Данный рассказ навеян темой «Венчание». Хотелось бы, чтобы меня правильно поняли я не имею ни малейшего желания кого-то в чем-то переубеждать и прекрасно понимаю, что это невозможно любая система взглядов на этот мир воспринимается лишь в той степени, в которой человек в этой системе нуждается, если его взгляды его удовлетворяют, то ничто другое и не будет принято. Можно рассматривать этот рассказ просто как попытку поделиться своим мнением.
Скорее всего Сократ никогда в своей жизни не читал Библии и уж наверняка не видил христиан. Но если бы они все-таки встретелись, то уверен им было бы о чем поговорить. Великий философ наверняка заинтерисовался человеком, который утверждает, что знает Истину
Софол, Сократ, Аристип
Софол. Похоже, что мы с тобой, Аристип, зашли в тупик и сейчас уже не убеждаем друг друга в чем-то, а просто высказываем свои мнения разными словами. Тут нужен свежий взгляд. Хотя, смотри вот идет Сократ, не поможет ли он нам разобраться?
Аристип. Чтож, давай, спросим.
Софол. Здравствуй, Сократ,
Сократ. Приветсвую вас, Софол и Аристип.
Софол. Сократ, все знают тебя, как мудреца. Не поможешь ли ты нам разобраться в споре, который у нас возник?
Сократ. Ну, до мудреца мне уж явно далеко. Но вас все равно с удовольствием послушаю.
Софол. Ты знаешь Аристип христианин и скоро собирается жениться. А я ему говорю, что это грех, когда муж входит к жене, даже если они и соединены узами брака. Он же мне приводит цитаты из Библии, что будто это грехом не является. Вот и хотелось бы услышать твое мнение.
Сократ. Для начала я хотел бы послушать Аристипа каковы его доводы.
Аристип. Благословенный Апостол Павел в своем 1-ом послании к Коринфянам пишет, что «если женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит». Вот поэтому я и считаю, что грехом это не является.
Сократ. Но ведь не забывай, мой друг, что в своих посланиях Апостол Павел пишет, что девственникам хорошо остваться девственниками и что девица, оставаясь девицей будет блаженнее, чем если выйдет замуж, а также, что выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а невыдающий - лучше. Вот я и хочу тебя попросить растолкуй мне, пожалуйста, чем же лучше оставаться девственником, если и на девственнике, и на том, кто в браке живет со своей женой греха нет.
Аристип. Мне нет надобности тебе что-то растолковывать. Апостол Павел все это уже сделал. Он пишет, что женатый думает о том, как угодить жене, а неженатый как угодить Богу. Вот и вся разница.
Сократ. Хорошо. Спрошу у тебя по-другому. Вот скажи мне. Живут, скажем женатый и неженатый. Оба они правденые христиане, только один живет с женой, а второй без. Оба ли они после смерти будут в раю?
Аристип. (несколько неохотно). Нет ни одного праведника все согрешили.
Сократ. Хорошо. Спрошу тогда вот как. Да, оба они грешат, но оба они совершенно искренне покаялись. Только вот женатый раскаялся во всех своих грехах, кроме того, что жил он со своей женой (а это то вобщем и не грех, как ты говорил, значит и раскаиваться не в чем). Вот я и спрашиваю, попадут ли оба в рай, или кто-то все-таки попадет в ад?
Аристип. Да, я думаю, что оба попадут в рай.
Сократ. Тогда ты мне еще вот что растолкуй. А в раю все ли души равны будут, или кто-то выше, кто-то ниже?
Аристип. Что ты имеешь ввиду?
Сократ. Ну, к примеру, кто-то ближе будет к Богу, а кто-то дальше. Иными словами все будут одинаково счастилвы, или будут все-таки более счастливые и менее счастливые?
Аристип. А, ну, если так, то, конечно, все будут равны. Все будут одинаково счастилвы.
Сократ. А если они будут все равны, то вот я и хочу спросить, чем же лучше девственнику, раз оба в конечном счете попадают в рай?
Аристип. Павел пишет, что женатые имеют «скорбь по плоти». Этим им и хуже.
Сократ. Снова я не понимаю, мой милый Аристип. Как известно страдание пришло в мир в результате греха. Где нет греха, там нет и страдания. Так?
Аристип. Так.
Сократ. Но ведь жить с женой, как говорил нам Павел это не грех. Так почему же тогда живущий с женой будет иметь «скорбь по плоти»?
