиняя Его в связях с сатаной, но человека этого, как и того Лазаря, никак обойти не можем. А оказаться лукавыми в глазах народа тоже не хочется
Какой основной инструмент у власти в подобных случаях? Когда явный вред не обнаружен. А очень хочется... Правильно, запретить.
Но тут Петр заявляет позицию. В малом позицией можно назвать тезис и аргументы, и все это у Петра есть. Если бы они, выслушав запрет духовных властей, просто ушли бы с облегчением куда подальше, то и согласились бы. И, нарушив, оказались бы потом преступниками по административной части. А это навлекало бы тень нечестия на все Царство Божье. Не приведи Господи!
Позиция Петра проста: мы на стороне Бога, и что Богу человеческие запреты?
Но выражает он свою позицию дипломатически с помощью риторического вопроса:
9 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? 20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
Петр усиливает свою позицию тем, что они (и ещё многие!) являются свидетелями! А никакой суд не вправе затыкать рты свидетелям. Оценивать, отвергать их свидетельства сколько угодно. Но чтобы вот так, рты затыкать? Впрочем, нечестивому суду и это совесть не мутит, если и кровь Иисуса их не замутила до горечи. Но вот дело приняло общественную огласку, и народ в один голос славит Бога, то есть люди считают это чудо Божьим.
Да, тогда неправедные суды явно не могли пренебрегать «что люди скажут». Потому и Пилат мыл правосудию руки, как общественность евреев кричала «распни!».
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее. 22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Итак, не нашли возможности наказать возмутителей «соборности». Лука приводит ещё одну возможную зацепку обвинителей признать главного свидетеля ненадежным. Но, исцеленному было больше сорока лет! К личности прицепиться невозможно. Вполне дееспособный гражданин. Совершенно здоров визуально и не дурак. Не подкатишь.
На том и разошлись.
Но запрет никуда не делся. Он не был отменен, даже под страхом противления Богу. Как бы на авось. Авось эти испугаются и не придется потом самим отвечать.
Церковь это понимала. Испуг власти духовной это не шуточки. Сколько людей предавали Христа из-за таких страхов, сколько затыкало свои рты свидетельства. И Евангелия о таких пишут не зря, ибо отлучение от синагоги это крест на всей жизни в Израиле.
Потому Церковь и обратилась к Богу. Их совместная молитва это, прежде всего, их общее решение не сворачивать благовестие Царства Небесного. Не уход в подполье, в монастырь, куда еще... И никто не ушел на крайнюю хату. Впечатляет. Как эта юная ещё Церковь так дорожила честью Иисуса и Его Царства! Как можно Христа сделать сообщником греха? Это просто невозможно!
Гал 2:17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. 18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
Таково было исповедание юной Церкви.Несмотря на ошибки и падения.И никаких "Да, конечно, но понимаешь ли, Петр..., - сказал бы первосвященник и... Петр согласился бы...
Деян 4:5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, 6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; 7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
Суд начался с обычного допроса для выяснения обстоятельств дела. Проповедь Иисуса не была нарушением закона, но вот к чуду можно был бы докопаться. И если оно сделано силами языческих богов или магии, то можно было бы им пришить Моисея.
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им:
Эта ремарка об исполнении Духа Святого важна. Иисус как-то говорил ученикам, что их определенно поведут к начальствам и властям, но им не следует бояться, ибо Дух Святой будет говорить через них. Конечно, галилейский рыбак определенно боялся и смущался старейшин и книжников. И вряд ли умел себя хоть как-то защитить, ибо риторике был необучен. И ученым книжникам было легко его запутать и повесить в принципе любую вину.
Но как Петр почувствовал исполнение Святым Духом, то набрался смелости и открыл уста. Послушаем сначала его речь, а потом проанализируем.
Начальники народа и старейшины Израильские! 9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, 10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. 11 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, 12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. 13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись.
Начнем с реакции слушателей. Они удивились, как это простой и невежда в Писании человек так грамотно строить свою защиту?
Давайте посмотрим, как Петр сроит свою защиту.
Уточнение отношений. Петр утверждает словом, что тому человеку они не сделали никакого вреда. Исключительно доброе дело и что он фактически полностью исцелен. То есть он отводит от себя возможный иск о причиненном вреде.
Далее он приводит тезис о том, каким именем они это сделали. Это именно тезис утверждение, которое наверняка будет оспорено противоположной стороной. Обоснование этого тезиса будет происходить индуктивным методом. То есть прямо узнать имя того, чьей силой было сделано чудо, нет возможности ни у судей, ни у нас с вами. Иисус как свидетель, явно вряд ли явится по повестке. Вот почему индукция.
Итак, сначала Имя: Это Иисус Назарянин, Мессия, известный всем вам и народу, ибо вы Его и распяли. Он это сделал.
Теперь аргументы к этому тезису о Иисусе, как творцу чуда.
