Распятие
Когда Пилат, допрашивая, спросил Иисуса: "Итак, ты царь?", Иисус ответил: "Ты говоришь, что я царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто от истины, слушает голос мой." Тогда Пилат спросил: "Что есть истина?" (Ин. 18,37 и 38). В четырёх Евангелиях Нового Завета на этот вопрос нет ответа. Но мы находим ответ в Евангелие Никодима (III,2)': "Тут ответил ему Иисус, что истина происходит из неба. И Пилат: Разве на земле нет истины? На что Иисус Пилату: «Ты ведь видишь, как над теми, кто говорит правду, вершат суд власть имущие.» Это было неминуемое следствие, что Иисус, пришедший из Истины, в своей земной жизни неизбежно должен был разоблачать врагов истины, которых главным образом можно было найти среди господствующего слоя священников во главе с первосвященником Каиафом. Они не хотели смириться с тем, что Иисус наполнил Моисеев закон новым духом и оказывал все большее влияние на народ. Этим он угрожал их власти и их авторитету.
Недоверие и призрение, которое они проявляли по отношению к Носителю Истины, превратилось со временем в открытую вражду и смертельную ненависть. Попытавшись в начале предоставить его в сомнительном свете с помощью коварных и хитроумных вопросов, они потребовали вскоре его земного уничтожения.
Каиафа вынес смертельный приговор Иисусу словами: «Нам лучше, чтобы один человек умер за народ, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11,50) Ибо, «с этого дня положили они убить его» Ин (11.53) Нужно было лишь найти еще законное обоснование, которое вскоре представилось.
Благодаря своему предательству Иуда облегчил заранее задуманный арест Иисуса. Когда последний объявил себя Сыном Божьим перед Высшим Советом, они приговорили его как богохульника к смерти согласно букве своего закона и передали его тогдашнему правителю (прокуратору) римской претории Понтию Пилату, поскольку сами не могли выносить смертные приговоры. (Ин. 18,31) Высший Совет однако не мог использовать свой собственный приговор о том, что Иисус богохульник, так как Пилат не признавал их религиозных споров. Поэтому они должны были вести процесс дальше на политическом уровне, чтобы добиться осуждения по римскому праву, которое, в частности, гласило, что преступление против кесаря должно караться смертью.
Поэтому Иисуса представили Пилату как мятежника и бунтовщика, который восстал против кесаря, хотя им было точно известно, что именно Иисус учил: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу." (Лк. 20,25) Пилат не нашёл никакой вины Иисуса, тем более что последний ответил ему: «Царствие мое не из мира сего» ( Ин, 18, 36).
Пилат считал Иисуса безобидным и несколько раз пытался отпустить его. Но тогда Иудейские вожди стали угрожать: "Если отпустишь его, то ты больше не друг кесарю; Ибо всякий, делающий себя царем, противник кесарю" (Ин. 1 9, 12). Это сыграло решающую роль, так как лишиться дружбы кесаря Пилат не хотел. Этим он ставил на карту всю свою профессиональную карьеру, ибо "друг кесаря" означал почётный титул, а потеря этого титула вела к серьёзным последствиям.
Пилат уступил угрозам, хотя жена предостерегала его ещё в последнюю минуту: "Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него" (Мф. 27,19). Так приговорил он Иисуса к смерти на кресте и умыл свои руки перед народом, чтобы показать, что он считает Иисуса невиновным. В ответ на его слова "Невиновен я в крови Праведника Сего" толпа вместе с её ослеплёнными вождями прокричала в ответ: «Кровь Его на нас и на детях наших!» - ужасное проклятие самим себе, которым были прокляты даже будущие поколения. (Мф. 27,24 и 25)
Так "осанна", которой толпа в ликовании приветствовала Иисуса, входящего в Иерусалим, спустя некоторое время превратилась в оскорбления, насмешки и в конце концов в требование: "Распни Его!" Кто из злодеев мог тогда предположить, что четыре десятилетия спустя Иерусалим вместе с храмом будет полностью разрушен римским полководцем Титом. Согласно преданию тогда были распяты тысячи евреев. Посещая Иерусалим в последний раз, Иисус, увидев город, говорил о его разрушении, как гласит Евангелие от Луки: "И (враги твои) не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего" (Лк. 19,44), т.е. времени, когда Сын Божий находился в твоих стенах.©
Комментарий