Аристип. Понимаешь, Сократ, с приходом греха в мир пришло «страдание вообще» и уже невозможно его избежать, раз ты живешь в этом мире, в котором есть грех. Только с уходом мира от греха навсегда погибнет страдание. Поэтому, к сожалению, пока что страдает и тот, кто грешит, и тот, кто не грешит, а также всякие твари тоже испытывают боль и страдают, хотя, скорее всего и не делают ничего такого, за что должны были бы расплачиваться.
Сократ. Все это правильно. Только вот почему же неженатый, который точно так же живет в этом мире греха не испытывает «скорби по плоти»?
Аристип. Павел пишет, что у каждого свой путь. Одним Господь определил оставаться девственниками и девицами, другим вступать в брак.
Сократ. Да, но при этом он пишет, что девица будет блаженнее, если останется так. То есть, ее душа будет как бы совершенне, чем если она вступит в брак. И что же тогда получится - в раю будут как более совершенные души, так и менее?
Аристип. Нет, Господь может все души сделать одинаково совершенными.
Сократ. Это сомнения не вызывает, да вот захочет ли? Не любит Он нарушать свободу выбора, а тут уж как бы силком в рай тянут. Да и странно как-то получается. С одной стороны, жить с женой это и не грех, а с другой все-таки такой человек будет менее блаженный, чем тот, кто жену не берет и его душу надо еще как-то исправлять.
Софол. Сократ, если ты считаешь, что Аристип попал в тупик, то скажи нам свое мнение. Возможно, Аристип подумает и попозже что-то тебе возразит.
Сократ. А мое мнение тут вот какое. Я думаю, что на самом деле никакого греха вообще нет. Есть только путь к совершенству (к Богу). Для Бога важно, чтобы человек совершенствовался. А если не может совершенствоваться, то чтобы хотя бы не деградировал. Лучше, чтобы человек хотя бы немного продвигался к совершенству, чем шел бы в противоположном направлении. Поэтому все, что отдаляет человека от совершенства и названо грехом, и даже за это обещаны страшные муки, чтобы только удержать человека от пути деградации, а к ней ведет убийство, воровство и т.д. Точно так же и тут. Если человек девственник, то лучше ему оставаться таким, поскольку не привязываясь к материальным наслаждениям он духовно растет, но если не может, то лучше взять жену и жить с ней. Это несравненно лучше, чем блудить. То есть тут человек выбирает из двух зол меньшее, но меньшее зло это все равно не добро. Поступая так человек все-равно далек от гармонии, а дисгармония сама собой пораждает страдания, отсюда и «скорбь по плоти».
Аристип. А как же человек может совершенствоваться? Ты же не станешь отрицать, что только единицы достигают этого «совершенства»? Так что же с остальными будет после смерти? Все в ад?
Сократ. Это если душе дается одно тело. А если нет? А если душа пребывает на земле до тех пор, пока не достигнит высшего совершенства и уже только после этого попадает в рай.
Аристип. То есть ты хочешь сказать, что веришь в переселение душ? Это полный бред!
Сократ. Вот уж не пойму, к чему столь трепетное отношение к телу? Что есть тело, как не форма? Сегодня оно есть, а завтра умрет и разложится и его уже не будет. А душа останется бессмертная, вечная, но не достигшая соврешенства, а значит не готовая еще к вхождению в рай. Почему бы ее просто не облечь в другую форму и не позволить продолжить этот путь совершенства?
Аристип. То есть и ада по-твоему нет?
Сократ. Смотря что ты понимаешь под адом. Если место, где «любящий Господь» мучает грешников, то не думаю, что он есть. Подумай сам зачем ему их мучать? Просто так? Мучение ради мучения называется садизмом и к Господу Богу это уж точно не имеет никакого отношения. Он может мучать, чтобы помочь человеку в его совершенстве. Бывает ведь так, что человек как бы замыкается, привязывается к чему то в этом мире и его духовное развитие прекращается. Господь может ему напомнить, что на самом деле то, к чему он привязался ничто иное, как форма, которая сегодня есть, а завтра исчезнет. Потеряв это что-то человек испытывает неудовлетворенность своим прежним мировозрением. Он начинает искать, познавать, а с познанием приходит мудрость, а с мудростью - духовное совершенство. Тут понятно, для чего Господь решил доставить человеку боль для того, чтобы показать ему несостоятельность той истины, которую этот человек в себе выработал, чтобы заставить искать другую истину, более приближенную к Великой Истине, которой есть Бог. Но для этой цели прекрасно подходит земля. А мучать просто так Не думаю, что это доставит Ему удовольствие
Софол. Благодарю тебя, Сократ. Беседы с тобой всегда приносят много пищи для моего разума. Но, прзинаюсь, что мне уже давно пора идти.