Аргумент первый: ссылка на Писания: Он есть камень, отверженный строителями Это цитата из Псалма должна быть известно книжникам. Это не просто цитата. Это Слово Бога, которое в это время исполняется! Священники и книжники действительно отвергли Иисуса как Христа, и вот этим чудом Иисус становится главою угла, то есть всего дома Божьего - Израиля. Хорошо бы нам иметь такие аргументы из Писания, которое не просто написаны, но исполняются так, что многим это видно.
Важное следствие из того, что Иисус стал во главу угла:
12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
С первой частью довольно сложно спорить. Ибо связь исполняющегося пророчества и известных всем фактов поразительна. Довольно трудно возразить на такую связь. Ибо факты железные. И общеизвестные. И мы сами отвергли, как строители многоразличной благодати в богоспасаемом Израиле, и инвалид детства совершенно здоров. Возражать, что это просто совпадение или факты собраны тенденциозно, опасно, видя перед собой такого подкованного в риторике человека. А вдруг отобьется, кто знает, какие ещё аргументы у него в рукаве?
Стих 12 есть компиляция из ряда Ветхозаветных стихов - (Пс.9:11 Пс.51:11 и особенно
Соф.3:12 Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне.) - такая, которую может сделать только весьма подготовленный книжник. И эта же фраза в настоящем времени есть евангелие Иисуса Христа. Как есть.
Тут книжники видят перед собой хорошего книжника, не только умеющего находить цитаты, но и могущий делать богословские выводы. И не верят глазам своим, видя как раз тех, о которых некогда писал пророк Софония: простые и смиренные галилеяне.
Что делать? Вступать в спор? Завалить их крючкотворством как мы тут умеем? А ведь они были с Иисусом, а перед Тем кто из нас смог устоять? Видно от Иисуса научились
Стали думать. Лука приводит то, что мучает их. А именно главный и неоспоримый аргумент Петра. Это именно тот бывший инвалид. Это настоящий аргумент, ибо весь народ знает, что он исцелен от того, что невозможно исцелить никак иначе. Можно в принципе оспорить имена и силы, как и у Христа пытались оспорить, обвиняя Его в связях с сатаной, но человека этого, как и того Лазаря, никак обойти не можем. А оказаться лукавыми в глазах народа тоже не хочется
Какой основной инструмент у власти в подобных случаях? Когда явный вред не обнаружен. А очень хочется... Правильно, запретить.
Но тут Петр заявляет позицию. В малом позицией можно назвать тезис и аргументы, и все это у Петра есть. Если бы они, выслушав запрет духовных властей, просто ушли бы с облегчением куда подальше, то и согласились бы. И, нарушив, оказались бы потом преступниками по административной части. А это навлекало бы тень нечестия на все Царство Божье. Не приведи Господи!
Позиция Петра проста: мы на стороне Бога, и что Богу человеческие запреты?
Но выражает он свою позицию дипломатически с помощью риторического вопроса:
9 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? 20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
Петр усиливает свою позицию тем, что они (и ещё многие!) являются свидетелями! А никакой суд не вправе затыкать рты свидетелям. Оценивать, отвергать их свидетельства сколько угодно. Но чтобы вот так, рты затыкать? Впрочем, нечестивому суду и это совесть не мутит, если и кровь Иисуса их не замутила до горечи. Но вот дело приняло общественную огласку, и народ в один голос славит Бога, то есть люди считают это чудо Божьим.
Да, тогда неправедные суды явно не могли пренебрегать «что люди скажут». Потому и Пилат мыл правосудию руки, как общественность евреев кричала «распни!».
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее. 22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Итак, не нашли возможности наказать возмутителей «соборности». Лука приводит ещё одну возможную зацепку обвинителей признать главного свидетеля ненадежным. Но, исцеленному было больше сорока лет! К личности прицепиться невозможно. Вполне дееспособный гражданин. Совершенно здоров визуально и не дурак. Не подкатишь.
На том и разошлись.
Но запрет никуда не делся. Он не был отменен, даже под страхом противления Богу. Как бы на авось. Авось эти испугаются и не придется потом самим отвечать.
Церковь это понимала. Испуг власти духовной это не шуточки. Сколько людей предавали Христа из-за таких страхов, сколько затыкало свои рты свидетельства. И Евангелия о таких пишут не зря, ибо отлучение от синагоги это крест на всей жизни в Израиле.
Потому Церковь и обратилась к Богу. Их совместная молитва это, прежде всего, их общее решение не сворачивать благовестие Царства Небесного. Не уход в подполье, в монастырь, куда еще... И никто не ушел на крайнюю хату. Впечатляет. Как эта юная ещё Церковь так дорожила честью Иисуса и Его Царства! Как можно Христа сделать сообщником греха? Это просто невозможно!
Гал 2:17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. 18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
Таково было исповедание юной Церкви.Несмотря на ошибки и падения.И никаких "Да, конечно, но понимаешь ли, Петр..., - сказал бы первосвященник и... Петр согласился бы...