Сократ. Да и меня уже давно ждут в другом месте. Прщай, Аристип, прощай Софол.
Софол, Аристип. Прощай, Сократ.
Диалог Сократа с христианином
Скорее всего Сократ никогда в своей жизни не читал Библии и уж наверняка не видил христиан. Но если бы они все-таки встретелись, то уверен им было бы о чем поговорить. Великий философ наверняка заинтерисовался человеком, который утверждает, что знает Истину
Софол, Сократ, Аристип
Софол. Похоже, что мы с тобой, Аристип, зашли в тупик и сейчас уже не убеждаем друг друга в чем-то, а просто высказываем свои мнения разными словами. Тут нужен свежий взгляд. Хотя, смотри вот идет Сократ, не поможет ли он нам разобраться?
Аристип. Чтож, давай, спросим.
Софол. Здравствуй, Сократ,
Сократ. Приветсвую вас, Софол и Аристип.
Софол. Сократ, все знают тебя, как мудреца. Не поможешь ли ты нам разобраться в споре, который у нас возник?
Сократ. Ну, до мудреца мне уж явно далеко. Но вас все равно с удовольствием послушаю.
Софол. Ты знаешь Аристип христианин и скоро собирается жениться. А я ему говорю, что это грех, когда муж входит к жене, даже если они и соединены узами брака. Он же мне приводит цитаты из Библии, что будто это грехом не является. Вот и хотелось бы услышать твое мнение.
Сократ. Для начала я хотел бы послушать Аристипа каковы его доводы.
Аристип. Благословенный Апостол Павел в своем 1-ом послании к Коринфянам пишет, что «если женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит». Вот поэтому я и считаю, что грехом это не является.
Сократ. Но ведь не забывай, мой друг, что в своих посланиях Апостол Павел пишет, что девственникам хорошо остваться девственниками и что девица, оставаясь девицей будет блаженнее, чем если выйдет замуж, а также, что выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а невыдающий - лучше. Вот я и хочу тебя попросить растолкуй мне, пожалуйста, чем же лучше оставаться девственником, если и на девственнике, и на том, кто в браке живет со своей женой греха нет.
Аристип. Мне нет надобности тебе что-то растолковывать. Апостол Павел все это уже сделал. Он пишет, что женатый думает о том, как угодить жене, а неженатый как угодить Богу. Вот и вся разница.
Сократ. Хорошо. Спрошу у тебя по-другому. Вот скажи мне. Живут, скажем женатый и неженатый. Оба они правденые христиане, только один живет с женой, а второй без. Оба ли они после смерти будут в раю?
Аристип. (несколько неохотно). Нет ни одного праведника все согрешили.
Сократ. Хорошо. Спрошу тогда вот как. Да, оба они грешат, но оба они совершенно искренне покаялись. Только вот женатый раскаялся во всех своих грехах, кроме того, что жил он со своей женой (а это то вобщем и не грех, как ты говорил, значит и раскаиваться не в чем). Вот я и спрашиваю, попадут ли оба в рай, или кто-то все-таки попадет в ад?
Аристип. Да, я думаю, что оба попадут в рай.
Сократ. Тогда ты мне еще вот что растолкуй. А в раю все ли души равны будут, или кто-то выше, кто-то ниже?
Аристип. Что ты имеешь ввиду?
Сократ. Ну, к примеру, кто-то ближе будет к Богу, а кто-то дальше. Иными словами все будут одинаково счастилвы, или будут все-таки более счастливые и менее счастливые?
Аристип. А, ну, если так, то, конечно, все будут равны. Все будут одинаково счастилвы.
Сократ. А если они будут все равны, то вот я и хочу спросить, чем же лучше девственнику, раз оба в конечном счете попадают в рай?
Аристип. Павел пишет, что женатые имеют «скорбь по плоти». Этим им и хуже.
Сократ. Снова я не понимаю, мой милый Аристип. Как известно страдание пришло в мир в результате греха. Где нет греха, там нет и страдания. Так?
Аристип. Так.
Сократ. Но ведь жить с женой, как говорил нам Павел это не грех. Так почему же тогда живущий с женой будет иметь «скорбь по плоти»?
Аристип. Понимаешь, Сократ, с приходом греха в мир пришло «страдание вообще» и уже невозможно его избежать, раз ты живешь в этом мире, в котором есть грех. Только с уходом мира от греха навсегда погибнет страдание. Поэтому, к сожалению, пока что страдает и тот, кто грешит, и тот, кто не грешит, а также всякие твари тоже испытывают боль и страдают, хотя, скорее всего и не делают ничего такого, за что должны были бы расплачиваться.
Сократ. Все это правильно. Только вот почему же неженатый, который точно так же живет в этом мире греха не испытывает «скорби по плоти»?
Аристип. Павел пишет, что у каждого свой путь. Одним Господь определил оставаться девственниками и девицами, другим вступать в брак.
Сократ. Да, но при этом он пишет, что девица будет блаженнее, если останется так. То есть, ее душа будет как бы совершенне, чем если она вступит в брак. И что же тогда получится - в раю будут как более совершенные души, так и менее?
Аристип. Нет, Господь может все души сделать одинаково совершенными.
Сократ. Это сомнения не вызывает, да вот захочет ли? Не любит Он нарушать свободу выбора, а тут уж как бы силком в рай тянут. Да и странно как-то получается. С одной стороны, жить с женой это и не грех, а с другой все-таки такой человек будет менее блаженный, чем тот, кто жену не берет и его душу надо еще как-то исправлять.
Софол. Сократ, если ты считаешь, что Аристип попал в тупик, то скажи нам свое мнение. Возможно, Аристип подумает и попозже что-то тебе возразит.
Сократ. А мое мнение тут вот какое. Я думаю, что на самом деле никакого греха вообще нет. Есть только путь к совершенству (к Богу). Для Бога важно, чтобы человек совершенствовался. А если не может совершенствоваться, то чтобы хотя бы не деградировал. Лучше, чтобы человек хотя бы немного продвигался к совершенству, чем шел бы в противоположном направлении. Поэтому все, что отдаляет человека от совершенства и названо грехом, и даже за это обещаны страшные муки, чтобы только удержать человека от пути деградации, а к ней ведет убийство, воровство и т.д. Точно так же и тут. Если человек девственник, то лучше ему оставаться таким, поскольку не привязываясь к материальным наслаждениям он духовно растет, но если не может, то лучше взять жену и жить с ней. Это несравненно лучше, чем блудить. То есть тут человек выбирает из двух зол меньшее, но меньшее зло это все равно не добро. Поступая так человек все-равно далек от гармонии, а дисгармония сама собой пораждает страдания, отсюда и «скорбь по плоти».
Аристип. А как же человек может совершенствоваться? Ты же не станешь отрицать, что только единицы достигают этого «совершенства»? Так что же с остальными будет после смерти? Все в ад?
Сократ. Это если душе дается одно тело. А если нет? А если душа пребывает на земле до тех пор, пока не достигнит высшего совершенства и уже только после этого попадает в рай.
Аристип. То есть ты хочешь сказать, что веришь в переселение душ? Это полный бред!
Сократ. Вот уж не пойму, к чему столь трепетное отношение к телу? Что есть тело, как не форма? Сегодня оно есть, а завтра умрет и разложится и его уже не будет. А душа останется бессмертная, вечная, но не достигшая соврешенства, а значит не готовая еще к вхождению в рай. Почему бы ее просто не облечь в другую форму и не позволить продолжить этот путь совершенства?
Аристип. То есть и ада по-твоему нет?
Сократ. Смотря что ты понимаешь под адом. Если место, где «любящий Господь» мучает грешников, то не думаю, что он есть. Подумай сам зачем ему их мучать? Просто так? Мучение ради мучения называется садизмом и к Господу Богу это уж точно не имеет никакого отношения. Он может мучать, чтобы помочь человеку в его совершенстве. Бывает ведь так, что человек как бы замыкается, привязывается к чему то в этом мире и его духовное развитие прекращается. Господь может ему напомнить, что на самом деле то, к чему он привязался ничто иное, как форма, которая сегодня есть, а завтра исчезнет. Потеряв это что-то человек испытывает неудовлетворенность своим прежним мировозрением. Он начинает искать, познавать, а с познанием приходит мудрость, а с мудростью - духовное совершенство. Тут понятно, для чего Господь решил доставить человеку боль для того, чтобы показать ему несостоятельность той истины, которую этот человек в себе выработал, чтобы заставить искать другую истину, более приближенную к Великой Истине, которой есть Бог. Но для этой цели прекрасно подходит земля. А мучать просто так Не думаю, что это доставит Ему удовольствие
Софол. Благодарю тебя, Сократ. Беседы с тобой всегда приносят много пищи для моего разума. Но, прзинаюсь, что мне уже давно пора идти.
Сократ. Да и меня уже давно ждут в другом месте. Прщай, Аристип, прощай Софол.
Софол, Аристип. Прощай, Сократ.
Комментарий